НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первомайского районного суда г. Омска (Омская область) от 29.04.2016 № 2А-3153/2016

Дело № 2а-3153/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 апреля 2016 года город Омск

Первомайский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Еленской Ю.А.

при секретаре Брух К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании действий Межрайонного отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Омской области незаконными, восстановлении транспортного средства на регистрационном учете,

У С Т А Н О В И Л:

датаФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании действий Межрайонного отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Омской области по аннулированию регистрационных действий незаконными.

В обоснование требований ссылается на то, что в отношении принадлежащего ей на праве собственности транспортного средства номер, дата года выпуска, идентификационный номер (VIN) номер, паспорт транспортного средства адрес, государственный регистрационный знак номер, незаконно были аннулированы регистрационные действия.

Указала, что дата получила уведомление от Межрайонного отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Омской области об аннулировании регистрационных действий в отношении данного транспортного средства в связи с тем, что сертификат соответствия номер, на основании которого был выдан паспорт транспортного средства, по данным Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, ФТС России и Федеральной службы по аккредитации, недействителен. Регистрационный документ – паспорт транспортного средства, а также регистрационные знаки внесены в розыскные учеты.

Просила также обязатьМежрайонный отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Омской области восстановить регистрационный учет транспортного средства номер, дата года выпуска, идентификационный номер (VIN) номер, паспорт транспортного средства адрес, государственный регистрационный знак номер.

Решением Первомайского районного суда г. Омска от дата требования ФИО1 были удовлетворены. Действия Межрайонного отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Омской области по аннулированию регистрационных действий в отношении транспортного средства номер, дата года выпуска, идентификационный номер (VIN) номер, паспорт транспортного средства адрес, государственный регистрационный знак номер признаны незаконными.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда решение Первомайского районного суда г. Омска от дата отменено, дело направлено в Первомайский районный суд города Омска на новое рассмотрение.

В судебное заседание заявитель ФИО1 не явилась, будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения судебного заседания, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель заявителя ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала выше названные требования, указала, что регистрационные действия на момент нового рассмотрения дела районным судом восстановлены.

Представитель УМВД России по Омской области пояснил, что действия МОТН и РАС ГИБДД по Омской области являются законными и обоснованными, поскольку все сертификаты, выданные ООО «МАГАДАН-ТЕСТ», были отозваны данным юридическим лицом в связи с выданным ему предписанием по результатам проверки, проведенной Росаккредитацией. Сертификат соответствия номер, на основании которого выдан паспорт транспортного средства адрес, также был отозван, а его действие прекращено по решению заявителя.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 (далее по тексту – Положение о ГИБДД), государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

Согласно п. 2 Положения об Управлении внутренних дел РФ по Омской области, утвержденного Приказом МВД России от 27.04.2011 года № 310, УСВД России по Омской области является территориальным органом МВД России на региональном уровне.

МОТН и РАС ГИБДД УМВД по Омской области, как уполномоченный орган и подразделение ГИБДД, непосредственно предоставляющий услуги ГИБДД УМВД по Омской области,выполняет обязанность Госавтоинспекции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в установленном законом порядке и вправе использовать информацию о действительности документов, являвшихся основанием для осуществления государственной регистрации транспортного средства, которая формируется иными органами государственной власти.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от «О безопасности дорожного движения»10.12.1995 года № 196-ФЗ (далее по тексту – Федерльный закон № 196-ФЗ)допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в частности осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, что следует из ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 196-ФЗ транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Приказом МВД России от 24.11.2008 года № 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту – Правила регистрации), а также Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.

Пунктом 3 Правил регистрации предусмотрены основания, при наличии которых не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами. Так, в частности, не подлежат регистрации и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.

По смыслу п. 51 Правил регистрации следует, что достаточным основанием для аннулирования регистрации транспортного средства является установление уполномоченным органом обстоятельств, указанных в п. 3 Правил регистрации, то естьтого, что при регистрации представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства РФ, или документы, содержащие недостоверную информацию, или того, что не представлены документы, подтверждающие проведение сертификации транспортного средства. При условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 года № 184-ФЗ орган сертификации выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

По смыслу положений Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 года № 184-ФЗ прекращение (приостановление) действия декларации о соответствии производится органом по сертификации на основании уведомления заявителя о прекращении(приостановлении) действия декларации в следующих случаях: существенные изменения в организационной структуре предприятия и его деятельности, изменения в технологических процессах производства продукции, изменении адреса организации, расширении или уменьшении ассортимента, в случае изменения требований нормативных документов, указанных в декларации о соответствии; техническая ошибка; в случае выявления Федеральными органами исполнительной власти несоответствия продукции установленным требованиям.

При этом Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 года № 184-ФЗ не разграничивает основания для прекращения и приостановления действия сертификата соответствия.

ПостановлениемГосстандарта РФ от 01.04.1998 года № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов», разработанного на основе Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 года № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» утвержден Порядок сертификации механических транспортных средств и прицепов, составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования (глава II).

По смыслу положений вышеназванных нормативно-правовых актов прекращение действия сертификатов обуславливается, в том числе выявлением нарушений при их выдаче, а равно вступлением в силу новых требований, другими основаниями.

В силу положений п. 3 постановления Гостандарта России «Об утверждении Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» от 01.04.1998 года № 19 датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления на него паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).

Согласно п. 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 года (далее по тексту – Положение о паспортах транспортных средств), выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).

То есть буквальное толкование п. 72 Положения о паспортах транспортных средств позволяет прийти к выводу о том, чтовыданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными или подложными, недействительными или необоснованно выданными, постольку, поскольку каждый из терминов несет свое смысловоезначение.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 на основании договора купли-продажи от дата, совершенного в простой письменной форме, было приобретено в собственность транспортное средство – автомобиль номер, дата года выпуска, китайского производства, государственный регистрационный знак номер с массой без нагрузки 16 600 кг.

дата автомобиль номер с идентификационным номером(VIN) номер был поставлен на регистрационный учёт вМОТН и РАС ГИБДД полиции УМВД России по Омской области, что подтверждается паспортом транспортного средства (л.д. 9-10, 18-19).

При совершении регистрационных действий, связанных с постановкой на учет транспортного средства, регистрирующему органу были представлены все необходимые документы, в том числе паспорт транспортного средства, который был выдан дата на основании сертификата соответствия С-CN.АВ23.А.05492, заявителю выдано свидетельство о регистрации транспортного средства ХМ 156711 (л.д. 9-10, 18-19).

Начальником МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по Омской области в адрес ФИО1 направлено письмо от датаномер, в котором сообщалось, что на основании информации полученной из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), ФТС России и Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) сертификат номер, на основании которого выдан паспорт транспортного средства адрес, недействителен. В соответствии с пунктом 72 Положения о паспортах транспортных средств паспорт транспортного средства признан недействительным (л.д. 7, 20).

Из материалов дела также следует, что основанием для аннулирования регистрации, в том числе транспортного средства, принадлежащего ФИО1, послужило указание Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России от 17.03.2015 года № 13/4-1652 «О проведении проверочных мероприятий» и подготовленное на его основании Указание УГИБДД ГУВД по Омской области. Данные указания были даны в связи с информацией, поступившей из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), ФТС России и Федеральной службы по аккредитации (Россаккредитация) о решении органов по сертификации об отмене действия сертификатов соответствия.

В соответствии с указанием Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России подразделение ГИБДД по Омской области проведены проверочные мероприятия, направленные на сверку базы данных зарегистрированных транспортных средств, с целью установления фактов регистрации автомобилей с нарушением требований законодательства.

Согласно общедоступным сведениям Единого реестра сертификатов соответствия, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации «Росаккредитация» http://fsa.gov.ru, действие сертификата соответствия номер от дата было прекращено по решению заявителя от дата, то есть досрочно.

При этом в силу п. 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 года № 845, Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по формированию Единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

Согласно п. 2.1 главы II постановления Госстандарта РФ от 01.04.1998 года № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» сведения о выданных органом по сертификации сертификатах соответствия заносятся в единый реестр Системы сертификации ГОСТ Р. Зарегистрированный органом по сертификации сертификат соответствия выдается заявителю, копии сертификатов соответствия хранятся в органе по сертификации.

Представитель ФИО1 в судебном заседании не оспаривала факт прекращения действия сертификата соответствия.

На основании названных указаний Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Межрайонным отделом технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Омской области было принято решение о признании недействительным паспорта транспортного средства и прекращении (аннулировании) регистрационного учета в соответствии с п. 72 Положения о паспортах транспортных средств, согласно которому выданный ПТС признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).

Поскольку при изложенных выше обстоятельствах, сертификат соответствия признан Федеральной службой по аккредитации (Россаккредитация) прекращенным по заявлению органа сертификации, постольку указанная в представленном паспорте транспортного средства информация о сертификате соответствия, на основании которого выдан паспорт транспортного средства, является недействительной.

Следовательно, паспорт транспортного средства адрес на автомобиль номер с идентификационным номером (VIN) номер, выданный Благовещенским таможенным постом дата на основании сертификата соответствия номер, признан недействительнымобоснованно.

Несмотря на то, что обстоятельства прекращения действия сертификата соответствия номер, выданного дата возникли независимо от воли собственника автомобиля транспортного средства,действия МОТН и РАС ГИБДД полиции УМВД России по Омской области являются законными.

Обращаясь к вопросу о защите права собственности лиц, лишенных возможности пользоваться и распоряжаться своим имуществом в связи с ограничениями, возлагаемыми на них как собственников федеральным законом, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующие правовые позиции.

Осуществляя регулирование права собственности и связанных с ним отношений по владению, пользованию и распоряжению имуществом (статья 71, пункты «в», «о» Конституции Российской Федерации), федеральный законодатель должен действовать в рамках предоставленных емуКонституцией Российской Федерации дискреционных полномочий и руководствоваться требованиями её статьи 55 (часть 3), согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; при этом, исходя из фундаментальных принципов верховенства права и юридического равенства, вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению; ограничения права собственности в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерацииво взаимосвязи с ее статьями 8, 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 и 35 могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают существо данного конституционного права (Постановления от 16 июля 2008 года № 9-П, от 31 января 2011 года № 1-Пи др.).

Вытекающее из взаимосвязанных положений статей 7 (часть 1), 8 (часть 2) и 17 (часть 3)Конституции Российской Федерации требование о необходимости соотнесения принадлежащего лицу права собственности с правами и свободами других лиц означает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы третьих лиц; тем самым право собственности в пределах, определенныхКонституцией Российской Федерации, предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК Российской Федерации); регламентируя содержание права собственности и обеспечивая защиту здоровья, прав и законных интересов других лиц посредством возложения на собственников дополнительных обязанностей и обременений, связанных с обладанием имуществом, федеральный законодатель должен учитывать также особые характеристики находящихся в собственности объектов, использование которых связано с повышенной опасностью для окружающих (постановление от 31 мая 2005 года № 6-П).

Отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию, в частности; именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (определения от 16 января 2007 года № 127-О-О, от 16 октября 2007 года № 825- О-О, от 1 октября 2008 года № 670-О-О и др.).

Таким образом, анализируя вышеприведенные выводы Конституционного Суда Российской Федерации представляется, что вопрос о компетентности соответствующих субъектов, имеющих аккредитацию и осуществляющих исполнение обязанностей по определению соответствия транспортных средств требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения, является хоть и чрезмерным обременением для собственника, но подлежащим оценке не при рассмотрении настоящего административного искового заявления.

Учитывая изложенное, ссылки представителя ФИО1 в судебном заседании на то, что собственник транспортного средств должен быть освобожден в рассматриваемом случае от несения бремени получения нового сертификата, не влекут признание действий МОТН и РАС ГИБДД полиции УМВД России по Омской области незаконными.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 219, 226, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО1 о признании действий Межрайонного отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Омской области незаконными, восстановлении на регистрационном учетеоставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд города Омска.

Судья ...

...

...

...