Дело № 2-6397/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд г. Омска
в составе председательствующего Брижатюк И.А.,
при секретаре Римском Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Омске
24 октября 2016 года
дело по иску прокурора Центрального административного округа г.Омска в интересах неопределенного круга лиц к Кикоть О. Н., Кикоть Н. А. о признании права собственности отсутствующим, снятии с кадастрового учета, признании действий незаконными, приостановлении строительных работ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Центрального АО г.Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Центрального АО г.Омска проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства в отношении объекта капитального строительства – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В ходе проверки было установлено, что разрешение на строительство указанного объекта недвижимости не выдавалось. Вместе с тем, установлено, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Кикоть О.Н. на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, количество этажей - 3, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с распоряжением Администрации ЦАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ жилой дом по адресу: <адрес>, переведен в нежилое помещение - магазин непродовольственных товаров.
При проведении проверки правоустанавливающего дела на указанный объект недвижимости в Управлении Росреестра по Омской области установлено, что основанием регистрации права на объект послужили кадастровый паспорт и декларация на жилой дом завершенный строительством площадью <данные изъяты> кв.м, количество этажей - 3, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
При проведении проверки кадастрового дела на указанный объект недвижимости в филиале ФКБУ ФКП Росреестра по Омской области установлено, что ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Ш.Д.З. на основании заключенного с Омским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» договора субподряда на выполнение кадастровых работ от ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен технический план в отношении указанного выше объекта капитального строительства.
Согласно сведениям, указанным в техническом плане и декларации, являющейся неотъемлемой частью технического плана, на земельных участках с кадастровыми номерами № и № располагается жилой дом, завершенный строительством, 2015 года постройки площадью <данные изъяты> кв.м, адрес строения: <адрес>.
При изучении декларации на указанный объект недвижимости установлено, что в п. 2.1 «Вид объекта недвижимости» отмечена строка «здание» вместо строки «объект незавершенного строительства». Аналогичная отметка содержится в п. 5 декларации в которой помимо прочего указан срок завершения строительства - 2015 год. Сведения об указанном объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ per. № (далее по тексту - ГКН).
При подготовке технического плана в результате выполнения кадастровых работ в отношении объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровым инженером Ш.Д.З. нарушены положения приказов Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке» (вместе с «Требованиями к подготовке технического плана здания»), Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке» (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ№), а именно: внесены недостоверные данные в технический план от ДД.ММ.ГГГГ о том, что объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, в границах земельных участков с кадастровыми номерами № и № является жилым домом.
Проведение вышеуказанных строительных работ осуществляется Кикоть О.Н. и Кикоть Н.А. незаконно, поскольку положительное заключение экспертизы проектной документации не получено, разрешение на строительство на указанный объект недвижимости департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска не выдавалось.
С учетом изложенного, прокурор Центрального административного округа г.Омска просил признать отсутствующим право собственности на объект недвижимости – жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, количество этажей - 3, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>;
Обязать Филиал ФГБУ «ФКП Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» снять с кадастрового учета объект недвижимости - жилой дом площадью 1990, 3 кв.м, количество этажей - 3, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>;
признать действия Кикоть О. Н. и Кикоть Н. А. по проведению строительных работ объекта капитального строительства по <адрес> в ЦАО г. Омска на земельных участках с кадастровыми номерами № и № без разрешения на строительство незаконными;
приостановить проведение строительных работ объекта капитального строительства по <адрес> в ЦАО г. Омска на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, выполняемых Кикоть О.Н., Кикоть Н.А., а также иными лицами до устранения нарушенных требований Градостроительного кодекса РФ, получения разрешения на строительство.
В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального АО г.Омска Виджюнас А.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчики Кикоть О.Н., Кикоть Н.А. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчиков Кириченко Т.И., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, предъявленные требования не признала в полном объеме. Суду пояснила, что жилой дом <адрес> поставлен на кадастровый учет без нарушений. Действующее законодательство о дачной амнистии не требует разрешения и государственную экспертизу объектов недвижимости. Собственник построил жилой дом на земельном участке. Дом не вводился в эксплуатацию. Ранее ответчики хотели использовать дом как нежилое помещение, теперь намерены проживать в нем. Дом пригоден для проживания, только нет отделки. Теплоснабжение к дому подключено. Не отрицала отсутствие проекта на дом и экспертизы.
Представители Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, Администрации г.Омска, Управления Росреестра по Омской области, Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Омска, Департамента строительства администрации г.Омска, Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Омской области в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены.
Из отзыва представителя Департамента строительства администрации г.Омска следует, что разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома департаментом строительства не выдавалось. Жилой дом является объектом капитального строительства – зданием, соответственно, полагают, что перевод жилого здания в нежилое помещение – магазин непродовольственных товаров – распоряжением администрации ЦАО неправомерен. Проектная документация нежилых зданий с количеством этажей 3 и более либо площадью более 1500 кв.м. подлежит экспертизе. Строительство и эксплуатация данного объекта без проектной документации, без разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию, с грубыми нарушениями требований градостроительного и жилищного законодательств, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Исковые требования прокурора Центрального АО г.Омска поддержал.
Из отзыва представителя Госстройнадзора Омской области следует, что государственный строительный надзор при строительстве объекта капитального строительства не осуществлялся. Разрешение на строительство, а также положительное заключение экспертизы проектной документами ответчиками получено не было. Ответчики своими действиями по строительству объекта капитального строительства без разрешительной документации нарушают безопасность неопределенного круга лиц, и интересы государства по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства. Просил исковые требования удовлетворить.
Из отзыва представителя Управления Росреестра по Омской области следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются актуальные сведения о государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества за Кикоть О.Н. На момент проведения государственной регистрации права собственности, основания для приостановления или отказа в ее проведении, согласно ст. 19, 20 закона о регистрации отсутствовали.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.1 ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГКикоть Н.А. и Кикоть О.Н. принадлежит на праве собственности по 1/2 доли каждому земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, предоставлен для жилищных нужд под строение, расположен на землях населенных пунктов относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГКикоть О.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов – для размещения домов индивидуальной застройки, адрес (местоположение) установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>.
В ходе проверки проведенной прокуратурой Центральной АО г.Омска установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами № и № осуществляется строительство объекта капитального строительства площадью <данные изъяты> кв.м., с количеством этажей – 3.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее -ГрК РФ).
В соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
В силу ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов).
Согласно п. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с п.2 ст. 52 ГрК РФ, разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных ч. 5 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из письма Администрации ЦАО г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что разрешение на строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, администрацией округа не выдавалось. По заявлению Кикоть О.Н. распоряжением администрации округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении почтово-адресной нумерации объекту капитального строительства, расположенному в Центральном административном округе города Омска» администрацией округа присвоен адрес индивидуальному жилому дому улица <адрес>.
В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Кикоть О.Н. на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, количество этажей - 3, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
Распоряжением Администрации ЦАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ жилой дом по адресу: <адрес>, переведен в нежилое помещение - магазин непродовольственных товаров.
В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как усматривается из правоустанавливающего дела на указанный объект недвижимости в Управлении Росреестра по Омской области, основанием регистрации права на объект послужили кадастровый паспорт и декларация на жилой дом завершенный строительством площадью <данные изъяты> кв.м, количество этажей - 3, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.
При проведении проверки кадастрового дела на указанный объект недвижимости в филиале ФКБУ ФКП Росреестра по Омской области установлено, что ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Ш.Д.З. на основании заключенного с Омским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» договора субподряда на выполнение кадастровых работ от ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен технический план в отношении указанного выше объекта капитального строительства.
Как усматривается из письма филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером № внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ рег. №, поданного К.Т.И. , технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером Ш.Д.З.
Согласно сведениям, указанным в техническом плане и декларации, являющейся неотъемлемой частью технического плана, на земельных участках с кадастровыми номерами № и № располагается жилой дом, завершенный строительством, 2015 года постройки, площадью <данные изъяты> кв.м, адрес строения: <адрес>.
В пункте 2.1 декларации «Вид объекта недвижимости» вместо строки «объект незавершенного строительства» отмечена строка «здание».
Согласно ст. 22 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Федеральный закон № 221-ФЗ) одним из основных документов, необходимых для кадастрового учета является технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, представляемый заявителем вместе с заявлением).
В силу п.п. 1, 2, 8, 10 ст. 41 Федерального закона № 221-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости.
Сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до ДД.ММ.ГГГГ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта таких объектов недвижимости. Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости, разрешения на строительство, если его получение предусмотрено законодательством в области градостроительной деятельности, или изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта такого объекта недвижимости.
Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, и площади помещения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта помещения или изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта здания или сооружения, в которых расположено помещение, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки. Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью. Сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации.
Форма технического плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки технического плана в отношении объектов недвижимости, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, форма указанной в части 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания или помещения устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Пунктом 16 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке» (вместе с «Требованиями к подготовке технического плана здания») (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ№) установлено, что сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта здания. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.
Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании указываются в техническом плане на основании декларации (далее - Декларация), подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке Декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона. В указанном случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.
Приложением № к Приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке утверждены требования к подготовке декларации об объекте недвижимости.
В соответствии с п.п. 4 указанных требований декларация заполняется в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (если указанные документы в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности не изготавливались) или технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ.
Правила заполнения и состав сведений вносимых в декларацию регламентирован пунктами 5, 7, 15, 17 требований.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровая ошибка в сведениях - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Постановлением мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в городе Омске от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.35 КоАП РФ в отношении кадастрового инженера Ш.Д.З. установлено, что кадастровым инженером Ш.Д.З. были внесены недостоверные сведения в технический план от ДД.ММ.ГГГГ Кадастровый инженер Ш.Д.З. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.35 КоАП РФ – внесение лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, заведомо ложных сведений в технический план, если эти действия не содержат уголовного наказуемого деяния.
Часть 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21,2 5- 29 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что регистрация права собственности Кикоть О.Н. на спорный объект недвижимости была осуществлена на основании документов, не соответствующих действительности, соответственно право собственности на объект недвижимости у Кикоть О.Н. не возникло.
В соответствии с разъяснениями п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Учитывая обстоятельства по делу и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания отсутствующим права собственности Кикоть О.Н. на объект недвижимости – жилой дом, площадью <данные изъяты>.м, количество этажей 3, кадастровый номер №, расположенный по адресу <адрес> и снятия объекта недвижимости с кадастрового учета.
Как указывалось ранее, в соответствии с частью 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п.6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Из подп.1 п.1 ст. 54 ГрК РФ следует, что государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной документацией.
Частью 8 статьи 54 ГрК РФ установлено, что порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлены доказательства соблюдения требований ст. 51 ГрК РФ, а следовательно, законности возведения объектов недвижимости.
Оценив собранные доказательства в их совокупности, суд находит доказанным факт возведения ответчиками объекта капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами № и № по адресу <адрес> в отсутствие разрешения на строительство, положительного заключения экспертизы проектной документации, без соблюдения требований градостроительного законодательства.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора ЦАО г.Омска о признании незаконными действий ответчиков по проведению строительных работ без разрешения на строительство и приостановлении проведения строительных работ суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворении.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать отсутствующим право собственности Кикоть О. Н. на объект недвижимости – жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м, количество этажей 3, кадастровый номер №, расположенный по адресу <адрес>.
Снять с кадастрового учета объект недвижимости - жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м, количество этажей 3, кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>.
Признать действия Кикоть О. Н. и Кикоть Н. А. по проведению строительных работ объекта капитального строительства по <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами № и № без разрешения на строительство незаконными.
Приостановить проведение строительных работ объекта капитального строительства по <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, выполняемых Кикоть О. Н., Кикоть Н. А., иными лицами до получения разрешения на строительство.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Первомайский районный суд г.Омска.
Решение вступило в законную силу 25.01.2017 г.