НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первомайского районного суда г. Омска (Омская область) от 24.05.2021 № 2А-1188/2021

Дело № 2а-1188/2021

55RS0026-01-2021-000462-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Валитовой М.С.

при секретаре Семиренко В.В., помощнике судьи Слабодцкой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в городе Омске 24 мая 2021 года

дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец МИФНС России № 4 по Омской области обратился в Омский районный суд Омской области с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, налогам и пени.

В обоснование требований указал, что ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем, не уплатил сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в установленный срок, налог на имущество физических лиц за 2016 и 2017 годы, земельный налог за 2016- 2018 годы, транспортный налог за 2017 год и пени, будучи собственником указанного имущества.

В связи с неуплатой в установленный срок налогов и страховых взносов ФИО1 выставлены налоговые требования об уплате обязательных платежей и пени.

Определением мирового судьи судебного участка № 23 в Омском судебном районе Омской области от 06 августа 2020 года судебный приказ о взыскании с ответчика страховых взносов, налогов и пени отменен.

На основании изложенного просил взыскать с ФИО1 задолженность:

по транспортному налогу за 2017 год в размере 934 руб. и пени в размере 04 руб. 97 коп. за период с 04 декабря 2018 года по 24 декабря 2018 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 44 руб. и пени в размере 0 руб. 23 коп. за период с 04 декабря 2018 года по 24 декабря 2018 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 04 руб. и пени в размере 0 руб. 02 коп. за период с 04 декабря 2018 года по 24 декабря 2018 года;

по земельному налогу за 2017 год в размере 1 376 руб. и 921 руб., пени в размере 07 руб. 31 коп. за период с 04 декабря 2018 года по 24 декабря 2018 года;

по земельному налогу за 2016 год в размере 217 270 руб.;

по земельному налогу за 2018 год в размере 937 руб. 00 коп.;

пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 796 руб. 32 коп. за период с 01 декабря 2015 года по 20 июня 2016 года;

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 117 руб. 93 коп. за период с 25 января 2019 года по 24 декабря 2019 года; в размере 42 руб. 42 коп. за период с 01 октября 2018 года по 24 января 2019 года;

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2017 год в размере 23 руб. 12 коп. за период с 25 января 2019 года по 24 декабря 2019 года; в размере 309 руб. 51 коп. за период с 25 января 2019 года по 24 декабря 2019 года.

Определением Омского районного суда Омской области от 01 марта 2021 года дело передано для рассмотрения по подсудности в Первомайский районный суд г. Омска.

В связи с частичным погашением административным ответчиком задолженности в добровольном порядке на основании определения Первомайского районного суда г. Омска от 24 мая 2021 года производство по делу прекращено в части взыскания задолженности:

по транспортному налогу за 2017 год в размере 934 руб. 00 коп. и пени в размере 04 руб. 97 коп. за период с 04 декабря 2018 года по 24 декабря 2018 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 44 руб. 00 коп. и пени в размере 0 руб. 23 коп. за период с 04 декабря 2018 года по 24 декабря 2018 года;

по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 04 руб. 00 коп. и пени в размере 0 руб. 02 коп. за период с 04 декабря 2018 года по 24 декабря 2018 года;

по земельному налогу за 2017 год в размере 1 376 руб. 00 коп. и 921 руб. 00 коп., пени в размере 07 руб. 31 коп. за период с 04 декабря 2018 года по 24 декабря 2018 года;

по земельному налогу за 2018 год в размере 937 руб. 00 коп.;

пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 796 руб. 32 коп. за период с 01 декабря 2015 года по 20 июня 2016 года;

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 117 руб. 93 коп. за период с 25 января 2019 года по 24 декабря 2019 года; в размере 42 руб. 42 коп. за период с 01 октября 2018 года по 24 января 2019 года;

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2017 год в размере 23 руб. 12 коп. за период с 25 января 2019 года по 24 декабря 2019 года; в размере 309 руб. 51 коп. за период с 25 января 2019 года по 24 декабря 2019 года.

Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности (т.1 л.д.164), в судебном заседании требования о взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 217 270 руб. поддержала и пояснила, что в связи со сбоем программы указанная задолженность была аннулирована, а в последующем выявлена, в связи с чем налогоплательщику повторно направлены налоговое уведомление и требование с новыми сроками их исполнения.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании требования не признал ввиду необоснованности. Пояснил, что налоговый орган не вправе под видом уточненного налогового требования направлять налогоплательщику повторное налоговое уведомление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Как указано в п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с п. 11 ст. 85 НК РФ органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.4 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах (ч.2 ст. 65 ЗК РФ).

Согласно ст. 393 НК РФ налоговым периодом по уплате земельного налога признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

На основании п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

По правилам пунктов 1,2 ст. 409 НК налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В судебном заседании установлено, что в заявленный истцом период ФИО1 принадлежали следующие земельные участки:

земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>,

земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> (т.1 л.д.77-104, т.2 л.д.30-31).

Таким образом, ответчик являлся плательщиком земельного налога.

Согласно п.п. 2,4 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно положениям п. 1 ст. 45, п. п. 1 и 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога - извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных названной статьей.

Пунктом 1 ст. 70 НК РФ (ред. от 27 ноября 2017 года) регламентировано, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено названной статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 названной статьи.

17 августа 2017 года налоговым органом было сформировано налоговое уведомление № 43703718 об уплате в том числе, налога за 2016 год, исчисленного за земельные участки:

с кадастровым номером по адресу: <адрес>., в размере 22 134 руб.;

с кадастровым номером по адресу: <адрес>., в размере 24 141 руб.;

с кадастровым номером по адресу: <адрес>., в размере 217 270 руб.,

и направлено ФИО1 заказной почтой согласно списку № 212 от 28 августа 2017 года, срок уплаты налога установлен не позднее 01 декабря 2017 года (т.1 л.д.205,215-оборот, 216-оборот).

В связи с неуплатой налога в установленный срок административному ответчику также заказной почтой согласно списку от 15 декабря 2017 года направлено требование № 16674 по состоянию на 12 декабря 2017 года об уплате земельного налога, а также пени на общую сумму 530 321 руб. 01 коп. в срок до 30 января 2018 года (т.1 л.д.217-оборот, 216-оборот, 218-оборот).

Данное требование не было исполнено налогоплательщиком в полном объеме, что явилось основанием для обращения в суд.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 79 в Первомайском судебном районе г. Омска от 12 мая 2018 года с ФИО1 в пользу налогового органа взыскана задолженность по земельному налогу за 2014, 2016 годы в размере 263 545 руб. и пени в размере 724 руб. 75 коп. (т.1 л.д.220-оборот).

Определением мирового судьи судебного участка № 79 в Первомайском судебном районе г. Омска от 09 июля 2018 года судебный приказ отменен в связи с возражениями должника (т.1 л.д.215).

23 июля 2020 года административный истец МИФНС России № 4 по Омской области направил административный иск в районный суд.

Решением Омского районного суда Омской области от 16 сентября 2020 года, вступившим в законную силу 25 октября 2020 года, по делу № 2а-1532/2020 в удовлетворении требований МИФНС России № 4 по Омской области о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате земельного налога за 2014, 2016 годы и пени отказано в связи с пропуском установленного законом срока для обращения суд (т.1 л.д.221-224).

При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 на праве собственности в 2014 году принадлежали следующие земельные участки:

с кадастровым номером по адресу: <адрес>,

с кадастровым номером по адресу: <адрес>;

в 2016 году принадлежали следующие земельные участки:

с кадастровым номером по адресу: <адрес>, который был снят с кадастрового учета 08 февраля 2016 года в связи с образованием земельных участков с кадастровыми номерами и ;с кадастровым номером по адресу: <адрес>., 808 км трассы Омск-Челябинск (до 16 января 2017 года);

с кадастровым номером по адресу: <адрес> (право зарегистрировано 04 февраля 2016 года).

Как указывал административный истец в заявлении, несмотря на направленные налоговые уведомления и требования, административный ответчик налог за эти земельные участки и пени в установленные сроки не уплатил, судебный приказ мирового судьи о взыскании с него задолженности был отменен.

В связи с изложенным налоговый орган просил взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 265 613 руб. и пени в размере 438 руб. 26 коп., за 2016 год – в размере 31 819 руб. 55 коп., указывая на уменьшение налога на сумму 217 270 руб. и частичную уплату суммы налога налогоплательщиком в добровольном порядке.

Однако суд установил, что налоговым органом пропущен срок обращения в районный суд без уважительных причин, что послужило основанием для отказа в удовлетворении заявленных МИФНС России № 4 по Омской области требований в полном объеме, поскольку судебный приказ мировым судьей отменен 09 июля 2018 года, а административное исковое заявление направлено в Омский районный суд лишь 23 июля 2020 года вместо установленного законом срока – до 09 января 2019 года, спустя длительный период времени.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, МИФНС России № 4 по Омской области указывает в заявлении, что ФИО1 не выполнил обязанность по уплате земельного налога с кадастровым номером по адресу: <адрес> за 2016 год в размере 217 270 руб.

При этом в обоснование своих доводов приводит то обстоятельство, что данный налог был исчислен 02 июня 2017 года при массовом запуске расчетов земельного налога за 2016 год, о чем налогоплательщику и было направлено налоговое уведомление № 43703718 от 17 августа 2017 года.

В последующем 19 июня 2019 года при массовом автоматическом запуске перерасчетов за 2016 год произошел ошибочно «нулевой» расчет аналогичного расчета земельного налога за указанный участок, данный факт своевременно не был установлен, в связи с чем налоговым органом сформировано новое налоговое уведомление (т.1 л.д.198-203).

Так, 04 июля 2019 года ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 31369655 об уплате земельного налога за 2016 год в размере 217 270 руб., исчисленного за земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>., установлен срок уплаты налога не позднее 02 декабря 2019 года (т.1 л.д.41,205).

Поскольку налог в установленный срок не был уплачен, административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика направлено требование № 90785 по состоянию на 25 декабря 2019 года об уплате в срок до 24 января 2020 года земельного налога на сумму 219 128 руб., которая включила в себя в том числе, задолженность за 2016 год в размере 217 270 руб. (т.1 л.д.25-26, 206).

Невыполнение указанного требования послужило основанием для обращения МИФНС России № 4 по Омской области 20 февраля 2020 года с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа (т.1 л.д.159-162).

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 23 в Омском судебном районе Омской области от 25 февраля 2020 года с ФИО1 в пользу налогового органа взыскана задолженность в том числе, по земельному налогу за 2016, 2017, 2018 годы в размере 220 504 руб. и пени в размере 07 руб. 31 коп. (т.1 л.д.162-оборот).

Определением мирового судьи судебного участка № 23 в Омском судебном районе Омской области от 06 августа 2020 года судебный приказ отменен в связи с возражениями должника (т.1 л.д.163-оборот).

04 февраля 2021 года административным истцом МИФНС России № 4 по Омской области подано заявление в районный суд о взыскании с ФИО1 задолженности в том числе, по земельному налогу за 2016 год в размере 217 270 руб. (т.1 л.д.3-11).

При этом административный истец утверждает о соблюдении им установленного законом срока.

Согласно абз. 3 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, согласно установленной законом процедуре требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, и должно быть им исполнено в течение восьми дней либо иного указанного срока с даты его получения, после чего в случае неисполнения требования налоговый орган должен в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки, а в случае последующей отмены этого судебного приказа - не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа может предъявить требование о взыскании недоимки в суд в порядке искового производства.

В пункте 2 ст. 11 НК РФ указано, что под недоимкой понимается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Как следует из утверждений представителя административного истца, заявленная ко взысканию задолженность по земельному налогу за 2016 год образовалась в результате сбоя в программном обеспечении, когда она была аннулирована и одновременно начислена согласно налоговому уведомлению № 31369655 от 04 июля 2019 года за данный период по новому сроку уплаты – не позднее 02 декабря 2019 года, хотя названная задолженность существовала ранее вновь установленного срока на основании налогового уведомления № 43703718 от 17 августа 2017 года об уплате земельного налога за 2016 год в срок до 01 декабря 2017 года.

Фактически налоговое уведомление № 31369655 от 04 июля 2019 года и требование № 90785 по состоянию на 25 декабря 2019 года являются повторными по отношению к ранее направленным налоговому уведомлению № 43703718 от 17 августа 2017 года и требованию № 16674 по состоянию на 12 декабря 2017 года об уплате земельного налога за 2016 год в размере 217 220 руб., поскольку содержание указанных документов идентичны по налоговой базе, ставке и периоду начисления налога, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании. Вместе с тем основания для повторного направления как налогового уведомления, так выставления повторного требования в отношении одного и того же объекта налогообложения не предусмотрены налоговым законодательством.

В данном случае земельный налог за 2016 год подлежал уплате налогоплательщиком в срок не позднее 01 декабря 2017 года, соответственно, днем выявления недоимки за 2016 год является 02 декабря 2017 года. Следовательно, требование об уплате земельного налога за 2016 год в размере 217 270 руб. первоначально было направлено ФИО1 в установленный законом срок - 15 декабря 2017 года.

Доводы административного истца, что задолженность не была своевременно предъявлена к исполнению в связи со сбоем в программном обеспечении, что повлекло выставление повторного требования с установленным новым сроком оплаты налога подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку налоговый орган обязан своевременно выявлять недоимки и направлять требования об их уплате.

Порядок изменения срока уплаты налога и сбора предусмотрен главой 9 НК РФ, где в ст. 61 указано, что изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора, в том числе ненаступившего, на более поздний срок.

Изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном настоящей главой, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.Таким образом, перенесенные сроки уплаты налога не изменяют момент возникновения недоимки по его уплате, который наступает на следующий день после истечения первоначально установленного законом срока для такой уплаты.

Действия уполномоченного органа, связанные с формированием нового налогового уведомления и выставления нового требования - переноса срока их уплаты в данном случае на 24 января 2020 года в соответствии с п. 4 ст. 61 НК РФ не отменяют существующей и не создают новую обязанность по уплате налога и не влияют на дату образования задолженности.

"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года) (ред. от 26 декабря 2018 года) разъясняет, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ).

При этом обязанность подтверждения, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от истца, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.

В определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П Конституционный Суд РФ разъяснил, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

При предъявлении налоговым органом требования № 16674 со сроком исполнения до 30 января 2018 года общая сумма налогов и пени превысила 3 000 руб. и составила 530 321 руб. 01 коп. (т.1 л.д. 217-оборот).

Следовательно, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган должен был обратиться до 30 июля 2018 года, т.е. в течение шести месяцев со дня превышения 3 000 рублей, такое заявление от налогового органа поступило к мировому судье 07 мая 2018 года, т.е. в установленный законом срок (т.1 219-220).

Однако после отмены судебного приказа налоговый орган направил административное исковое заявление в районный суд лишь 04 февраля 2021 года, нарушив предусмотренный законом срок - до 09 января 2019 года (т.1 л.д.3-11).

При этом суд отмечает, что даже если бы требования о взыскании земельного налога за 2016 год в размере 217 270 руб. налоговый орган включил в административный иск, поданный им в Омский районный суд Омской области по делу № 2а-1532/2020, то и на тот момент срок обращения в районный суд уже был пропущен.

Оценив представленные по делу доказательства, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания с ФИО1 задолженности по налогу в установленный законом срок налоговым органом не соблюдена, поскольку срок обращения в суд с заявленным административным иском подлежит исчислению с даты первоначально направленных уведомления № 43703718 от 17 августа 2017 года и требования № 16674 по состоянию на 12 декабря 2017 года.

На наличие уважительных причин пропуска срока обращения в суд административный истец не ссылался, ходатайств о восстановлении такого срока не заявил.

Поскольку принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 217 270 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение не вступило в законную силу. Мотивированное решение составлено 02.06.2021.