Дело 2а-3100/2021
УИД 55RS0005-01-2021-005414-48
Строка статотчета 024 а
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2021 года <адрес>
Первомайский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Карева Е.П., с участием представителя административного ответчика Управления Росреестра по Омской области Поскотиной А.А., при секретаре судебного заседания Оганян Е.А., помощнике судьи Сущенко В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бусс С. А., Колосовой Н. Н. к Управлению Росреестра по Омской области о признании решений незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы Бусс С.А., Колосова Н.И. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании решений незаконными. В обоснование требований указав, что заочным решением Первомайского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., были удовлетворены исковые требования административных истцов к Департаменту имущественных отношений Администрации Центрального АО <адрес> о признании права собственности на жилой дом общей площадью 121,8 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, по ? доли за каждой и о признании за Бусс С.А., Колосовой Н.Н. и Золотухиным Н.И. права постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 554 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>. При этом указано, что решение является основанием для государственной регистрации права на жилой дом. Жилой дом, 1957 года постройки, расположенный по адресу: <адрес>, фактически состоит из двух обособленных частей с отдельными входами, одна из которых (реконструированная) находится в совместном владении и пользовании Бусс С.А. и Колосовой Н.Н., другая - во владении и пользовании Золотухина Н.И.ДД.ММ.ГГГГ на основании судебного решения в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг было подано заявление от имени Бусс С.А. и Колосовой Н.Н. на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилой дом и земельный участок. Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ и от 03.09.2021г. Управление Росреестра сообщило заявителям о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до ДД.ММ.ГГГГ Основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав послужило отсутствие заполнения декларации об объекте недвижимости одним из правообладателей в лице Золотухина Н.И. и отсутствием заявления от имени Золотухина Н.И. о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав общей долевой собственности в отношении образованного земельного участка по межевому плану, подготовленному ДД.ММ.ГГГГ Действительно, поскольку за истцами признано право собственности на жилой дом по ? доли, а Золотухину Н. И. принадлежит ? доля в жилой доме, то предполагается, что в силу заявительного характера регистрации возникших прав необходимо обращение всех долевых собственников жилого дома с заявлением об осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на жилой и земельный участок. Однако существует непреодолимое препятствие для Бусс С.А. и Колосовой Н.Н. представить заполненную соответствующим образом декларацию об объекте недвижимости и обратиться в Росреестр совместно с Золотухиным Н.И., поскольку последний не желает подписывать декларацию об объекте недвижимости, тем более подавать заявления о постановке на государственный кадастровый учет и о государственной регистрации права общей долевой собственности в силу своего своенравного характера и образа жизни. Поэтому до своего обращения в Управление Росреестра по Омской области административные истцы обратились в Первомайский районный суд <адрес> с заявлением о разъяснении заочного судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ в случае отказа Золотухина Н.И. принять участие в постановке на кадастровый учет и в регистрации прав на объекты недвижимости. Следует обратить внимание, что из содержания заочного судебного решения и материалов гражданского дела реконструкция жилого дома была проведена истцами исключительно в той части жилого дома, которая используется Бусс С.А. и Колосовой Н.Н., и Золотухин Н.И. не имел возражений, относительно заявленных исковых требований, так как его имущественные права и интересы, как долевого собственника, истцами нарушены не были. В силу положений статьи 13 ГПК РФ судебное решение, вступившее в законную силу, является обязательным для исполнения уполномоченным государственным органом, в том числе служит основанием для осуществления кадастрового учета объектов недвижимости и последующей государственной регистрации права за гражданами, обратившимися в Управление Росреестра по Омской области. Именно по этому основанию Первомайский районный суд г. Омска своим определением от ДД.ММ.ГГГГ отказал в разъяснении судебного решения, которое также было приложено к заявлениям Бусс С.А. и Колосовой Н.Н. при подаче документов в Росреестр. Полагают, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав должны быть осуществлены согласно заявлений лиц, фактически обратившихся за оказанием соответствующей государственной услуги, поскольку права заявителей как правообладателей объектов недвижимости не могут быть реализованы иным образом, а устранить выявленные регистратором основания для приостановления (понудить Золотухина Н.И. подписать декларацию и совместно подать документы на регистрацию), заявителям не представляется возможным. Таким образом, учитывая сложившиеся обстоятельства, решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав нарушают права и имущественные права и интересы Бусс С.А. и Колосовой Н.Н. как собственников объектов недвижимости. На основании изложенного, просили суд признать незаконными решения Управления Росреестра по Омской области от 02.09.2021г. и от 03.09.2021г. о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении заявлений Бусс С.А. и Колосовой Н.Н., обязать осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрации прав на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, на основании заочного решения Первомайского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ.
Административные истцы Бусс С.А. и Колосова Н.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель административных истцов Шарипов Г.Б., действующий на основании доверенностей (л.д. 23, 24), в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель Управления Росреестра по Омской области Поскотина А.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании требования не признала ввиду их необоснованности по основаниям указанным в отзыве. Согласно отзыву, указала на принятие решения Управлением Росреестра по Омской области в соответствие с действующим законодательством, а также указала на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора, поскольку административные истцы не обращались в апелляционную комиссию в соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (л.д. 30-32).
Заинтересованные лица кадастровый инженер Карнаухова М.А., Золотухин Н.И., в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу положений ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ, Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 218-ФЗ, государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав предусмотрены в ст. 26 Федерального закона
№ 218-ФЗ.
Приостановление осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или приостановление осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
При этом, частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав могут быть обжалованы в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Как следует из частей 2 и 4 названной статьи, для обжалования решения о приостановлении в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении представляется заявление об обжаловании решения о приостановлении. В случае пропуска данного срока заявление об обжаловании не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией, о чем в течение трех рабочих дней информируется лицо, представившее такое заявление.
Таким образом, на момент обращения с административным исковым заявлением Бусс С.А., Колосовой Н.Н. в Первомайский районный суд <адрес> и рассмотрения дела в суде, срок подачи жалобы на уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № № в Апелляционную комиссию истек. Действующим законодательством возможность восстановления указанного срока не предусмотрена, в связи с чем жалоба на данные уведомления не будет принята к рассмотрению Апелляционной комиссией.
В соответствии с положениями статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются в том числе обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1), а также правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел (пункт 3).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 8 апреля 2003 г. № 158-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Будко Александра Павловича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 407 Таможенного кодекса Российской Федерации», досудебный порядок урегулирования споров направлен на оперативное разрешение конфликтов непосредственно в государственных органах, а потому сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционное право на судебную защиту. Не может он трактоваться и как не допускаемое статьей 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничение названного права, поскольку, предусматривая возможность устранения нарушений уже на стадии досудебного ведомственного контроля, служит дополнительной гарантией государственной защиты прав и свобод (статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Положения законодательства, предусматривающие обязательный досудебный порядок обжалования решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, приняты в целях обеспечения дополнительных гарантий гражданина относительно наиболее быстрого, внесудебного порядка разрешения возникшего спора и не могут рассматриваться как препятствие для судебной защиты нарушенного права.
Данные недостатки не могут быть устранены административными истцами, ввиду истечения на момент обращения с административным иском в суд и рассмотрения дела в суде соответствующего срока, возложение на административных истцов обязанности подать жалобу в Апелляционную комиссию не может расцениваться в качестве гарантии защиты их прав, а является ограничением доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Таким образом, доводы представителя административного ответчика о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, правового значения для настоящего дела не имеют, оснований для оставления без рассмотрения административного искового заявления Бусс С.А., Колосовой Н.Н., не имеется.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, правообладателями указанного объекта числятся Золотухин Н.И (1/2 доли в праве общей долевой собственности), Бусс С.А. (1/4 доли в праве общей долевой собственности).
Заочным решением Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с учетом определения Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки, за Бусс С.А., Колосовой Н.Н., Золотухиным Н.И. признано возникшее до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации
от 2001 года, право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 554 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства и блокированных жилых домов. Также за Бусс С.А. и Колосовой Н.Н. признано право собственности на жилой дом общей площадью 121,8 кв. м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, по ? доли за каждой.
Указанное заочное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы через филиал бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в Управление Росреестра по Омской области обратились с заявлениями об осуществлении кадастрового учета в части изменения характеристики объекта недвижимости (площадь) кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 121,8 кв.м. (л.д. 37-39) и с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права общей долевой собственности, размер доли ? в отношении земельного участка, расположенного по указанному адресу (л.д. 88-89).
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации прав в отношении земельного участка на срок до ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав, размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков; при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным. А именно, с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении образованного земельного участка по межевому плану, подготовленному ДД.ММ.ГГГГ, не обратился Золотухин Н.И. В акте согласования, местоположения границ земельного участка, согласованы с лицом (правообладателем смежного земельного участка), сведения о правах которого, в ЕГРН отсутствуют. По сведениям представленного межевого плана земельному участку установлен вид разрешенного использования земельного участка «Для индивидуального жилищного строительства и блокированных жилых домов», однако невозможно определить количество блоков (л.д. 114-115).
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации прав в отношении земельного участка на срок до ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. А именно, декларация, включенная в состав технического плана, заполнена не всеми правообладателями (л.д. 87).
Административные истцы, указывая на отсутствие оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации в отношении указанных объектов недвижимости ссылаются на то, что решение суда является обязательным для исполнения уполномоченным государственным органом, в том числе служит основанием для осуществления кадастрового учета объектов недвижимости и последующей регистрации права за гражданами, обратившимися в Управление Росреестра по Омской области. Золотухин Н.И. в силу своего характера не желает заниматься оформлением земли и дома.
Оценивая доводы административного истца и правомерность принятых регистрирующих органов решений о приостановлении регистрации, суд отмечает, что государственная регистрация и кадастровый учет недвижимого имущества осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу п. 5 ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в том числе не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона, согласно пункту 5 которой основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости (п. 6 ч. 5 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ)
Согласно пп. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
При этом, согласно ч. 4.1 указанной статьи …. если иное не установлено федеральным законом, с заявлением о государственном кадастровом учете изменений сведений об объекте недвижимости, находящемся в общей долевой собственности, обращаются все лица, в собственности которых такой объект находится.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ст. 24 Федерального закона № 218-ФЗ, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане указываются: 1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости; 2) сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. …. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (п. 11 ст. 24 Федерального закона № 218-ФЗ).
Технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (в том числе не завершенных строительством) подготавливается на основании указанной в части 11 настоящей статьи декларации и уведомления застройщика о планируемых строитель№
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 (ред. от 25.09.2019) утверждены формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений.
Согласно п. 6 требований к составу содержащихся сведений в техническом плане, в состав технического плана также включается приложение.
Сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
Сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, садовом доме, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, его площади, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления, далее - Уведомления), проектной документации объекта строительства (если правообладатель земельного участка (застройщик) обеспечил изготовление такой документации) и декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости или правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Закона (далее - Декларация). Сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, расположенном на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, его площади, указываются в техническом плане также на основании проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо Декларации (в случае, если проектная документация не изготавливалась) и разрешения на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, срок действия которого не истек, в случае, если такое разрешение было получено до 4 августа 2018 г., либо на основании поданного до указанной даты в уполномоченный на выдачу таких разрешений орган государственной власти, орган местного самоуправления заявления о выдаче разрешения на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.
Декларация, а в случае подготовки технического плана объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома - Декларация и Уведомления, являются его неотъемлемой частью и включаются в состав Приложения (п. 20).
Также, согласно указанному Приказу, настоящие Требования устанавливают правила оформления декларации об объекте недвижимости, а также определяют состав содержащихся в ней сведений.
Декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем в отношении здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства. В отношении единого недвижимого комплекса Декларация составляется и заверяется правообладателем зданий, сооружений, государственный кадастровый учет которых осуществлен в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и права на которые зарегистрированы в ЕГРН (п. 2).
В соответствии с Законом Декларация является неотъемлемой частью технического плана (п. 3).
Декларация заполняется в случае, если законодательством Российской Федерации в отношении соответствующего объекта недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на ввод здания, сооружения в эксплуатацию, проектной документации здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, разрешения на строительство объекта незавершенного строительства, технического паспорта помещения, изготовленного до 1 января 2013 г., или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения.
Таким образом, в соответствии с указанными требования Федерального закона
№ 218-ФЗ и приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены в том числе новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера. Указанные сведения, в настоящем случае, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
Соответственно, представленные административными истцами с заявлениями об осуществлении кадастрового учета в части изменения характеристики объекта недвижимости (площади) технический паспорт, заполненный в соответствии с приложенной к нему декларацией, подписанной не всеми правообладателями, подпись Золотухина Н.И. отсутствует, указанным требованиям не соответствуют.
В связи с чем, приостановление государственной регистрации в части изменения характеристики объекта недвижимости (площади дома) по основаниям п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ, поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являлось правомерным и соответствовало вышеуказанным требованиям.
При этом суд отмечает, что решение суда является одним из оснований для осуществления, в том числе государственной регистрации права, в силу требований п. 4
ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе, иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. При этом, решение суда не подменяет технический план, поскольку, среди прочего, сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета помещения в необходимом объеме, указываются в техническом плане и декларации об объекте недвижимости по специально установленной форме, которая утверждена приложениями к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».
Относительно приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении земельного участка, суд отмечает, что согласно п. 1 ст. 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка.
Как следует из материалов дела, в нарушение указанных норм Золотухин Н.И. с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении образованного земельного участка по межевому плану, подготовленному ДД.ММ.ГГГГ в орган регистрации не обратился.
Также п.п. 25, 28 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным; и если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ).
От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления….(п. 4).
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами. При согласовании местоположения границ (частей границ) земельных участков с заинтересованными лицами в индивидуальном порядке допускается осуществлять такое согласование в электронном виде при условии наличия усиленной квалифицированной электронной подписи у всех заинтересованных лиц - участников согласования местоположения границ определенного земельного участка, включая правообладателя земельного участка, местоположение границ которого уточняется (ч. 7 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если: 1) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения; 2) смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.
В соответствии с п. 1 ст. 40 указанного Федерального закона, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Акт согласования местоположения границ на бумажном носителе оформляется в одном (единственном) экземпляре …
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ… Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (п. 2,3).
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (п. 5).
Как следует из межевого плана, представленного административными истцами к заявлениям о кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении земельного участка, согласование местоположения земельного участка в точке Н1-до т.107 со смежным земельным участком, с кадастровым номером №, проводилось в индивидуальном порядке с А.А. А также в точках Н1-Н1 с Золотухиным Н.И.
Вместе с тем, подпись Золотухина Н.И. в акте согласования местоположения границ земельного участка отсутствует.
При этом, согласно выписки из ЕГРН в отношении земельного участка, с кадастровым номером №, сведения о зарегистрированных правах на данное недвижимое имущество, отсутствуют (л.д. 73).
Следовательно, при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков.
Указанное, является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в силу п. 25 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ.
Также, в силу п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8, ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. № 201, утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
В соответствии со ст. 35 раздела 3 указанных Правил землепользования и застройки, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлены в следующем составе, в том числе предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков (ч.1).
Сочетания размеров и параметров, указанных в части 1 настоящей статьи, их предельные значения устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 2).
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков включают в себя следующие параметры: минимальный размер земельного участка, максимальный размер земельного участка (ч. 5).
Применительно к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах соответствующей территориальной зоны, установлен один или несколько параметров, указанных в настоящей части.
В соответствии со ст. 36 указанных Правил, зона индивидуальной жилой застройки (Ж-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения индивидуальных и блокированных жилых домов с прилегающими земельными участками, а также отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан, если их размещение не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарно-защитной зоны.
Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства (код 2.1); блокированная жилая застройка (код 2.3).
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков установлены: для вида разрешенного использования Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1): минимальный - 300 кв.м., максимальный - 1 500 кв.м; для вида разрешенного использования Блокированная жилая застройка (код 2.3) на один блок: минимальный - 100 кв.м, максимальный - 400 кв.м.
В связи с чем, если объект располагается на земле, предназначенной для индивидуального строительства, то должны быть соблюдены требования к площади участка под отдельным блоком - не менее размера установленного Правилами землепользования и застройки соответствующего населенного пункта для земельного участка индивидуального жилищного строительства.
По сведениям представленного межевого плана от 25 июня 2021 года земельному участку установлен вид разрешенного использования земельного участка «Для индивидуального жилищного строительства и блокированных жилых домов».
Как следует из материалов дела, образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж1».
В соответствии со ст. 36 указанных Правил, для вида разрешенного использования «Блокированные жилые дома» установлен предельный максимальный размер на один блок - 400 кв.м.
Согласно представленному межевому плану, площадь земельного участка составляет 554 кв.м.
Сведения о пределах минимального и максимального размеров земельного участка, о количестве блоков, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, приостановление регистрирующим органом регистрации по основаниям того, что размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, является правомерным.
Суд отмечает, что частью 1 статьи 4 КАС РФ предусмотрено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Избранный способ защиты не должен нарушать права и законные интересы иных лиц. Если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд за защитой своего права, вправе применять лишь этот способ.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная защита предполагает восстановление нарушенного права заявителя в правоотношениях с заинтересованным лицом посредством пресечения неблагоприятных последствий незаконных актов, действий (бездействия), а также понуждения ответчика к надлежащему исполнению предусмотренных законом обязанностей.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав. Иные способы защиты гражданских прав могут быть установлены законом.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного, по его мнению права, поскольку удовлетворение требования о признании решения ответчика незаконным не приведет к восстановлению его прав и законных интересов.
В связи с чем, оценив в совокупности представленные доказательства, во взаимосвязи с изложенными выше нормами права, суд приходит к выводу, что требования Бусс С.А. и Колосовой Н.Н. о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о приостановлении государственной регистрации права и возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бусс С. А., Колосовой Н. Н. к Управлению Росреестра по Омской области о признании решений незаконными, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.П. Карев