Гражданское дело № 2-2956/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 ноября 2018 года город Омск
Первомайский районный суд города Омска
под председательством судьи Базыловой А.В.,
при секретаре Осипенко Е.В.,
с участием истца Ленерта А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленерта А. В. к АО «Омскоблавтотранс» о взыскании расходов на приобретение карты водителя,
установил:
Ленерт А. В. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Омскоблавтотранс» о взыскании расходов на приобретение карты водителя, указывая в обоснование на то, что работает в АО «Омскоблавтотранс» водителем автомобиля <данные изъяты>» административно-хозяйственной службы. Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментом, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей. В соответствии с требованиями Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Лицензионные требования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров включают использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении). Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 23.11.2012 года № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы». Как следует из п. 2 Приложения № 1 к приказу Минтранса РФ от 13.02.2013 года № 36 «Об утверждении требований к тахографам», в состав тахографа входит бортовое устройство и внешние компоненты. К внешним компонентам относится карта водителя с информацией о фамилии водителя и другими личными сведениями. Карта водителя является внешней компонентой тахографа, выдается работнику исключительно для осуществления производственной деятельности, следовательно, изготовление карты должно оплачиваться работодателем, а не работником. Однако работодатель настаивал на приобретении водителями карт водителя (для тахографа) за счет средств работников. Заявление водителей от 07 ноября 2017 года об обеспечении картами водителя для тахографа за счет предприятия работодатель оставил без ответа. Поскольку наличие карт водителя является обязательным с 01 января 2018 года, работники вынуждены были заблаговременно заказать карты и оплатить их изготовление. Я заплатил за карту водителя 3500 рублей. Устные обращения к руководству о возмещении затрат остались без результата. 30 мая 2018 года было подано письменное заявление, однако оно также осталось без ответа. Работодатель отказался поставить на нем штамп о приеме, в связи с чем заявление было повторно направлено работодателю заказным письмом 10 июля 2018 года. Письменного ответа не последовало, устно было обещано компенсировать затраты при увольнении, что не соответствует действующему законодательству. Согласно ст. 235 Трудового кодекса РФ работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме.
Истец Ленерт А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям и доводам изложенным в исковом заявлении.
Ответчик АО «Омскоблавтотранс» надлежащим образом извещался о дне и месте судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимал, своего представителя в суд не направил, об отложении не ходатайствовал, о причинах неявки не сообщил (л.д. 30).
В силу ст. 233 ГПК РФ, учитывая позицию истца, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, пришел к следующему.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 22 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Как предусмотрено пунктом 4 части 2 статьи 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Из материалов дела следует, что ответчик АО «Омскоблавтотранс» осуществляет производственную деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (л.д. 13-26).
07 апреля 2016 года между АО «Омскоблавтотранс» и истцом был заключен трудовой договор № 149-Кп на неопределенный срок, в соответствии с которым истец как работник был принят на работу в АО «Омскоблавтотранс» водителем автомобиля КАМАЗ, УРАЛ (Техпомощь) с 08 апреля 2016 года (л.д. 5-8).
Согласно статье 235 ТК РФ, работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме.
В соответствий со статьями 55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом правовой природы трудового спора обязанность доказывания соблюдения требований трудового законодательства и соблюдения трудовых прав работника возлагается на работодателя.
При этом работник с учетом обстоятельств конкретного дела не освобождается от обязанности подтвердить факт нарушения работодателем трудовых прав и соответствующими доказательствами обосновать обстоятельства, на которые он ссылается в качестве оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из материалов дела усматривается, что согласно товарному чеку № от 01 ноября 2017 года истцом уплачены 3500 руб. за приобретение карты водителя, оформленной на его имя (л.д. 12, 27а-28).
Невыплата ответчиком истцу указанной суммы послужила основанием для обращения Ленерта А.В. в суд с обозначенным иском.
С 01 апреля 2013 года организации, эксплуатирующие транспортные средства на территории Российской Федерации, обязаны оснащать их тахографами (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 1, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»).
Тахограф – техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Требования к тахографам, Категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, Правила использования, обслуживания и контроля их работы утверждены Приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36.
В состав тахографа входят бортовое устройство и внешние компоненты, одним из которых являются карты тахографа, к которым в том числе отнесена и карта водителя, обеспечивающая идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя (пп. 1 п. 2, пп. 1 п. 4 Требований к тахографам).
Карта водителя соответствует требованиям, предъявляемым к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июня 2008 года № 512 «Об утверждении Требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных» (п. 49 Требований к тахографам).
Карта водителя является персональной, выдается в единственном экземпляре сроком на три года (п. 57, пп. 1 п. 91 Требований к тахографам). При повреждении карты водителя, неправильном ее функционировании, потере или краже по заявлению водителя, с которым он должен обратиться в течение семи календарных дней к организации, ее выдающей, выдается новая карта (п. 11 Правил использования тахографов).
В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета к основным средствам относится имущество, стоимость которого превышает 40000 рублей.
Порядок бухгалтерского учета приобретенных карт водителя нормативно не установлен. Следовательно, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06 октября 2008 года № 106н).
Приобретенные карты водителя служат техническим средством, применяемым при эксплуатации производственных транспортных средств, то есть они используются при оказании (продаже) автотранспортных услуг третьим лицам (что свидетельствует об их способности приносить организации экономические выгоды) (пп. «а» п. 7.2.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29 декабря 1997 года)). Срок использования изготовленных карт превышает 12 месяцев. Последующая перепродажа карт не предполагается.
Изготовленные карты водителя удовлетворяют критериям, перечисленным в пп. «а» - «г» п. 4 Положения по бухгалтерскому учету в соответствующих организациях «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, что позволяет принимать карты к учету в качестве объектов основных средств (ОС) и учитывать их в порядке, установленном ПБУ 6/01 (п. п. 4,1 ПБУ 6/01).
Вместе с тем, учетной политикой организации может быть установлено, что активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, стоимостью в пределах установленного лимита, но не более 40000 рублей за единицу, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). В таком случае карты для тахографа, стоимость которых не превышает установленный учетной политикой лимит, учитываются как объекты МПЗ. При этом в целях обеспечения сохранности этих объектов при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
При принятии такого порядка учета фактическая себестоимость карт, равная в данном случае стоимости их изготовления (без учета принимаемого к вычету НДС), будет списана на затраты, связанные с оказанием автотранспортных услуг, на дату передачи карт в эксплуатацию (их выдачи для использования) (п. п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09 июня 2001 года № 44н, и п. 5, 6, 7 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06 мая 1999 года № 33н, п. 38 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Минтранса России от 24 июня 2003 года № 153).
В соответствии с учетной политикой организации приобретенные средства труда (в том числе карты тахографов), стоимость которых не превышает 40000 рублей, учитываются в составе материально-производственных запасов.
Для обеспечения сохранности карт водителя предусмотрена организация их учета на специально открытом для этих целей забалансовом счете, например, 013 «Карты водителя». Поскольку карта водителя изготавливается персонально для каждого водителя, аналитический учет карт осуществляется путем их закрепления за владельцем. Списание карты водителя с забалансового учета производится в случае ее утраты или увольнения водителя.
С учетом указанных нормативных предписаний суд приходит к выводу о том, что обязанность оснастить автомобиль тахографом, внешней компонентой которого является карта водителя, федеральным законодательством предусмотрена лишь в отношении организаций и по поводу осуществляемой ими производственной деятельности, в связи с чем основания для возложения на истца как работника ответчика обязанности приобрести данную карту водителя отсутствуют. Доказательства приобретения ответчиком для истца карты водителя или возмещения истцу понесенных им в сумме 3500 рублей расходов на приобретение указанной карты суду не представлены, в связи с чем с учетом вышеприведенной совокупности нормативных предписаний и обстоятельств дела приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований путем взыскания с ответчика в пользу истца в возмещение понесенных на приобретение истцом внешнего компонента тахографа - карты водителя денежных средств в размере 3500 рублей.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета города Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей, исходя из удовлетворенных судом исковых требований имущественного характера в размере 3500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-
решил:
Исковое заявление Ленерта А. В. удовлетворить.
Взыскать с АО «Омскоблавтотранс» (юридический адрес: <адрес>; ИНН №) в пользу Ленерта А. В. в счет возмещения затрат на приобретение внешнего компонента тахографа - карты водителя 3500 (три тысячи пятьсот) рублей.
Взыскать с АО «Омскоблавтотранс» (юридический адрес: <адрес>; ИНН №) в доход бюджета города Омска государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Ответчик вправе подать в Первомайский районный суд города Омска заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Первомайский районный суд города Омска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение не вступило в законную силу
Решение изготовлено в окончательной форме 12 ноября 2018 года.