НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первомайского районного суда г. Омска (Омская область) от 04.03.2021 № 2-750/2021

Дело № 2-750/2021

УИД: 55RS0005-01-2021-000370-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 марта 2021 года город Омск

Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Кирилюк З.Л. при ведении протокола судебного заседания, подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Евтушенко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Н к Министерству труда и социального развития Омской области, бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Омского района Омской области» о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

у с т а н о в и л:

Н обратилась в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что является педагогическим работником, пенсионером, имеет статус Ветерана труда, отработала до выхода на пенсию в образовательных учреждениях сельской местности не менее 10 лет и имеет право социальной поддержки в виде возмещения расходов в форме денежных выплат в размере 100 % оплаты жилой площади, отопления, освещения, содержания жилья и капитального ремонта. Данной льготой пользовалась по прежнему адресу проживания в Алтайском крае, переехав в Омскую область, полагала, что федеральные льготы должны сохраняться.

В настоящее время она также проживает в сельской местности, однако в льготах ей было оказано. Из личного разговора с сотрудником МФЦ она узнала, что отказ связан с тем, что педагогический стаж выработан ею в Алтайском крае. Полагала, что принятое решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки нарушает ее права на получение гарантированных законом мер социальной поддержки.

Просит возложить обязанность на ответчиков предоставить ей субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренную действующим законодательством; взыскать с ответчиков в ее пользу расходы на оплату юридических услуг в размере 15 750 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Н в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель Министерства труда и социального развития Омской области Ш действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, полагал, что министерство является ненадлежащим ответчиком по делу. Поддержал доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, исходя из которых истец уволена в связи с сокращением штата работников образовательной организации Алтайского края, она не относится к кругу лиц, имеющих право на получение МСП в виде ЕДВ, предусмотренной ст. 34 Закона № 1061-ОЗ. Отмечено, что на основании личного заявления Н и предоставленных ею документов, ей назначены МСП по оплате жилищно-коммунальных услуг по категории «Ветеран труда». Требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, поскольку возможность взыскания такой компенсации Законом № 1061-ОЗ не предусмотрена, доказательств нарушения личных неимущественных прав истцом не представлено. Производное от основного требования требование о взыскании судебных издержек также не подлежит удовлетворению.

В судебном заседании представитель БУ «МФЦ Омского района Омской области» Б действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, исходя из которого, стаж работы истца в образовательных учреждениях составил менее 10 лет, в ДД.ММ.ГГГГ году Н уволена в связи с сокращение штата. Представленная Н справка, содержащая информацию о периодах ее работы, не подтверждала право на получение меры социальной поддержки в виде назначения ЕДВ на оплату ЖКУ. Дополнительно пояснила, что МСП по оплате жилищно-коммунальных услуг по категории «Ветеран труда» и ЕДВ на оплату ЖКУ являются разными выплатами и могут назначаться одновременно при наличии предусмотренных законом условий. Указала, что копия трудовой книжки также предоставлялась при подаче заявления. Основной причиной отказа, послужило то обстоятельство, что истец она не относится к кругу лиц, имеющих право на получение МСП в виде ЕДВ, предусмотренной ст. 34 Закона № 1061-ОЗ.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Н является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, назначенной Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Топчихинском районе Алтайского края, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована постоянно по месту жительства в по адресу: <адрес>.

Исходя из пенсионного удостоверения, пенсия истице назначена в соответствии с п. 10 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии), согласно которой трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно трудовой книжке истицы, она: ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность воспитателя в д/с «Ласточка» р.п.Топчиха; ДД.ММ.ГГГГ переведена в д/с «Ключик» воспитателем; ДД.ММ.ГГГГ назначена заведующей д/с «Ключик»; ДД.ММ.ГГГГ уволена из совхоза, ДД.ММ.ГГГГ принята на период декретного отпуска воспитателем в детский сад «Солныщко»; ДД.ММ.ГГГГ назначена в порядке перевода воспитателем в д/с «Колосок» р.п. Топчиха, ДД.ММ.ГГГГ переведена заведующей детским садом «Колосок» р.п. Топчиха; ДД.ММ.ГГГГ переведена заведующей д/садом «Ласточка» р.п.Топчиха, ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с сокращением штата работников; ДД.ММ.ГГГГ принята в администрацию на должность инспектора отдела кадров, ДД.ММ.ГГГГ принята в отделение психолого-педагогической помощи социальным работником 8 разряда; ДД.ММ.ГГГГ переведена и.о. заведующим отделения психолого-педагогической помощи 11 разряда; ДД.ММ.ГГГГ принята логопедом 8 разряда по совместительству.

В соответствии со справкой Комитета по образованию Администрации Топчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, Новожилова Н в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем надомного обучения начальных классов в Топчихинской муниципальной среднего полного образования школе имени Героя России Дмитрия Ерофеева. На момент сокращения пользовалась мерами социальной поддержки.

Из ответа на запрос суда КГКУ УСЗН по Топчихинскому району от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Н проживавшая по адресу: <адрес>, состояла на учете УСЗН с ДД.ММ.ГГГГ, пользовалась мерами социальной поддержки на основании Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» и получала ежемесячную денежную компенсацию как педагогический работник в размере 2 0802 руб. (выплачена по ДД.ММ.ГГГГ), а также на основании Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» получала ежемесячную денежную выплату как ветеран труда в размере 615 руб. Снята с учета по заявлению с ДД.ММ.ГГГГ с связи с изменением места жительства.

Рассмотрев обращение Н БУ «МФЦ Омского района Омской области» МТиСР Омской области отказало ей в предоставлении ежемесячной денежной выплаты(ЕДВ) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг(ЖКУ) в связи с несоответствием документов требованиям законодательства. Дополнительно указано на положения ст. 34 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», согласно которым ЕДВ на оплату ЖКУ в Омской области предоставляется пенсионерам, проживающим в сельской местности, уволенным в связи с выходом на пенсию из государственных или муниципальных образовательных организаций Омской области, имеющим общий стаж трудовой деятельности в таких организациях, а также в образовательных организациях, располагавшихся на территории союзных республик в составе Союза ССР, находившихся на ДД.ММ.ГГГГ в ведении органов государственного управления этих республик не менее 10 лет и имевшим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при выходе на пенсию.

Разрешая заявленные требования Н о возложении обязанности о предоставлении ей субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд исходит из следующего.

Постановлением Законодательного собрания Омской области от 19.06.2008 № 225 принят Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» пунктом 2 статьи 34 которого предусмотрено, что право на меру социальной поддержки предоставляется пенсионерам, проживающим в сельской местности, уволенным в связи с выходом на пенсию из государственных или муниципальных образовательных организаций Омской области, имеющим общий стаж трудовой деятельности в таких организациях, а также в образовательных организациях, располагавшихся на территориях союзных республик в составе Союза ССР, находившихся на ДД.ММ.ГГГГ года в ведении органов государственного управления этих республик, не менее 10 лет и имевшим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при выходе на пенсию.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), и относит защиту прав и свобод человека и гражданина, социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «б», «ж» части 1).

Это означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается не только на Российскую Федерацию, но и на каждый из ее субъектов, и что соответствующее регулирование должно осуществляться исходя из предписаний статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются Федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Жилищно-коммунальные льготы как часть сохраняющей актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности были установлены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» (утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»). Согласно этому акту квалифицированным работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были быть предоставлены соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или надлежащим учреждением, предприятием, организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением; при отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была быть предоставлена в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости; жилая площадь предоставлялась по нормам, установленным в данной местности (пункт 10).

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (его пункт 1 обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 4 мая 1971 года N 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (подпункт «б» его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей).

Распоряжением Совета Министров СССР от 23.05.1984 г. N 1003р указанная мера социальной поддержки была распространена на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.

Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 г. N 437, от 24.01.1985 г. N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28.05.1985 г. N 154/12-22 утверждены Разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».

Согласно пункту 2 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 5/12-22 «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами семей при переезде их на новое место жительства в сельскую местность либо в поселок городского типа (рабочий поселок), в котором работники общеобразовательных школ пользуются этими льготами. Аналогичное положение содержалось и в ранее действовавшем разъяснении Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 июня 1975 года N 10/16 «О порядке применения подпункта «б» пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» и пункта 15 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 января 1975 года N 82 «О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы».

Согласно п. п. 1, 4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перечисленными работниками при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами и независимо от того, когда и какая им пенсия назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.

Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. N 3266-1(абз.3 п.5 ст. 55).

Так, Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I «Об образовании» установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации (абзац третий пункта 5 статьи 55).

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», изменено правовое регулирование и заменено предоставление натуральных льгот денежной компенсацией с 1 января 2005 года (далее Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

В преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ закреплено, что данный федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.

В указанном федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях названного федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, настоящим федеральным законом был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе изменен и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки работающих в сельской местности педагогических работников.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социальной поддержки работающих в сельской местности педагогических работников на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом никаких конкретных норм о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот, либо о видах и размерах денежных компенсаций Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не содержит.

Абзацем третьим части 2 статьи 153 данного федерального закона предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием названного федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено условие о том, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 г.), который, как и ранее действовавший Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании», закрепил право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также предусмотрел, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций - законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47 и абзац третий пункта 5 статьи 55 в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 439-ФЗ, вступившего в законную силу с 11 января 2011 г., соответственно).

Таким образом, с 11 января 2011 г. федеральный законодатель вместо права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), как это было предусмотрено абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, дополнившего приведенную норму указанием об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, законодательными актами субъектов Российской Федерации, установил педагогическим работникам образовательных учреждений право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в устанавливаемом нормативным правовым актом федерального или регионального уровня размере.

Таким образом, вопрос о сохранении жилищно-коммунальных льгот за пенсионерами из числа бывших педагогических работников сельских образовательных учреждений при их переезде в пределах единого союзного государства на постоянное место жительства в другой сельский (поселковый) населенный пункт был урегулирован вышеуказанными нормативными актами бывшего Союза ССР и Законом об образовании в прежней редакции и в редакции, действующей в настоящее время.

В дальнейшем советскими и российскими нормативными актами данный вопрос также решался положительно, порядок предоставления льгот не пересматривался и его правомерность не ставилась под сомнение какими-либо государственными органами.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то обстоятельство, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, в силу чего осуществляемое бюджетное регулирование должно обеспечивать сбалансированность бюджетов всех уровней.

Таким образом, из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объект полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки по сравнению с тем, что установлен действующим на федеральном уровне нормативно-правовыми актами.

Данная позиция изложена в ряде Определений Конституционного суда Российской Федерации, в частности, в определении от 01 апреля 2008 года N 480-О-П.

Из материалов дела следует, что Н вышла на пенсию по выслуге лет в период действия нормативных правовых актов, устанавливавших для педагогических работников в сельской местности льготу в виде права на бесплатную квартиру с отоплением и освещением, не ограничивавших круг таких педагогов организационно-правовой формой образовательного учреждения, в котором они работали, и не предусматривавших в качестве основания для отказа в предоставлении этой льготы при переезде в пределах единого союзного государства на постоянное жительство в другой сельский (поселковый) населенный пункт. Впоследствии, после внесенных законодателем изменений с ДД.ММ.ГГГГ правового регулирования вопросов предоставления мер социальной поддержки, Н. пользовалась мерой социальной поддержки путем получения компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты как педагогический работник, вышедший на пенсию.

Таким образом, истица имеет право на получение мер социальной поддержки на основании Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

Ссылки стороны ответчиков на то, что истица не имеет право на меры социальной поддержки в связи с выходом на пенсию не из образовательной организации Омской области, подлежат отклонению в виду следующего.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенная в Определении от 01.04.2008 N 480-О-П, вопрос о сохранении жилищно-коммунальных льгот за пенсионерами из числа бывших педагогических работников сельских образовательных учреждений при их переезде в пределах единого союзного государства на постоянное жительство в другой сельский (поселковый) населенный пункт был урегулирован нормативными актами бывшего Союза ССР. Так, согласно пункту 2 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 5/12-22 «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами семей при переезде их на новое место жительства в сельскую местность либо в поселок городского типа (рабочий поселок), в котором работники общеобразовательных школ пользуются этими льготами. Аналогичное положение содержалось и в ранее действовавшем разъяснении Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 июня 1975 года № 10/16 «О порядке применения подпункта «б» пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» и пункта 15 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 января 1975 года N 82 «О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы».

Право на получение указанных социальных льгот заслужены предшествующим трудом истицы, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей.

В силу правовой природы указанных льгот, имеющих характер трудовых, право гражданина на получение полагающейся ему льготы не может связываться с таким условием, как постоянное его проживание в Омской области.

Установление различий в предоставлении такого права, обусловленных исключительно местом постоянного жительства пенсионеров, не соответствует статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Из статьи 2 Конституции Российской Федерации следует обязанность государства признавать, соблюдать и защищать в равной мере все права человека и гражданина. Поэтому устанавливаемый законодательством порядок реализации гражданами права на получение социальных льгот не должен препятствовать им в осуществлении иных гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, в частности права каждого на выбор места пребывания и жительства, права свободно выезжать за пределы Российской Федерации (статья 27, части 1 и 2). Реализация гражданином названных конституционных прав, относящихся к общепризнанным правам, не может служить основанием для ограничения его конституционного права на социальное обеспечение.

Принимая во внимание изложенное, право Н на предоставление мер социальной поддержки не может быть ограничено в связи с тем обстоятельством, что во время назначения ей пенсии по старости она не являлась специалистом сельской местности Омской области, поскольку на момент назначения пенсии истец уже имела стаж работы в образовательных учреждениях в сельской местности на педагогических должностях более 10 лет, проживала в сельской местности, право на получение мер социальной поддержки было ею приобретено ранее, в связи с чем, отказ в предоставлении заявителю мер социальной поддержки как работнику образования ухудшает ее права.

При таких обстоятельствах, поскольку получение мер социальной поддержки не может ставится в зависимость от места жительства педагогического работника на территории Российской Федерации и возможности изменения места жительства в пределах страны, отказ Н в предоставлении мер социальной поддержки является незаконным, ее права подлежат восстановлению путем назначения мер социальной поддержки с момента обращения.

Указом Губернатора Омской области от 23.05.2008 N 56 утверждено Положение о Министерстве труда и социального развития Омской области, согласно которому Министерство труда и социального развития Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере труда, социальной защиты населения Омской области, органом опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан, а также осуществляет полномочия в области содействия занятости населения, в том числе переданное полномочие Российской Федерации по осуществлению отдельных видов социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Согласно подпункту 17 п. 14 указанного Положения Министерство в сфере предоставления мер социальной поддержки осуществляет организацию предоставления и предоставление иных мер социальной поддержки (ежемесячных денежных выплат, пособий (государственных пособий), льгот, компенсаций и иных социальных выплат), а также выдачу удостоверений (справок, иных документов) в случаях, предусмотренных законодательством.

В соответствии с п. 20 указанного Положения Министерство организует деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В силу ст. 39.1 Закона Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» полномочия по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» переданы многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг, находящимся в ведении органа исполнительной власти Омской области в сфере социальной защиты населения.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами стороны ответчика, что Министерство труда и социального развития Омской области является ненадлежащим ответчиком в рамках рассматриваемого спора.

Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

В соответствии с требованиями ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку в результате отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты(ЕДВ) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг(ЖКУ) нарушены исключительно имущественные права истца Н., что в соответствии со ст. 151 ГК РФ не является основанием для взыскания компенсации морального вреда, суд приходит к выводу об отказе в иске в указанной части.

По настоящему делу истцом также заявлено требование о возмещении понесенных по делу судебных расходов.

Судебные расходы в силу положений ч. 1 ст. 88 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, и расходы на оплату услуг представителей.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 названного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 17.07.2007 № 382-О-О, от 22.03.2011 № 361-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Разумность размеров как категория оценочная определяется индивидуально, с учетом особенностей конкретного дела.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Центр правовой поддержки» обособленное подразделение г.Омск (исполнитель) и Н (заказчик) заключили договор об оказании юридических услуг , согласно которому исполнитель принимает к исполнению поручение заказчика об оказании юридических услуг, а заказчик обязуется оплатить услуги. Согласно п. 1.2 договора юридические услуги состоя в составлении проекта искового заявления в суд. Пунктом 3.1 договора стоимость оказанных услуг определена в размере 15 750 руб.

Оплата по договору произведена Н. в полном объеме, что подтверждается кассовыми чеками.

Оценивая обоснованность суммы, предъявленной истицей к взысканию в качестве расходов на оплату юридических услуг, суд учитывает характер спора, степень его сложности, объем работы, проделанной в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ, а также исходя из принципа разумности и справедливости с учетом приведенных положений законодательства, полагает, что в пользу заявителя подлежит взысканию сумма расходов на оплату юридических услуг в размере 5 000 руб.

Поскольку при подаче в суд данного искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., с учетом положений ст. 98 ГПК РФ, расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Н удовлетворить частично.

Признать незаконным решение бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Омского района Омской области» об отказе Н в предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилых помещений, отопления и освещения по льготной категории «Педагогический работник, неработающий пенсионер».

Обязать бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Омского района Омской области» назначать меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилых помещений, отопления и освещения по льготной категории «Педагогический работник, неработающий пенсионер» с момента обращения.

Взыскать с бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Омского района Омской области» в пользу Н расходы на оплату юридических услуг в размере 5 000 рублей, расходы по оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение тридцати дней с момента изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд города Омска.

Мотивированное решение составлено 12 марта 2021 года.

Судья Решение суда не вступило в законную силу