Дело № 2а-5171/2017
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2017 года город Мурманск
Первомайский районный суд г. Мурманска в составе председательствующего судьи Шурухиной Е.В.,
при секретаре Смолка М.В.,
с участием представителя административного истца Талановой Э.В.,
административного ответчика Рыбникова Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по *** к Рыбникову Г.Н. о взыскании недоимки по налогам и пеней,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по *** обратилось в суд с названным административным иском к Рыбникову Г.Н., в обоснование указав, что ответчик является плательщиком:
- транспортного налога, поскольку имеет в собственности транспортное средство - автомобиль марки ***, VIN: №***, *** года выпуска, дата регистрации права ***, дата прекращения права ***,
- налога на имущество, а именно квартиру по адресу: *** Кадастровый №***, площадь ***, дата регистрации права ***;
- а также плательщиком НДФЛ.
Налоговый орган на основании ст.ст. 356, 358-362 НК РФ и ст.ст. 5, 8 Закона МО «О транспортном налоге» исчислил транспортный налог в сумме 1650.00 руб., направив соответствующее уведомление ответчику с расчетом налога.
Сумма налога на имущество физических лиц за *** год составляет 551 руб. Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога на имущество физических лиц.
Также Рыбниковым Г.Н. представлена налоговая декларация за *** год в связи с получением дохода от ООО «***», согласно которой исчислен налог на доходы за *** год, подлежащий уплате в бюджет в размере 46 800 руб. Указанный налог уплачен с нарушением срока уплаты (до ***), в связи с чем на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени в размере 5518.87 руб.
Помимо этого Рыбниковым Г.Н. представлена налоговая декларация за *** год в связи с получением дохода от ***, согласно которым исчислен налог на доходы за *** годы, подлежащий уплате в бюджет в размере 32110 руб.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ за *** год расхождений не установлено. Таким образом; сумма налога на доходы за *** год, подлежащая уплате в бюджет, составила 32110 руб., срок уплаты НДФЛ за *** год не позднее ***. В связи с тем, что в установленные НК РФ, сроки налогоплательщиком налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени в размере 4111.13 руб. В соответствий со ст. 69 НК РФ Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате НДФЛ за *** год №*** со сроком исполнения до ***. Требование налогоплательщиком до настоящего времени не исполнено.
По указанным основаниям административный истец просит взыскать с административного ответчика Рыбникова Г.Н., ***, в пользу ИФНС России по *** для зачисления в соответствующий бюджет транспортный налог в размере 1650 руб., пени в сумме 237,95 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в сумме 551 руб., пени в сумме 99,96 руб.; налог на доходы физических лиц за *** год в сумме 32110 руб., пени в сумме 9630 руб., а всего в общей сумме 44278,91 руб.
Также просит восстановить пропущенный предусмотренный ст. 286 КАС РФ срок для предъявления настоящего административного иска, указывая, что ИФНС России по *** обратилась к мировому судье судебного участка *** с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении гр. Рыбникова Г.Н.
Мировым судьей судебного участка ****** вынесен судебный приказ №*** о взыскании с Рыбникова Г.Н. сумм задолженности указанных в заявлении Инспекции.
Определением судьи судебного участка *** от *** судебный приказ №***, в связи с поступившими со стороны должника возражениями относительно его исполнения, отменен.
Инспекцией проверена оплата сумм задолженностей указанных в заявлении Инспекции. По состоянию на *** уплата задолженности по указанным суммам в заявлении Инспекции от Рыбникова ГП. не поступала, что подтверждается выпиской из лицевого счета налогоплательщика.
Дело рассматривается по правилам общего административного судопроизводства.
В судебном заседании представитель административного истца Таланова Т.В. поддержала иск в полном объеме, просила требования удовлетворить, восстановив пропущенный срок по уважительной причине.
Административный ответчик Рыбников Г.Н. в судебном заседании по расчету, размерам сумм недоимок по налогам и пеней не возражал, однако полагал иск не подлежащим удовлетворению ввиду пропуска срока административным истцом срока на обращение с данным исковым заявлением, ссылаясь на то, что с момента отмены судебного приказа у истца было достаточно времени для обращения в суд с настоящим исковым заявлением. Также пояснил, что налог и пени им не оплачены до настоящего времени.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», установлен транспортный налог.
Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он введен в действие законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Закон Мурманской области от 18 ноября 2002 года № 368-01-ЗМО «О транспортном налоге» был введен в действие на территории Мурманской области с 01 января 2003 года.
Согласно ст. 357 НК РФ и ст. 2 Закона МО «О транспортном налоге», налогоплательщиками транспортного налога признаются лица (организации и физические лица), на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 358 НК РФ и ст. 2 Закона о Мурманской области «О транспортном налоге», объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты и др., зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом с учетом ст. ст. 359, 361-362 НК РФ и ст. 3,5-7 Закона МО «О транспортном налоге» на основании сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
В соответствии со ст.ст. 356, 358-362 НК РФ и ст.ст. 2-5, 7 Закона МО «О транспортном налоге», ИФНС России по *** ответчику исчислен транспортный налог, на основании сведений о наличии транспортных средств, предоставленных Государственной инспекции безопасности дорожного движения при УМВД России по Мурманской области, осуществляющей государственную регистрацию транспортных средств на территории Мурманской области, т.е. на территории РФ.
Согласно предоставленным сведениям ГИБДД УМВД России по *** области, за ответчиком с *** по *** было зарегистрировано транспортное средство марки ***, VIN: №***, *** года выпуска.
Согласно представленного административным истцом расчету, сумма транспортного налога за *** год составляет 1650 рублей.
На основании п. 1 ст. 363 НК РФ и п.п. 1 п.1 ст. 8 Закона Мурманской области «О транспортном налоге», уплата налога производится налогоплательщиками – физическими лицами по месту нахождения транспортных средств на основании налогового уведомления не позднее 01 октября года, следующего за годом налогового периода.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации установлен Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (утратил силу с 01.01.2015 года).
Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»).
Согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона объектами налогообложения признаются, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, доля в праве общей собственности на указанное имущество.
Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами (п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»).
Согласно п. 2 ст. 5 Закона налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
На основании п. 1 ст. 3 Закона ставки по налогам на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.
На основании п. 1 ст. 5 Закона исчисление налога производится налоговыми органами.
Согласно п.9 ст.5 Закона уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Согласно части 10 статьи 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога (пункт 11 статьи 5 указанного Закона).
Согласно ч.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.4 ст.75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что согласно налоговому законодательству ответчик Рыбников Г.Н. является налогоплательщиком с обязанностью уплаты налога на имущество.
Так, согласно сведениям УФРС России по Мурманской области и ГУПТИ, представленным налоговому органу, в собственности Рыбникова Г.Н. находится следующий объект недвижимости:
- с *** квартира, расположенная по адресу: ***, актуальная инвентаризационная стоимость 1102168,80 рублей.
Решением Совета депутатов г. Мурманска от 08.11.2007 №42-501 (утратившего силу с 01.01.2015 года) установлены ставки налога на имущество физических лиц за период с ***. в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения: стоимость имущества до 300 тыс. руб. - налоговая ставка 0,1 %, стоимость имущества от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. - налоговая ставка 0,15%, стоимость имущества от 500 тыс. руб. до 700 тыс. руб. - налоговая ставка 0,35%, стоимость имущества свыше 700 тыс. руб. - налоговая ставка 0,35%.
Постановлением Правительства Мурманской области от 19.01.2007 года за № 15-ПП «О коэффициенте пересчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» (в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 28.08.2007 года № 398-ПП; от 12.02.2008 года № 47-ПП; от 07.12.2009 года № 560-ПП), установлен коэффициент перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, определенной по состоянию на 01.01.1995 года, в размере: с 2010 года – 40,54.
Сумма налога на имущество физических лиц за *** год составляет 551 рублей.
Налоговое уведомление на уплату транспортного налога за *** год и налога на имущество физических лиц за *** года №*** было направлено ответчику ***, однако в добровольном порядке уплата налогов в срок до *** не произведена. В связи с чем, в соответствии со ст.75 НК РФ были начислены пени по транспортному налогу за *** год в размере 237,95 руб., пени по налогу на имущество за *** год в размере 99,96 руб.
*** административному ответчику было направлено требование об уплате налога, сбора, пени по транспортному налогу и налогу на имущество №*** с добровольным сроком уплаты до ***. Указанные требование налогоплательщиком до настоящего времени не исполнены.
В силу ст. 19, 52 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 207 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
В соответствии с пп.5 п.1 ст.208 НК РФ к доходам от источников в РФ относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ.
В соответствии с п.2 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ).
Уплата налога на доходы физических лиц производится не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 228 НК РФ).
Согласно п.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Рыбниковым Г.Н. представлена налоговая декларация за *** год в связи с получением дохода от ООО «***», согласно которой исчислен налог на доходы за *** год, подлежащий уплате в бюджет в размере 46 800 руб. Указанный налог уплачен с нарушением срока уплаты (до ***).
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налогоплательщиком налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени в размере 5518.87 руб.
Также установлено, что Рыбниковым Г.Н. представлена налоговая декларация за *** год в связи с получением дохода от ***, согласно которым исчислен налог на доходы за ***, подлежащий уплате в бюджет в размере 32110 руб.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ за *** год расхождений не установлено. Таким образом, сумма налога на доходы за *** год, подлежащая уплате в бюджет, составила 32110 руб.
Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в ст. 228 НК РФ, в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст. 229 НК РФ).
Таким образом, срок представления налоговой декларации по НДФЛ за *** год не позднее ***.
Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год (ст. 216 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ ставка НДФЛ в 2015 году установлена в размере 13%.
В соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, срок уплаты НДФЛ за *** год не позднее ***.
В связи с тем, что в установленные НК РФ, сроки ответчиком налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени в размере 4111.13 руб.
В соответствии со ст. 69 НК РФ административным истцом в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате НДФЛ за *** год №*** со сроком исполнения до ***.
Требование налогоплательщиком до настоящего времени не исполнено.
Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Административный ответчик ссылался лишь на пропуск административным истцом предусмотренного п. 2 ст. 286 КАС РФ срока.
Как установлено, ИФНС России по *** обратилась к мировому судье судебного участка *** с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении гр. Рыбникова Г.Н.
Мировым судьей судебного участка ****** вынесен судебный приказ №*** о взыскании с Рыбникова Г.Н. сумм задолженности указанных в заявлении Инспекции.
Определением судьи судебного участка *** от *** судебный приказ №***, в связи с поступившими со стороны должника возражениями относительно его исполнения, отменен.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Административным истцом указано, что шестимесячный срок для подачи административного искового заявления пропущен незначительно в связи с поздним получением определения мирового судьи об отмене судебного приказа, которое поступило в ИФНС России по *** только ***.
Суд признает указанные причины пропуска в качестве уважительных, учитывая, что факт получения *** административным истцом документально подтвержден, оригинал почтового конверта направленным мировым судьей определения от *** представлен суду, имеется отметка о поступлении в почтовое отделение связи и вручении административному истцу указанной корреспонденции ***.
С административным исковым заявлением ИФНС России по *** обратилось ***.
Исходя из указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности признания указанных причин пропуска срока для подачи административного искового заявления уважительными, а заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с порядком, установленным ст. ст. 50, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета, за исключением случаев уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, которая зачисляется в доход федерального бюджета.
Суд, принимая во внимание указанные положения Бюджетного кодекса РФ и руководствуясь ч. 1 ст. 114 КАС РФ, взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Мурманска в сумме 1528,37 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Мурманску к Рыбникову Г.Н. о взыскании недоимки по налогам и пеней удовлетворить.
Взыскать с Рыбникова Г.Н., ***, в пользу ИФНС России по *** для зачисления в соответствующий бюджет транспортный налог в размере 1650 руб., пени в сумме 237,95 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в сумме 551 руб., пени в сумме 99,96 руб.; налог на доходы физических лиц за 2015 год в сумме 32110 руб., пени в сумме 9630 руб., а всего в общей сумме 44278,91 руб.
Взыскать с Рыбникова Г.Н. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в размере 1528,37 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Шурухина