НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 23.09.2021 № 2А-3137/2021

Дело № 2а-3137/2021, УИД 51RS0002-01-2021-005152-26

решение в окончательной форме составлено 23.09.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 сентября 2021 года город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Дурягиной М.С.,

при секретаре Цветковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области к Акуловскому Д.Н. о взыскании задолженности по обязательным платежам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области (далее – Межрайонная ИФНС России №9 по Мурманской области, инспекция) обратилась с суд с иском к Акуловскому Д.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2017-2019 годы, задолженности по штрафу по НДФЛ за 2014 год в сумме 1000 рублей, задолженности по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1,2,3,4 кварталы 2015 года, за 1,2,3,4 кварталы 2016 года в сумме 36896 рублей, задолженности по пени в сумме 5776,89 рублей, задолженности по штрафу в размере 9107,45 рублей, всего на общую сумму 148788,74 рублей.

В обоснование иска указано, что в период регистрации ответчика в качестве индивидуального предпринимателя, последним своевременно не были уплачены страховые взносы за 2017-2019 годы, рассчитанные с учетом даты прекращения ответчиком статуса индивидуального предпринимателя ***, а именно на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 76 119 руб. 63 коп., на обязательное медицинское страхование в размере 17 314 руб. 00 коп. В результате ненадлежащего исполнения ответчиком указанных обязательств, ответчику были начислены пени, размер которых на дату предъявления иска составил 2 149 руб. 59 коп. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2019 годы и 425 руб. 18 коп. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017-2019 годы.

Кроме того, административный истец указывает на несвоевременность сдачи ответчиком налоговой декларации по НДФЛ за 2014 год, в результате чего начислен штраф по п.1 ст.119 НКРФ в минимальном размере 1000 руб.

Также истец указывает на неуплату в установленный срок ЕНВД за 1,2,3,4 кварталы 2015-2016 годы в общей сумме 36 896 руб., а также доначисления налога по результатам налоговой проверки, начисленным пеням по уплате ЕНВД в общей сумме - 5 776,89 руб., штрафа в размере - 9 107,45 руб. за 2015-2016 годы.

Просит взыскать с Акуловского Д.Н. в пользу налогового органа указанные выше задолженности.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик Акуловский Д.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 19 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Согласно пункту 1 статьи 23, пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Частью 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пени.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.

В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Действующей с 1 января 2017 года главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации указанная категория страхователей по обязательному пенсионному страхованию также отнесена к плательщикам страховых взносов (подпункт 2 пункт 1 статьи 319 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом положений пункта 1 статьи 430, статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации размер взносов за 2017-2019 годы определяется в фиксированном размере для плательщиков, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, и уплачивается плательщиками самостоятельно. В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., то фиксированный размер страховых взносов определяется: за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в сумме 23 400 руб., на обязательное медицинское страхование в сумме 4 590 руб.; за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в сумме 26 545 руб., на обязательное медицинское страхование в сумме 5 840 руб.; за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в сумме 29 354 руб., на обязательное медицинское страхование в сумме 6 884 руб.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

На основании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области «О централизации функций по урегулирования задолженности» от 19 апреля 2019 г. № 04-02/64@ функции по урегулированию задолженности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на территории Мурманской области из ИФНС России по г. Мурманску и межрайонных ИФНС России по Мурманской области переданы в Межрайонную ИФНС России № 9 по Мурманской области.

Согласно выписке из ЕГРИП Акуловский Д.Н. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с *** по ***.

В установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок Акуловский Д.Н. не оплатил страховые взносы за 2017-2019 годы, что послужило основанием для начисления пеней и направления в его адрес требований об уплате налога, взноса, пени:

- №*** по состоянию на *** со сроком исполнения до *** об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – *** руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – *** руб., пени в общем размере ***.;

- №*** по состоянию на ***, со сроком исполнения до *** об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – *** руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – *** руб. пени – *** руб.;

- №*** по состоянию на ***, со сроком исполнения до *** об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – *** руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – *** руб., пени – *** руб.

В отношении требований о взыскании штрафа по п.1 ст. 119 НК РФ (НДФЛ) установлено, что в соответствии с п. 1 ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны производить исчисление и уплату налога на доходы - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

В соответствии с п.1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е за 2014 год декларация должна быть подана не позднее ***.

Отсутствие у налогоплательщика по итогам календарного налогового периода суммы налога к уплате, не освобождает его от обязанности предоставления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.

В судебном заседании установлено, что Акуловский Д.Н. подал налоговую декларацию за 2014 год ***, в связи с чем не исполнил свою обязанность по своевременному предоставлению налоговой декларации в налоговый орган и совершил налоговое правонарушение, предусмотренное п.1 ст. 119 НК РФ.

Согласно п.1 ст. 119 НК РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В результате рассмотрения материалов налоговой проверки было вынесено решение от ***№***/НД.

В установленный решением срок Акуловский Д.Н. не оплатил штраф, что послужило основанием для направления в его адрес требований об уплате штрафа №*** по состоянию на *** со сроком исполнения до *** об уплате задолженности по штрафу по НДФЛ – *** руб. (л.д.33).

Рассматривая требование о взыскании задолженности по ЕНВД за 1,2,3,4 кварталы 2015-2016 годов судом установлено, что Акуловский Д.Н. осуществлял предпринимательскую деятельность, в ходе которой применял систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от *** № 97-ФЗ гл. 26.3 НК РФ (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) утратила силу с ***.

В соответствии со ст. 349.32 действовавшей в спорный период редакцией НК РФ, уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога.

В соответствии со ст. 346.30 НК РФ, налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

В соответствии с п. 3 ст. 346.32 НК РФ, по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы налоговые декларации, не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Из материалов дела следует, что декларации за 1,2,3,4 квартал 2015 года фактически поступили в ИФНС ***, за 1 квартал 2016 года - ***, за 2,4 квартал 2016 – ***.

Административный ответчик не уплатил налог, подлежащей уплате по декларации за 1 квартал 2015 г. в сумме *** руб., за 2 квартал - *** руб., за 3 квартал - *** руб., за 4 квартал - *** руб., за 1 квартал 2016 года в сумме *** руб., за 2 квартал - *** руб., за 3 квартал - *** руб.. за 4 квартал - *** руб., а всего в общей сумме *** руб., а также пени за указанные периоды в сумме *** рублей (л.д.52,70,73).

В связи с неуплатой налога в установленный законом срок на сумму недоимки начислены пени и выставлены требования: №*** по состоянию на *** со сроком исполнения до *** об уплате задолженности по ЕНВД за 1,2,3,4 кв. 2015 г. и 1 кв. 2016 г. в общей сумме – *** руб.; - №*** по состоянию на *** со сроком исполнения до *** об уплате задолженности по ЕНВД за 1,2,3,4 кв. 2016 г. в общей сумме – *** руб. и пени в размере - *** руб.; - №*** по состоянию на *** со сроком исполнения до *** об уплате задолженности по ЕНВД за 3 кв. 2016 г. в общей сумме – *** руб. и пени в размере - *** руб. Указанные требования налогоплательщиком не исполнены.

Согласно п.1 ст. 119 НК РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В связи с непредставлением в установленный налоговым законодательством срок налоговых деклараций по ЕНВД за 1,2,3,4 квартал 2015 года и 1,2,4 квартал 2016 года, налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, предусмотренное п.1 ст. 119 НК РФ.

В результате рассмотрения материалов налоговой проверки были вынесены решения от ***№***/ЕНВД, №***/ЕНВД, №***/ЕНВД, №***/ЕНВД, №***/ЕНВД, от ***№***/ЕНВД, №***/ЕНВД, в которых содержаться расчеты штрафных санкций. Указанные решения направлены в адрес налогоплательщика, однако штрафы не были уплачены.

В связи с указанным в адрес налогоплательщика выставлены требования об уплате штрафа: - №*** по состоянию на *** со сроком исполнения до *** об уплате задолженности по штрафу по ЕНВД – *** руб.;

- №*** по состоянию на *** со сроком исполнения до *** об уплате задолженности по штрафу по ЕНВД – *** руб.;

- №*** по состоянию на *** со сроком исполнения до *** об уплате задолженности по штрафу по ЕНВД – *** руб.;

- №*** по состоянию на *** со сроком исполнения до *** об уплате задолженности по штрафу по ЕНВД – *** руб.;

- №*** по состоянию на *** со сроком исполнения до *** об уплате задолженности по штрафу по ЕНВД – *** руб.;

- №*** по состоянию на *** со сроком исполнения до *** об уплате задолженности по штрафу по ЕНВД – *** руб. (л.д.92,94, 96, 98, 100, 148). Указанные требования не исполнены до настоящего времени.

Кроме того, в ходе камеральной налоговой проверки установлено, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение, предусмотренное п.1 ст. 122 НК Р, поскольку не уплатил налог по ЕНВД за 1,3 кварталы 2016 года в результате занижения налоговой базы.

В результате рассмотрения материалов налоговой проверки были вынесены решения от ***№***/ЕНВД, №***/ЕНВД, в которых содержаться расчеты штрафных санкций.

В установленный решениями срок Акуловский Д.Н. не оплатил задолженность по штрафу, что послужило основанием для направления в его адрес требований об уплате штрафов:

- №*** по состоянию на *** со сроком исполнения до *** об уплате задолженности по штрафу по ЕНВД – *** руб.;

- №*** по состоянию на *** со сроком исполнения до *** об уплате задолженности по штрафу по ЕНВД – *** руб.;

- №*** по состоянию на *** со сроком исполнения до *** об уплате задолженности по штрафу по ЕНВД – *** руб. (142-146).

Указанная в требованиях задолженность не уплачена по настоящее время.

Административным истцом начислены пени в общем размере *** руб. и штраф в общем размере *** руб.

Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика.

Пунктом 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обращение взыскания на денежные счета налогоплательщика в банках осуществляется по решению налогового органа, которое в силу пункта 3 указанной статьи 46 должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.

Согласно пункту 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 данного Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Указанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации закреплена возможность взыскания недоимок организации или индивидуального предпринимателя в бесспорном судебном порядке.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.

В силу части 6.1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 названной статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.

В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (часть 3 статьи 22 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов и страховых взносов в судебном порядке, а также при пропуске срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании обязательных платежей за счет имущества должника.

Поскольку задолженность, указанная в требованиях, не была уплачена в сроки, указанные в требованиях, уполномоченным должностным лицом Межрайонной ИФНС России №9 по Мурманской области были вынесены постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика:

- №*** от *** (по требованию №*** от ***), на основании которого было возбуждено исполнительное производство, окончено;

- №*** от ***, (по требованию №*** от ***), на основании которого было возбуждено исполнительное производство, окончено;

- №*** от ***, (по требованию №*** от ***), на основании которого было возбуждено исполнительное производство, окончено;

- №*** от ***, (по требованиям №№***, №***, №***, №***, №***, от ***, №*** от ***, №*** от ***, №№***, №***, №***, №*** от ***), на основании которого было возбуждено исполнительное производство, окончено;

- №*** от ***, (по требованию №*** от ***), на основании которого было возбуждено исполнительное производство, не окончено, объединено в сводное производство;

- №*** от ***, (по требованию №*** от ***), на основании которого *** было возбуждено исполнительное производство №***-ИП, окончено.

Таким образом, в отношении указанных выше требований, учитывая наличие у ответчика статуса индивидуального предпринимателя в момент вынесения постановлении и окончании исполнительных производств, взыскание поименованной выше задолженности с налогоплательщика производилось с учетом положений 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сведений о повторном предъявлении указанных постановлений к принудительному исполнению со стороны Инспекции не представлено.

Отсутствие указанных доказательств свидетельствует о пропуске со стороны Инспекции срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании спорных обязательных платежей за счет имущества должника, до прекращения Акуловским Д.Н. предпринимательской деятельности.

Таким образом, в отношении указанных выше требований, учитывая наличие у ответчика Акуловского Д.Н. статуса индивидуального предпринимателя, взыскание поименованной выше задолженности с производилось с учетом положений 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом возможность принудительного взыскания недоимок с индивидуального предпринимателя за соответствующий период утрачивается при истечении срока давности взыскании налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.

Возможность нового исчисления сроков для принудительного взыскания с Акуловского Д.Н. спорной задолженности в порядке статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, уже в качестве физического лица, с момента утраты Акуловским Д.Н. статуса индивидуального предпринимателя, не предусмотрена положениями Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает принципы и механизмы налогообложения, установленные на территории Российской Федерации, создает возможность повторно инициировать процедуру взыскания налогов и сборов, при фактическом пропуске сроков для их принудительного взыскания, что является недопустимым.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 23 и статьи 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих особенности правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Соответственно, утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лишает его права осуществлять предпринимательскую деятельность, но не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

При этом порядок взыскания налога, сбора, пени, штрафа зависит от статуса налогоплательщика на момент их взыскания. С момента утраты налогоплательщиком статуса индивидуального предпринимателя порядок взыскания, который уже определен постановлением налогового органа, не изменяется.

Таким образом, доводы Инспекции о наличии оснований для взыскания с административного ответчика спорной задолженности судом признаются необоснованными.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как регламентировано в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац первый); если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов и пени превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй).

В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

При установленных обстоятельствах, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган был вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче приказа о взыскании налогов и пени до 15.08.2018, до 06.08.2019, до 14.08.2020, до 27.12.2017, до 06.03.2017, до 08.06.2017, 30.11.2017, до 10.02.2018 соответственно.

Однако, как следует из определения об отказе в приеме заявления о выдаче судебного приказа от 21 мая 2021 г., с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Акуловского Д.Н. налогов и пени Инспекция обратилась лишь 19 мая 2021 г.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Таким образом, исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском инспекцией срока обращения в суд, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговое законодательство не рассматривает утрату статуса индивидуального предпринимателя как основание начала исчисления срока давности обращения в суд или даты нового течения срока для предъявления требований о взыскании недоимки по налогам и пени, образовавшейся в период наличия статуса индивидуального предпринимателя.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

При этом соблюдение установленного законом порядка взыскания задолженности, своевременность подачи административного искового заявления, либо взыскание спорной задолженности с Акуловского Д.Н. до момента утраты им статуса индивидуального предпринимателя в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не приведено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №9 по Мурманской области к Акуловскому Д.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское, пенсионное страхование и пени за 2017-2019 годы, а именно на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 76 119 руб. 63 коп., на обязательное медицинское страхование в размере 17 314 руб. 00 коп., пени в сумме 2 149 руб. 59 коп. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2019 годы и пени в сумме 425 руб. 18 коп. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017-2019 годы, по штрафу по НДФЛ за 2014 год в сумме 1000 рублей, ЕНВД для отдельных видов деятельности за 1,2,3,4 кварталы 2015,2016 года в сумме 36896 рублей, пени в размере 5776,89 рублей, штрафу в размере 9107,45 рублей, а всего в общей сумме 148788,74 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.

Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Судья М.С. Дурягина