НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 17.11.2010 № 2-5764

                                                                                    Первомайский районный суд города Мурманска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Первомайский районный суд города Мурманска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-5764/10 решение составлено 17.11.2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2010 года г.Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Андреевой И.С.,

при секретаре Лихачевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Попова К.В. к Мурманской таможне о перерасчете льготной и общей выслуги лет для назначения пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Попов К.В. (далее Истец) обратился с иском в суд к Мурманской таможне (далее Ответчик) о перерасчете льготной и общей выслуги лет для начисления пенсии, в обоснование которого указал, что приказом от *** №*** назначен в Мурманскую таможню на должность младшего инспектора отдела таможенной охраны, стажером с испытательным сроком шесть месяцев. Приказом от *** №*** переведен на службу в таможенных органах РФ по контракту (ст.25 КЗоТ РФ, ст.6 ФЗ от 21.07.1997г. № 1114-ФЗ). На основании приказа от *** №*** «О назначении на должность» и контракта (последнего) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» №*** от *** проходил службу в должности старшего оперуполномоченного специального отряда быстрого реагирования Мурманской таможни. *** уволен с занимаемой должности на основании определения Мурманского областного суда от *** по гражданскому делу №***. Выслуга лет для назначения пенсии на *** (согласно приказу об увольнении) составляет: календарная - 13 лет 09 месяцев 20 дней, в льготном исчислении - 05 лет 10 месяцев 12 дней, всего 19 лет 08 месяцев 02 дня. Полагает, что при увольнении неправильно исчислена выслуга лет для назначения пенсии, а именно льготная ее часть. Законом, устанавливающим государственные пенсии для сотрудников таможенных органов, является Федеральный Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997г. № 114-ФЗ. Статьей 50 Закона установлено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998г. № 103 утвержден порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям. Согласно п.п.«а» п.2 в выслугу лет для назначений пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941 время службы (работы) в таможенных органах в качестве сотрудников или федеральных государственных служащих этих органов. Согласно п.4 выслугу лет, исчисленную согласно п.п.«а» п.2 указанного Положения, в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от *** №*** время службы (работы) засчитывается на льготных условиях, один месяц службы за два месяца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при участии в оперативно-розыскной деятельности по перечню подразделений и должностей, утверждаемому председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Приказом ГТК России от 28.08.2000г. № 773 «О льготном исчислении выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, участвующим в оперативно-розыскной деятельности», определен перечень подразделений и должностей сотрудников, участвующих в означенной деятельности. Подразделения СОБР в указанный перечень на тот момент не вошли. Приказом ГТК России от 12.03.2003г. № 255 «О внесении дополнений в приказ ГТК России от 28.08.2000г. № 773» внесены дополнения в приложения 2, 3 к приказу ГТК России от 28.08.2000г. № 773 в части приобщения СОБР к перечню подразделений и должностей сотрудников таможенных органов, которые участвуют в осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Полагает, что подпадал по действие указанного приказа в силу приказа ГТК России от 05.02.2003г. № 102 «Об утверждении типовых структур и наименований Региональных таможенных управлений, Таможен, Таможенных постов и их подразделений», где в приложении 5 «Перечень типовых наименований структурных подразделений таможенных органов, глава II» рассмотрена типовая структура таможни. В разделе «Подразделения силового обеспечения» СОБР таможни позиционируется как «Специальный отряд быстрого реагирования (на правах отдела)». В соответствии с Письмом ГТК России от 06.06.2001г. № 09-18/22393 «О порядке исполнения п.3 Приказа ГТК Росси от 28.08.2000г. № 773 сотрудники, назначенные на вышеуказанные должности в период с 16.02.1998г. по настоящее время, имеют право на льготное исчисление выслуги лет с даты назначения на должность. Таким образом, считает, что ему должно было производиться льготное исчисление выслуги лет с даты назначения на должность, то есть с *** Приказ ФТС России от 29.03.2005г. № 253 «О признании утратившими силу некоторых правовых актов ГТК России» на основании того, что 30.03.2005г. вступил в силу приказ ФТС России от 07.02.2005г. № 90 «Об утверждении Перечней подразделений таможенных органов РФ и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскной деятельности», признал утратившими силу приказы ГТК России от 28.08.2000г. № 773 и от 12.03.2003г. № 255. Тем самым исчисление срока льготной выслуги лет сотрудникам СОБР прекращено 30.03.2005г. По мнению, Истца период службы в таможенных органах, который подлежит льготному исчислению выслуги лет при условии один месяц службы за два месяца, составляет с *** по *** или 08 лет 02 месяца 18 дней, календарная - 13 лет 09 месяцев 20 дней, всего 22 года 00 месяцев 08 дней. Просит суд обязать Ответчика произвести перерасчет льготной выслуги лет за период с *** по *** из расчета 1 месяц службы за 2 месяца, с учетом льготной выслуги лет насчитать общую выслугу лет, а также отменить абзац 2 пункта 1 приказа Мурманской таможни от *** №*** «Об увольнении К.В.Попова», где указаны календарный и льготные периоды, поскольку из льготной выслуги образуется общая выслуга лет.

В судебном заседании Истец заявленные требования поддержал, настаивал на удовлетворении, дал пояснения, аналогичные описательной части. Дополнительно пояснив, что приказы № 773 и №255 не упоминают особый порядок допуска сотрудников к ОРД, поскольку согласно приказа №726, должностной инструкции сотрудники получают указание от начальника таможни и выезжают по данному указанию без какого-либо допуска, тем более допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Представитель Истца Шевченко Д.С. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель Мурманской таможни Соколова О.А. иск не признала, возражала против удовлетворения исковых требований. Согласно письменным возражениям, на основании ФЗ от 12.08.1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее Закон) и во исполнение постановления Правительства РФ от 02.02.1998г. № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсий и пособий лицам, проходившим службу в таможенных органах, и их семьям» ГТК РФ приказом от 28.08.2000г. № 773 утвердил Порядок льготного исчисления выслуги лет сотрудникам таможенных органов РФ, участвующих в оперативно-розыскной деятельности (ОРД), Перечень подразделений и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в ОРД. Кроме того, ст.6 названного закона определяет следующие оперативно-розыскные мероприятия : опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личностей, контроль почтовых отправлений и другие. Перечень, который Истец зачитывал из приказа №*** как обеспечение физической защиты к оперативно-розыскной деятельности не относится. Названный выше Закон определяет органы, осуществляющие ОРД, а руководитель подразделения определяет должностных лиц, осуществляющих ОРД. Специальный отряд быстрого реагирования (на правах отдела) в этом перечне отсутствует. Приказом ГТК РФ от 12.03.2003г. № 255 «О внесении дополнений в приказ ГТК России от 28.08.2000г. № 773» были внесены дополнения в приложения 2, 3 к приказу ГТК России от 28.08.2000г. № 773. В п.11 Перечня подразделений таможенных органов РФ и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в ОРД, указан Специальный отряд быстрого реагирования (СОБР) без слов «на правах отдела». В судебном заседании дополнительно пояснила, что в соответствии со штатным расписанием в структуре Мурманской таможни предусмотрен Специальный отряд быстрого реагирования (СОБР) (на правах отдела). Приказ ГТК России от 12.03.2003г. № 255, внося дополнения в Приказ ГТК России от 28.08.2000г. № 773, предусмотрел в Перечне подразделений и должностей сотрудников таможенных органов, которые участвуют в осуществлении оперативно-розыскной деятельности Специальный отряд быстрого реагирования (СОБР) без уточнения «(на правах отдела)». Поскольку СОБР (на правах отдела) и СОБР это наименования разных подразделений, следовательно, сотрудникам, проходившим службу в Мурманской таможне в СОБРе (на правах отдела) начисление льготной выслуги лет для назначения пенсии не производится. Попов К.В., осуществляя служебную деятельность, фактически в оперативно-розыскных мероприятиях не участвовал, допуска к таковым не имеет. Кроме того, для участия в ОРД необходимо иметь допуск формы 2, то есть быть ознакомленным со сведениями, относящимися к государственной тайне. Из представленной справки начальника Мурманской таможни следует, что у Истца такого допуска не было, поскольку он может быть оформлен только начальнику подразделения и его заместителю, коим Попов К.В. не являлся. Таким образом, как считает представитель МТ, Попов К.В. не подпадает под действие закона, определяющего льготное исчисление выслуги лет.

Представитель Северо-Западного таможенного управления Тамбовцева М.А. в судебном заседании также возражала против удовлетворения заявленных истцом требований.

Представитель Мурманской таможни Геращенко Л.А. в судебном заседании пояснила, что в выслугу лет для назначения пенсии К.В.Попову период службы в СОБР (на правах отдела) в Мурманской таможне правомерно исчислен в льготном порядке из расчета один месяц службы за полтора месяца, поскольку в таможенных органах СОБР был поименован «на правах отдела» согласно приказу №***, штатному расписанию. Наименование отдела, в котором проходил службу Истец, не соответствует перечню, утвержденному приказом №***. Согласно приказа №255 от 12.03.2003 г. «О внесении дополнений в приказ ГТК России №773 от 28.08.2000г.» внесены дополнения в Перечень подразделений таможенных органов РФ и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскной деятельности. В целях реализации приказа ГТК РФ №714 от 22.06.2004 г. был издан приказ Мурманской таможни №*** от ***, согласно которому сотрудникам СОБР (на правах отдела) Мурманской таможни выслуга лет для назначения пенсии исчислялась на льготных условиях с *** года. Однако, в связи с отсутствием регистрации в Минюсте РФ приказа ГТК РФ от 22.06.2004 г. № 714, приказ МТ №*** от *** был отменен. В настоящее время Перечень подразделений таможенных органов и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскной деятельности, утвержден приказом ФТС России от 07.02.2005 года №90 (зарегистрирован в Минюсте РФ 22.02.2005 г. №6349). В перечне подразделений данного приказа СОБР и СОБР (на правах отдела) отсутствуют.

Выслушав мнения Истца, его представителя, представителей Ответчика, соответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Попов К.В. на основании приказа Мурманской таможни №*** *** назначен на должность младшего инспектора отдела таможенной охраны стажером. *** переведен на службу в таможенных органах Российской Федерации по контракту (ст.25 КЗоТ РФ, ст.6 ФЗ от 21.07.1997г. № 114-ФЗ). *** назначен на должность младшего инспектора-специалиста 5 разряда специального отряда быстрого реагирования. *** назначен на должность старшего оперуполномоченного специального отряда быстрого реагирования. *** назначен на должность старшего оперуполномоченного оперативно-боевого отделения №*** специального отряда быстрого реагирования (на правах отдела) Мурманской таможни. *** уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации по п.п.4 п.2 ст.48 ФЗ от 21.07.1997г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом). *** приказ Мурманской таможни от *** №*** «Об увольнении К.В.Попова» отменен, восстановлен в должности старшего оперуполномоченного оперативно-боевого отделения №*** специального отряда быстрого реагирования (на правах отдела). *** согласно приказа Мурманской таможни №*** Попов К.В. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации (л.д.13-14).

В соответствии с п.1 ст.50 ФЗ от 21.07.1997г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации (далее Положения).

В соответствии с п.п. «а» п.2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.02.1998г. № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсий и пособий лицам, проходившим службу в таможенных органах, и их семьям», в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» время службы (работы) в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы.

Согласно п.4 Положения в выслугу лет, исчисленную согласно п.п. «а» п.2 настоящего Положения, в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. № 941 время службы (работы) засчитывается на льготных условиях один месяц службы за два месяца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при участии в оперативно-розыскной деятельности по перечню подразделений и должностей, утверждаемому председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

На основании ФЗ от 12.08.1995г. № 1145-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и во исполнение постановления Правительства РФ от 02.02.1998г. № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсий и пособий лицам, проходившим службу в таможенных органах, и их семьям» Государственный таможенный комитет РФ (далее - ГТК РФ) приказом от 28.08.2000г. № 773 утвердил Порядок льготного исчисления выслуги лет сотрудникам таможенных органов РФ, участвующих в оперативно-розыскной деятельности, Перечень подразделений и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в ОРД.

Специальный отряд быстрого реагирования (далее СОБР) в этом Перечне отсутствует.

Приказом ГТК РФ от 12.03.2003г. № 255 «О внесении дополнений в приказ ГТК России от 28.08.2000г. № 773» внесены дополнения в приложения 2, 3 к приказу ГТК России от 28.08.2000г. № 773 «О льготном исчислении выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, участвующим в оперативно-розыскной деятельности» согласно приложениям 1,2. Приложением 2 к приказу ГТК России от 12.03.2003г. № 255 утвержден Перечень подразделений таможенных органов РФ и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в ОРД.

В п.11 указанного Перечня указан специальный отряд быстрого реагирования (СОБР).

Суд считает обоснованными доводы представителя Ответчика, о том, что поскольку в штатном расписании Мурманской таможни имеется подразделение СОБР (на правах отдела), то на сотрудников, занимающих должности в данном подразделении, действие приказа ГТК России от 28.08.2000г. № 773 (с дополнениями, внесенными приказом от 12.03.2003г. № 255), где указан только СОБР, не распространяется, в связи с чем, выслуга лет для назначения пенсий в льготном исчислении один месяц службы за два месяца не применяется.

Таким образом, как следует из п.13 Приложения 2 к приказу №773, формулировка СОБР (на правах отдела) предусмотрена только для региональных таможенных управлений, к коим Мурманская таможня не относится, так как в соответствии с Общим положением о таможне, утвержденного Приказом ФТС от *** №*** (в редакции Приказов ФТС РФ от *** №***, *** №***) является таможенным органом, в ходящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством регионального таможенного управления.

Истец утверждает, что подразделение СОБР, содержащийся в Перечне подразделений таможенных органов РФ и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в ОРД, должен соответствовать наименованию СОБР (на правах отдела) в соответствии с приказом от *** №***.

По мнению суда, доводы Истца о том, что положения приказа ГТК России от 28.08.2000г. № 773 с дополнениями, внесенными приказом ГТК России от 12.03.2003г. № 255, должны распространяться на сотрудников, занимающих должности в СОБР (на правах отдела) в Мурманской таможне, несостоятельны, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и доказательствам.

Так, в судебном заседании установлено, что для участия в оперативно-розыскной деятельности необходимо быть ознакомленным со сведениями, относящимися к государственной тайне, раскрывающими силы, средства, источники, методы, планы, результаты ОРД, а также данные о финансировании этой деятельности. Ознакомление с указанными сведениями, а также участие в ОРД, возможно только при наличии допуска формы №***.

Из представленной суду Справки начальника Мурманской таможни (л.д.58,т.2) следует, что в период службы в Мурманской таможне Истец допуска к таковым сведениям (по форме 2), не имел. Приказ о допуске Попова К.В. к оперативно-розыскной деятельности в Мурманской таможне не издавался.

Кроме того, в Приказе ФТС от *** №*** «Об утверждении перечней подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в ОРД» в разделе №*** отсутствуют указания на СОБР или СОБР (на правах отдела).

Суд, проанализировав нормативные документы, регулирующие служебные обязанности Истца, приходит к выводу о том, что для участия в оперативно-розыскной деятельности необходимо быть ознакомленным со сведениями, относящимися к государственной тайне, раскрывающими силы, средства, источники, методы, планы, результаты ОРД, а также данные о финансировании этой деятельности, возможно только при наличии допуска формы 2, который осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 г. №1050. Пункт 13 данного Постановления определяет номенклатуру должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, в которую из должностей СОБРа включены только начальник, заместитель начальника, начальник оперативно-боевого отделения. Должность старшего оперуполномоченного СОБРа, коим являлся Истец, в данной номенклатуре отсутствует.

С учетом изложенного суд принимает во внимание доводы представителя Ответчика о том, что фактически Попов К.В., проходя службу в СОБР (на правах отдела), оперативно-розыскную деятельность не осуществлял, в подобных мероприятиях задействован не был, допуск к государственной тайне на него не оформлялся, поскольку исходит из того, что Порядок льготного исчисления выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, участвующим в оперативно-розыскной деятельности, содержащийся в Приложении № 1 к приказу ГТК РФ от 28.08.2000г. № 773, предусматривает льготное исчислении выслуги лет для назначения пенсий исходя только из факта службы в подразделениях на должностях, приведенных в Перечне. Сотрудники, которым производится зачет в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении только периодов непосредственного участия в оперативно-розыскных мероприятиях, выделены в особую группу. Должности специального отряда быстрого реагирования к таковым не относятся.

В соответствии с положениями ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Таким образом, перечень лиц, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность утвержден Приказом ГТК России от 17.01.2000 года №25 «Об утверждении перечня участвующих в ОРД правоохранительных подразделений таможенных органов РФ с входящими в них должностями, время службы в которых засчитывается в выслугу лет на льготных условиях». Приложение 2 Приказа ГТК России от 12.03.2003 года №255 содержит указание на СОБР (на правах отдела), но только для специальных отрядов быстрого реагирования, являющихся подразделениями региональных таможенных управлений, тогда как Истец проходил службы в таможенном органе, которой является Мурманская таможня. Кроме того, во исполнение пункта 2 приказа ГТК России от *** №*** был издан приказ Мурманской таможни от *** №***, на основании которого сотрудникам СОБР (на правах отдела) выслуга лет для назначения пенсии исчисляется на льготных условиях (один месяц службы за два месяца выслуги), но только с *** года. Поскольку приказ ГТК России №*** отменен, как не прошедший регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, *** был отменен и приказ Мурманской таможни №*** от ***. В настоящее время Перечень подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскной деятельности, утвержден приказом ФТС России от *** №***, в котором подразделения СОБР и СОБР (на правах отдела) отсутствуют.

Анализируя установленные по делу обстоятельства и принимая во внимание нормы действующего законодательства, суд считает, что требования Истца об обязании Мурманской таможни произвести перерасчет льготной выслуги лет за период с *** по *** из расчета один месяц службы за два месяца с учетом льготной выслуги лет, необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Доводов и доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства, Истцом не представлено, судом не добыто.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Попову К.В. в иске к Мурманской таможне о перерасчете льготной и общей выслуги лет для назначения пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Судья И.С.Андреева