Первомайский районный суд города Мурманска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Первомайский районный суд города Мурманска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 888/12
Решение в окончательной форме изготовлено 17.03.2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
12 марта 2012 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Венедиктовой Н.И.,
при секретаре Абдурахмановой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пятерикина В.Н. к Государственному областному казенному учреждению «***» Первомайского окружного отдела г.Мурманска об обязанности принять документы для присвоения звания «Ветеран труда»,
У С Т А Н О В И Л :
Пятерикин В.Н. обратился в суд с иском к Государственному областному казенному учреждению «***» Первомайского окружного отдела г.Мурманска (далее ГОКУ «***») об обязанности принять документы для присвоения звания «Ветеран труда», в обоснование которого указал, что обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и приложил документы, подтверждающие награждение *** Октябрьским РК ВЛКСМ г.Мурманска знаком «Молодой гвардеец» 11 пятилетки 2 степени. На основании решения от *** отказано во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» на основании п.п. 2.5.1.9 п. 2 Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области от 29.10.2009 года № 421 в виду того, что награждение знаком ЦК ВЛКСМ может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда» только при условии наличия записи в трудовой книжке, подтверждающей факт работы в системе этих организаций, объединений. Данное основание не предусмотрено положениями закона, в связи с чем просит обязать ответчика принять документы для присвоения звания «Ветеран труда».
Истец и его представитель, Алехина С.Е., в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, дали пояснения аналогичные описательной части решения. Дополнительно указали, что в связи с невключением в списки лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда», отсутствует возможность пройти следующую стадию- направление представление Губернатору Мурманской области для присвоения этого звания, которое должно быть подготовлено Министерством труда и социального развития Мурманской области, в связи с чем уточнили лицо, которому просили направить документы для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда»- Министерство труда и социального развития Мурманской области.
Представитель ответчика, Государственного областного казенного учреждения «***» Первомайского окружного отдела г.Мурманска, Дуган Е.Н., в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, в судебном заседании *** исковые требования не признала, пояснила, что согласно пункта 4 статьи 7 Закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28.12.2011 № 726 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверений ветерана труда» (далее - Регламент). Ранее действовал Административный регламент, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области от 29.10.2009 №421. Пункт 2.5.1.9 регламента 2009 года аналогичен п. 2.6.1.1.6 регламента 2011 года. Указанными пунктами предусмотрено предоставление выписок из трудовых книжек, подтверждающих факт работы в системе этих организаций и объединений. Поскольку истец не работал в системе органов ВЛКСМ, а был награжден Октябрьским РК ВЛКСМ Адрес*** знаком «Молодой гвардеец» 11 пятилетки 2 степени, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представитель третьего лица, Министерства труда и социального развития Мурманской области, привлеченного к участию в деле на основании определения от *** год, Русинова Т.А., в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что Государственным областным казенным учреждением «***» Первомайского окружного отдела г.Мурманска подготавливаются документы граждан, проверяются на предмет соответствии положениям Административного регламента, затем, в случае надлежащего оформления, направляются в Министерство для решения вопроса о направлении Губернатору Мурманской области представления о присвоении звания «Ветеран труда». В случае отсутствия каких либо документов, как в данном случае документов, подтверждающих трудовую деятельность в органах ВЛКСМ, в Министерство сведения о таком гражданине не направляются. Полагала иск не подлежащим удовлетворению поскольку истец не работал в системе органов ВЛКСМ и в соответствии с положениями Административного регламента не имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».
Заслушав истца и его представителя, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Пятерикин В.Н. обратился в суд с иском о признании незаконным отказ Государственного областного казенного учреждения «***» Первомайского окружного отдела г.Мурманска в приеме документов для присвоения звания «Ветеран труда» и обязывании принять и направить в Министерство труда и социального развития Мурманской области документы для решения о присвоении звания «Ветеран труда».
В соответствии со статьей 14 Устава Мурманской области, принятого Мурманской областной Думой 26 ноября 1997 года, исполнительную власть в Мурманской области осуществляют Губернатор Мурманской области - высшее должностное лицо Мурманской области, Правительство Мурманской области - высший исполнительный орган государственной власти Мурманской области и иные органы исполнительной власти, образуемые в соответствии с уставом области.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Мурманской области от 29 декабря 2008 года № 1063-01-ЗМО «О системе органов исполнительной власти Мурманской области» систему органов исполнительной власти Мурманской области составляют: Правительство Мурманской области - высший орган исполнительной власти Мурманской области; иные органы исполнительной власти Мурманской области: министерства, комитеты, управления, государственные инспекции.
Согласно статье 4 приведенного Закона министерства Мурманской области являются органами исполнительной власти Мурманской области, осуществляющими функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики, в том числе нормативно- правовому регулированию в наиболее важных сферах деятельности, определяемых Правительством Мурманской области, функции по контролю и надзору в этих сферах деятельности, а также функции по оказанию государственных услуг, правоприменительные функции.
Министерство в пределах своих полномочий издает постановления (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации), распоряжения и приказы, в том числе нормативно-правового характера.( часть 5 статьи 4 Закона Мурманской области от 29 декабря 2008 года № 1063-01-ЗМО)
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения и социального развития Мурманской области, утвержденному постановлением Правительства Мурманской области от 24 июня 2009 года № 264-ПП, министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по формированию государственной политики Мурманской области и реализации государственной политики, а также по нормативно-правовому регулированию в сферах охраны здоровья граждан и социального развития, функции по контролю и оказанию государственных услуг в этих сферах, а также функции по осуществлению полномочий органа опеки и попечительства (за исключением опеки и попечительства несовершеннолетних).
Министерство издает постановления, распоряжения, приказы в пределах своих полномочий.
Согласно Положению о Министерстве труда и социального развития Мурманской области утвержденному постановлением Правительства Мурманской области от 11 февраля 2011 г. N 55-ПП Министерство труда и социального развития Мурманской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по формированию государственной политики Мурманской области и реализации государственной политики, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере социально-трудовых отношений, включая вопросы социального партнерства, оплаты труда работников государственных областных учреждений Мурманской области, условий и охраны труда, пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Мурманской области и должности государственной гражданской службы Мурманской области; в сфере социального развития, включая вопросы социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, организации деятельности по социальному обслуживанию населения, предоставлению мер социальной поддержки ветеранам, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, гражданам пожилого возраста и инвалидам, реабилитированным лицам и лицам, подвергшимся политическим репрессиям, отдельные вопросы по осуществлению государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан, функции по контролю в этих сферах, а также функции по оказанию государственных услуг.
Как установлено пунктом 11.1 Регламента исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 25 сентября 2009 года № 447-ПП, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Мурманской области издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, законов Мурманской области, постановлений и распоряжений Губернатора, постановлений и распоряжений Правительства, а также по инициативе исполнительных органов в пределах их компетенции.
Нормативные правовые акты могут издаваться исполнительными органами в виде постановлений (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации), распоряжений и приказов.
Распоряжение и приказ исполнительного органа государственной власти Мурманской области - правовые акты нормативного характера, принятые по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа государственной власти Мурманской области, имеющие обязательную силу для должностных лиц и организаций, которым они адресованы. ( пункт 11.2. Регламента)
Судом установлено, что приказом Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области от 29 октября 2009 г. N 421 утвержден Административный регламент Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги "Присвоение звания "Ветеран труда" и выдача удостоверений ветерана труда".
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области от 29 октября 2009 г. N 421 утвержден Административный регламент Министерства по предоставлению государственной услуги "Присвоение звания "Ветеран труда" и выдача удостоверений ветерана труда".
В ходе судебного заседания установлено, что ответчиком Государственным областным казенным учреждением «***» Первомайского окружного отдела г. Мурманска осуществляется работа по подготовке и анализу документов, составлению списков для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» в соответствии с Административным регламентом Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области от 29 октября 2009 г. N 421, а затем Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области от 29 октября 2009 г. N 421.
В случае не соответствия документов положениям действующего законодательства, в частности Административному регламенту, документы не направляются, в данном случае, в Министерство труда и социального развития Мурманской области для решения вопроса о направлении представления о присвоении звания «Ветеран труда».
Отказ во включении в списки является препятствием к решению вопроса о направлении представления о присвоении звания «Ветеран труда», в связи с чем истец вправе требовать устранению препятствий к осуществлению прав на основании ст. 12 ГК РФ.
Основанием к отказу во включении с список для присвоения звания «Ветеран труда» явилось указание в регламентах о необходимости предоставления документов, помимо данных о награждении, подтверждающих работу в органах ВЛКСМ, о чем указано в пунктах 2.6.1.1.6. Административного регламента от 28.12.2011 года № 726 и в пунктах 2.5.1.9 Административного регламента от 29 октября 2009 г. N 421.
По мнению суда не имеет существенного значения то обстоятельство, что отказано истца во включении в список на основании регламента Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области от 29 октября 2009 г. N 421, а в настоящее время действует регламент Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28.12.2011 года № 726, поскольку истцу отказано *** и указанные положения в Регламентах дублируются.
В обоснование заявленных требований указал, что в 1985 году был награжден знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец XI пятилетки» 2 степени.
Являясь пенсионером по старости, Пятерикин В.Н. обратился в Государственное областное учреждение «***» с заявлением о включении список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». Однако в удовлетворении его заявления было отказано со ссылкой на подпункт 2.5.1.9 пункта 2.5 Административного регламента, поскольку награждение знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец XI пятилетки» может учитываться только при условии наличия в трудовой книжке записи, подтверждающей факт работы в системе данной организации.
На основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона Мурманской области от 26 октября 2007 года № 895-01-ЗМО «О ветеранах труда Мурманской области» порядок присвоения звания «Ветеран труда Мурманской области» устанавливается Правительством Мурманской области.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Мурманской области издало постановление от 25 декабря 2007 года № 632-ПП «О ветеранах труда Мурманской области», которым утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда Мурманской области».
Пунктом 3 данного постановления обязанность по подготовке документов для принятия решения о присвоении звания возложена на исполнительный орган государственной власти Мурманской области, уполномоченный в сферах охраны здоровья граждан и социального развития.
В соответствии с пунктом 11 названного Положения исполнительный орган государственной власти Мурманской области, уполномоченный в сферах охраны здоровья граждан и социального развития, в 15-дневный срок со дня поступления списков готовит документы для принятия решения о присвоении звания «Ветеран труда Мурманской области».
Пунктом 12 Положения установлено, что решение о присвоении звания «Ветеран труда Мурманской области» либо об отказе в присвоении этого звания принимается Губернатором Мурманской области.
Звание «Ветеран труда Мурманской области» присваивается распоряжением Губернатора Мурманской области (пункт 2).
Постановлением Правительства Мурманской области от 10 ноября 2010 года № 506-ПП «О мерах по реализации постановления Губернатора Мурманской области от 22 октября 2010 № 124-ПГ» Министерство здравоохранения Мурманской области реорганизовано в форме выделения из его состава Министерства труда и социального развития Мурманской области с соответствующим распределением функций между этими исполнительными органами государственной власти.
На основании пункта 2.2.3.64. Положения о Министерстве труда и социального развития Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 11 февраля 2011 года № 55-ПП, в настоящее время Министерство организует работу по присвоению званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Мурманской области».
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 08 сентября 2009 года № 421-ПП «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области от 29 октября 2009 года № 421 утвержден Административный регламент Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверений ветерана труда».
Пунктом 1.5 Административного регламента предусмотрено, что заявителями на присвоение звания «Ветеран труда» и выдачу удостоверения ветерана труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин).
Согласно пункту 2.5.1.8. Административного регламента, в качестве документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде, заявители предоставляют удостоверения к ведомственным наградам (нагрудным знакам, нагрудным значкам, почетным званиям, медалям и др.) либо почетные грамоты, грамоты, благодарности, похвальные листы, дипломы, вымпелы и другие награждения за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, учрежденные в установленном порядке, награждение которыми конкретного лица произведено Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, Президентом СССР, руководителями союзных органов государственной власти СССР, руководителями органов государственной власти РСФСР, руководителями общественных организаций, массовых движений, которые через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, участвовали в управлении государственными и общественными делами, в системе которых протекала работа награжденного согласно записям в его трудовой книжке. При этом все официальные документы о награждении должны содержать обязательные атрибуты: подпись должностного лица в ранге руководителя (первого заместителя руководителя, заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти и соответствующую печать.
Пункт 2.5.1.9. Административного регламента, предусматривает, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде центральных общественных организаций, массовых движений, объединений, которые через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, участвуют (участвовали) в управлении государственными и общественными делами (медали, знаки, значки, почетные грамоты, грамоты, похвальные грамоты и др.), предоставляют помимо заявления и документов, указанных в подпункте 2.5.1 Административного регламента, выписки из трудовых книжек, подтверждающие факт работы в системе этих организаций, объединений.
Вступившим в законную силу решением Мурманского областного суда от 30 ноября 2010 года признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 2.5.1.8. пункта 2.5 Административного регламента в части слов «в системе которых протекала работа награжденного согласно записям в его трудовой книжке».
В соответствии со ст.11 ГПК РФ и с учетом состоявшегося судебного решения, которым установлено, что определенное ответчиком понятие «ведомственного знака отличия в труде», присваиваемого, в том числе, и федеральными органами государственной власти Российской Федерации, противоречит положениям части «с» статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28 декабря 2011 года № 726 утвержден Административный регламент Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверений ветерана труда».
Пунктом 1.2.1 Административного регламента предусмотрено, что заявителями на присвоение звания «Ветеран труда» и выдачу удостоверения ветерана труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин).
Согласно пункту 2.6.1.1.5 Административного регламента, в качестве документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде, заявители предоставляют удостоверения к ведомственным наградам (нагрудным знакам, нагрудным значкам, почетным званиям, медалям и др.) либо почетные грамоты, грамоты, благодарности, похвальные листы, дипломы, вымпелы и другие награждения за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, учрежденные в установленном порядке, награждение которыми конкретного лица произведено Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, Президентом СССР, руководителями союзных органов государственной власти СССР, руководителями органов государственной власти РСФСР, руководителями общественных организаций, массовых движений, которые через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, участвовали в управлении государственными и общественными делами, в системе которых протекала работа награжденного согласно записям в его трудовой книжке. При этом все официальные документы о награждении должны содержать обязательные атрибуты: подпись должностного лица в ранге руководителя (первого заместителя руководителя, заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти и соответствующую печать.
Пункт 2.6.1.1.6. Административного регламента, предусматривает, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде центральных общественных организаций, массовых движений, объединений, которые через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, участвуют (участвовали) в управлении государственными и общественными делами (медали, знаки, значки, почетные грамоты, грамоты, похвальные грамоты и др.), предоставляют помимо заявления и документов, указанных в подпункте 2.6.1.1 Административного регламента, выписки из трудовых книжек, подтверждающие факт работы в системе этих организаций, объединений.
Поскольку истец имеет необходимый трудовой стаж, как одно из условий для присвоения звания «Ветеран труда», награжден знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец 11 пятилетки» второй степени, представил ответчику все необходимые документы, суд, с учетом приведенных выше положений законодательства и состоявшегося судебного решения, полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2).
Защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б", "ж" части 1).
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В силу пункта 1 статьи 7 названного Закона ветеранами труда признаются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания приведенных положений Административных регламентов следует, что к ведомственным знакам отличия в труде отнесены знаки, звания, медали и другие награды за труд, решение о награждении которыми конкретных лиц произведено руководителями (их заместителями) органов государственной власти и ведомств Российской Федерации, бывшего СССР, РСФСР, общественных организаций, массовых движений, в системе которых протекала работа награжденного, согласно записям в его трудовой книжке.
Из изложенного следует, что Министерством здравоохранения и социального развития Мурманской области, а затем Министерством труда и социального развития Мурманской области фактически определено понятие «ведомственного знака отличия в труде», присваиваемого в том числе и федеральными органами государственной власти Российской Федерации, что противоречит положениям пункта «с» статьи 71 Конституции Российской Федерации, принципу разделения власти между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Между тем, статья 7 Федерального закона "О ветеранах" не содержит положений о том, что ведомственные знаки отличия в труде присваиваются лицам, которые работали в системе органов государственной власти, ведомств и организаций, руководителями которых принято решение о награждении.
Понятие ведомственного знака отличия федеральным ззаконодательством не определено.
Награждение ведомственным знаком отличия в труде возможно не только граждан, работавших в системе органов государственной власти и ведомств, в том числе бывшего СССР и РСФСР, но и иных лиц, показавших успехи и достижения в труде. Правом решения вопросов о награждении ведомственными знаками отличия наделены общественные организации, представительные и исполнительные органы государственной власти, выполнявшие легитимно предоставленные им полномочия к данной сфере.
Знак ЦК ВЛКСМ второй степени присваивался за успешное выполнение и перевыполнение годовых плановых заданий и социалистических обязательств, достижение высоких показателей в соревновании, строгое соблюдение технологического режима, требований стандартов, бережное отношение к материальным ценностям, высокую организованность и дисциплину.
Между тем, награждение ведомственным знаком отличия в труде возможно не только граждан, работавших в системе органов государственной власти и ведомств, в том числе бывшего СССР и РСФСР, но и иных лиц, показавших успехи и достижения в труде. Правом решения вопросов о награждении ведомственными знаками отличия наделены общественные организации, представительные и исполнительные органы государственной власти, выполнявшие легитимно предоставленные им полномочия в данной сфере.
Действовавшим ранее Положением о знаке ЦК ВЛКСМ, которое принято постановлением бюро ЦК ВЛКСМ 24 марта 1981 г., было предусмотрено, что знаком «Молодой гвардеец 11 пятилетки» награждаются комсомольцы, юноши и девушки - активные участники Всесоюзного социалистического соревнования за выполнение решений ХХУ1 съезда КПСС, плановых заданий одиннадцатой пятилетки, добившиеся высоких трудовых достижений, успешно сочетающие ударный труд, общеобразовательную и политическую учеб и активную общественную деятельность.
Награждению подлежали рабочие и специалисты предприятий, различных отраслей промышленности, сферы торговли и обслуживания.
Знак ЦК ВЛКСМ П степени присваивался за успешное выполнение и перевыполнение годовых плановых заданий и социалистических обязательств, достижение высоких показателей в соревновании, строгое соблюдение технологического режима, требований стандартов, бережное отношение к материальным ценностям, высокую организованность и дисциплину.
Таким образом, указанная общественная организация обладала правом присвоения награды за успехи в труде работникам различных предприятий и организаций.
Приводимые представителем ответчика и третьего лица доводы о том, что знак «Молодой гвардеец 11 пятилетки» может учитываться в качестве ведомственной награды только в случае, если награжденный состоял в штате этой организации, являются несостоятельными.
По смыслу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального Закона «О ветеранах», к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых принято в соответствии с нормами действующего или ранее действовавшего законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями.
В соответствии с п. 1.2. Регламентов заявителями на присвоение звания «Ветеран труда» и выдачу удостоверения ветерана труда являются:
- лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в груде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин);
лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в периол Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде центральные общественных организаций, массовых движений, объединений, которые через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, участвуют (участвовали) в управлении государственными и общественными делами, и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин).
В соответствии с пунктом 2.6.1.1. и п. 2.6.1.2. Регламентов для предоставления государственной |услуги заявители предоставляют в учреждение по месту жительства документы:
заявление о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»;
паспорт гражданина Российской Федерации;
документы, подтверждающие награждение орденами или медалями либс присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации;
подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде;
подтверждающие начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны;
подтверждающие стаж работы ;
2 фотографии размером 3x4.
Разделами 3.1. Регламентов установлены следующие административные процедуры по предоставлению государственной услуги:
-прием документов и регистрация заявления для предоставления государственной услуги;
подготовка списков лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», и направление их в Министерство;
подготовка проектов распоряжений Губернатора Мурманской области «О присвоении звания «Ветеран труда»;
направление проектов распоряжений Губернатора Мурманской области «О присвоении звания «Ветеран труда» в Правительство Мурманской области и их подписание;
выдача удостоверения.
Должностное лицо учреждения проверяет наличие всех необходимых документов и делает вывод о праве заявителя на включение в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». При отсутствии у заявителя оснований на включение в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» учреждение направляет в адрес заявителя письмо-уведомление.
В судебном заседании установлено, что Петерикин В.Н. был награжден знаком ЦК ВЛКСМ 2 степени 30.04.1985 года.
Истец обратился в Государственное областное учреждение «***» Первомайского окружного отдела с заявлением о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
30.12.2011 года получен ответ, содержащий отказ во включении его кандидатуры в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». Данный отказ был основан положениями подпункта 2.5.1.9 пункта 2 Административного регламента, а именно тем, что награждение знаком ЦК ВЛКСМ Дата 2 степени может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда» только при условии наличия записи в трудовой книжке, подтверждающей факт работы в системе этой организации.
Суд полагает отказ незаконным и не обоснованным.
Согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2).
По смыслу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального Закона «О ветеранах», к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых принято в соответствии с нормами действующего или ранее действовавшего законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями.
Определяя в Административном регламенте, что в качестве ведомственных знаков отличия в труде могут учитываться знаки, звания медали и другие награды за труд, решение о награждении которыми конкретных лиц произведено руководителями (их заместителями) органов государственной власти и ведомств Российской Федерации, бывшего СССР, РСФСР, общественных организаций, массовых движений, в системе которых протекала работа награжденного, согласно записям в его трудовой книжке, Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области, а затем Министерство труда и социального развития Мурманской области исключило возможность принимать в качестве основания присвоения звания «Ветеран труда» значительный объем ведомственных знаков отличия в труде, решение о награждении которыми принималось иными органами, имеющими или имевшими полномочия принимать соответствующие решения.
Это влечет лишение граждан права на присвоение им звания «Ветеран труда», гарантированного статьей 7 Федерального Закона «О ветеранах».
Поэтому суд приходит к выводу, что требования Административных регламентов в части предоставления выписки из трудовой книжки, подтверждающие необходимость истцу состоять в штате ЦК ВЛКСМ либо в штате организации, подведомственной ЦК ВЛКСМ не соответствует правовому акту, имеющему большую юридическую силу и лишение истца права на присвоение звания «Ветеран труда», гарантированного статьей 7 Федерального Закона «О ветеранах».
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Пятерикина В.Н. к Государственному областному казенному учреждению «***» Первомайского окружного отдела г.Мурманска об обязанности принять документы для присвоения звания «Ветеран труда» удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного областного казенного учреждения «***» Первомайского окружного отдела г.Мурманска в приеме документов для присвоения Пятерикину В.Н. звания «Ветеран труда».
Обязать Государственное областное казенное учреждение «***» Первомайский окружной отдел г.Мурманска принять и направить в Министерство труда и социального развития Мурманской области документы Пятерикина В.Н. для решения о присвоении звания «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ способы обжалования судебного решения до дня его вступления в законную силу.
Судья Венедиктова Н.И.