Дело № 12-35/2016
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
11 марта 2016 года город Мурманск
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Кутушова Ю.В. (г. Мурманск, проспект Ленина, дом № 2),
с участием: начальника отдела контроля торгов УФАС по *** области ФИО1, заявителя ФИО2, защитников ФИО3, ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 об отмене постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по *** области ФИО6№*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.7.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица – первого заместителя министра здравоохранения *** области ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по *** области ФИО6 от *** должностное лицо – первый заместитель министра здравоохранения *** области ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ***.
Считая постановление незаконным, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить по основаниям, приведенным в жалобе.
В судебном заседании ФИО2 и его защитники ФИО4, ФИО3, ФИО5 поддержали доводы жалобы по изложенным в ней основаниям. Суду пояснили, что ст. 34 и ст. 95 Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» оговорены случаи изменения по соглашению сторон существенных условий контракта при его исполнении. В Дополнительном соглашении №*** от *** к государственному контракту №*** от ***, имеется ссылка на оба данных пункта законодательства. Пунктом 10.1 проекта Контракта и пунктом 10.1 заключенного Контракта установлено, что условия Контракта могут быть изменены по взаимному согласию с обязательным составлением дополнительного соглашения к Контракту в случаях установленных законодательством Российской Федерации и предусмотренных Контрактом. Пунктом 10.2 проекта Контракта и пунктом 10.2. Контракта оговорена возможность изменения Контракта в соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части увеличения, предусмотренного Контрактом объема услуги не более чем на 10% или уменьшения предусмотренного Контрактом объема оказываемой услуги не более, чем на десять процентов с изменением цены Контракта пропорционально дополнительному количеству товара, используемого при оказании услуги, исходя из установленной в Контракте цены единицы товара, но не более чем на десять процентов цены Контракта. Дополнительным соглашением был увеличен объем предоставляемой услуги, и цена Контракта увеличилась на ***, что составляет менее 10 % от изначальной цены Контракта и соответствует как условиям документации об аукционе, п.п. 10.1, 10.2 Контракта, так и пп.«б» п.1 ч.1 ст.95 Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом пунктом 2.3 проекта Контракта и пунктом 2.3 Контракта установлено, что местом оказания услуги являются пункты отпуска, расположенные на территории *** области. Пунктом 8.1.1 ч. 8 раздела 1 т. 2 документации об аукционе установлено, что Исполнитель оказывает услугу в собственных, а так же привлеченных на договорной основе аптечных организациях *** области, расположенных на территории *** области в количестве «не менее: ……». Таким образом, территория, на которой располагаются аптечные организации, являющиеся пунктами отпуска, определена как *** область. Относительно количества пунктов отпуска на территории *** области применена формулировка «не менее», тем самым установлено только обязательное минимальное количество пунктов отпуска без ограничения по максимальному их количеству. Увеличение количества пунктов отпуска, является условием улучшающим доступность граждан к получению льготных лекарственных препаратов, т.е. фактором, улучшающим предоставление услуги, по сравнению с условиями, обозначенными в Контракте, что дает основание в соответствии с ч.7 ст.95 Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по обоюдному соглашению сторон изменить условия Контракта. Дополнительным соглашением не изменялось место предоставления услуги, определенное документацией об аукционе и Контрактом как *** область. Обстоятельства, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление, не доказаны, вина должностного лица Министерства здравоохранения *** области в нарушении положений ч.1 ст.95 Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП РФ, отсутствует.
В судебном заседании начальник отдела контроля торгов УФАС по *** области ФИО1 доводы жалобы полагала необоснованными, вину ФИО2 доказанной, а обжалуемое постановление просила оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Выслушав заявителя ФИО2, защитников ФИО4, ФИО3, ФИО5, начальника отдела контроля торгов УФАС по *** области ФИО1, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 6 Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ №***) устанавливаются принципы контрактной системы в сфере закупок, которые основываются на открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечении конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулировании инноваций, единстве контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 34 ФЗ №*** контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об отсутствии закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значении цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
По общему правилу, установленному в ч.1 ст.95 ФЗ №***, изменение существенных условий контракта не допускается, за исключением изменения условий по соглашению сторон в одной из следующих ситуациях:
- если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом;
- снижения цены без изменения количества товара, объёма работы или услуги, качества товара, работы, услуги и иных условий контракта (пп.«а» п.1 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе);
- увеличения или уменьшения по предложению заказчика количества товара, объёма работы или услуги, но не более чем на 10% с пропорциональным изменением цены контракта (пп.«б» п.1 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, в Федеральном законе от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержится исчерпывающий перечень случаев, когда изменение условий контракта возможно.
Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Согласно ч.4 ст.7.32 КоАП изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере ***.
Как следует из материалов дела, *** Министерством здравоохранения *** области на официальном сайте в сети Интернет *** размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона «Услуга по отпуску необходимых товаров отдельным категориям граждан в аптечных организациях *** области», Закупка №*** (далее - Электронный аукцион). Заказчиком выступило Министерство здравоохранения *** области, уполномоченным органом - Комитет государственных закупок *** области, начальная (максимальная) цена контракта составляла ***.
По результатам Электронного аукциона Министерством здравоохранения *** области *** был заключён государственный контракт №*** на услуги по отпуску необходимых товаров отдельным категориям граждан в аптечных организациях *** области с обществом с ограниченной ответственностью «***». Цена государственного контракта №*** от *** составила ***
В Контракт в последующем вносился ряд изменений дополнительными соглашениями, в результате цена Контракта составила - ***
Возможность изменения условий Контракта по данному аукциону предусмотрена пунктом 1.1.1 пункта 1 раздела 2 том 2 документации об Электронном аукционе, пунктом 4.5 и разделом 10 проекта Контракта.
В п.8.1.1 ч.8 «Место, условия и сроки (периоды) оказания услуг» раздела 1 том 2 документации об Электронном аукционе указано, что исполнитель оказывает услугу в собственных, а так же привлечённых на договорной основе аптечных организациях *** области, расположенных на территории *** области в количестве не менее: *** - минимальное количество пунктов отпуска -2; *** - минимальное количество пунктов отпуска -2; -*** - минимальное количество пунктов отпуска -2.
В пункте 15.4 в приложении №*** проекта Контракта указано аналогичное условие по месту оказания услуг.
*** Министерством здравоохранения *** области года было заключено дополнительное соглашение №*** к государственному контракту №*** на услуги по отпуску необходимых товаров отдельным категориям граждан в аптечных организациях *** области с ООО «***». От имени Министерства дополнительное соглашение №*** от *** подписал первый заместитель министра здравоохранения *** области ФИО2
Данным дополнительным соглашением место оказания услуг было изменено дополнением новых мест пунктов отпуска, расположенных на территории ***
Цена контракта была изменена с *** на ***.
В соответствии со статьей 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки содержит в том числе следующую информацию: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона № 44-ФЗ, информацию о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
При данных обстоятельствах, судья соглашается с доводами должностного лица УФАС по *** области, о том, что ГК РФ не предусмотрены специальные правила о месте исполнения обязательства по оказанию услуг, поскольку оно может быть конкретизировано в договоре путем описания самой услуги. Учитывая, что предметом контракта является оказание социальной услуги по отпуску лекарственных препаратов, в который включена так же поставка, то место оказания услуги является существенным условием контракта.
Заказчиком было определено место оказание услуги - ***, данное условие было включено в контракт.
Однако в нарушение положений ч.1 ст.95 ФЗ №*** Министерством были изменены существенные условия Контракта.
Исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, являются относимыми и допустимыми, а в своей совокупности подтверждают факт совершения ФИО2, как должностным лицом, административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 7.32 КоАП РФ.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения, в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) им своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
Дополнительное соглашение №*** к государственному контракту №*** от ***ФИО2 подписал на основании доверенности от ***№***. Таким образом, первый заместитель министра здравоохранения *** области ФИО2 является субъектом административного правонарушения, как должностное лицо Министерства здравоохранения *** области.
Доводы ФИО2 о том, что дополнительным соглашением не изменялось место предоставления услуги, определенное документацией об аукционе и Контрактом как *** область, а цена Контракта увеличилась менее, чем на 10 % от изначальной цены Контракта, что соответствует как условиям документации об аукционе и п. 10.1, 10.2 Контракта, так и пп.«б» п.1 ч.1 ст.95 ФЗ №***, судья находит необоснованными по следующим основаниям.
Увеличение или уменьшение по предложению заказчика предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги не более чем на десять процентов (п. «б», ч. 1 ст. 95 ФЗ №***) возможно, только в случае, если это касается уже заявленных в контракте условий, к которым нельзя отнести включение новых пунктов отпуска лекарственных средств на территории *** области.
В соответствии с частью 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускаются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Таким образом, положениями Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность при условии согласия заказчика изменить условия контракта в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, а также технические и функциональные характеристики которых улучшены по сравнению с указанными в контракте. Вместе с тем, изменение условий контракта в соответствии с положением ч. 7 ст. 95 ФЗ №*** не предусматривает увеличения цены контракта.
Доводы должностного лица о действиях в интересах населения, в целях улучшения качества предоставляемой услуги по обеспечению лекарственными средствами, доступности пунктов отпуска, полагаю необходимым учесть при определении вида и размера назначаемого наказания, однако, они не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения и не могут являться основанием для освобождения от ответственности.
При указанных обстоятельствах действия должностного лица - первого заместителя министра здравоохранения *** области ФИО2, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении, повлекших вынесение незаконного постановления, не установлено. Процедура привлечения должностного лица - первого заместителя министра здравоохранения *** области ФИО2 к административной ответственности соблюдена.
Постановление о назначении ФИО2 административного наказания за совершение административного правонарушения, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.4 ст. 7.32 КоАП РФ, для данной категории дел.
Административное наказание должностному лицу назначено с учетом общих правил назначения наказания и находится в пределах санкции соответствующей статьи КоАП РФ.
С учетом изложенных обстоятельств, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление №***, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по *** области ФИО6 от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица – первого заместителя министра здравоохранения *** области ФИО2, оставить без изменения, а жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.
Судья Ю.В. Кутушова