НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 06.06.2022 № 2-1730/2022

Дело № 2-1730/2022 Мотивированное решение составлено 06.06.2022

51RS0002-01-2022-002078-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2022 г. город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Земцовой Е.А.,

при секретаре Фетисовой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области о включении периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера и признании права на назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к ОПФР по МО о включении периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера и признании права на назначении пенсии.

В обоснование заявленных требований указала, что *** обратилась в ОПФР по МО о назначении страховой пенсии по старости.

Решением от *** было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы в Районах Крайнего Севера. Из подсчета стажа работы в районах Крайнего Севера были исключены периоды предпринимательской деятельности: с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, т.к. документально не подтвержден факт осуществления предпринимательской деятельности непосредственно в районах Крайнего Севера.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, с учетом уточнений, просит суд обязать ГУ-ОПФ РФ по Мурманской области включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя: с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и признать право на назначении пенсии.

Истец ФИО2 в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, в котором указал, что продолжительность страхового стажа и стажа работы истца в районах Крайнего Севера с учетом представленных договоров аренды по состоянию на дату подачи заявления в Отделение - *** составит: страховой стаж - 16 лет 03 мес. 10 дней, при требуемом не менее 20 лет; стаж работы в РКС - 10 лет 06 мес. 15 дней, при требуемом не менее 15 лет; величина индивидуального пенсионного коэффициента - 11,151, при требуемом в 2021 году – 21,0.

Продолжительность страхового стажа и стажа работы в РКС с учетом представленных договоров аренды по состоянию на *** составит: страховой стаж - 16 лет 05 месяцев, при требуемом не менее 20 лет; стаж работы в РКС - 10 лет 08 месяцев 05 дней, при требуемом не менее 15 лет; величина индивидуального пенсионного коэффициента - 12,158, при требуемом в 2022 году - 23,4. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме в связи с отсутствием права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела ФИО2, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

На основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии с пунктом 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации (пункт 4 Правил).

Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотрены «Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н (далее – Порядок подтверждения периодов работы от 31 марта 2011 г. № 258н), в соответствии с пунктом 2 которого подтверждению подлежат периоды работы, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 2, пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н, периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат подтверждению после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

По смыслу положений вышеприведенных норм работа в районах Крайнего Севера, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, должна подтверждаться документально.

Право органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов, предусмотрено пунктом 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Согласно статье 8 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Однако место регистрации гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность, может не совпадать с местом осуществления им предпринимательской деятельности.

Следовательно, для подтверждения факта осуществления деятельности лицами, самостоятельно обеспечивающими себя работой в особых климатических условиях, необходимо представление дополнительных документов.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029, согласно которому с 1 июля 1990 г. Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ФИО2 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с *** по настоящее время.

*** истец обратилась в ОПФР по Мурманской области с заявлением о назначении пенсии.

Решением пенсионного органа от *** ФИО2 в назначении пенсии было отказано, в виду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера.

Согласно решению об отказе в назначении пенсии продолжительность стажа, учтенного по состоянию на *** составила: страховой стаж - 15 лет 04 месяца 28 дней, при требуемом не менее 20 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера - 08 лет 08 месяцев 04 дня, при требуемом не менее 15 календарных лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила – 11,151.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в стаж работы в районах Крайнего Севера не включены периоды предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, поскольку документально не подтвержден факт осуществления предпринимательской деятельности непосредственно в районах Крайнего Севера.

Разрешая требования истца о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера указанных периодов работы в качестве индивидуального предпринимателя суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ***.

Основным видом деятельности ИП ФИО1 является розничная торговля.

Из материалов пенсионного дела ФИО2 следует, что спорные периоды включены ответчиком в страховой стаж истца, однако не включены в стаж работы в районах Крайнего Севера.

Основанием для исключения спорных периодов из стажа работы в районах Крайнего Севера явилось то обстоятельство, что на момент принятия решения о назначении пенсии документы, подтверждающие ведение деятельности в районах Крайнего Севера, истцом не представлены.

Между тем, из представленных суду истцом документов следует, что в спорный период она проживала и была зарегистрирован по адресу: *** с *** по настоящее время.

Кроме того, по сведениям налогового органа, истец предоставляла налоговые декларации по месту регистрации за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 годы, что свидетельствует о том, что местом осуществления предпринимательской деятельности истца в спорные периоды являлся город Мурманск, в период с *** по *** являлась плательщиком упрощенной системы налогообложения; за 2012 год предоставлена налоговая отчетность по налогу на доходы физических лиц.

Согласно представленной справки от *** ООО «Планета Недвижимости» ФИО2 в период с *** по *** осуществляла предпринимательскую деятельность на арендованной торговой площади по адресу: ***

Также факт осуществления предпринимательской деятельности истца в городе Мурманске подтвержден представленными договорами о предоставлении торгового места, по условиям которого арендатор получила во временное пользование часть площади торгового места для осуществления розничной продажи, а именно договора: №*** от *** сроком действия с *** по ***, с учетом продления действия по ***, по ***, №*** от *** сроком действия с *** до ***, №*** от *** сроком действия с *** по ***, №*** от *** сроком действия с *** по ***, №*** от *** сроком действия с *** по ***, №*** от *** сроком действия с *** по ***, №*** от *** сроком действия с *** по ***, №*** от *** сроком действия с *** по ***, №*** от *** сроком действия с *** по ***, №***А от *** сроком действия с *** по ***; №***В от *** сроком действия с *** по ***; №***Г от *** сроком действия с *** по ***; №*** от *** сроком действия с *** по ***; №***А от *** сроком действия с *** по ***, №***А от *** сроком действия с *** по ***; №*** от *** сроком действия с *** по ***; №*** от *** сроком действия с *** по ***; б/н от *** сроком действия с *** по ***; дополнительным соглашением к договору от №*** от ***, а также актом сверки платежей по оплате арендованного места за период с *** по ***, квитанциями об оплате арендных платежей за период с *** по 31.12. 2020, с *** по ***, с *** по ***; с *** по ***, актом сверки платежей по оплате арендованного места за период с *** по ***, протоколами испытаний от ***.

Вместе с тем, суд не находит оснований для включения периодов работы осуществления предпринимательской деятельности с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в стаж работы в РКС, поскольку представленные договора не подтверждают факт осуществления предпринимательской деятельности за указанные периоды, квитанций об оплате арендных платежей не представлены.

При таких обстоятельствах правовых оснований для включения периодов работы с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт осуществления ФИО2 предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера в периоды с *** по ***, с *** по *** и с *** по *** нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Представленные стороной истца доказательства ответчиком не опровергнуты, доказательств обратного ответчиком, как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено, а судом не добыто.

Таким образом, в стаж работы в районах Крайнего Севера подлежат включению периоды осуществления истцом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с *** по ***, с *** по *** и с *** по ***.

Разрешая требования истца о признании права на назначении пенсии, суд приходит к следующему.

Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона от *** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения ранее были закреплены в статье 19 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Материалами пенсионного дела подтверждено, что первоначально ФИО2 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости *** по достижении ею 51 года.

Вместе с тем, при зачете периодов работы истца: с *** по ***, с *** по *** и с *** по *** в стаж работы в районах Крайнего Севера по состоянию на *** и на момент рассмотрения спора в суде, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости не наступило, поскольку отсутствует необходимый страховой стаж, а также необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности о признании права на назначении страховой пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области о включении периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера и признании права на назначение пенсии удовлетворить частично.

Включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы ФИО2 в качестве индивидуального предпринимателя: с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***.

В удовлетворении остальных требований ФИО2 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ способы обжалования судебного решения до дня его вступления в законную силу.

Судья Е.А. Земцова