НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 03.04.2017 № 12-76/2017

Дело № 12-76/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

03 апреля 2017 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Канцерова Т.В. (<...>, каб. 118),

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу *** на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в *** области ФИО1№*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении ***,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в *** области ФИО1№*** от ****** признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель *** обжаловал его в установленном законом порядке.

Из содержания жалобы следует, что выводы административного органа о наличии в действиях *** состава административного правонарушения в рассматриваемом случае несостоятельны, так как согласно п. 2.3.2 постановления №*** «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее – Постановление №***) обучение по охране труда проходят в обучающих организациях руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда; заместители главных инженеров по охране труда; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ. Во исполнение Постановления №*** издан приказ ФТС от ***№*** «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России» (далее – Приказ ФТС №***, Порядок), который в полной мере соответствует постановлению №*** и не вносит никаких правовых новаций. В приказе №*** ФТС России определил категорию лиц, подлежащих специальному обучению по охране труда в обучающих организациях. При этом был использован перечень лиц, подлежащий такому обучению и содержащийся в Постановлении №*** с учетом особенностей деятельности таможенных органов и имеющихся в них должностей. Поскольку данные обстоятельства не были учтены, сделан неверный вывод о наличии у *** вины во вменяемом правонарушении, не указано, в чем конкретно выражается данная вина и какими материалами дела она подтверждена. Кроме того, обращает внимание на многочисленные процессуальные правонарушения, допущенные органом, возбудившим дело об административном правонарушении.

В судебном заседании представители ***ФИО2, ФИО3 поддержали доводы жалобы, дополнительно указали, что при назначении ФИО4 на должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля никаких новых, дополнительных знаний в области охраны труда в объеме его новых должностных обязанностей получать не требовалось, в связи с чем согласно п. 2.4 Приказа ФТС №*** обучение и внеочередная проверка знаний проводиться не должны.

Представитель административного органа - Государственной инспекции труда в *** области – в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Представитель транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав представителей ***, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление должностного лица подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, *** транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения *** трудового законодательства.

В соответствии с п. 1 Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС от ***№*** (далее – Общее положение) таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции определенной настоящим положением.

Согласно п.п. 111 п. 6 Общего положения таможня осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе по реализации мероприятий по обеспечению условий и охраны труда.

В ходе проверки установлено, что в соответствии с приказом начальника *** от ***№*** «О назначении должностных лиц» ФИО4 с *** назначен на должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста ***. Этим же приказом ФИО4 освобожден от должности начальника отдела специальных таможенных процедур этого же таможенного поста.

В связи с переводом ФИО4 на новую должность гражданской службы с изменением должностных обязанностей *** между представителем нанимателя – начальником ***ФИО5 и ФИО4 заключен служебный контракт №*** о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно ст. 225 Трудового кодекса РФ все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций (далее – Порядок) утвержден совместным Постановлением Минтруда Российской Федерации и Минобразования Российской Федерации от ***№***.

Порядок обязателен для исполнения, в том числе федеральными органами исполнительной власти (п. 1.2 Порядка).

Согласно п. 1.7 Порядка ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.2.1 Порядка работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Согласно п. 2.3.1 Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Исходя из положений п.п. 2.2.1, 2.3.1 Порядка государственным инспектором труда ФИО1 сделан вывод о том, что обучение по охране труда должны проходить все работники в течение месяца после перевода на другую работу.

Между тем, п. 2.2.1 Порядка содержится в главе 2.2 «Обучение работников рабочих профессий», тогда как в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы должности, замещаемые ФИО4 (начальник отдела специальных таможенных процедур *** и начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста ***), отнесены к группе ведущие должности гражданской службы должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «руководители» (Указ Президента РФ от ***№*** «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»).

В силу п. 3.2 Порядка руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

Согласно п. 3.3 Порядка внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится в числе прочего при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей).

Аналогичная по сути норма содержится в п. 2.4 Приказа ФТС №***, согласно которой внеочередная проверка знаний требований охраны труда должностных лиц и работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится при назначении должностных лиц и работников или их переводе на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний в области охраны труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей) (абз. 13).

Согласно Удостоверению №*** обучение в объеме 40 часов и проверка знания ФИО4 требований охраны труда проведены ***.

Очередное обучение и проверка знания требований охраны труда должны быть проведены в срок до ***

Для решения вопроса о необходимости проведения в отношении ФИО4 специального обучения по охране труда в связи с замещением должности начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста *** требуется установить, необходимы ли ему дополнительные знания в области охраны труда, обусловленные исполнением новых обязанностей, к исполнению которых ФИО4 приступил с ***. Сам по себе факт перевода на другую работу в данном конкретном случае не свидетельствует однозначно о необходимости получения ФИО4 дополнительных знаний в области охраны труда и прохождения в связи с этим специального обучения в течение месяца с момента перевода.

Между тем, приведенное выше обстоятельство должностным лицом не устанавливалось и не исследовалось, своего отражения в оспариваемом постановлении не нашло, в связи с чем прихожу к выводу о том, что постановление о привлечении *** к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесено преждевременно, без всестороннего, полного и объективного исследования и учета всех имеющих значение для дела обстоятельств.

Согласно ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в числе прочих решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, при наличии существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ имеются основания для отмены постановления должностного лица и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассматривать дело, поскольку срок давности привлечения *** к административной ответственности не истек.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в ***ФИО1№*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении *** отменить.

Возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в *** области.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья: Т.В.Канцерова