НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край) от 19.04.2021 № 2-703/2021

Дело № 2-703/2021

УИД 23RS0040-01-2020-008836-60

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар 19 апреля 2021 г.

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующего Гордийчук Л.П.

при секретаре Белачевцевой Е.А.,

с участием истца Васютина А.Г.,

представителя истца Васютиной А.А.,

действующей на основании доверенности №23АА8402076 от 25.02.2020,

представителя ответчика Бутенко А.Ю.,

действующего на основании доверенности №Д-16 от 11.01.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васютина А. Г. к ГУ МВД России по Краснодарскому краю об установлении факта прохождения служебно-боевых задач по защите Конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия с 31.10.1992 по 01.02.1995 и обязании ответчика произвести перерасчет выслуги лет для назначении пенсии из расчета один месяц привлечения к выполнению задач за три месяца военной службы,

установил:

Васютин А.Г. обратился в Первомайский районный суд г. Краснодара с исковым заявлением к ГУ МВД России по Краснодарскому краю об установлении факта прохождения служебно-боевых задач по защите Конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия с 31.10.1992 по 01.02.1995 и обязании ответчика произвести перерасчет выслуги лет для назначении пенсии из расчета один месяц привлечения к выполнению задач за три месяца военной службы.

В обоснование требований указано, что 01.08.1992 Васютин А.Г. был зачислен курсантом 1 курса Владикавказского высшего военного командного училища внутренних войск МВД России, согласно приказу начальника Владикавказского высшего военного командного Краснознаменного училища имени СМ. Кирова МВД СССР от 31.07.1992 № 148 с/ч «По строевой части»: «Зачислить курсантами 1 курса и на все виды довольствия с 01.08.1992, сдавших вступительные экзамены: б) с присвоением воинского звания «рядовой» нижепоименованных абитуриентов, прибивших: 19. Васютина А.Г. - из Ейского РВК». 31.10.1992 личный состав училища привлечен к выполнению задач по охране общественного порядка на территории Северо-Осетинской ССР в соответствии с приказом начальника ВВВ ККУ ВВ МВД РФ от 06.11.1992 № 254 «О привлечении личного состава училища для выполнения задач по охране общественного порядка при чрезвычайных обстоятельствах». В нем указано, что в соответствии с приказом МВД СССР от 24.04.1991 № 146, объявляющим период чрезвычайных обстоятельств на территории Северо-Осетинской ССР на весь личный состав распространяются льготы, предусмотренные Постановлением Совета Министров СССР от 25.09.1989 № 795-173 и распоряжением Совета Министров СССР от 28.03.1990 № 460рс. Факт выполнения служебно-боевых задач по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия подтверждается архивной справкой, в которой указано, что личный состав училища в 1992-1994 выполнял служебно-боевые задачи по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия. Приказами начальника ВВВ ККУ ВВ МВД РФ за 1993-1994 годы, объявлено о выплате курсантам дополнительных окладов и предоставлении льгот за дни непосредственного участия в выполнении боевых задач, в соответствии с приказом МВД России № 418-92, согласно штатно-должностному расчету. В штатно-должностном расчете значится курсант Васютин А.Г. 02.11 1992 издан Указ президента РФ № 1327 «О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики» и это указывает на то, что истец выполнял служебные задачи, которые на него возлагаются в связи с прохождением военной службы, в условиях чрезвычайного положения и был привлечен к выполнению задач по охране общественного порядка на территории Северо-Осетинской ССР. Факт выполнения служебно-боевых задач по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия указан в послужном списке Министерства внутренних дел (Форма №1/ЛД) лист (пункт) 13 «Участие в войнах и других боевых действий по защите СССР, военная служба дающая право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях»: «Выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике. В соответствии с Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941, указанный период службы засчитывается в выслугу лет для начисления пенсии на льготных условиях - один месяц службы за три месяца». В 2002 году истец Васютин А.Г. и его сослуживцы обратились во Владикавказский гарнизонный военный суд г. Владикавказа с заявлением об установлении факта привлечения их к выполнению задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта. Решением Владикавказского гарнизонного военного суда г. Владикавказа от 19.02.2002 было решено: признать, что они привлекались к выполнению задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта после отмены чрезвычайного положения с 01.02.1995 по 30.09.1998. Приказом командира войсковой части № 5594 Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД России от 20.08. 2004 № 164 «По строевой части», установлена выслуга лет в Российской Армии и составляет: в календарном исчислении -12 лет 2 месяца 15 дней, в льготном исчислении - 16 лет 09 месяцев 18 дней. При расчете льготного исчисления выслуги лет вошел период с 1993 по 1994 года. После чего, Васютин А.Г. продолжил проходить службу в органах внутренних дел Российской Федерации, до 22.11.2018. Согласно п. 6 приказа ГУ МВД России по Краснодарскому краю Васютин А.Г. расторгнул контракт и уволен по п.4 ч.2 ст. 82 (выслуга лет, дающая право на получение пенсии) с 22.11. 2018. Выслуга лет на день увольнения составляет в льготном исчислении 29 лет 00 месяцев 03 дня, в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия - 26 лет 01 месяц 15 дней. В выслугу лет, в льготном исчислении, не был включен период прохождения служебно-боевых задач по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия с 31.10.1992 по 01.02.1995. Истец считает, что перерасчет выслуги лет с 31.10.1992 по 01.02. 1995 в льготном исчислении увеличит размер пенсионных выплат по выслуге лет. При обращении в ГУ МВД России по Краснодарскому краю об отсутствии уведомления о принятом решении по вопросу перерасчета выслуги лет установлено, что перерасчет выслуги лет не производится из-за отсутствия в предоставленных выписках Центрального архива войск национальной гвардии РФ сведений о периодах непосредственного участия в выполнении боевых задач и об установлении льготного коэффициента, с которым данные периоды должны войти в расчет выслуги лет. В сопроводительном письме Центрального архива войск национальной гвардии РФ указано, что подтвердить периоды непосредственного участия в выполнении боевых задач при прохождении службы в училище не представляется возможным, так как в приказах начальника училища за 1993-1994 годы сведения о времени участия указаны количественно. Васютин А.Г. считает, что ему незаконно отказано в перерасчете пенсии по выслуге лет. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением. На основании вышеизложенного, истец просит суд признать, что Васютин А.Г. привлекался к выполнению служебных задач в зоне чрезвычайного положения по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия с 31.10.1992 по 01.02.1995, обязать ответчика ГУ МВД России по Краснодарскому краю назначить Васютину А.Г. пенсию по выслуге лет, включив в зачет выслуги лет в льготном исчислении период с 31.10.1992 по 01.02.1995 из расчета один месяц военной службы за три месяца.

Истец Васютин А.Г. и его представитель ФИО6, действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования поддержали, просили суд удовлетворить их в полном объёме.

Представитель ответчика ГУ МВД России по Краснодарскому краю, действующий на основании доверенности ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил применить последствия пропуска срока исковой давности для защиты права, в иске Васютину А.Г. отказать в полном объеме. Мотивированную позицию изложил в возражениях на исковое заявление.

Представитель ответчика УВД по городу Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Мотивированная позиция изложена в возражениях на исковое заявление.

В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Васютин А.Г. был зачислен курсантом 1 курса Владикавказского высшего военного командного училища внутренних войск МВД России, что подтверждается приказом начальника Владикавказского высшего военного командного Краснознаменного училища имени СМ. Кирова МВД СССР от 31.07.1992 № 148 с/ч «По строевой части»: «Зачислить курсантами 1 курса и на все виды довольствия с 01.08.1992, сдавших вступительные экзамены: б) с присвоением воинского звания «рядовой» нижепоименованных абитуриентов, прибивших: 19. Васютина А. Г. - из Ейского РВК».

31.10.1992 личный состав училища привлечен к выполнению задач по охране общественного порядка на территории Северо-Осетинской ССР в соответствии с приказом начальника ВВВ ККУ ВВ МВД РФ от 06.11.1992 №254 «О привлечении личного состава училища для выполнения задач по охране общественного порядка при чрезвычайных обстоятельствах». В нем указано, что в соответствии с приказом МВД СССР от 24.04.1991 № 146, объявляющим период чрезвычайных обстоятельств на территории Северо-Осетинской ССР на весь личный состав распространяются льготы, предусмотренные Постановлением Совета Министров СССР от 25.09.1989 № 795-173 и распоряжением Совета Министров СССР от 28.03.1990 № 460рс (Архивная выписка от 13.08.2019 № 953/в-З778-18).

Факт выполнения служебно-боевых задач по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия, подтверждается архивной справкой, в которой указанно, что личный состав училища в 1992 -1994 годах выполнял служебно-боевые задачи по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия (Архивная справка от 13.08.2019 № 953/в-3778-18) (л.д. 34).

Приказами начальника ВВВ ККУ ВВ МВД РФ за 1993-1994 годы, объявлено о выплате курсантам дополнительных окладов и предоставлении льгот за дни непосредственного участия в выполнении боевых задач, в соответствии с приказом МВД России № 418-92 года, согласно штатно-должностному расчету. В штатно-должностном расчете значится курсант Васютин А.Г. (Архивная справка от 04.06.2018 № 953/В-3778) (л.д.34).

Факт выполнения служебно-боевых задач по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия указан в послужном списке Министерства внутренних дел (Форма №1/ЛД) лист (пункт) 13 «Участие в войнах и других боевых действий по защите СССР, военная служба дающая право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях»: «Выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике. В соответствии с Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941, указанный период службы засчитывается в выслугу лет для начисления пенсии на льготных условиях - один месяц службы за три месяца».

1993 год: апрель - 12 дней, пр. № 93 с/ч, май - 12 дней, пр. № 106 с/ч, июль -29 дней, пр. № 148 С\Ч, август - 31 день, пр. № 172 с/ч, сентябрь - 30 дней, пр. № 196 с/ч, октябрь - 31 день, пр. 218 с/ч, ноябрь - 30 дней, пр. №241 с/ч, декабрь - 31 день, пр. № 9 с/ч.

1994 год: январь - 29 дней, пр. № 24 с/ч, март - 19 дней, пр. № 66 с/ч, апрель - 30 дней, пр. № 86 с/ч, май - 24 дня, пр. № 110 с/ч, август - 31 день, пр. № 177 с/ч (л.д.28-29).

В 2002 году истец Васютин А.Г. и его сослуживцы обратились во Владикавказский гарнизонный военный суд г. Владикавказа, с заявлением об установлении факта привлечения их к выполнению задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решением Владикавказского гарнизонного военного суда г.Владикавказа от 19.02.2002, было решено: признать, что они привлекались к выполнению задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта после отмены чрезвычайного положения с 01.02.1995 по 30.09.1998.

Приказом командира войсковой части № 5594 Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД России от 20.08.2004 № 164 «По строевой части», установлена выслуга лет в Российской Армии и составляет: в календарном исчислении - 12 лет 2 месяца 15 дней, в льготном исчислении - 16 лет 09 месяцев 18 дней. При расчете льготного исчисления выслуги лет вошел период с 1993 по 1994 год.

Согласно п. 6 приказа ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 07.06.2018 № 1724 л/с «По личному составу» и в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 342 -ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации», находящийся в распоряжении ГУ МВД России по Краснодарскому краю, бывший начальник тыла УВД по городу Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю полковник внутренней службы Васютин А.Г. (Б-415174) расторгнул контракт и уволен по п.4 ч.2 ст. 82 (выслуга лет, дающая право на получение пенсии) с 22.11.2018.

Выслуга лет на день увольнения составляет в льготном исчислении 29 лет 00 месяцев 03 дня, в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия - 26 лет 01 месяц 15 дней.

В выслугу лет, в льготном исчислении, не был включен период прохождения служебно-боевых задач по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия с 31.10.1992 по 01.02.1995.

В целях установления информации необходимой для перерасчета выслуги лет в льготном исчислении, в Центральный архив войск национальной гвардии РФ направлены запросы о предоставлении сведений, указывающих на непосредственное участие по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения

При обращении в ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 25.07.2019 об отсутствии уведомления о принятом решении по вопросу перерасчета выслуги лет установлено, что перерасчет выслуги лет не производится из-за отсутствия в предоставленных выписках Центрального архива войск национальной гвардии РФ сведений о периодах непосредственного участия в выполнении боевых задач и об установлении льготного коэффициента, с которым данные периоды должны войти в расчет выслуги лет (Ответ ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 13.07. 2019 № 3/196102782699, Информационное письмо ОРЛС УВД по городу Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю на исх. 14/25-3/169102782699) (л.д.24).

Из предоставленных архивных выписок приказов начальника ВВВ ККУ ВВ МВД РФ следует, что в соответствии с приказами МВД РФ № 418-92 года и № 153-93 года личному составу выплачивались дополнительные оклады за дни непосредственного выполнения боевых задач в зоне чрезвычайного положения (Архивные выписки приказов от 04.06.2018 № 953/В-3778, 13.02.2019 года№ 953/В-3778-18) (л.д.70-71).

В сопроводительном письме Центрального архива войск национальной гвардии РФ указано, что подтвердить периоды непосредственного участия в выполнении боевых задач при прохождении службы в училище не представляется возможным, так как в приказах начальника училища за 1993-1994 годы сведения о времени участия указаны количественно (Сопроводительное письмо ЦАВНГ РФ от 13.02.2019 № 953/В-3778-18).

В соответствии с Законом РСФСР «О чрезвычайном положении» и Законом Российской Федерации «О безопасности», Указом Президента Российской Федерации от 02.11.1992 № 1327 «О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики» на территории Республики Ингушетия 02.11.1992 введено чрезвычайное положение.

Пункт 9 приказа МВД России от 17.11.1992 № 418 «О социальных гарантиях военнослужащих и лиц, направляемых в зону действия чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики», действующего в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.11.1992 № 1327 «О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики», Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.1992 № 864 «О неотложных мерах по оказанию срочной помощи населению, пострадавшему в результате межнационального конфликта на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики», а также и решением Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике от 02.11.1992, указывает, что военнослужащим и военнообязанным, а также лицам рядового и начальствующего состава время выполнения боевой задачи в зоне чрезвычайного положения засчитывать в выслугу лет (в стаж работы), дающую право на пенсию, из расчета один месяц службы за три месяца. Закона РФ от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» устанавливает социально-правовые гарантии защиты военнослужащих и указывает, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

В соответствии со ст. 8 действие настоящего Закона распространяется на лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Постановление Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» в соответствии со статьи 7 Закона РФ от 21.01.1993 № 4328-1, устанавливает, что дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим, а также курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации выполняющим задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение (далее Постановление №280).

Статья 2 данного Постановления №280 указывает на то, что военнослужащим и сотрудникам предоставляются дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).

Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальник штабов, оперативных и иных групп Пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», которая устанавливает, что военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 26.12.2001 № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» определяет, что выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия -Алания и Республики Ингушетия в октябре-ноябре 1992 года к выполнению задач при вооруженных конфликтах.

Законом Российской Федерации № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» установлен круг лиц, на которых распространяются льготы: помимо военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, это - военнослужащие, постоянно или временно выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Согласно данному Закону порядок предоставления указанных в нем льгот и компенсаций, а также порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяет Правительство Российской Федерации, которое во исполнение этой нормы Закона 31.03.1994 года приняло Постановление № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций».

В данном Постановлении Правительства Российской Федерации предусмотрено, что установленные Законом дополнительные гарантии и компенсации предоставляются (помимо военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан) военнослужащим, выполняющим задачи: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение или на территориях государств - республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями); в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.

Согласно пункту 5 Постановления перечни воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должны быть определены Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами, в которых законом предусмотрена военная служба, а конкретные периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в соответствии с п. 2 Постановления должны оформляться приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Таким образом, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 280 от 31.01.1994 для предоставления военнослужащим установленных Законом дополнительных гарантий и компенсаций необходимо: Отнесение в установленном порядке соответствующих местностей, в которых они проходили службу, к территориям, где введено чрезвычайное положение или к зонам вооруженных конфликтов решениями Правительства Российской Федерации. В случае выполнения задач в условиях чрезвычайного положения - выполнение задач определенного вида: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на указанной территории. Включение воинской части, в которой они проходят военную службу, в перечень воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Наличие приказа с указанием конкретного периода выполнения этими военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Согласно Закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21.01.1993 №4328-1, установленные в нем льготы должны предоставляться военнослужащим, «постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах». При этом каких-либо ограничений в предоставлении льгот и компенсаций в зависимости от видов выполняемых военнослужащими задач Закон не устанавливает.

Из этого следует, что Закон предоставляет данные льготы и компенсации военнослужащим, выполняющим любые задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, то есть те задачи, которые на них возлагаются в связи с прохождением военной службы.

Согласно Закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21.01.1993 №4328-1 военнослужащим, выполняющим задачи при вооруженных конфликтах, период выполнения этих задач для назначения пенсии засчитывается из расчета один месяц военной службы за три месяца.

Таким образом, Владикавказское высшее военное командное училище внутренних войск МВД России (Распоряжение Правительства РФ от 11.05.1999 № 767-р «О переименовании Владикавказского высшего военного командного краснознаменного училища внутренних войск МВД РФ в Северо-Кавказский военный институт внутренних войск МВД РФ», Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 года N 1746-Р «О ликвидации Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказского военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»), в котором истец проходил службу, было дислоцировано на постоянной основе на территории РСО-Алания в городе Владикавказе, то есть на территории Северо-Кавказского региона, прилегающего к Чеченской Республике, на территории которого выполнение военнослужащими задач признано выполнением задач при вооруженных конфликтах.

Из представленных архивных справок (выписок) Центрального архива войск национальной гвардии Российской Федерации за 2018, 2019 года, а также из послужного списка Министерства внутренних дел видно, что Васютин А.Г. с 01.08.1992 по 26.04.1997 (выписка из приказа начальника Владикавказского высшего военного командного краснознаменного училища внутренних войск МВД России от 25.04.1997 № 78 с/ч «По строевой части») проходил военную службу в условиях вооруженного конфликта на территории Республиках Северная Осетия и Ингушетия.

Истец в указанный период службы совместно с сотрудниками органов внутренних дел, в составе оперативных групп, войск оперативного резерва и подразделений постоянной готовности принимал участие в патрулировании, в охране наиболее важных объектов, в обеспечении пресечения деятельности бандформирований, несении службы на блокпостах и заставах, в составе выставляемых заслонов, маневренных групп, принимал участие в обеспечении безопасности перевозки вынужденных переселенцев.

Не издание в отношении заявителя приказов, определяющих периоды участия в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта, не является основанием для лишения дополнительных гарантий и компенсаций.

Кроме того, из материалов дела установлено, что решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 18.01.2005 обязали начальника СК ВКИ ВВ МВД РФ издать приказ о предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца, в том числе за выходные и праздничные дни, за исключением периодов нахождения вне зоны вооруженного конфликта с 01.11.1992 по 26.04.1997 (приказ начальника СК ВКИ ВВ МВД РФ от 11.02.2005 № 54 капитану ФИО7 (однокурсник, бывший курсант ВВВ ККУ МВД РФ)).

Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд, судом признаны не состоятельными, направленными на неверное толкование норм действующего законодательства.

Пунктом 1 статьи 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

Таким образом, начало течения срока исковой давности по общему правилу закон связывает с моментом, когда лицо, узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, то есть начало течения срока исковой давности совпадает с моментом возникновения у заинтересованной стороны права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

В исковом заявлении истец указывает, и также усматривается из материалов дела, что истец обратился в ГУ МВД России по Краснодарскому краю по вопросу пересчёта выслуги лет 25.06.2019, ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю дан ответ 13.07.2019, а в суд истец обратился 04.09.2020, то есть в срок, установленный действующим законодательством.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Так, оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает исковые требования Васютина А.Г. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Васютина А. Г. к ГУ МВД России по Краснодарскому краю об установлении факта прохождения служебно-боевых задач по защите Конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия с 31.10.1992 по 01.02.1995 и обязании ответчика произвести перерасчет выслуги лет для назначении пенсии из расчета один месяц привлечения к выполнению задач за три месяца военной службы – удовлетворить.

Признать, что Васютин А. Г. привлекался к выполнению служебных задач в зоне чрезвычайного положения по защите конституционного порядка и прав граждан в Республиках Северная Осетия и Ингушетия с 31.10.1992 по 01.02.1995.

Обязать ГУ МВД России по Краснодарскому краю назначить Васютину А. Г. пенсию по выслуге лет, включив в зачет выслуги лет в льготном исчислении период с 31.10.1992 по 01.02.1995, из расчета один месяц военной службы за три месяца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.

Судья Первомайского

районного суда г. Краснодара Л.П. Гордийчук

Мотивированное решение составлено 20.04.2021.