НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край) от 13.04.2021 № 2-3925/21

К делу № 2-3925/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2021г. Первомайский районный суд г.Краснодара в составе:

председательствующего Гареевой С.Ю.

при секретаре Тищенко Т.П.

с участием истицы, ее представителя ФИО1, представителей ответчика ФИО2, ФИО3, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО7 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г.Краснодара Краснодарского края о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению в страховой стаж периода работы, замене периодов работы на расчет в баллах и назначении пенсии с даты обращения,

установил:

ФИО7 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Прикубанском внутригородском округе г.Краснодара о признании незаконным решения от 14.01.2021г. об отказе в назначении страховой пенсии, возложении обязанности по включению в страховой стаж периоды получения пособия по безработице с 10.09.2002г. по 22.09.2002г., с 08.12.2005г. по 19.11.2006г., периоды работы с 25.11.2019г. по 15.12.2020г. в Херсонской специализированной школе № 27, произвести замену периодов работы, совпадающих повремени с нестраховыми периодами ухода за детьми до достижения ими полутора лет на расчет в баллах, назначении пенсии с даты подачи заявления - 25 марта 2020г.

В обоснование иска сослалась на то, что 25.03.2020г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ГУ УПФ РФ в Прикубанском внутригородском округе г.Краснодара от 14.01.2021г. истице отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия индивидуального пенсионного коэффициента 18,6. При подсчете в страховой стаж не включены вышеуказанные периоды, что, по мнению истицы является неправомерным. ФИО7 полагает, что сумма ее индивидуального пенсионного коэффициента должна составлять 24,764 балла. И соответственно, она имеет право на назначение страховой пенсии по старости.

В ходе судебного разбирательства истицей заявлено об изменении исковых требований. Просит признать незаконным решение от 14.01.2021г. об отказе в назначении страховой пенсии, возложении обязанности по включению в страховой стаж периоды работы с 25.11.2019г. по 15.12.2020г. в Херсонской специализированной школе № 27, произвести замену периодов работы, совпадающих повремени с нестраховыми периодами ухода за детьми до достижения ими полутора лет на расчет в баллах, назначении пенсии с даты подачи заявления - 25 марта 2020г. Поскольку решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г.Краснодара Краснодарского края от 02.04.2021г. периоды получения пособия по безработице с 10.09.2002г. по 22.09.2002г., с 08.12.2005г. по 19.11.2006г. включены в подсчет страхового стажа.

В судебном заседании истица, ее представитель ФИО5, действующая на основании доверенности, просила исковые требования удовлетворить.

Представители ответчика ФИО6, ФИО4, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право на пенсионное обеспечение гарантировано ст.39 Конституции Российской Федерации.

В силу п.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно положениям ст.8 и ст.35 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400- ФЗ женщины, достигшие возраста 55 лет во втором полугодии 2019 г., приобретают право на пенсию по достижении возраста 55 лет 6 месяцев (с учетом приложения № 6 к настоящему Федеральному закону). То есть при наличии страхового стажа не менее 11 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) - 18,6.

Таким образом, для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюдение указанных условий. Отсутствие одного из них не дает право на назначение пенсии.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на пенсию (статья 22 Закона от 28.12.2013 г.).

В силу статей 11-14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400- ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются в том числе период получения пособия по безработице.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как было установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, 25.03.2020г. ФИО7 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара от 14.01.2021г. № 210000004414 истице отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия индивидуального пенсионного коэффициента 18,6. Поскольку по подсчету пенсионного органа величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 16,664.

Из материалов дела следует, что при обращении с заявлением о назначении пенсии истицей предоставлены справки от 29.11.2019 г. № 2120/02/4247/19, от 09.12.2019г. № 05/4359, № 05/4360 Херсонского областного центра занятости о получении пособия по безработице в Республике Украина за период с 10.09.2002г. по 22.09.2020г., с 08.12.2005 г. по 19.11.2006 г.

Управлением ПФР оказано содействие в направлении запросов, от 23.03.2020 г. № 08-5366, от 22.12.2020 г. № 08-21256 о подтверждении сведений о стаже, заработной плате и уплате страховых взносов.

13.01.2021 г. в Управление поступили документы от 12.11.2020 г. № 2120/02/3788/20 Херсонского городского центра занятости г. Херсон Республики Украина, подтверждающие получения пособия по безработице за спорные периоды с 10.09.2002 г. по 22.09.2002 г. с 08.12.2005 г. по 19.11.2006 г., с 26.10.2019 г. по 30.11.2020 г. в Херсонской специализированной школе № 27, уплату страховых взносов согласно ведомости Пенсионного фонда Республики Украина.

И периоды с 10.09.2002 г. по 22.09.2002 г. с 08.12.2005 г. по 19.11.2006 г. получения пособия по безработице, а также работы с 26.10.219 г. по 30.11.2020 г. в Херсонской специализированной школе № 27, согласно ведомости Пенсионного фонда Украины, включены ответчиком в страховой стаж.

В связи с чем, оснований для включения периодов работы с 25.11.2019г. по 15.12.2020г. в Херсонской специализированной школе № 27 в страховой стаж не имеется, поскольку период 26.10.219 г. по 30.11.2020 г. уже включен ответчиком.

С учетом указанных периодов ответчиком вновь произведен расчет страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), который составил 16,664.

В связи с чем, Управлением ПФР было вновь вынесено решение от 02.04.2021 г. об отказе в назначении пенсии ввиду отсутствия индивидуального пенсионного коэффициента 18,6.

Истица полагает, что при назначении пенсии необходимо учесть нестраховые периоды ухода за детьми, общей продолжительностью 3 года, что составляет 8,1 балла. И соответственно, сумма индивидуального пенсионного коэффициента составит 24,764 балла (16,664 +8,1).

Данный довод суд находит несостоятельным в связи со следующим.

Согласно ч.1 ст.13 от 28.12.2013 г. № 400- ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

То есть, в случае, совпадения по времени периодов работы, и периодов ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 - ФЗ при исчислении страхового стажа наравне с периодами работы засчитываются иные периоды, в том числе период ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды ухода за детьми исчисляется с учетом ч. 12 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», 1,8 балла - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижении возраста 1,5 лет; 3,6 балла - в отношении периода ухода за вторым ребенком до достижении возраста 1,5 лет.

В данном случае, Федеральным законом от 28.12.2013 г.№ 400-ФЗ предусмотрено право выбора варианта учета нестраховых периодов, имевших место до 01.01.2015, при исчислении размера страховой пенсии: либо все указанные периоды учитывать только по правилам, действовавшим до 01.01.2015 (то есть учесть весь трудовой стаж по трудовой книжке), либо указанный период ухода за ребенком учитывать исходя из суммы коэффициентов, определенных за каждый календарный год, указанных нестраховых периодов в порядке, предусмотренном Законом от 28.12.2013 г. То есть исключить из подсчета страхового стажа.

В данном случае, у истица осуществляла уход за детьми до достижения им возраста полутора лет с 26.08.1988 г. по 25.02.1990 г.и с 07.12.2002 г. по 07.06.2004 г.

При подсчете страхового стажа ФИО7 периоды ухода за детьми засчитаны как нестраховые периоды и учтены в коэффициентах (баллах). То есть, произведена замена периода работы периодами ухода за детьми.

Общий коэффициент за данный период, исключенный из общего трудового стажа истицы, составляет 8,1 балл (2,7 + 5,4), что является наиболее выгодным вариантом расчета размера страховой пенсии по старости.

Такой порядок определения размера пенсии соответствует положениям части 10 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которой периоды ухода за детьми до достижения ими полутора лет могут по выбора пенсионера учитываться либо при расчете ИПК (то есть, путем перевода в баллы), либо при расчете размера пенсии в соответствии с положениями Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (то есть, путем включения в стаж при расчете стажевого коэффициента).

Одновременно и при расчете ИПК и при определении стажевого коэффициента одни и те же периоды ухода за детьми учтены быть не могут.

При замене периодов ухода за детьми в страховой стаж, ИПК составит 13,052. Что ниже установленного пенсионного коэффициента в 16,664 и является менее выгодным при оценке пенсионных прав истицы.

Таким образом, оценка имеющихся в деле доказательств по правилам ст.67 ГПК РФ в совокупности позволяет прийти к выводу о том, что истицей не доказано нарушение ее прав ответчиком.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО7 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г.Краснодара Краснодарского края о признании незаконным отказа от 14.01.2021г. в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению в страховой стаж периода работы с 25.11.2019г. по 15.12.2020г. в Херсонской специализированной школе № 27, замене периодов работы, совпадающих с нестраховыми периодами ухода за детьми до достижения ими полутора лет на расчет в баллах и назначении пенсии с 25.03.2020г. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд в течение месяца со дня составления его в окончательном мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы.

Федеральный судья:

Составлено: 16.04.2021 г.