Дело № 2-664/2024
43RS0003-01-2023-005421-77
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2024 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова в составе председательствующего судьи Маловой Н.Л.,
при секретаре Широковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-664/2024 по иску ФИО1 к АО «Почта России», УФПС Кировской области - филиал АО "Почта России" о взыскании компенсации морального вреда за несвоевременное получение ответа на обращение,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО3 обратился в суд с иском к АО «Почта ФИО2», УФПС Кировской области - филиал АО "Почта ФИО2" о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что {Дата} истцом в адрес АО «Почта ФИО2», УФПС Кировской области - филиал АО "Почта ФИО2" с просьбой о предоставлении информации. В установленный законом срок ответ не получен. {Дата} истец обратился в прокуратуру с просьбой установить причину неполучения ответа. {Дата} получен ответ из Камской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о том, что ответ от почты в адрес администрации ФКУ ИК-27 не поступал, в связи с чем, вручен истцу в виде копии только {Дата}. Просит признать нарушенным право на своевременное получение ответа на обращение, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д.5).
В судебном заседании истец ФИО3, участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, требования искового заявления поддержал, настаивал на удовлетворении.
Представитель ответчика АО «Почта ФИО2» в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Представитель ответчика УФПС Кировской области - филиал АО "Почта ФИО2" в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
С учетом мнения истца, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке в отсутствие лиц, извещенных о дате судебного заседания.
Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона от {Дата} № 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее-ФЗ № 176-ФЗ) права потребителей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом РФ "О защите прав потребителей", гражданским законодательством РФ, правилами оказания услуг почтовой связи и законами и иными нормативными актами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 16 с ФЗ № 176-ФЗ услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
В соответствии со ст. 4 ФЗ № 176-ФЗ приказом Минкомсвязи ФИО2 от {Дата}{Номер} утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее-Правила оказания услуг почтовой связи).
Процедура доставки (вручения) почтовых отправлений регламентирована разделом III Правил оказания услуг почтовой связи, согласно разделу V которых, операторы почтовой связи обязаны: пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки, обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области связи, и условиями договора.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ФИО3 отбывает наказание в ФКУ ИК-27 ФИО2 по Кировской области.
Как указано в иске, {Дата} истцом в адрес АО «Почта ФИО2», УФПС Кировской области - филиал АО "Почта ФИО2" направлено обращение с просьбой о предоставлении информации (исх.№ Л-31). В установленный законом срок ответ не получен.
{Дата} истец обратился в Камскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, полагая, что его права нарушены поздним вручением письма (исх. № Л-764).
Согласно ответу Камской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от {Дата}{Номер}ж-2022/Он143-23, следует, что {Дата} администрацией ФКУ ИК-27 было направлено обращение ФИО3, адресованное в АО «Почта ФИО2» УФПС по Кировской области.
Согласно журналам учета входящих документов №{Номер}, 578 ответ на обращение с номером МР66-15/383 от УФПС ФИО2 по Кировской области «Почта ФИО2» в адрес администрации ФКУ ИК-27 не поступал. Вместе с тем, копия указанного ответа вручена {Дата}ФИО3 лично (л.д.6).
В соответствии с ответом АО «Почта ФИО2» от {Дата} №МР 66-15/183, указано, ввиду отсутствия полной информации в обращении (номер ШПИ, копия чека), провести тщательную проверку по данному вопросу не представляется возможным (л.д.21).
В соответствии с абз. 19 ст. 2 ФЗ № 176-ФЗ почтовые отправления - адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.
В соответствии с п. 7 Правил оказания услуг почтовой связи почтовые отправления подразделяются на внутренние (принимаемые для пересылки в пределах территории РФ) и международные (принимаемые для пересылки за пределы РФ, поступающие на ее территорию из других государств либо следующие транзитом через территорию РФ).
На основании п. 8 Правил оказания услуг почтовой связи почтовые отправления (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) принимаются оператором почтовой связи от отправителя:
а) без выдачи ему квитанции и доставляются (вручаются) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения (простые почтовые отправления);
б) с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью, где почтовое отправление принимается оператором почтовой связи от отправителя с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) (регистрируемые почтовые отправления).
Деятельность субъектов, выступающих в интересах публичной власти и при этом являющихся более сильной стороной гражданских правоотношений в силу предоставляемых особым статусом публичной организации возможностей, подчинена на всех этапах существования соответствующего обязательства повышенному стандарту тщательности, заботливости и осмотрительности.
Приведенная позиция применима и к частноправовым организациям, созданным публичной властью, осуществляющей контроль над принятием в таких организациях управленческих решений с целью выполнения общественно значимых функций в сферах, отнесенных Конституцией Российской Федерации к ведению публичной власти.
Принимая во внимание особый статус АО "Почта ФИО2", а также его положение на рынке оказания услуг почтовой связи, к названному обществу - при взаимодействии в процессе осуществления его уставной деятельности с гражданами и юридическими лицами, в том числе пользователями услуг почтовой связи, - применим повышенный стандарт добросовестности и осмотрительности. Это не предполагает формального подхода к соблюдению требований действующего законодательства, чрезмерной приверженности таким процедурным положениям, которые умаляют существо соответствующего основанного на договоре материального права, игнорирования при исполнении своих обязанностей в отношениях с заказчиками, и прежде всего с потребителями, вытекающего из принципа добросовестности принципа сотрудничества сторон, оказания разумного содействия в достижении заказчиком цели вступления в договорные отношения.
Исходя из пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее-ФЗ № 59-ФЗ) о порядке рассмотрения обращений, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Закона.
Частью 1 статьи 12 ФЗ N 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку совокупностью представленных доказательств подтверждается нарушение прав истца как потребителя услуг связи.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от {Дата}{Номер} «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, лежит на исполнителе.
В соответствии с ч.1 ст. 34 ФЗ № 176-ФЗ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу, недостачу вложений, нарушение контрольных сроков пересылки почтовых оправлений и иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Согласно ст. 15 Закона РФ от {Дата}{Номер} "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков; а размер компенсации не зависит от размера имущественного вреда.
Ввиду нарушения ответчиком прав несвоевременной доставкой ответа на обращение, как указывает истец, он испытывал нравственные страдания тревогу, нервное напряжение и беспомощность, длительность нравственных страданий (около 9 месяцев) неблагоприятно сказалась на его самочувствии и появилась утрата доверия к ряду федеральных служб.
С учетом изложенного, требований разумности и справедливости, характера допущенных ответчиком нарушений прав истца, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика АО «Почта ФИО2» в пользу истца компенсации морального вреда в размере 1000 руб.
В пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от {Дата} N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Взыскание штрафа в пользу потребителя в случае установления судом факта нарушения прав потребителя по правилам ст. 13 Закона "О защите прав потребителей" является обязательным, не зависящим от наличия в специальном законе самостоятельной меры гражданско-правовой ответственности.
Согласно ч.6 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штрафе размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 500 руб.
Согласно ст.88,98 ГПК РФ, с ответчика АО «Почта ФИО2» в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО3 к АО «Почта ФИО2», УФПС Кировской области - филиал АО "Почта ФИО2" о взыскании компенсации морального вреда за несвоевременное получение ответа на обращение удовлетворить частично.
Признать нарушенным АО «Почта ФИО2» право ФИО3 на своевременное получение ответа на обращение.
Взыскать с АО «Почта ФИО2» ({Номер}) в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, штраф в размере 500 рублей, расходы по государственной пошлине 300 рублей.
Иск ФИО3 к АО «Почта ФИО2», УФПС Кировской области - филиал АО "Почта ФИО2" о взыскании компенсации морального вреда свыше 1000 рублей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л.Малова
Решение в окончательной форме принято {Дата}