Административное дело № 2а-3538/2020
УИД- 18RS0002-01-2020-005621-10 публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 23 ноября 2020 года
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего – судьи Владимировой А.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике к Товарнову В.В. о взыскании задолженности по пени по страховым взносам, налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился административный истец с иском к Товарнову В.В. о взыскании задолженности по пени по страховым взносам, налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы. В обоснование исковых требований указано, что Товарнов В.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №9 по УР (далее также – МРИ ФНС РФ №9 по УР, Инспекция). Административный ответчик с <дата> по <дата>. был зарегистрирован в качестве страхователя – индивидуального предпринимателя и в соответствии с Федеральным законом №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» являлся плательщиком страховых взносов. Товарновым В.В. не исполнена обязанность по оплате страховых взносов, в связи с чем произведено начисление пеней, которые подлежат взысканию. Всего 360,50 руб., пени до <дата> года – страховые взносы на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до <дата>.
В целях досудебного порядка урегулирования спора по уплате указанной задолженности, Межрайонной ИФНС России №9 в адрес ответчика направлено требование об уплате налога и пени по страховым взносам № от <дата>., № от <дата>. До настоящего времени сумма задолженности Ответчиком в полной мере не уплачена.
В соответствии со ст.346.12 НК РФ, ответчик являлся плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Ответчиком представлена единая налоговая декларация по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (УСНО). В представленной декларации начислены суммы, подлежащие уплате авансовых платежей в бюджет за <дата> в размере 24995 руб. Авансовые платежи Ответчиком в установленный законодательством срок не уплачивались.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени. В связи с этим на сумму задолженности по налогу за период с <дата>. по <дата>. были начислены пени, которые составили 2928 руб.
В соответствии с п.2 ст.70 НК РФ, должнику были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа <дата>№, от <дата>. №, от <дата>. №, от <дата>. №. Указанные требования отправлены по почте, что подтверждается реестрами. Должником указанные требования не исполнены.
В соответствии со ст.48 НК РФ, инспекция, в установленные законом сроки обратилась к мировому судье судебного участка № Первомайского района г. Ижевска с заявлением о выдаче судебного приказа на спорные суммы задолженности. <дата>. мировой судья судебного участка № Первомайского района г. Ижевска вынес судебный приказ № о взыскании задолженности с Товарнова В.В.
По заявлению административного ответчика судебный приказ был отменен <дата>. Задолженность ответчиком не оплачена в полном объеме.
Просят взыскать с Товарнова В.В. в доход соответствующего бюджета на расчетный счет УФК по УР (МРИ ФНС России №9 по УР) следующие страховые взносы: 360,50 руб. пени до <дата>. по страховым взносам на ОМС, 2928 руб. пени с <дата>. по <дата>. налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.
Настоящее административное дело подлежит рассмотрению судом в порядке главы 32 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (далее – КАС РФ) – производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, без проведения устного разбирательства, в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с п.3 ст.291 КАС РФ, поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20000 рублей.
От административного ответчика письменные возражения не поступили.
Суд, изучив требования и доводы административного истца, изложенные в иске, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования установлены Законом №167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее также – Закон №167-ФЗ).
Кроме того, отношения в связи с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом №212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее также – Закон №212-ФЗ, утратил силу 01.01.2017 года, действовал на момент спорных правоотношений).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Закона №212-ФЗ к плательщикам страховых взносов относятся страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, если законом не предусмотрено иное.
П.1 ст.6 Закона №167-ФЗ относит к числу страхователей по обязательному пенсионному страхованию лиц, производящих выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой.
Ст.11 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" №326-ФЗ от 29.11.2010г. к страхователям по обязательному медицинскому страхованию отнесены индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие.
Судом установлено, что Товарнов В.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>, в связи с чем, Товарнов В.В. в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами является плательщиком страховых взносов.
Абз.2 п.2 ст.14 Закона №167-ФЗ на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
В соответствии с п.1 ст.14 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом из стоимости страхового года. При этом в силу ч.2 ст.13 Закона №212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.
Согласно ч.2 ст.12 Закона №212-ФЗ размер тарифов страховых взносов составляет: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов, Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Фонд социального страхования Российской Федерации - 1,8 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента.
В силу п.8 ст.16 Закона №212-ФЗ физические лица, прекратившие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода, обязаны уплатить страховые взносы не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Согласно ст.22 Закона №212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В связи с тем, что обязанность по уплате страховых взносов Товарновым В.В. не была своевременно исполнена, в адрес ответчика заказной почтой направлено требование об уплате: пени на налог по объекту налогооболожения-доходы <дата>. № от <дата>.; пени по страховым взносам на ОМС до <дата>. и пени на налог по объекту налогооболожения-доходы <дата>№ от <дата>; пени по страховым взносам на ОМС до <дата>. и пени на налог по объекту налогооболожения-доходы <дата>№ от <дата>.; пени по страховым взносам на ОМС до <дата>. и пени на налог по объекту налогооболожения-доходы <дата>№ от <дата>., что подтверждается почтовыми реестрами.
В соответствии со ст.346.12 НК РФ, налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Товарнов В.В. являлся плательщиком налога, уплачиваемого с применением упрощенной системы налогообложения.
Согласно п.3 ст.346.21 НК РФ, налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
В соответствии с п.7. ст.346.21 НК РФ, налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса, индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Согласно ст.346.19 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с п.7. ст.346.21 НК РФ, налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Административный истец указывает на то, что за <дата> ответчиком представлена единая налоговая декларация по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы (УСНО), в ней начислены суммы подлежащие уплате авансовых платежей в бюджет в размере 24995 руб.
Авансовые платежи ответчиком в установленный законодательством срок не уплачивались.
В соответствии со ст.75 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. На сумму задолженности по налогу за период с <дата>. по <дата>. были начислены пени, которые составили 2928 руб.
В соответствии со ст.70 НК РФ, должнику были направлены по почте требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от <дата>. №, от <дата>. №, от <дата>. №, от <дата>. №, что подтверждается реестрами. Требования должником не исполнены.
В связи с вступлением в законную силу 01.01.2017 года Федерального закона от 03.07.2016г. №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – ФЗ №243-ФЗ), а также Федерального закона от 03.07.2016г. №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – ФЗ №250-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (п.2 ст.4 ФЗ №243-ФЗ).
Поскольку задолженность по оплате пени не была оплачена, административный истец <дата> обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам, пени. На основании определения мирового судьи судебного участка № Первомайского района г.Ижевска от <дата>, вынесенный <дата> судебный приказ № о взыскании с Товарнова В.В. задолженности (в том числе, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до <дата>. в сумме 360,50 рублей, пени по налогу, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 2928 руб. ) отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Неисполнение обязанности по страховым взносам явилось основанием для обращения 20.08.2020г. в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Определением суда от <дата> распределено бремя доказывания, на административного ответчика в случае несогласия с иском возложена обязанность представить доказательства отсутствия задолженности, в случае несогласия с размером пени, подлежащих уплате, - представить свой расчет. На административного истца возложена обязанность представить доказательства обоснованности исковых требований, в том числе, расчет предъявляемых ко взысканию сумм, основания их начисления, соблюдение установленного законом порядка для обращения с требованиями о взыскании задолженности, в том числе, соблюдение установленного законом срока, в случае его пропуска – обосновать уважительность причин пропуска.
Административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действующий до 01.01.2017, пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает общее правило, согласно которому пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ); порядок исполнения обязанности по уплате налога, страхового взноса налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога, сбора, взноса, пени, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, вышеуказанные законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, страховых взносов. Разграничение процедуры взыскания налога, страховых взносов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, страховых взносов.
После истечения срока взыскания задолженности по налогу, страховым взносам, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, никаких доказательств, обосновывающих, за какой период времени у Товарнова В.В. возникла задолженность по страховым взносам, налогу, на которую произведено начисление пеней, и соблюден ли в отношении данной задолженности порядок принудительного взыскания, административный истец не предоставил. Доказательств фактического взыскания сумм недоимки по налогу, страховым взносам, на которые начисляются пени, в материалы дела административным истцом не представлено.
Таким образом, налоговым органом не исполнена обязанность по доказыванию наличия обстоятельств, послуживших основанием для взыскания пени в силу статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом, суд также отмечает, что поскольку ч.1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Поскольку истец при подаче иска от уплаты госпошлины освобожден, судебное решение состоялось в пользу ответчика, судебные расходы относятся на счет федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293, 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике к Товарнову В.В. о взыскании задолженности по пени по страховым взносам, налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 15 дней со дня получения копии решения через Первомайский районный суд г. Ижевска.
Разъяснить, что в силу ст. 294.1 КАС РФ суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья: А.А. Владимирова