НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика) от 21.12.2018 № 2А-3730/18

Административное дело №2а-3730/18

публиковать

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2018 года г. Ижевск

Судья Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Владимирова А.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике к Быковой А.В. о взыскании пени за несвоевременную уплаты задолженности по страховым взносам,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился истец с иском к ответчику о взыскании пени за несвоевременную уплаты задолженности по страховым взносам. В обоснование заявленных требований указано, что Быкова А.В. в соответствии с Законом №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд» является плательщиком страховых взносов. Быковой А.В. не исполнена обязанность по оплате страховых взносов по состоянию на <дата>., в связи с чем, на сумму задолженности начислены пени за период с <дата>. по <дата>. В связи с неоплатой сумм задолженности в добровольном порядке в адрес ответчика Инспекцией направлено требование об уплате задолженности от <дата>. со сроком исполнения до <дата>., данное требование ответчиком не исполнено. В связи с вступлением в законную силу <дата> Федерального закона №243-ФЗ от 03.07.2016г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия УПФ РФ в г.Ижевске УР по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, в т.ч. по проведению контрольных мероприятий, применению мер государственного принуждения переданы налоговым органам. В последующем МРИ ФНС №9 по УР обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, <дата>. вынесенный судебный приказ был отменен в связи с поступившими должника возражениями относительно его исполнения.

Просит взыскать с ответчика в пользу истца пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 17 178,59 руб., в т.ч.: на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до <дата>. – 3 946,29 руб. (КБК 18 ОКТМО ), на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии – 8 631,99 руб. (КБК 18 ОКТМО ), на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату накопительной пенсии – 1 183,21 руб. (КБК 18 ОКТМО ), страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до <дата> – 971,64 руб.. (КБК 18 ОКТМО ), страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до <дата> – 94,19 руб. (КБК 18 ОКТМО ), страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до <дата> – 2 351,28 руб. (КБК 18 ОКТМО ).

Настоящее административное дело подлежит рассмотрению судом в порядке главы 32 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (далее – КАС РФ) – производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, без проведения устного разбирательства, в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с ч.3 ст.291 КАС РФ.

От административного ответчика возражений по существу заявленных требований не поступило. Таким образом, суд рассматривает административное дело по письменным доказательствам, представленным административным истцом.

Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства, которые не оспариваются сторонами и не вызывают сомнений у суда.

Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования установлены Законом №167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее также – Закон №167-ФЗ).

Кроме того, отношения в связи с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом №212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее также – Закон №212-ФЗ, утратил силу 01.01.2017 года, действовал на момент спорных правоотношений).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Закона №212-ФЗ к плательщикам страховых взносов относятся страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, если законом не предусмотрено иное.

Судом установлено, что Быкова А.В. в соответствии с Законом №167-ФЗ является плательщиком страховых взносов.

Абз.2 п.2 ст.14 Закона №167-ФЗ на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

Статьей 25 Закона №212-ФЗ установлено, что в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

Согласно ст.22 Закона №212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В связи с тем, что обязанность по уплате пени Быковой А.В. не была своевременно исполнена, МРИ ФНС РФ №9 по УР в адрес ответчика заказной почтой направлено требование об уплате пени: от <дата>. со сроком исполнения до <дата>.

Как указывает административный истец, данные требования ответчиком не исполнены.

В связи с вступлением в законную силу 01.01.2017 года Федерального Закона от 03.07.2016г. №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – ФЗ №243-ФЗ), а также Федеральный Закон от 03.07.2016г. №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – ФЗ №250-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (п.2 ст.4 ФЗ №243-ФЗ).

Поскольку сумма задолженности по пени не была уплачена ответчиком в добровольном порядке, Инспекция обратилась к мировому судьей с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности.

Вынесенный <дата>. судебный приказ отменен на основании определения мирового судьи судебного участка Первомайского района г.Ижевска от <дата>.

Неисполнение обязанности по уплате пени явилось основанием для обращения Инспекции в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств, подтверждающих оплату пени по страховым взносам, административный ответчик суду не представил.

Вместе с тем, в силу ч.4 ст.288 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Как указано выше, в соответствии со ст. 25 ФЗ №212-ФЗ за нарушение сроков по уплате страховых взносов подлежат начислению пени.

Согласно частям 3, 5 указанной нормы пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

При этом, пени могут взыскиваться только в том случае, если были приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующих страховых взносов. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Из анализа положений данной нормы следует, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании спорного платежа, поскольку только при наличии недоимки по его уплате плательщику страховых могут быть начислены пени.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации №20-П от 17.12.1996г., неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Пенсионный фонд вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.

Порядок взыскания недоимки по страховым взносам с индивидуального предпринимателя производится в порядке ст. 20 Федерального закона №212-ФЗ (по решению органа контроля за уплатой страховых взносов, принимаемого в форме постановления, подлежащего предъявлению в службу судебных приставов в рамках срока, установленного законодательством об исполнительном производстве).

Взыскание недоимки по страховым взносам с лица, прекратившего деятельность индивидуального предпринимателя, производится в судебном порядке путем выдачи судебного приказа.

Таким образом, в данном случае доказательствами взыскания с Быковой А.В. недоимки могли бы явиться постановления органа контроля за уплатой страховых взносов, срок предъявления которых в службу судебных приставов не истек, либо судебные приказы, исполненные или те, срок взыскания по которым не утрачен, или отмененные в порядке ст. 123.7 КАС РФ.

Суд, разрешая спор, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку административный истец не представил доказательств взыскания с административного ответчика недоимки, на которую начислены предъявленные ко взысканию пени.

По правилам ч. 2 ст. 287 КАС РФ такие доказательства должны быть приложены к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций.

Вместе с тем, документы, подтверждающие сведения о наличии у Быковой А.В. недоимки по страховым взносам, суду не предоставлены.

В отсутствие доказательств принудительного взыскания с Быковой А.В. задолженности по страховым взносам, равно как и доказательств погашения плательщиком недоимки по страховым взносам в добровольном порядке, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании пени, начисленных на недоимку страховым взносам.

Поскольку истец при подаче иска от уплаты госпошлины освобожден, судебное решение состоялось в пользу ответчика, судебные расходы относятся на счет федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике к Быковой А.В. о взыскании пени за несвоевременную уплаты задолженности по страховым взносам – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 15 дней со дня получения копии решения через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.

Судья: А.А. Владимирова