Административное дело №2а-2353/2020
публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 17.07.2020 года
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего – судьи Алабужевой С.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике к Кудрявцевой Р,А. о взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился истец с иском к ответчику о взыскании задолженности. В обоснование исковых требований указано, что административный ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № по УР (далее также - Инспекция). Исковые требования мотивированы тем, Кудрявцева Р.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога в связи с чем, Инспекцией начислены суммы соответствующих налогов: по имуществу за 2015, 2016г., по земельному налогу за 2016г. В порядке ст.ст.52, 53 НК РФ в адрес ответчика направлено налоговое уведомление. В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок, ответчику направлено требование об уплате налога, данные требование также не исполнено.
Просит взыскать с Кудрявцевой Р.А. задолженность по оплате:
- налога на имущество физических лиц в сумме 9 266 рублей,
- пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 33,12 рублей,
- земельного налога с физических лиц в сумме 19 рублей.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, без проведения устного разбирательства, в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с ч.3 ст. 291 КАС РФ.
От административного ответчика поступили возражения на иск, из которых следует, что требования истца являются необоснованными по следующим основаниям. Процедура досудебного урегулирования задолженности не была произведена, так как ИФНС № по УР ответчику не был представлен полный комплект документов на выявленную недоимку. Срок исковой давности по налогу на имущество и земельному налогу за 2015, 2016 годы истек. Истец предъявляет к оплате пени по налогу на имущество в размере 33.12 руб. за период с <дата> по <дата> Но истец по судебному приказу №а-30/2017-19 от <дата> получил с ответчика сумму 1271,58 рублей как остаток задолженности по пени налога на имущество за 2015-2016 годы. Общая сумма, удержанная с ответчика по судебному приказу №а-2672/18, составила 2900,99 руб. исполнительное производство №-ИП окончено исполнением. Земельный налог ответчиком уплачен. Обязательства ответчика перед истцом отсутствуют. Просит в удовлетворении требований отказать.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлены следующие юридически значимые обстоятельства, которые не оспариваются сторонами и не вызывают сомнений у суда.
Кудрявцева Р.А. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № по УР по месту жительства.
Согласно ст.3 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Пп.1 п.1 ст.23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.
П.1 ст.45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В судебном заседании установлено, что Кудрявцева Р.А. является собственником дома по адресу: <адрес>, а также собственником ? доли квартиры по адресу: <адрес>
Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ № 2003-1 от 09.12.1991 года «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями от 22.08.2004г. №122-ФЗ) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу п.1 ст.3 Закона №2003-1 ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.5 Закона №2003-1 исчисление налога на строения производится налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество, и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации ежегодно до 1 марта представляют в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с п.9 ст.5 Закона №2003-1 уплата налога на имущество производится владельцем имущества не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог.
В соответствии со ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Ставки налога на имущество физических лиц установлены Решением Городской думы г.Ижевска от 20 ноября 2014 г. N 658 (в редакции от 27.11.2014 № 688) "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования "Город Ижевск».
В соответствии с п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы установленных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 408 ПК РФ сумма налога исчисляется представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.
В силу ст.ст. 408, 409 НК РФ исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. Налогоплательщики уплачивают сумму налога на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговым органом в порядке и сроки, установленные НК РФ.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что Кудрявцева Р.А. является собственником земельных участков, расположенным по адресам: <адрес> (кадастровый №), <адрес>, <адрес> (кадастровый №), <адрес> (кадастровый №).
Согласно п.1 ст.388 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база в соответствии со ст. 390 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
В силу п.1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (п.п. 2, 3 ст. 52 НК РФ).
Инспекцией в порядке ст.ст. 52, 53 НК РФ оформлено налоговое уведомление:
- № от 20.09.2017г. об уплате налогов, срок исполнения - до 01.12.2017г., направлено в личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
На основании п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога, направленное по почте, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с неуплатой сумм налога, указанном в налоговом уведомлении, налоговый орган в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ выставил в адрес ответчика требование № от 15.12.2017г. со сроком исполнения до 31.01.2018г. Направлено в личный кабинет налогоплательщика.
Данное требование налогоплательщиком в установленные сроки исполнено не было.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В связи с несвоевременной уплатой суммы налога на имущество физических лиц за 2015, 2016г., инспекцией начислены пени за период с <дата> по <дата> в размере 33,12 рублей.
Неисполнение обязанности по оплате налога, пени, явилось основанием для обращения Инспекции в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Данные обстоятельства следуют из текста административного искового заявления, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, сомнений у суда не вызывают.
В силу п.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Определением суда от 26.05.2020г. распределено бремя доказывания, на административного ответчика в случае несогласия с иском возложена обязанность представить доказательства отсутствия задолженности по уплате налогов, пени, в случае несогласия с размером налога, подлежащего уплате, размером налоговых санкций (пени) - представить свой расчет.
Суду административным ответчиком не представлено каких-либо доказательств погашения суммы задолженности.
Относительно возражений ответчика суд отмечает следующее.
Ответчик указывает на необоснованное начисление пеней по имущественному налогу.
Ответчиком представлено платежное поручение № от <дата> на сумму 1271,58руб. как следует из поручения, а также из постановления СПИ об окончании ИП, указанная сумма уплачена во исполнение судебного приказа мирового судьи судебного участка № в МО «<адрес>» по делу №а-30/2017-19 от <дата> о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.
Таким образом, указанная сумма уплаты относится к пени, начисленным за предшествовавшие налоговые периоды.
Ссылка ответчика на исполнение обязательств по уплате земельного налога является несостоятельной.
Ответчиком представлено платежное поручение № от <дата> на сумму 951,00руб. об уплате земельного налога. Указанная сумма налога исчислена налоговым органом за налоговый период 2016 года со сроком уплаты до <дата>.
Инспекцией начислен земельный налог по земельным участкам, расположенным в границах сельских поселений, а также в границах городских округов, что следует из расчета земельного налога, имеющегося в налоговом уведомлении от 20.09.2017г.
Ответчиком произведена уплата налога за 2016г. за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в размере 951 рублей.
Сведений об исполнении обязательств по уплате земельного налога за 2016г. по земельным участкам, расположенным в границах сельских поселений - <адрес> в размере 17 рублей, <адрес> в размере 2 рубля, ответчиком не представлено.
Представленная Ответчиком справка УПФР в <адрес> Республики (межрайонное) от <дата> не является платежным документом и не подтверждает факт оплаты задолженности по налогу.
Довод ответчика о пропуске истцом срока обращения с требованием о взыскании налога за 2015, 2016г. является несостоятельным.
В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
На основании указанной нормы, уведомление № от <дата> может содержать расчет налога за налоговые периоды 2015, 2016, 2017гг. Налоговым органом в указанном уведомлении произведен расчет земельного налога за 2015, 2016гг. в соответствии с налоговым законодательством.
Таким образом, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности за налоговый период 2015, 2016г. не истек.
Относительно соблюдения налоговым органом срока обращения с иском суд указывает следующее.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
П. 2 ст.48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз.2 п.2 ст.48 НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
В требовании № от 15.12.2017г. указан срок для уплаты задолженности до <дата> сумма задолженности по уплате налога на имущество превышает 3000 рублей, с учетом вышеуказанных норм, Инспекция имела право обратиться с заявлением о взыскании задолженности с ответчика в срок до 31.07.2018г.
В данном же требовании указан срок уплаты задолженности по земельному налогу, сумма которого не превышает 3000 рублей, в связи с чем, Инспекция имела право обратиться с заявлением о взыскании задолженности с ответчика в срок до 31.07.2021г.
В соответствии с имеющимися в материалах дела доказательствами, реализуя право на взыскание налоговой задолженности, Инспекция в пределах указанного срока <дата> обратилась к мировому судье судебного участка № Первомайского района г.Ижевска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по налогу. Судебный приказ отменен ввиду поступивших от должника возражений относительно его исполнения на основании определения от 31.05.2019г.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 НК РФ).
Таким образом, у Инспекции возникло право на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности с ответчика в порядке искового производства в рок до 30.11.2019г.
Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 26.05.2020г. (в соответствии со штампом входящей корреспонденции приемной суда), т.е. с пропуском срока для обращения в суд.
П.1 ст.95 КАС РФ предусмотрено, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу иска в суд, поскольку определение суда от 31.05.2019г. направлено в адрес инспекции 15.04.2020г. и получено инспекцией лишь 17.04.2020г., в связи с чем инспекция не могла обратиться в пределах установленного срока.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004г. №-О и от 18.07.2006г. №-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.
Выводы суда относительно указанных обстоятельств формируются в каждом конкретном случае исходя из представленных документов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суд полагает необходимым восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки с ответчика ввиду того, что первоначально Инспекция обратилась в суд в пределах установленного законом срока. Определение от 31.05.2019г. об отмене судебного приказа направлено в адрес инспекции 15.04.2020г. (согласно отметке на копии конверта), поступило в адрес инспекции 17.04.2020г., согласно отметке на определении, в связи с чем инспекция была лишена возможности обратиться в суд в установленные законом сроки.
Анализ приведенных выше обстоятельств приводит суд к выводу об обоснованности заявленных истцом исковых требований и необходимости их удовлетворения.
По правилам ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293, 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике к Кудрявцевой Р.А. о взыскании задолженности удовлетворить.
Взыскать с Кудрявцевой Р.А. в доход бюджета на расчетный счет 40№, получатель УФК по УР (Межрайонная ИФНС России № по Удмуртской Республике), ИНН 1835059990, КПП 184101001, БИК банка 049401001, задолженность по оплате:
- налога на имущество физических лиц за 2015, 2016г. в сумме 9266,00 рублей (КБК 18№, ОКТМО 94701000);
- пени по налогу на имущество физических лиц за период с <дата> по 14.12.2017г. в сумме 33,12 рублей (КБК 18№, ОКТМО 94701000);
- земельного налога с физических лиц за 2016г. в сумме 19,00 рублей (КБК 18№, ОКТМО 94616405).
Взыскать с Кудрявцевой Р.А. в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 400,00 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии настоящего решения (через Первомайский районный суд г. Ижевска).
Судья: С. В. Алабужева