НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первомайского районного суда (Оренбургская область) от 20.09.2016 № 2А-381/2016

дело № 2а-381/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Первомайский Первомайского района 20 сентября 2016 года

Оренбургской области

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тюриной Т.А.,

при секретаре Бикжановой Ю.Ю.,

с участием помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области Лизуновой Н.С.,

представителя административного ответчика государственного казенного учреждения <данные изъяты> - Бадаева В.Е., действующего на основании доверенности от <данные изъяты> года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к государственному казенному учреждению <данные изъяты> о признании незаконным бездействия и обязании осуществить наземное патрулирование и осмотр лесов,

УСТАНОВИЛ:

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Первомайский районный суд в интересах неопределенного круга лица, Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие государственного казенного учреждения <данные изъяты> по надлежащему осуществлению в <данные изъяты> года мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. Обязать ГКУ <данные изъяты> в целях обнаружения лесных пожаров осуществлять наземное патрулирование и осмотр лесов на пожарных наблюдательных пунктах, а также заполнение карточек учета лесных пожаров, в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от 23 июня 2014 года № 276.

В обоснование заявленных требований указал, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в лесах в деятельности ГКУ <данные изъяты> В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Лесного кодекса РФ, приказа Минприроды России от 23 июня 2014 года №276 «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров ГКУ <данные изъяты> в текущем году не в полной мере организован надлежащим образом — осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах ведется с отличающейся от установленной периодичностью, а патрулирование лесов при наступлении пожароопасного периода производится не по всем маршрутам, зачастую начинается позже и заканчивается ранее определенного времени, при этом не соблюдается кратность проезда по маршрутам. Более того, вместо карточки учета лесного пожара практикуется заполнение акта о лесном пожаре, в котором отсутствуют сведения о географических координатах пожара ( с точностью не менее одной угловой секунды), азимуте, общей и покрытой лесом площади лесного пожара на момент его обнаружения, целевом назначении лесов и категории земель, основных лесоустроительных характеристиках в месте обнаружения лесного пожара (тип леса, состав, полнота древостоя, возраст насаждений).

В соответствии со статьями 2, 9, 18, 42 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием, признаются государством в качестве высшей ценности.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья.

Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных актов федерального законодательства создает угрозу нарушения прав Российской Федерации как собственника лесов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Оренбургской области Лизунова Н.С. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика – руководитель ГКУ <данные изъяты> Бадаев В.Е., назначенный на должность приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования признал частично. Суду показал, что патрулирование лесов осуществляется на всей площади лесного фонда ГКУ <данные изъяты> наземным способом по дорогам, просекам, вблизи населенных пунктов и мест массового отдыха населения. Конкретные маршруты патрулирования устанавливаются ежедневно в зависимости от конкретных погодных условий на территории административных районов. Патрулированием охватываются те маршруты, на которых в данный промежуток времени наиболее возможно возгорание по причине сухой погоды или присутствия людей. <данные изъяты> года патрулирование на автомобиле <данные изъяты> не велось, поскольку установился 1 класс пожарной опасности. <данные изъяты> года патрулирование не осуществлялось, так как автомобиль находился в ремонте. В эти дни патрулирование осуществлялось на автомобиле <данные изъяты>, не оборудованном системой Глонас. Карточки учета лесных пожаров заполнялись в дополнение к акту о лесном пожаре и с полным перечнем сведений о географических координатах пожара. Азимут, общей и покрытой лесом площади лесного пожара на момент его обнаружения, целевом назначении лесов и категории земель, основных лесостроительных характеристиках в месте обнаружения лесного пожара. На момент проверки административным истцом указанные карточки не запрашивались. В ГКУ <данные изъяты> оборудовано два пункта наблюдения на господствующих высотах. Данные пункты постоянно посещаются лесными инспекторами, которые производят с них обзор местности при помощи биноклей.

В судебных прениях помощник прокурора Первомайского района Оренбургской области Лизунова Н.С. исковые требования уточнила и просила признать незаконным бездействие ГКУ <данные изъяты> по надлежащему осуществлению в <данные изъяты> года мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. Обязать ГКУ <данные изъяты> в целях обнаружения лесных пожаров осуществлять наземное патрулирование и осмотр лесов на пожарных наблюдательных пунктах в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от 23 июня 2014 года № 276.

Заслушав объяснения помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что уточненные заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в лесах в деятельности ГКУ <данные изъяты>

Согласно ст.ст. 53, 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов.

Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 июня 2014 года № 276 утвержден Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (далее Порядок).

Согласно пунктам 7-9 указанного Порядка наземное патрулирование лесов, в частности, осуществляется:

- при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - не менее 2 раз в период с 10 до 19 часов на лесных участках, отнесенных к I, II и III классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах проведения огнеопасных работ и в местах массового отдыха граждан, пребывающих в лесах;

- при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - не менее 3 раз в период с 8 до 20 часов по каждому маршруту патрулирования на всей территории использования наземных средств наблюдения;

- при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды — в течение светлого времени суток на всей территории использования наземных средств наблюдения, при этом на лесных участках, отнесенных к I, II и III классам природной пожарной опасности лесов - круглосуточно.

Наземное патрулирование осуществляется по маршрутам, утвержденным в плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества, лесопарка.

Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах, не оборудованных автоматическими системами наблюдения, осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах в зависимости от условий погоды:

при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 10 до 20 часов не реже 1 раза в 2 часа;

при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 9 до 21 часа не реже 1 раза в час;

при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды — с 6 до 24 часов не реже 1 раза в час.

Согласно Уставу ГКУ <данные изъяты> утвержденного распоряжением министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от <данные изъяты>, учреждение является некоммерческой организацией, в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации.

Основные цели деятельности учреждения определены разделом 2 Устава, к которым относится обеспечение устойчивого управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов для реализации в пределах своей компетенции государственной политики в сфере лесных отношений; осуществление доступного и качественного предоставления гражданам и организациям государственных услуг в лесной сфере; осуществление федерального государственного надзора (лесной охраны), федерального пожарного надзора на подведомственной ему территории.

Для достижения этих целей Учреждение, в установленном законодательством РФ и уставом порядке в границах земель лесного фонда, закрепленных за ним, выполняет, в частности, следующие виды деятельности: контроль за соблюдением всеми физическими и юридическими лицами выполнения требований, норм, правил, установленных законодательством РФ в сфере лесных отношений; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; контроль за соблюдением гражданами правил противопожарной и санитарной безопасности в лесах, ограничением пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах; контроль за соблюдением требований и условий проектов освоения лесов, договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений; осуществление производства по делам об административных правонарушениях; выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений лесного законодательства.

Как следует из материалов дела, согласно Плану тушения лесных пожаров на территории ГКУ <данные изъяты> на период пожароопасного сезона <данные изъяты> год, в целях обнаружения и учета лесных пожаров, наблюдения за их развитием, предусмотрено наземное патрулирование в <данные изъяты> участковых лесничествах, по восемнадцати маршрутам.

Как следует из административного искового заявления и не оспаривается административным ответчиком, <данные изъяты> га лесного фонда, подведомственного ГКУ <данные изъяты> имеют 1 класс пожарной опасности, <данные изъяты> га -2 класс, <данные изъяты> га -3 класс, <данные изъяты> га -4 класс, <данные изъяты> га -5 класс.

По сведениям ГУ МЧС России по Оренбургской области в лесах на территории <данные изъяты> района:

с <данные изъяты> года установился 3 класс пожарной опасности,

с <данные изъяты> года - 4 класс пожарной опасности;

с <данные изъяты> - 5 класс пожарной опасности.

Из материалов дела следует, что приказом руководителя ГКУ <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> года утверждено наземное патрулирование лесов на территории ГКУ <данные изъяты> на пожароопасный сезон <данные изъяты> года, согласно которому патрулирование лесов на территории <данные изъяты> района осуществляется по 18 маршрутам.

В целях обеспечения и исполнения приказа Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области № <данные изъяты> от <данные изъяты> года «О патрулировании лесов» руководителем ГКУ <данные изъяты> издан приказ от <данные изъяты> № 46 П «О патрулировании лесов».

Вместе с тем, согласно акту Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора о проведении проверки от <данные изъяты> года в соответствии с планом тушения лесных пожаров на текущий год предусмотрено наземное патрулирование по 18 утвержденным маршрутам, общей протяженностью <данные изъяты> км. В текущем году наземное автомобильное патрулирование осуществляется с 11.00 часов и продолжается до 17.00 – 18.00 часов. За один день сотрудники лесничества осуществляют патрулирование максимум по двум маршрутам. Патрулирование всех 18 маршрутов по несколько раз в день не производится.

Согласно имеющимся в материалах дела сведениям Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области о данных навигационных приборов ГЛОНАСС, установленных на автомобилях ГКУ <данные изъяты>

на автомобиле марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> осуществлялось патрулирование:

<данные изъяты> с 10.10-22.59 часов до 12.38-00.01 часов (патрулирование <данные изъяты> года не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 5,8 до 159,9 км;

<данные изъяты> года с 11.12-23.53 до 12.58-23.53 часов (<данные изъяты> года не осуществлялось), протяженность пройденного в день пути варьировалась от 5,2 до 95,8 км;

на автомобиле марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> осуществлялось патрулирование:

<данные изъяты> года с 06.08-16.49 часов до 15.56-05.59 часов, протяженность пройденного в день пути варьировалась от 0,5 до 134,4 км;

-<данные изъяты> года с 06.00-10.44 часов до 11.45-05.59 часов, протяженность пройденного в день пути варьировалась от до 1,9 до 669,7 км.

Таким образом, осуществление патрулирования сотрудниками ГКУ <данные изъяты>, при котором охватываются те маршруты, на которых в данный промежуток времени наиболее возможно возгорание по причине сухой погоды или присутствия людей, требованиям действующего законодательства не отвечает и создает угрозу нарушения прав Российской Федерации как собственника лесов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации подлежат удовлетворению.

На основании изложенного выше и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие государственного казенного учреждения <данные изъяты> по надлежащему осуществлению в <данные изъяты> года мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.

Обязать государственного казенного учреждения <данные изъяты> в целях обнаружения лесных пожаров осуществлять наземное патрулирование и осмотр лесов на пожарных наблюдательных пунктах в соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от 23 июня 2014 года № 276.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья Т.А. Тюрина

Решение в окончательной форме принято <данные изъяты> года

Судья Т.А. Тюрина