Дело № 3а-1124/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2019 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Титовца А.А.,
при секретаре – помощнике судьи Силенок О.В.,
с участием представителя административных истцов Борисова П.А. (доверенности ** от 17.10.2019, ** от 06.11.2019, удостоверены нотариусом П.),
представителя административного ответчика и заинтересованного лица Чухаревой Е.А. (доверенности от 02.07.2019 № СЭД-31-02-2-4-59, от 16.07.2019 № 41-д),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Полушкиной Екатерины Юрьевны, Селиванова Виталия Викторовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Полушкина Е.Ю., Селиванов В.В. обратились в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащего им объектов недвижимости:
– наименование: нежилое помещение, кадастровый номер **, назначение: нежилое, этаж 1, площадь 200,9 кв.м, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 10 083 000 руб. по состоянию на 1 января 2018 г.;
– наименование: нежилое помещение, кадастровый номер **, назначение: нежилое, этаж 1, площадь 177,3 кв.м, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 7 795 000 руб. по состоянию на 1 января 2018 г.;
– наименование: нежилое помещение, кадастровый номер **, назначение: нежилое, этаж 1, площадь 69 кв.м, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 2 648 000 руб. по состоянию на 1 января 2018 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Административные истцы о причинах неявки в суд не известили.
Представитель административного истца на заявленном требовании настаивает.
Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и заинтересованного лица ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» с иском не согласна, поддерживает доводы письменных возражений о необоснованности учета НДС при определении рыночной стоимости.
Заинтересованное лицо администрация г. Перми в письменном отзыве просит в удовлетворении иска отказать, полагая, что истцом не доказаны обстоятельства, позволяющие снизить кадастровую стоимость. Представитель просил о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю, Веселова Е.А. о причинах неявки не уведомили, мнение по иску не направили.
В соответствие с положениями ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) дело рассмотрено при данной явке.
Судом установлено, что Селиванов В.В. является собственником объекта недвижимости нежилого помещения, кадастровый номер **, назначение: нежилое, этаж 1, площадь 200,9 кв.м, адрес объекта: ****, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2018 определена в соответствие с приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25.10.2018 № СЭД-31-02-2-2-1323 в размере 13 350 154,57 руб.
Полушкиной Е.Ю. и Веселовой Е.В. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение, кадастровый номер **, назначение: нежилое, этаж 1, площадь 177,3 кв.м, адрес объекта: ****, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2018 определена в соответствие с приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25.10.2018 № СЭД-31-02-2-2-1323 в размере 11 816 984,72 руб.
Полушкиной Е.Ю., Селиванову В.В. и Веселовой Е.В. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение, кадастровый номер **, назначение: нежилое, этаж 1, площадь 69 кв.м, адрес объекта: ****, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2018 определена в соответствие с приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25.10.2018 № СЭД-31-02-2-2-1323 в размере 4 678 778,22 руб.
Нежилые помещения являются частью здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, которое под п. 479 значиться в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019, постановления Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п.
Согласно отчета об оценке № 22-10/19, подготовленного ООО «КСИ Консалтинг» (оценщик Г.) рыночная стоимость объектов недвижимости определена как с учетом НДС, так и за его вычетом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствие со ст. 245 КАС РФ и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ч.ч. 1, 7 ст. 22 Федерального закона 03.07.2016 № 237-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Правовой интерес истцов в определении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости основан на положениях ст. ст. 401, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Пермского края от 10.11.2017 № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», п. 479 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В соответствие с ч. 5 ст. 247, п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС Российской Федерации обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Суд признает отчет об оценке № 22 – 10/19 в части определения рыночной стоимости объектов недвижимости без выделения НДС относимым, допустимым и достоверным доказательством.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, соответствует требованиям к нему, указанным в ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральном стандарте оценки № 3. Каких-либо нарушений стандартов оценочной деятельности, позволяющих усомниться в несоответствии определенной стоимости объекта критериям, приведенным в ст. 3 вышеуказанного Закона, не установлено. Отчет не допускает неоднозначного толкования и введения в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц.
При определении рыночной стоимости оценщик применил и сравнительный подход. В ходе применения сравнительного подхода им был проведен анализ рынка предложений по продаже объектов недвижимости, подобран ряд аналогов. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в расчетной таблице. Определение величины рыночной стоимости произведено путем математического взвешивания стоимостных показателей, полученных в ходе применения метода сравнительного подхода.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Суд считает, что рыночная стоимость объектов недвижимости на дату оценки 01.01.2018 должна составлять для нежилого помещения с кадастровым номером ** – 11 989 451 руб.; для нежилого помещения с кадастровым номером ** – 9 168 628 руб., для нежилого помещения с кадастровым номером ** – 3 124 609 руб.
Так в отчете (с. 66) оценщиком указано, что из сведений по объектам-аналогам не представляется возможным точно определить включен ли НДС в цену аналогов. Рыночная стоимость является величиной, формируемой рынком, и не зависит от применяемой системы налогообложения собственником объекта оценки или его покупателем.
Заключение сделки по цене, равной рыночной стоимости, и, соответственно, все возможные налоговые последствия для сторон сделки не относятся к процессу оценки, целью которого является определение рыночной стоимости как наиболее вероятной цены, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Режим налогообложения сторон сделки к таковым обстоятельствам не относится, поэтому не может влиять на размер рыночной стоимости.
Кроме того, из представленных документов не следует, что истцы являются плательщиками НДС.
Таким образом, выделение в рыночной стоимости объектов оценки НДС не является правомерным.
Доказательств того, что рыночная стоимость объекта недвижимости является иной, суду не представлено, ходатайств об истребовании относимых доказательств не заявлено.
Доводы заинтересованного лица – администрации г. Перми не могут быть приняты во внимания, поскольку они носят общий характер и не опровергают достоверность отчета об оценке.
Согласно ч. 3 ст. 249 КАС Российской Федерации резолютивная часть решения суда по делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должна содержать указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости объекта недвижимости. Следовательно, результатом рассмотрения судебного дела данной категории является определение достоверной величины рыночной стоимости объекта капитального строительства. При этом в отсутствие доказательств иной рыночной стоимости объекта недвижимости истцу не может быть отказано в реализации права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Полушкиной Екатерины Юрьевны, Селиванова Виталия Викторовича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
– наименование: нежилое помещение, кадастровый номер **, назначение: нежилое, этаж 1, площадь 200,9 кв.м, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 11 898 451 руб. по состоянию на 1 января 2018 г.;
– наименование: нежилое помещение, кадастровый номер **, назначение: нежилое, этаж 1, площадь 177,3 кв.м, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 9 198 628 руб. по состоянию на 1 января 2018 г.;
– наименование: нежилое помещение, кадастровый номер **, назначение: нежилое, этаж 1, площадь 69 кв.м, адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3 124 609 руб. по состоянию на 1 января 2018 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 21 ноября 2019 г.
Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 17 января 2020 г.
Судья подпись.