НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пермского краевого суда (Пермский край) от 26.09.2022 № 71-834/2022

УИД 59RS0027-01-2022-002368-79

Судья Колегова Н.А.

Дело № 71-834/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 26 сентября 2022 г.

Судья Пермского краевого суда Алексеев А.А., рассмотрев жалобу защитника индивидуального предпринимателя Хомидовой Шамсихон Ахлидиновны - Ш. на постановление судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 02.08.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Хомидовой Шамсихон Ахлидиновны,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 02.08.2022 индивидуальный предприниматель Хомидова Шамсихон Ахлидиновна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 45000 рублей.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Ш. просит отменить постановление судьи от 02.08.2022, прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Указывает, что согласно протоколу событие административного правонарушения произошло 20.05.2022, то есть в течение установленного срока приведения в соответствие хозяйствующих субъектов в соответствие с запретом. Следовательно, инспектор составлен протокол о нарушении требования нормативного акта, который на момент административного правонарушения не мог применяться.

При рассмотрении жалобы в краевом суде ИП Хомидова Ш.А., защитник Ш. участия не принимали, извещены надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 3 пункта 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как видно из материалов дела, копия постановления судьи городского суда от 02.08.2022 направлена ИП Хомидовой Ш.А. 04.08.2022 и после неудачной попытки вручения возвращена отправителю 23.08.2022.

Таким образом, срок на обжалование вышеуказанного постановления судьи городского суда истек 05.09.2022.

Жалоба на постановление судьи подана защитником Ш. 30.08.2022, что подтверждается штампом почтового отделения на конверте (л.д. 66), то есть, подана защитником в суд в установленный законом процессуальный срок для обжалования.

Учитывая, что срок обжалования судебного акта заявителем не пропущен, прихожу к выводу, что необходимость его восстановления отсутствует.

В соответствии с частью 1 статьи 18.17 КоАП РФ несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ иностранный гражданин не имеет права заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Согласно пункту 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством Российской Федерации

На основании пункта 6 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности.

При установлении запрета на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, срок приведения в соответствие с данным запретом хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора, установленного трудовым законодательством Российской Федерации.

Указом Губернатора Пермского края от 30.03.2022 № 24 «Об установлении на 2022 год запрета на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Пермского края на основании патентов по видам экономической деятельности» (далее по тексту - Указ Губернатора Пермского края от 30.03.2022 № 24) установлен запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Пермского края, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов по видам экономической деятельности, предусмотренным Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, согласно приложению к настоящему указу (пункт 2).

Согласно пунктам 3, 4 Указа Губернатора Пермского края от 30.03.2022 № 24 хозяйствующим субъектам, осуществляющим виды экономической деятельности, указанные в приложении к настоящему указу, учитывать срок окончания действия патентов, оформленных в Пермском крае, на дату вступления в силу запрета; для хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды экономической деятельности, указанные в приложении к настоящему указу, срок для приведения в соответствие с запретом численности используемых иностранных работников составляет три месяца и исчисляется со дня вступления в силу настоящего указа.

Из приложения к Указу Губернатора Пермского края от 30.03.2022 № 24 следует, что привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Пермского края, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов по виду экономической деятельности, предусмотренного общероссийским классификатором видов экономической деятельности - торговля розничная в неспециализированных магазинах (код 47.1), запрещено.

В соответствии с пунктом 9 статьи 327.6 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, является приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства. По основанию, предусмотренному пунктом 9 части первой настоящей статьи, трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного соответствующими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 20.05.2022 в 15 час. 30 мин. установлено, что ИП Хомидова Ш.А. нарушила запрет, установленный Указом Губернатора Пермского края от 30.03.2022 № 27. 12.05.2022 ИП Хомидова Ш.А. заключила трудовой договор с гражданином республики Таджикистан Х., дата г.р., имеющим патент **, выданный 13.07.2021, на выполнение работ в качестве продавца непродовольственных товаров в магазине, расположенном по адресу: ****, чем нарушила требования пункта 6 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», пункта 2 Указа Губернатора Пермского края от 30.03.2022 № 27.

Изложенные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ИП Хомидовой Ш.А. протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 18.17 КоАП РФ.

Факт совершения ИП Хомидовой Ш.А. административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 590262265-2 от 10.06.2022; рапортом инспектора ОВМ К. от 20.05.2022; сведениями МИ ФНС РФ № 6 по Пермскому краю; выпиской из ЕГРИП об ИП Хомидовой Ш.А.; копией трудового договора № 3 от 12.05.2022, заключенного между ИП Хомидовой Ш.А. и Х.; копией уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином; копией паспорта и копией патента Х.; письменными объяснениями Х., и иными материалами дела.

Действия ИП Хомидовой Ш.А. судьей городского суда правильно квалифицированы по части 1 статьи 18.17 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судьей требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с статьей 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом, при надлежащем извещении ИП Хомидовой Ш.А. После неудачной попытки вручения извещения, заказное письмо возвращено в орган по причине истечения срока хранения. Протокол составлен в отсутствии ИП Хомидовой Ш.А., что не противоречит требованиям части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении направлена ИП Хомидовой Ш.А. в установленном законом порядке 15.06.2022.

Постановление о привлечении ИП Хомидовой Ш.А. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Доводы жалобы о недопустимости привлечения ИП Хомидовой Ш.А. к административной ответственности в течение трехмесячного срока для приведения численности используемых иностранных работников в соответствие с запретом несостоятелен.

Пункт 4 Указа Губернатора Пермского края от 30.03.2022 № 27, которым установлен соответствующий срок для приведения численности используемых иностранных работников в соответствие с запретом, распространяется на трудовые правоотношения, возникшие до вступления в силу данного Указа, то есть до 09.04.2022, тогда как трудовой договор № 3 был заключён ИП Хомидовой Ш.А. с гражданином республики Таджикистан Х. 12.05.2022.

Как было указано выше в соответствии с пунктом 6 статьи 18.1 КоАП РФ, срок приведения в соответствие с данным запретом хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников (исходя из пункта 4 Указа Губернатора Пермского края от 30.03.2022 № 27 составляет три месяца) определен с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора, предусмотренного трудовым законодательством РФ. Следовательно, заключение нового трудового договора в течение указанного срока является нарушением запрета, установленного Указом Губернатора Пермского края от 30.03.2022 № 27.

Размер административного наказания в виде административного штрафа определен судьей неверно.

Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если названным Кодексом не установлено иное.

В силу примечания к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные главой 18 названного Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях данной главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

В статье 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц, не установлены.

Определяя размер административного наказания, судья исходил из размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 18.17 КоАП РФ для должностного лица, что противоречит примечанию к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, размер административного штрафа для юридического лица превышает размер административного штрафа для должностного лица.

В силу части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, не допускается изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Таким образом, учитывая невозможность ухудшения правового положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, основания для отмены, изменения постановления судьи отсутствуют.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Руководствуясь 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 02.08.2022, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Хомидовой Шамсихон Ахлидиновны, оставить без изменения, жалобу защитника Ш. - без удовлетворения.

Судья: подпись