НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пермского краевого суда (Пермский край) от 22.02.2019 № 3А-167/19

Дело № 3а-167/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 февраля 2019 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Новоселовой Н.П.,

с участием представителей административного истца Тихоновец Т.Е., Мусийко М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кашипова Рината Анваровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Кашипов Р.А. обратился с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю (далее ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером ** площадью 892,1 кв.м., расположенного в здании по адресу: **** по состоянию на 28 августа 2013 года в размере равном его рыночной стоимости – 27 514 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что Кашипов Р.А.является собственником указанного объекта недвижимости в отношении которого налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость. Несоответствие установленной кадастровой стоимости, рыночной стоимости объекта недвижимости нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество.

Представители административного истца Тихоновец Т.Е., Мусийко М.Н. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд представителя не направили, представлен отзыв в письменном виде.

Заинтересованные лица: Правительство Пермского края, Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, Управление Росреестра по Пермскому краю извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В суд представлены отзывы в письменном виде.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные отзывы, письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке; закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На территории Пермского края в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края» установлен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них.

Как следует из материалов дела: административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером ** площадью 892,1 кв.м., расположенного в здании по адресу: ****, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права, копией выписки из ЕГРН.

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК, постановлением Правительства Пермского края № 944-п от 25 ноября 2017 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Здание по адресу: ****, с кадастровым номером ** включено в названный Перечень под номером 689. Как следует из разъяснений данных Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы в письме от 11 января 2018 года № БС-4-21/195 «О рекомендациях по отдельным вопросам применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения (или отсутствия) этих помещений в Перечне.

Принимая во внимание, что в отношении принадлежащего истцу помещения с 1 января 2018 года налоговая база определена как кадастровая стоимость имущества, суд приходит к выводу, что результаты определения кадастровой стоимости объекта влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество.

В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В отношении помещения с кадастровым номером **, расположенного в здании по адресу: **** кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 28 августа 2013 года, утверждена актом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю № 5900/401/15-62296 от30сентября2015года и составляет – 41927183,43 рублей.

Обращаясь с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости помещения в размере рыночной стоимости административный истец в подтверждение своих доводов представил отчет об оценке № 1227-1/18 выполненный оценщиком ООО «Проспект» – А., согласно которому рыночная стоимость объекта оценки на 28 августа 2013 года составила – 27514 000 рублей.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Требования к отчету об оценке установлены Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)», утверждены приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299. В силу положений указанного федерального стандарта оценки отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

Как следует из материалов дела, выполнившая отчет об оценке рыночной стоимости помещения № 1227-1/18 оценщик А. является членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», включена в реестр оценщиков, регистрационный номер **. Оценщик обладает достаточной степенью квалификации, отвечающим требованиям законодательства об оценочной деятельности, в соответствии с положений абзаца четвертого статьи 15.1, статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности в материалах дела имеются сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика.

Изучив отчет об оценке, представленный административным истцом в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, проверив доводы возражений административного ответчика, изложенные в отзыве на иск, суд приходит к выводу, что отчет соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

Изложенные в Отчете выводы и суждения оценщика основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным, выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и с представленными в материалы дела доказательствами. Суд приходит к выводу о том, что содержание отчета об оценке не допускает неоднозначного толкования, не вводит в заблуждение. Состав и последовательность представленных в отчете об оценке сведений, описание процесса оценки позволяют воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости), использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности.

В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен названным Кодексом.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу достоверности величины рыночной стоимости заявленного в административном иске объекта недвижимости, определенной на основании отчета об оценке составленного оценщиком ООО«Проспект», в связи с чем требования Кашипова Р.А. подлежат удовлетворению.

Представитель административного ответчика, указывая на обстоятельства утверждения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости Приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25 октября 2018 года № СЭД-31-02-2-2-1323 в связи с чем полагает, что ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю» не является надлежащим ответчиком, не учел обстоятельства обращения административного истца в суд 27 декабря 2018 года в период действия оспариваемой кадастровой стоимости помещения. Указанные обстоятельства свидетельствуют о сохранении для административного истца правового интереса в пересмотре ставшей архивной, в момент рассмотрения дела в суде, кадастровой стоимости помещения.

Административный ответчик, заинтересованные лица не выразили несогласие с Отчетом об оценке, не привели обоснованных доводов, не указали на наличие недостатков Отчета, которые могли бы повлиять на итоговый результат рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости. Доказательств, опровергающих рыночную стоимость объекта недвижимости, заявленного в иске, сведений об его рыночной стоимости в ином размере не представлено.

Заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 27 декабря 2018 года.

Принимая во внимание, что налогооблагаемая база по налогу на имущество за 2018 год будет рассчитываться от кадастровой стоимости данного объекта, указанной в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года, то подлежит применению оспариваемая архивная кадастровая стоимость, в связи с чем у административного истца в соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 сохраняется право применить результаты пересмотра архивной кадастровой стоимости.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ** подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, по 31 декабря 2018 года включительно.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Кашипова Рината Анваровича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства – помещение, назначение нежилое, общей площадью 892,1 кв.м., кадастровый номер **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 27 514 000 рублей, определенной по состоянию на 28 августа 2013 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 27 декабря 2018 года.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, по 31 декабря 2018 года включительно.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 27 февраля 2019 года.

Судья /подпись/