Дело № 3а-2/2020 (№ 3а-697/2019)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 21 января 2020 года
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Коротаевой О.А.,
при секретаре Нициевской Л.Н.,
с участием представителя административного истца заместителя прокурора Пермского края – прокуроров Лобастова А.А., Вохмяниной Ю.М.,
представителя административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края – Маматовой В.И.,
представителя заинтересованного лица Министерства финансов Пермского края – Гаряевой Н.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании не действующими в части пунктов 5.2.1,. 5.2.2, 5.5 Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 05.12.2018 № 764-п,
у с т а н о в и л:
05.12.2018 Правительством Пермского края принято постановление № 764-п, которым утвержден Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края (далее по тексту также – Порядок). Постановлениями Правительства Пермского края от 26.12.2018 № 878-п, от 25.03.2019 № 216-п, от 07.08.2019 № 524-п в постановление Правительства Пермского края от 05.12.2018 № 764-п внесены изменения.
Постановление от 05.12.2018 №764-п и утвержденный им Порядок, а также постановления Правительства Пермского края от 26.12.2018 № 878-п, от 25.03.2019 № 216-п, от 07.08.2019 № 524-п опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 06.12.2018, 28.12.2018, 27.03.2019, 07.08.2019 соответственно, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» N 48, часть 1, 10.12.2018.
Нормативный правовой акт вступил в силу с 17.12.2018.
Постановление Правительства Пермского края от 05.12.2018 № 764-п, и утвержденный им Порядок приняты в соответствии с Законом Пермского края от 1 декабря 2011 г. N 859-ПК "О дорожном фонде Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае", Постановлением Правительства Пермского края от 5 декабря 2017 г. N 979-п "Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Пермского края".
Пунктом 5.4 Порядка установлено, что субсидия муниципальному образованию перечисляется в размере субсидии, предусмотренной в текущем финансовом году, частями или в полном объеме.
Согласно пункту 5.4.1 Порядка для получения субсидии частями в совокупном размере не более 70% от объема субсидии, предусмотренной на текущий финансовый год для оплаты мероприятия в соответствии с заключенными контрактами, без подтверждения выполнения муниципальным образованием обязательств по софинансированию мероприятия муниципальное образование после заключения муниципального контракта (договора, соглашения) на проведение работ по мероприятию (далее - Контракт) в текущем финансовом году, но не позднее 20 декабря текущего года направляет в Министерство заявку на оплату с приложением копии Контракта, выписки из сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования в соответствии с пунктом 4.2.2 настоящего Порядка (в случае непредставления ранее).
При получении второй и последующей частей муниципальное образование предоставляет информацию об объеме расходования ранее полученной субсидии и средств бюджета муниципального образования, заполняя соответствующие графы заявки на перечисление субсидии, с приложением:
результатов лабораторного контроля по работам с устройством асфальтобетонных покрытий в случае, когда такие работы производятся (далее - лабораторный контроль);
сертификатов (паспортов) качества на песчано-гравийную смесь и (или) щебень.
Пунктом 5.4.2 Прядка предусмотрено, что для получения субсидии частями в размере свыше 70% от объема субсидии для оплаты мероприятия в соответствии с заключенными Контрактами или в полном объеме муниципальное образование направляет в Министерство заявку на оплату с приложением:
копии платежных документов, подтверждающих выполнение муниципальным образованием обязательств по софинансированию мероприятия (оплату фактически выполненных работ, оказанных услуг) в объеме, предусмотренном Соглашением, на соответствующий финансовый год за счет средств бюджета муниципального образования (в том числе в соответствии с пунктом 4.2.8 настоящего Порядка (при наличии);
документов, предусмотренных пунктом 5.4.1 настоящего Порядка, в случае их непредоставления ранее;
копии справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11 ноября 1999 г. N 100;
документов, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 6.2 настоящего Порядка (при окончательной оплате по мероприятию).
В соответствии с пунктом 5.5 Порядка заявка на оплату, направленная муниципальным образованием в Министерство после 15 числа текущего месяца, принимается к оплате в последующем месяце в случае отсутствия мероприятия в кассовом плане текущего месяца.
Заместитель прокурора Пермского края (далее также – административный истец) обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу взаимосвязанные пункты 5.4.1, 5.4.2, а также пункт 5.5 Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 05.12.2018 № 764-п, указав в его обоснование следующее.
Пункты 5.4.1, 5.4.2 Порядка противоречат части 5 статьи 161 и части 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ, поскольку заключенный контракт в отсутствие у заказчика реальной возможности распоряжаться средствами субсидии не может быть обеспечен необходимыми лимитами бюджетных обязательств на соответствующие суммы. Административный истец ссылается на то, что полномочие на предоставление субсидии должно быть фактически обеспечено необходимыми денежными средствами, а также возможностью соответствующего лица распорядиться ими. Субсидия местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации может считаться поступившей в местный бюджет лишь после ее фактического зачисления на счет бюджета соответствующего муниципального образования.
Также административный истец указывает на то, что пункты 5.4.1 и 5.4.2 Порядка противоречат закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса РФ принципу самостоятельности бюджетов, запрещающий устанавливать расходные обязательства, подлежащие исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку заключая муниципальный контракт, муниципальное образование принимает бюджетное обязательство, в том числе и в части оплаты за счет средство субсидии из регионального бюджета, но в действительности не имеет возможности его самостоятельно исполнить, такое обязательство в момент его принятия обеспечивается средствами двух бюджетов – регионального и местного одновременно.
В нарушение требований статьи 219, части 7.1 статьи 130 Бюджетного кодекса РФ указанными пунктами Порядка на Министерство транспорта Пермского края фактически возложены полномочия по санкционированию расходов местного бюджета, тогда как частью 5 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ полномочия по санкционированию оплаты денежных обязательств муниципальных образований возложены на финансовые органы муниципальных образований.
Кроме того, административный истец указывает, что оспариваемые пункты 5.4.1, 5.4.2 Порядка предусматривают перечисление субсидии лишь после заключения муниципального контракта и подписания муниципалитетом документа о приемке выполненных по нему работ, что противоречит требованиям пункта 1 части 13 статьи 34, части 13.1 статьи 34, части 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", той части, в которой ставят возможность оплаты муниципального контракта в зависимость от усмотрения Министерства транспорта Пермского края.
В части признания недействующим пункта 5.5 Порядка административный истец ссылается на противоречие положениям части 13.1 статьи 34, части 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку сроки оплаты муниципальным заказчиком выполненных по муниципальному контракту работ не поставлены федеральным законодательством в зависимость от кассового плана исполнительного органа государственной власти, предоставляющего межбюджетные трансферты.
В связи с изложенным взаимосвязанные пункты 5.4.1, 5.4.2, а также пункт 5.5 Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 05.12.2018 № 764-п подлежит признанию недействующими.
В судебном заседании представители административного истцазаместителя прокурора Пермского края – прокуроры Лобастов А.А., Вохмянина Ю.М. исковые требования поддержали в полном объёме, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении и дополнительных пояснениях к административному иску, из которых также следует, что полномочия Правительства Пермского края на принятие постановления от 05.12.2018 № 764-п об утверждении Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края и процедура принятия административным ответчиком данного нормативного правового акта административным истцом не оспариваются.
Представитель административного ответчикаПравительства Пермского краяи заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края Маматова В.И., действующая на основании доверенностей, просила отказать заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что оспариваемый заместителем прокурора Пермского края региональный нормативный правовой акт полностью соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель заинтересованного лицаМинистерства финансов Пермского края – Гаряева Н.Д.., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.
В силу положений статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5).
Как следует из содержания постановления Правительства Пермского края от 05.12.2018 № 764-п Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края утвержден постановлением в соответствии с Законом Пермского края от 1 декабря 2011 г. N 859-ПК "О дорожном фонде Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае", Постановлением Правительства Пермского края от 5 декабря 2017 г. N 979-п "Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Пермского края».
Согласно части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся:
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга;
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 257-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Закона № 257-ФЗ).
Таким образом, Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, т.е. предоставления субсидий на муниципальным образованиям на осуществление вопросов местного значения за счет средств краевого бюджета не могут противоречить федеральным законам.
Статья 31 Бюджетного кодекса РФ закрепляет принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, что означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.
Также принцип равенства бюджетов выражается в праве органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ денежными обязательствами является обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения
Как следует из части 5 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в целях возмещения произведенных в текущем финансовом году расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения или софинансирования которых предоставляются такие межбюджетные трансферты, а также расходов местных бюджетов при исполнении расходных обязательств муниципального образования в случае, если межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации для финансового обеспечения или софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, осуществляется после проверки Федеральным казначейством в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке документов, подтверждающих осуществление расходов соответственно бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (часть 6 статьи 130 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации территориальным органам Федерального казначейства могут быть переданы на основании решений главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации полномочия получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты, в порядке, установленном Федеральным казначейством (часть 7.1 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно статье 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса (часть 1).
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (часть 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ).
Частью 5 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ установлено, что Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами при постановке на учет бюджетных и денежных обязательств, санкционировании оплаты денежных обязательств осуществляют в соответствии с установленным соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) порядком, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, контроль за:
непревышением бюджетных обязательств над соответствующими лимитами бюджетных обязательств или бюджетными ассигнованиями, доведенными до получателя бюджетных средств, а также соответствием информации о бюджетном обязательстве коду классификации расходов бюджетов;
соответствием информации о денежном обязательстве информации о поставленном на учет соответствующем бюджетном обязательстве;
соответствием информации, указанной в платежном документе для оплаты денежного обязательства, информации о денежном обязательстве;
наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства.
В порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), и предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, в дополнение к указанной в настоящем пункте информации может определяться иная информация, подлежащая контролю.
В случае, если бюджетное обязательство возникло на основании государственного (муниципального) контракта, дополнительно осуществляется контроль за соответствием сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве, возникшем на основании государственного (муниципального) контракта, условиям государственного (муниципального) контракта.
Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.
Из анализа приведённых выше положений Бюджетного кодекса РФ, а также Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, следует, что положения бюджетного законодательства позволяют муниципальным образованиям принимать на себя бюджетные обязательства после принятия на себя субъектом расходного обязательства, доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетное законодательство предусматривает возможность наличия временных и кассовых разрывов, а также предусматривает оплату заказчиком выполненных работ, ее результатов, а также отдельных этапов исполнения муниципального контракта, что свидетельствует об отсутствии противоречий с положениями бюджетного законодательства.
Вопреки доводам административного искового заявления с учетом закрепленного в статье 31 Бюджетного кодекса принципа самостоятельности бюджетов и указания в данной норме Кодекса исключения из правила самостоятельности определения форм и направлений расходования средств бюджета финансового обеспечения за счет межбюджетных субсидий и субвенций других бюджетов, установления в пунктах 5.4.1 и 5.4.2 Порядка реализации Министерством транспорта Пермского края своих полномочий по санкционированию расходов местного бюджета, не противоречит положениям бюджетного законодательства, в том числе с учетом того, что субсидии предоставляются за счет регионального бюджета и являются целевыми расходами. Поскольку в соответствии с Порядком Министерство транспорта Пермского края определено как главный распорядитель бюджетных средств, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, именно данному органу исполнительной власти предоставлено право установления правил предоставления и расходования субсидий.
С учетом изложенных обстоятельств, положения пунктов 5.4.1, 5.4.2 Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края соответствуют требованиям федерального законодательства, требования административного иска в данной части удовлетворению не подлежат.
Оценивая заявленные требования административного искового заявления в части признания недействующим пункта 5.5 Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, суд исходит из следующего.
Лицами участвующими в деле не оспаривается, что проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения производится в соответствии с заключенными муниципальными контрактами, которые должны исполняться с учетом положений и требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа (пункт 1 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ)
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Частью 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Рассматриваемый пункт 5.5 Порядка о том, что заявка на оплату направленная муниципальным образованием в Министерство, после 15 числа текущего месяца, принимается к оплате в последующем месяце в случае отсутствия мероприятия в кассовом плане текущего месяца, применяется во взаимосвязи с пунктами 5.2, 5.7,.5.9 Порядка.
Так пунктом 5.2 Порядка установлено, что субсидия предоставляется муниципальным образованиям частями или в полном объеме в соответствии с кассовым планом по расходам на соответствующий финансовый год (далее - кассовый план), который формируется Министерством на основании графиков перечисления субсидий (далее - график), предоставляемых муниципальными образованиями в Министерство в течение 5 рабочих дней со дня подписания Соглашения.
При необходимости изменения кассового плана муниципальное образование направляет в Министерство уточненный график в срок не позднее 15 числа месяца, предшествующего месяцу планового перечисления субсидии.
Согласно пункту 5.7 Порядка срок рассмотрения Министерством заявки на оплату и прилагаемых документов - 2 рабочих дня со дня их поступления в Министерство.
В силу пункта 5.9 Порядка 5.9 при отсутствии замечаний к заявке на оплату и прилагаемым документам Министерство в течение 3 рабочих дней со дня их рассмотрения представляет в Министерство финансов Пермского края заявку на оплату расходов.
Таким образом, Порядком с учетом установленных указанными пунктами Порядка сроков рассмотрения поступивших заявок муниципальных образований на оплату работ по контрактам, при поступлении заявки после 15 числа месяца может быть принята к оплате в последующем месяце, что в таком случае приведет к нарушению установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ сроков оплаты выполненных работ по контракту: в течение 30 дней с даты приемки работ, а в отношении контракта, заключенного с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией малого – в течение 15 дней, что свидетельствует о несоответствии пункта 5.5 Порядка положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в связи с чем в данной части заявленные требования административного искового заявления подлежат удовлетворению.
Доводы административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края о необходимости установления закрепленного в пункте 5.5 Положения правила предоставления и рассмотрения заявок муниципального образования с учетом кассового плана, признаются несостоятельными, поскольку Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ оплата выполненных работ, оказанных услуг по контракту не ставится в зависимость от кассового плана регионального бюджета, а равно как и от качества оформления заявок муниципальным образованием. При этом возможность внесения изменений в кассовый план соответствующего месяца в период до 20 числа предыдущего месяца не свидетельствует о возможности соблюдения установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ сроков оплаты выполненных работ (услуг) по контракту. Показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля Ч. утверждения административного ответчика и заинтересованного лица о соблюдении 30-дневных и 15-дневных сроков оплаты работ по контракту, не подтверждаются. Свидетель Ч. пояснила о возможном рассмотрении заявок муниципальных образований на оплату, поступивших после 20 числа месяца, в режиме, не предусмотренном Порядком предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, т.е. рассмотрение заявок в установленные 30-дневные сроки не обеспечивается положениями пункта 5.5 Порядка.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку как установлено судом, пункт 5.5 Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 05.12.2018 №764-п не соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, требования заместителя прокурора Пермского края в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В остальной части административное исковое заявление заместителя прокурора Пермского края удовлетворению не подлежит.
Пункт 5.5 Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 05.12.2018 №764-п в той части, в которой он оспаривается административным истцом, подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Исходя из пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административный иск заместителя прокурора Пермского края удовлетворить частично.
Признать пункт 5.5 Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 05.12.2018 №764-п, не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части административного иска заместителю прокурора Пермского края - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 31.01.2020.
Судья: подпись