НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пермского краевого суда (Пермский край) от 20.01.2021 № 3А-116/2021

УИД: 59OS0000-01-2020-001699-18

№ 3а-116/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2021 г. г.Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при ведении протокола помощником судьи Силенок О.В.,

с участием прокурора отдела Прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М.,

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску ФИО3 о признании недействующим в части пункта 1.10 статьи 2 Закона Пермского края от 25.12.2015 № 589-ПК (в редакции Закона Пермского края от 1.11.2018 № 293-ПК),

установил:

Закон Пермского края "О транспортном налоге на территории Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" принят Законодательным Собранием Пермского края 10.12.2015, подписан губернатором Пермского края 25.12.2015 (№589-ПК), опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.12.2015 и в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 1, часть 1 от 13.01.2016. Нормативный правовой акт вступил в силу с 1.01.2017.

В соответствии со статьей 2 Закона Пермского края от 25.12.2015 № 589-ПК (в первоначальной редакции) налоговые ставки установлены в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Для автомобиля легкового с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) ставка транспортного налога составляет 58 руб. с каждой лошадиной силы.

Законом Пермского края от 1.11.2018 № 293-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О транспортном налоге на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" статья 2 Закона Пермского края от 25.12.2015 № 589-ПК изложена в новой редакции, действующей до настоящего времени, согласно которой для автомобиля легкового с мощностью двигателя свыше 300 л.с. (свыше 220,65 кВт) до пяти лет включительно с года выпуска транспортного средства ставка транспортного налога составляет 135 руб. с каждой лошадиной силы. Закон Пермского края от 1.11.2018 № 293-ПК опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 2.11.2018 и в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 43 от 5.11.2018. Нормативный правовой акт вступил в силу с 1.01.2019.

ФИО3 обратился в Пермский краевой суд с административным иском к Законодательному Собранию Пермского края о признании недействующим пункта 1.10 статьи 2 Закона Пермского края от 25.12.2015 № 589-ПК (в редакции Закона Пермского края от 1.11.2018 № 293-ПК) в части, устанавливающей ставку транспортного налога для автомобиля легкового с мощностью двигателя свыше 300 л.с. (свыше 220,65 кВт) до пяти лет включительно с года выпуска транспортного средства в размере 135 руб. с каждой лошадиной силы.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что является собственником транспортного средства – легкового автомобиля с двигателем мощностью 306 л.с., 2015 года выпуска. Оспариваемыми положениями нормативного правового акта на административного истца возложена обязанность по уплате налога в размере, не соответствующем пункту 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральный законодатель в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации установил пять видов налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя транспортного средства. В статье 2 Закона Пермского края от 25.12.2015 № 589-ПК (в редакции Закона Пермского края от 1.11.2018 № 293-ПК) установлено десять видов налоговых ставок по мощности двигателя транспортного средства. Право дифференциации объекта налогообложения в зависимости от мощности двигателя транспортного средства федеральным законом законодателю субъекта Российской Федерации не предоставлено. Возможность дифференциации налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, предусмотренная пунктом 3 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусматривает деление по мощности двигателя транспортного средства. ФИО3 считает, что в оспариваемой части нормативный правовой акт носит дискриминационный характер, поскольку устанавливает разные ставки транспортного налога от 90 до 135 руб. за одну лошадиную силу для владельцев легковых автомобилей с двигателем мощностью более 250 лошадиных сил.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился. Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований и доводах административного искового заявления настаивал. Дополнительно пояснил, что отсутствует экономическое обоснование введения Законом Пермского края от 1.11.2018 № 293-ПК деления налоговых ставок по мощности двигателя транспортного средства на десять видов. Нет экономического обоснования увеличения налоговых ставок в 2,32 раза за период с 2010 по 2018 годы. Размер налога не соответствует сокращению реальных доходов населения и уровню жизни в Пермском крае.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что запрета на дифференциацию налоговых ставок по мощности двигателя транспортного средства Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает. Ограничения, предусмотренные пунктом 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены. Налоговая ставка установлена в размере, не превышающем пределы, предусмотренные статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации. Увеличение размера ставки обосновано размером инфляции и учетом возраста автомобилей. Мощность автомобиля отражается на его цене. В проекте Закона Пермского края от 1.11.2018 № 293-ПК имеется экономическое обоснование, в связи с чем закон не может считаться необоснованным.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Пермской краевой прокуратуры, полагавшего, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, суд установил следующие обстоятельства административного дела.

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ согласно статье 76 Конституции РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В силу статьи 14 Налогового Кодекса РФ транспортный налог является региональным налогом, который в соответствии со статьями 12, 53, 356 Налогового Кодекса РФ устанавливается указанным Кодексом и законами субъектов, вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов РФ; вводя данный налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым Кодексом РФ, порядок и сроки его уплаты, а также форму отчетности по данному налогу.

Как следует из пункта 1 статьи 361 Налогового Кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в размерах, указанных в данном пункте. В частности, налоговая ставка для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 250 л.с. предусмотрена в размере 15 рублей на одну лошадиную силу мощности двигателя.

Пункт 2 статьи 361 Налогового Кодекса РФ предусматривает, что налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Пунктом 3 той же правовой нормы допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Пунктом 1.10 статьи 2 Закона Пермского края от 25.12.2015 № 589-ПК (в редакции Закона Пермского края от 1.11.2018 № 293-ПК) для автомобиля легкового с мощностью двигателя свыше 300 л.с. (свыше 220,65 кВт) до пяти лет включительно с года выпуска транспортного средства установлена ставка транспортного налога в размере 135 руб. с каждой лошадиной силы.

ФИО3 является собственником легкового автомобиля 2015 года выпуска с двигателем мощностью 306 л.с., что подтверждается копией свидетельства о регистрации транспортного средства, в связи с чем обязан уплачивать транспортный налог исходя из налоговой ставки 135 руб. с каждой лошадиной силы.

Оспариваемым нормативным правовым актом установлены разные налоговые ставки для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 до 275 л.с., свыше 275 до 300 л.с. и свыше 300 л.с. Административный истец полагает, что Законодательному Собранию Пермского края, как законодательному органу субъекта Российской Федерации, статьей 361 Налогового Кодекса Российской Федерации не предоставлено право устанавливать налоговые ставки по мощности двигателя транспортного средства не соответствующие делению объектов налогообложения, закрепленному в пункте 1 статьи 361 Налогового Кодекса Российской Федерации, в частности делить категорию «автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 250 л.с.» на три категории, указанные выше. Суд находит доводы административного истца необоснованными.

В соответствии со статьями 72 (пункт "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов и формирование налоговой системы, включающей исчерпывающий перечень региональных налогов как источников поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации, осуществляется федеральным законом. Исходя из указанных конституционных требований, общие условия установления налогов и сборов определены Налоговым кодексом Российской Федерации, согласно которому при установлении региональных налогов законодательными органами власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, предусмотренных данным Кодексом, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов; иные же элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются данным Кодексом (статья 1, пункт 3 статьи 12, статья 17).

Согласно главе 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу (части первая и вторая статьи 356).

Статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации определены конкретные ставки транспортного налога, в том числе в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. в размере 15 руб. (пункт 1), и установлено, что указанные налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз (пункт 2); допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока использования транспортных средств и их экологического класса (пункт 3).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.03.1997 № 5-П, регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер, предполагается, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации, который при установлении регионального налога, в том числе на основе вытекающего из статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации требования юридического равенства в налоговых отношениях, реализуемого применительно к одной и той же категории налогоплательщиков с учетом экономического основания данного налога, определяет плательщиков данного налога и элементы налогообложения, а также, если сочтет необходимым, предусматривает налоговые льготы, правила их предоставления, способы исчисления конкретных ставок и т.д.

Суд приходит к выводу, что законодательный орган субъекта вправе проводить собственную дифференциацию ставок транспортного налога в зависимости от мощности двигателя транспортных средств с соблюдением предельно допустимых федеральным законодательством размеров ставок. Возможность установления законами субъектов Российской Федерации налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя прямо предусмотрена пунктом 1 статьи 361 Налогового Кодекса Российской Федерации. Кроме того, пунктом 3 той же статьи допускается дальнейшая дифференциация налоговых ставок по иным критериям.

Доводы истца сводятся к тому, что объектом налогообложения, в силу пункта 1 статьи 361 Налогового Кодекса Российской Федерации, является автомобиль заданной мощностью двигателя, в данном случае с мощностью двигателя свыше 250 л.с., и, разделив объект налогообложения по мощности двигателя на три категории, законодатель Пермского края вышел за пределы предоставленных ему полномочий. Такой подход не основан на нормах Налогового Кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 358 Налогового Кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, объектом налогообложения являются транспортные средства, в том числе автомобили. Мощность двигателя автомобиля не является признаком объекта налогообложения, поскольку не указана в понятии объекта налогообложения, приведенном в пункте 1 статьи 358 Налогового Кодекса Российской Федерации. Мощность двигателя автомобиля является критерием деления налоговых ставок на группы в соответствии с правом, предоставленным законодателю субъекта Российской Федерации пунктом 1 статьи 361 Налогового Кодекса Российской Федерации. На это же указывает и расположение таблицы, содержащей деление автомобилей на категории по мощности двигателя, в статье с наименованием «Налоговые ставки», а не в статье «Объект налогообложения».

Вопрос о толковании понятия «категория транспортного средства», используемого законодателем в пункте 3 статьи 361 Налогового Кодекса Российской Федерации, не имеет отношения к рассматриваемому спору, поскольку оспариваемое административным истцом деление автомобилей основано на мощности их двигателя. В связи с этим доводам административного истца о том, каким нормативным актом могут быть установлены категории транспортного средств, суд оценки не дает.

По смыслу приведенных законоположений, законодатель субъекта Российской Федерации вправе устанавливать ставки транспортного налога в отношении легковых автомобилей с любой мощностью двигателя свыше 250 л.с. в размере от 1,5 руб. (уменьшенная в десять раз ставка налога в размере 15 руб.) до 150 руб. (увеличенная в десять раз ставка налога в размере 15 руб.).

В данном случае оспариваемая ставка транспортного налога 135 руб. для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 300 л.с. не превышает допустимого максимального десятикратного размера от налоговой ставки, установленной федеральным законодателем для такой категории транспортных средств.

Оценивая наличие экономического обоснования оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу, что, устанавливая транспортный налог, законодатель Пермского края воспользовался критерием, основанным на таком объективном показателе, как мощность двигателя автомобиля, определяющая, в частности, стоимость автомобиля и расходы на его содержание.

В Определении от 14.12.2004 № 451-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, в отношении транспортных средств - это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах (статья 359 НК РФ). В этом случае налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в размерах, определенных статьей 361 НК РФ.

Введенный Законом Пермского края от 1.11.2018 № 293-ПК транспортный налог имеет экономическое обоснование, содержащееся в объяснительной записке к проекту данного закона и финансово-экономическом обосновании проекта закона, внесенного группой депутатов 31.08.2018. Экономическое обоснование налоговых ставок обсуждалось на заседании Законодательного Собрания Пермского края 20.09.2018.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Доводы заявителя о том, что оспариваемый акт принят без экономического обоснования и является дискриминационным по признаку имущественного положения налогоплательщиков, не может быть принят во внимание, так как установленные ставки налога не применяются различно исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, не дифференцированы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

На основании изложенного, суд считает, что Закон Пермского края "О транспортном налоге на территории Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права административного истца.

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении требования административного иска ФИО3 о признании недействующим пункта 1.10 статьи 2 Закона Пермского края от 25.12.2015 № 589-ПК (в редакции Закона Пермского края от 1.11.2018 № 293-ПК) в части, устанавливающей налоговую ставку 135 рублей для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 300 л.с.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного иска ФИО3 о признании недействующим пункта 1.10 статьи 2 Закона Пермского края от 25.12.2015 № 589-ПК (в редакции Закона Пермского края от 1.11.2018 № 293-ПК) в части, устанавливающей налоговую ставку 135 рублей для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 300 л.с.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий - подпись

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-116/2021 Пермского краевого суда

Мотивированное решение суда изготовлено 1.02.2021.