НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пермского краевого суда (Пермский край) от 19.05.2022 № 3А-1045/2021

УИД 59OS0000-01-2021-000650-77

Дело № 3а-41/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2022 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Юрченко И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Колоколовой А.Г.,

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Синевой А.М., представителей административного истца ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенности, представителей административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края ФИО3, ФИО4, действующих на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании не действующим приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ) в редакции, установленной приложением к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 02.09.2021 № 68-т «О внесении изменений в приложение № 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)» утверждены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» на период 2019-2023 год.

Приложением 1 к Постановлению № 371-т установлены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов с 1 января 2019 по 31 декабря 2023 года.

Приложением № 2 к Постановлению № 371-т установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на весь долгосрочный период.

Данное Постановление опубликовано в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 2, 21.01.2019.

Во исполнение решения Пермского краевого суда от 27.01.2021г.. Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края принято постановление «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)» от 02.09.2021 № 68-т.

Постановление опубликовано на официальном сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края http://mtre.permkrai.ru, 07.09.2021, издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 37, 13.09.2021.

ООО «Лысьва-теплоэнерго» обратилось в Пермский краевой суд с административным иском к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании не действующим со дня принятия постановление № 68-т от 02.09.2021 г. «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)».

В обоснование требований указано на несоответствие оспариваемых положений Федеральному закону от 27 июня 2010г. № 190–ФЗ «О теплоснабжении», Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», нарушение права общества, в связи с чем просит признать оспариваемое постановление недействующим.

В обоснование административного иска указано, что величина расходов по статье затрат «Прибыль на капитальные вложения» в нарушение пункта 74 Основ ценообразования № 1075 учтена Министерством в размере 22437,0 тыс. руб.. Инвестиционной программой ООО «Лысьва-теплоэнерго» в сфере теплоснабжения на периоды с 2016 по 2020 г. предусмотрено финансирование за счет прибыли, направленной на инвестиции на период 2020 год в размере 39806,62 тыс.руб.. На финансирование регулируемого вида деятельности (производство и передача тепловой энергии в горячей воде) – 25835,60 тыс.руб.. Объем финансирования регулируемых видов деятельности на период 2020 год в указанном размере был признан и утвержден органом регулирования ранее – в экспертном заключении 2018 года к долгосрочным тарифам, установленным на период 2019-2023г.г.. На финансирование нерегулируемых видов деятельности (производство и передача тепловой энергии в паре) утверждено 13971,02 тыс.руб.. Согласно приказу Министерства по тарифам от 20.11.2019 № СЭД-460-05-05-17 о корректировке инвестиционной программы – сведения об объеме финансирования на период 2020г. содержат одну строку – финансирование за счет прибыли, направленной на инвестиции в размере 39806,62 тыс.руб.. Таким образом, из указанного приказа следует, что орган регулирования, осуществляя корректировку инвестиционной программы на период 2020 года указал, что весь объем финансирования в размере 39806,62 тыс.руб.. Общество, действуя разумно и добросовестно, предложило определить величину нормативной прибыли согласно финансовому плану – в размере 25835,60 тыс.руб., органом регулирования установлена величина расходов по статье затрат «прибыль на капитальные вложения» в размере 22437,0 тыс.руб..

Также полагает, что органом регулирования занижены расходы по статье затрат «Амортизация основных средств», что привело к занижению необходимой валовой выручки. Величина расходов по данной статье затрат, которую общество считает экономически обоснованной составляет 5739,4 тыс.руб., в том числе 5267,4 тыс.руб. (производство тепловой энергии), 472,0 тыс.руб. (передача тепловой энергии) Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 4425,2 тыс.руб., в том числе 3983,6 тыс.руб. (производство тепловой энергии), 441,6 тыс.руб. (передача тепловой энергии). Выполненный органом регулирования расчет амортизации противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Органом регулирования необоснованно расчет амортизации произведен с учетом максимальных сроков полезного использования, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Неправомерно орган регулирования не включил в расчет амортизации Турбоагрегат ПТ-12-3,4/0,6 ст.№3.

Органом регулирования в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, занижены расходы по статье затрат «Арендная плата». Экономически обоснованной по данной статье затрат является величина в размере 26863,2 тыс.руб.. Расходы по указанной статье затрат определены органом регулирования, как следует из экспертного заключения», в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075. В состав тарифа не включена величина амортизации в отношении объектов недвижимости, обозначенных в договоре аренды № ** от 30.05.2016 по тем основаниям, что основные средства не приняты арендодателем к бухгалтерскому учету по состоянию на 20.12.2019г., не учтены затраты по договору субаренды № ** от 30.05.2016..

В состав расходов необоснованно не включен транспортный налог, фактически начисленный и оплаченный арендодателем, земельный налог, фактически начисленный и оплаченный арендодателем, налог на имущество принят в суммах, отличных от фактически понесенных арендодателем расходов, исключены расходы по ряду объектов имущества, эксплуатируемых в рамках договора аренды имущества и земельного участка, расходы субарендодателя.

В порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принято заявление ООО «Лысьва-теплоэнерго» об изменении основания исковых требований.

Согласно уточненному исковому заявлению, административным истцом указано, что разногласия по статье затрат «Амортизация основных средств устранены посредством компенсации не включенных расходов в расчете тарифа на 2020г. в составе выпадающих доходов при расчете тарифа на 2022 год, в связи с чем от указанных оснований иска истец отказался. Также истец уточнил требования в части статьи затрат «Арендная плата», указав, что органом регулирования необоснованно не учтены затраты по аренде смартфона Appl iPhone Xr 128 Gb, автомобиля Тойота Камри, в остальной части объектов основных средств административный истец отказался, указав, что разногласия в указанной части урегулированы. Также необоснованно органом регулирования не учтен транспортный налог в размере фактически понесенных расходов, исключена сумма налога по автомобилю Тойота Камри. Необоснованно не приняты органом регулирования расходы субарендодателя по договору субаренды № ** от 30.05.2016г. в размере фактически понесенных затрат (арендная плата).

Представители административного истца ООО «Лысьва-теплоэнерго» в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом его уточнения, дополнительных письменных объяснениях. Дополнительно пояснили, что расходы по договору субаренды № ** от 30.05.2016г. за 2020 год учтены в составе выпадающих доходов организации в тарифе на 2022 год в размере амортизации и налогов. Полагают, что расходы по договору субаренды подлежат включению при расчете тарифа в размере фактически оплаченной арендной платы.

Представители административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним.

Заинтересованные лица Федеральная антимонопольная служба России, Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в судебное заседание представителей не направили, извещены.

Заслушав стороны, заключение прокурора Синевой А.М., полагавшей, что не имеется правовых оснований для удовлетворения требований, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основании Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон о теплоснабжении), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012г.№ 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее-Правила регулирования тарифов), а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г № 760-э (далее Методические указания).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 3 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

Полномочия на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5,пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Пермском крае в соответствии с Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 26.10.2018г. № 631-п является упомянутое Министерство.

Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» является теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования «Лысьвенский городской округ» Пермского края и осуществляет регулируемую деятельности в сфере производства и реализации тепловой энергии (мощности), поставляемой потребителям общества в горячей воде.

К нерегулируемым видам деятельности, осуществляемым обществом, относятся производство тепловой энергии в паре по договорной цене на производство и передачу тепловой энергии в паре в открытой системе теплоснабжения (пар); производство электроэнергии; прочие виды деятельности.

Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018г. № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ) определены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ) для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации.

Приложением 1 к Постановлению № 371-т установлены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов с 1 января 2019 по 31 декабря 2023г.. Приложением 2 к Постановлению 371-т установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на весь долгосрочный период.

Постановлением Министерства тарифного регулирования от 18 декабря 2019г. № 290-т внесены изменения в Приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018г. № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ). Тариф для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения был установлен с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 1055,05 руб.\Гкал, с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 986,91 руб.\Гкал.

Решением антимонопольной службы (ФАС России) от 18 мая 2020г. Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края признано нарушившим пункты 35,43,45,74 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 5 Правил распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики от 30 июня 2020г.№ 33-т в соответствии с предписанием Федеральной антимонопольной службы России от 1 июня 2020г. № СП\46112\20 внесены в приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018г. № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ) (в редакции Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 18 декабря 2019г. № 290-т) изменения, изложены в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

Решением Пермского краевого суда от 27 января 2021 года признано недействующим со дня принятия Приложение № 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018г. № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ) в редакции постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края № 290-т от 18.12.2019г., № 33-т от 30.06.2020г. в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) на период регулирования с 01 января 2020г. по 31 декабря 2020 г.. На Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края возложена обязанность принять в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим в части, установив обществу с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» тарифы на тепловую энергию (мощность) на период с 01 января 2020г. по 31 декабря 2020г.

Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края принято Постановление № 68-т от 02.09.2021г. «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-Т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)», согласно которому для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения был установлен тариф с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 1055,05 руб./Гкал, с 01.07.2020 по 31.12.2020 – в размере 1041,42 руб./Гкал..

Постановление опубликовано на Официальном сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края http://mtre.permkrai.ru, 07.09.2021, издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 37, 13.09.2021.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа, и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя – расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемые за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 29 октября 2015 года № СЭД-35-01-97-325 для ООО «Лысьва-теплоэнерго» утверждена инвестиционная программа за 2016-2020г..

Приказом Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20.11.2019 № СЭД-460-05-05-17 утверждена скорректированная инвестиционная программа для ООО «Лысьва-теплоэнерго» в сфере теплоснабжения на 2016-2020г..

В соответствии с приказом № СЭД-460-05-05-17 от 20.11.2019г. сумма финансирования инвестиционной программы за счет прибыли, направленной на инвестиции, на 2020 год составляет 39806, 62 тыс. руб.( без дифференциации инвестиционной составляющей в тарифе на производство и передачу тепловой энергии и нерегулируемыми видами деятельности, такими как производство и передача тепловой энергии в паре и производство электрической энергии)

Согласно экспертному заключению к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018г. № 371-т расчета долгосрочных тарифов на тепловую энергию ООО «Лысьва-теплоэнерго» на 2019-2023г. сумма прибыли на капитальные вложения на период регулирования 2020 года утверждена в сумме 25835,60 тыс. руб..

Согласно экспертному заключению, расходы по статье затрат «Прибыль на капитальные вложения» учтены органом регулирования в размере 22437 тыс.руб..

В соответствии с проектом инвестиционной программы, направленной обществом в адрес министерства в целях корректировки инвестиционной программы на 2020г., на основании которого Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края издан приказ СЭД-46-05-05-17, дифференциация инвестиционной составляющей произведена в соответствии с таблицей «Финансовый план (корректировка ООО «Лысьва-теплоэнерго» в сфере теплоснабжения на 2016-2020 годы»: на вид деятельности тепловая энергия: тепловая энергия (отборный пар) – 12081,47 тыс.руб; тепловая энергия (горячая вода) – 22437,01 тыс.руб.; на вид деятельности – электрическая энергия – 5288,14 тыс.руб..

Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ).

В соответствии с приведенной дифференциацией инвестиционная составляющая в тарифе на производство и передачу тепловой энергии на 2020 год подлежала установлению в размере 22437 тыс. руб..

Административным истцом в материалы дела представлен финансовый план (корректировка) ООО «Лысьва-теплоэнерго» в сфере теплоснабжения, согласно которому на вид деятельности тепловая энергия (горячая вода) направлено 25835,63 тыс. руб.. При этом из пояснений представителя административного истца следовало, что в орган регулирования был направлен паспорт инвестиционной программы в сфере теплоснабжения (корректировка) ООО «Лысьва-теплоэнерго», в составе которого была представлена таблица «Финансовый план (корректировка)», где расходы на реализацию инвестиционной программы на вид деятельности тепловая энергия (горячая вода) были предусмотрены в размере 22437 тыс. руб.. В последствии в орган регулирования была направлена исправленная таблица «Финансовый план (корректировка)», где расходы на реализацию инвестиционной программы на вид деятельности тепловая энергия (горячая вода)» предусмотрены в размере 25835,63 тыс. руб..

В материалы дела представлен оригинал проекта инвестиционной программы в сфере теплоснабжения (корректировка) ООО «Лысьва-теплоэнерго», утвержденный приказом Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края № СЭД-46-05-05-17 от 20.11.2019г.. Согласно данных таблицы «Финансовый план (корректировка) расходы на реализацию инвестиционной программы по виду деятельности тепловая энергия (горячая вода) предусмотрены в размере 22437,01 тыс. руб..

Порядок согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 года № 410.

Пунктом 13 Порядка установлено, что инвестиционная программа содержит финансовый план регулируемой организации, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, по годам в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен и по источникам финансирования.

Таким образом, финансовый план является составляющей частью инвестиционной программы. В рассматриваемом случае приказом Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края № СЭД-46-05-05-17 от 20.11.2019г. утверждена инвестиционная программа, содержащая финансовый план, согласно которому расходы на реализацию инвестиционной программы на регулируемый вид деятельности предусмотрены в размере 22437 тыс.руб.. При расчете тарифа органом регулирования обоснованно принята во внимание утвержденная инвестиционная программа с учетом корректировки на 2020 год и при расчете тарифа приняты расходы на реализацию инвестиционной программы по регулируемому виду деятельности.

Надлежащих доказательств того, что организацией направлялись иные заявления на корректировку инвестиционной программы на 2020г. в соответствии с требованиями, установленными постановлением правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации), не представлено.

Доводы административного истца о том, что в расчет тарифа подлежали включению расходы на реализацию инвестиционной программы в размере 39806,62 тыс.руб. в соответствии с приказом Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20.11.2019г. СЭД -46-05-05-17, который не содержит дифференциацию объемов финансирования в зависимости от видов деятельности отклоняются судом. В силу положений п.74 Основ величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами. Орган регулирования при расчете тарифа на 2020 год обоснованно руководствовался утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации и учел в составе тарифа в статье затрат «Прибыль на капитальные вложения» размер инвестиций по регулируемому виду деятельности в соответствии с инвестиционной программой организации.

Доводы о фактическом исполнении мероприятий инвестиционной программы общества в сфере теплоснабжения за 2020 год по виду деятельности горячая вода в размере 25073,76 руб. не могут быть приняты во внимание. Оспариваемое постановление является заменяющим актом, в связи с чем орган регулирования, исполняя решение суда в указанной части, основывался на представленных организацией документах, в том числе паспортом инвестиционной программы (корректировка). Корректировка необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы осуществляется в соответствии с пунктом 53 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 №760-э.

В обоснование требований административный истец указывает, что органом регулирования необоснованно занижены расходы по статье «Амортизация основных средств».

Пунктом 43 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения № 1075 установлено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

В соответствии с решением Пермского краевого суда по делу № 3а-14/2021 при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определен регулирующим органом в соответствии в максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». В приложении № 2 к экспертному заключению отражен перечень основных средств, с указанием сумм, образующих величину расходов по данной статье затрат. Амортизация рассчитана органом регулирования с учетом максимальных сроков полезного использования, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. Амортизационные группы приняты органом регулирования на основании представленных инвентарных карт.

Согласно учетной политике амортизация распределена пропорционально основной заработной плате.

В состав тарифа не включена величина амортизации в отношении объекта основных средств – турбоагрегата ПТ-12-3,4/0,6 ст.№3.

Согласно п.21 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6\01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия такого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Поскольку турбоагрегат ПТ-12-3,4/0,6 ст.№3 не введен в действие и не принят организацией к бухгалтерскому учету по состоянию на 20.12.2019 (последний день для установления регулируемых тарифов на 2020 год) (согласно акту о приеме-передаче объектов основных средств дата принятия данного объекта к учету 17.02.2020), оснований для включения амортизационных отчислений в состав тарифа по данному объекту не имелось.

Приведенный органом регулирования расчет амортизации соответствует положениям пункта 43 Основ ценообразования № 1075, Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6\01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001.

Кроме того, согласно уточненному административному исковому заявлению административный истец отказался от приведенных по данной статье затрат оснований исковых требований.

По мнению административного истца органом регулирования занижены расходы по статье затрат «Арендная плата».

Арендная плата заявлялась обществом в размере- 26863,2 тыс. руб. (13573,5 тыс.руб. – производство тепловой энергии) и 13289,68 руб. – транспортировка тепловой энергии в горячей воде), органом регулирования расходы по данной статьей затрат учтены в размере 2241,6 тыс. руб. и 1263,0 тыс. руб. соответственно.

Пунктом 45 Основ ценообразования предусматривается, что арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень, который определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлась критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества с в соответствии с положениями данной статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Согласно решению Пермского краевого суда от 27.01.2021г. по делу № 3а-14/2021 регулируемой организацией были представлены регулятору договоры аренды движимого имущества с ООО «***» № ** от 30.05.2016; договор субаренды недвижимого имущества с ООО «***» № ** ( **) от 30 мая 2016г; договор аренды имущества и земельного участка, заключенного с ЗАО «***», № ** от 20.09.2013 с соответствующими дополнениями к ним. Тарифное дело, других договоров аренды имущества в обоснование заявленного расчетного значения по данной статье расходов не содержит. При этом судом было указано, что в рамках тарифного регулирования сроки полезного использования объектов основных средств определяются в соответствии с Классификатором, что органом регулирования не подтверждено. Из экспертного заключения и представленных ответчиком документов не представляется возможным определить каким образом расходы по статье затрат арендная плата распределены между производством и передачей тепловой энергии (мощности), поставляемой потребителям ООО «Лысьва-теплоэнерго», в горячей воде, производством тепловой энергии в паре по договорной цене на производство и передачу тепловой энергии в паре в открытой системе теплоснабжения (пар). В нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 не отражено также на основании каких материалов принималось решение о принятии затрат в данном объеме. Министерством в экспертном заключении не отражен расчет амортизационных отчислений в соответствии с максимальными сроками полезного использования, отсутствует расшифровка обязательных платежей, включаемых Министерством.

Принимая оспариваемое Постановление № 68-т, орган регулирования в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования рассчитал амортизацию с учетом максимальных сроков полезного использования, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Первоначальная стоимость имущества определена на основании инвентарных карт, представленных в материалы дела.

Расчет распределения арендной платы приведен в таблице №3 к приложению 1 к экспертному заключению. Расчет осуществлен в соответствии с приложением № 7 к приказу об учетной политике для целей бухгалтерского учета от 21.09.2013 № 1/4а, которым определен порядок распределения косвенных расходов ООО «Лысьва-теплоэнерго». Пунктом 1 указанного приложения определен порядок распределения косвенных расходов по подразделению «Теплоэлетроцентраль» пропорционально заработной плате основных производственных рабочих Аналогичным образом регламентирован порядок распределения косвенных расходов по подразделению «Энергетический цех» по таким услугам, как передача ГВС, передача пара, передача технической воды, транспортировка питьевой воды. Указанное распределение соответствует заявке организации.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что органом регулирования необоснованно не включены расходы по аренде смартфона Appl iPhone Xr 128 Gb, автомобиля Тойота Камри, не включены расходы по договору субаренды ** от 30 мая 2016г. в размере фактически понесенных расходов (арендная плата).

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» Арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

Обществом не было представлено экономического обоснования аренды автомобиля Тойота Камри и смартфона. Как установлено в судебном заседании, ООО «Лысьва-теплоэнерго» осуществляет как регулируемый вид деятельности, так и нерегулируемые виды деятельности. Обоснования использования автомобиля Тойта Камри при осуществлении регулируемого вида деятельности не представлено, в частности, не представлено документов, подтверждающих использование данного транспортного средства в производственных целях, в том числе для обеспечения надежности и качества теплоснабжения. Также не представлено доказательств относимости к регулируемому виду деятельности смартфона Appl iPhone Xr 128 Gb.

Налог на имущество исчислен в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса российской Федерации, согласно которым налоговая база определена как среднегодовая стоимость имущества, которая определяется исходя из его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Поскольку расходы по аренде автомобиля «Тойота Камри» не учтены при расчете тарифа на 2020г., обоснованно из расчета налога исключена сумма налога на указанному автомобилю.

Согласно экспертному заключению органом регулирования в составе тарифа не учтены затраты по договору субаренды недвижимого имущества с ООО «***» № ** от 30 мая 2016 года поскольку инвентарные карты в отношении имущества, находящегося в субаренде, представленные организацией в материалы дела, не являются читаемыми, на основании чего определить первоначальную стоимость, амортизационную группу арендуемого имущества не представилось возможным. Организацией не были представлены документы, содержащие полный расчет расходов на арендную плату по договору субаренды недвижимого имущества с ООО «***» № ** от 30 мая 2016 и подтверждающие балансовую стоимость объектов основных средств, а также применение в расчете максимальных сроков полезного использования данных объектов, амортизационные группы.

Из пояснений представителей административного ответчика следовало, что ООО «Лысьва-теплоэнерго» в составе предложения об установлении корректировки тарифов на 2022 год в составе выпадающих доходов заявлены выпадающие доходы в том числе по статье затрат «аренда». В составе выпадающих доходов учтены расходы общества по договору субаренды № ** от 30 мая 2016 в размере амортизации и налогов в соответствии со статьей 45 Основ ценообразования № 1075.

Указанные обстоятельства представителями административного истца не оспаривалось.

Оценив доводы административного иска в указанной части (по статье затрат «арендная плата») суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Согласно пункту 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 № 760-э в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Расходы по аренде недвижимого имущества по договору субаренды № ** от 30 мая 2016 учтены органом регулирования при расчете тарифа на 2022 год в составе выпадающих доходов. Размер расходов определен в размере амортизации и налогов, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

По мнению административного истца, органом регулирования необоснованно не учтены при расчете тарифа на 2020 год расходы по договору субаренды № ** в размере фактически понесенных расходов (арендная плата), размер которых был подтвержден соответствующим расчетом, договорами субаренды, аренды имущества, счет-фактурами, подтверждающими размер фактических расходов по данному договору.

Приведенная позиция административного истца противоречит пункту 45 Основ ценообразования, которым предусматривается, что арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень, который определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлась критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Из экспертного заключения и объяснений представителя ответчика следует, что расходы по данной статье затрат в части договора субаренды ** не были включены при расчете тарифа на 2020 года ввиду предоставления инвентарных карт на объекты в нечитаемом виде, что не позволило определить первоначальную стоимость, амортизационную группу арендуемого имущества и учесть данные расходы в соответствии с п.45 Основ.

Принимая во внимание, что расходы по договору субаренды ** от 30 мая 2016 за 2020 год учтены при расчете тарифа на 2022 год в составе выпадающих доходов организации, а позиция административного истца о включении фактически понесенных расходов по договору на основании финансовых документов при расчете тарифа на 2020 год не основана на законе, приведенные административным истцом доводы в указанной части не могут являться основанием для признания не действующим оспариваемого нормативного правового акта.

Кроме того, суд учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт является заменяющим. Требования относительно конкретного имущества (автомобиль Тойота Камри, смартфон), а также объектов, являющихся предметом договора субаренды №** от 30 мая 2016 административным истцом ранее не заявлялись, предметом исследования суда в рамках административного дела № 3а-14/2021 не являлись. Орган регулирования, принимая Постановление № 68-т учитывал выводы суда, содержащиеся в мотивировочной части решения. Порядок и основание включения экономически обоснованных расходов, которые не были учтены органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов), в следующем периоде предусмотрена пунктом 13 Основ ценообразования № 1075, что не лишает административного истца права на включение неучтенных в 2020 году расходов в следующем периоде.

В ходе судебного заседания административным истцом было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы для решения вопроса являются ли экономически обоснованными установленные Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края величины расходов по статье затрат «Арендная плата», «прибыль на капитальные вложения» на период регулирования 2020г..

В соответствии со ст. 77 КАС Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Оценив представленные доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, суд оснований для удовлетворения ходатайства не усмотрел. Поставленные административным истцом вопросы не требуют непосредственно экспертной оценки, связаны с решением вопроса о применении норм материального права при разрешении настоящего административного дела, оценкой доказательств по делу. Кроме того, назначение экспертизы не является обязанностью суда, стороны не лишены были возможности представить соответствующие экспертные заключения по поставленным вопросам при рассмотрении дела.

Принимая во внимание изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-Теплоэнерго» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании не действующим приложение № 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью ООО «Лысьва-Теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ) в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-Т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-Теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)» от 02.09.2021 года № 68-т отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - подпись

Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2022 г.