НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пермского краевого суда (Пермский край) от 18.06.2020 № 3А-860/20

Дело № 3а-860/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 18 июня 2020 г.

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Судневой В.Н.

при помощнике судьи Силенок О.В.

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А.

представителя муниципального унитарного предприятия «Водоканал г.Березники» Зинковой О.И.,

представителя Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Артемьевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Водоканал г. Березники» о признании недействующими со дня принятия пункты №№ 1037, 1038 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»; пункты №№ 948, 2304 таблицы 1 Приложение «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 г., утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»; пункты №№ 2386, 2997, 3132 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2019 №874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

у с т а н о в и л:

муниципальное унитарное предприятие «Водоканал г. Березники» (далее – МУП «Водоканал г. Березники», унитарное предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими в части со дня принятия нормативных правовых актов.

В обоснование заявленных требований МУП «Водоканал г. Березники» указало, что унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежат следующие нежилые здания:

-трехэтажное строение конторы из кирпича, ж/б блоков, площадью 2692,8 кв.м, кадастровый номер: **:464, расположенное по адресу: **** (далее-Объект № 464);

- одноэтажное здание склада площадью 1 319,3 кв.м с кадастровым номером: **497, расположенное по адресу: **** (далее – Объект № 497);

-двухэтажное кирпичное строение автомойки площадью 491,1 кв.м с кадастровым номером: **461, расположенное по адресу: **** (далее – Объект № 461).

Правительством Пермского края изданы следующие постановления:

- 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении на 2018 г. перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее-постановление № 944-п). Указанным постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 г. (далее - Перечень на 2018 г.), в п. 1037 которого включен Объект №464, в п. 1038 - Объект № 497;

-29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее-постановление № 756-п). Указанным постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 г. (далее - Перечень на 2019 г.), в п. 2304 которого включен Объект № 464, в п. 948-Объект № 497;

-28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее-постановление № 874-п). Указанным постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 г. (далее - Перечень на 2020 г.), в п. 2386 которого включен Объект № 464, в п. 2997 - Объект № 497, в п. 2997 - Объект №461;

Указанные постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края»», вступили в силу.

Данные здания не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, их включение в Перечни на 2018, 2019, 2020 г. г. не соответствует критериям, установленным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ).

Виды разрешённых использований земельных участков, на которых находятся спорные объекты недвижимости, однозначно не свидетельствуют о размещении на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Правоустанавливающих документы, документы технического учета (инвентаризации) зданий не позволяют сделать вывод о том, что спорные объекты недвижимости предназначены для использования их в целях делового, административного и коммерческого назначения, размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры либо для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Мероприятия по определению вида фактического использования спорных объектов недвижимости перед включением их в Перечни на 2018-2020 г.г. не производились.

МУП «Водоканал г. Березники» является муниципальным перевозчиком, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки в рамках муниципальных контрактов. Кроме того, МУП «Водоканал г. Березники» является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения на территории отдельных сельских населенных пунктов муниципального образования г. Березники в соответствии с постановлением администрации г. Березники № 2705 от 1 октября 2019 г.

Основными видами деятельности унитарного предприятия являются регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, а также производство, передача, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).

Спорные Объекты № № 464, 497, 461 являются основными зданиями производственного комплекса, используются МУП «Водоканал г. Березники» в собственных производственных целях в соответствии с видами деятельности, установленными в Едином государственном реестре юридических лиц.

Помещения в зданиях используются работниками предприятия: в них размещаются рабочие места административного персонала предприятия и иных сотрудников предприятия, которые непосредственно обеспечивают функционирование производственного процесса, в том числе: руководители отдельных направлений деятельности, сотрудники финансово-экономического и юридических отделов, отделов снабжения и технического сервиса, транспортного отдела, службы по коммунальной инфраструктуре, служба охраны, диспетчера, кондукторы и пр.

Здание автомойки также используется административным истцом для мытья, принадлежащих административному истцу автобусов и автомобилей.

Здание склада используется унитарным предприятием для хранения различных ценностей, необходимых для выполнения производственных целей предприятия, в том числе запасные части к автомобилям и прочее.

Территория производственного комплекса МУП «Водоканал г. Березники» огорожена забором, пропуск на территорию осуществляется через КПП по пропускам.

Включение спорных объектов недвижимого имущества в Перечни на 2018-2020 г.г. является незаконным, нарушает права МУП «Водоканал г.Березники», поскольку возлагает на унитарное предприятие обязанность по уплате налога на имущество организации в завышенном размере.

На основании вышеизложенного, МУП «Водоканал г. Березники» с учетом уточненных требований просит:

признать недействующими со дня принятия пункты №№ 1037, 1038 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

признать недействующими со дня принятия пункты №№ 948( с учетом уточнения), 2304 таблицы 1 Приложение «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 г., утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

признать недействующими со дня принятия пункты №№ 2386, 2997, 3132 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2019 № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Представитель МУП «Водоканал» г. Березники в судебном заседании требования поддерживает в полном объеме.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края А. возражает против удовлетворения заявленных требований. В письменных возражениях на заявленные требования и в пояснениях по делу указывает, что Объекты № № 464, 497 включены в Перечни на 2018-2020 г. г. на основании видов разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены, а именно: Объект № 464 располагается на земельном участке с кадастровым номером: **513, имеющим вид разрешенного использования: «многофункциональные и деловые обслуживающие здания» и на земельном участке с кадастровым номером: **205, имеющим вид разрешенного использования «занимаемый зданиями и сооружениями». Объект № 497 располагается на земельном участке с кадастровым номером: **510, имеющим вид разрешенного использования: «многофункциональные и деловые обслуживающие здания». Объект № 461 включен в Перечень на 2020 г. по причине того, что он представляет собой нежилое кирпичное строение автомойки, следовательно, предназначен для использования в целях размещения объектов бытового обслуживания.

Заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно постановлению Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края. Названным Министерством Перечни на 2018-2020 г. г. сформированы и Правительством Пермского края утверждены в постановлении № 944-п от 25 ноября 2017 г., постановлении № 756-п от 29 ноября 2018 г., постановлении № 874-п от 28 ноября 2019 г.

Таким образом, оспариваемые постановления изданы Правительством Пермского края в установленном порядке, уполномоченным органом и официально опубликованы (обнародованы), что полностью соответствует положениям пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьям 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламенту подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утверждённому постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. № 223-п, Указу губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункту 4 Указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края», и данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Закон Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (в редакции, действующей на день утверждения оспариваемых Перечней) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края (пункт 1 части 1 статьи 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующего имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемых пунктов постановлений № № 756-п, 874-п, 944-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения зданий в Перечни.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Правительство Пермского края обязано доказать законность включения Зданий в оспариваемые Перечни на 2018-2020 гг.

Из материалов административного дела следует, что МУП «Водоканал г.Березники» на праве хозяйственного ведения принадлежит следующие объекты недвижимого имущества:

- трехэтажное здание - строение конторы из кирпича, ж/б блоков площадью 2 692,8 кв.м, с кадастровым номером: **464 по адресу: ****, собственником которого является муниципальное образование «город Березники». Данное здание располагается частично на земельном участке площадью 12126+/-28 кв.м с кадастровым номером: **513 по адресу: ****, имеющим вид разрешенного использования: «многофункциональные и деловые обслуживающие здания» и на земельном участке площадью 42862 кв.м с кадастровым номером: **205 по адресу: ****, имеющим вид разрешенного использования «занимаемый зданиями и сооружениями», что подтверждается выписками из Единого государственного объекта недвижимости (л.д. 19-27, 36-42 том 1).

- одноэтажное нежилое здание - склад с кадастровым номером **:497, который располагается на земельном участке с кадастровым номером: **510 площадью 4085+/-16 кв.м по адресу: ****, имеющим вид разрешенного использования: «многофункциональные и деловые обслуживающие здания», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 28-35, 45 том 1);

Вышеуказанные земельные участки принадлежат на праве собственности муниципальному образованию «г. Березники» и находятся в аренде у МУП «Водоканал» г. Березники (на основании постановления администрации г.Березники Пермского края № 3556 от 1 декабря 2016 г. МУП «Водоканал» г.Березники реорганизовано в форме присоединения к нему МУП «Автотранспортного предприятия № 2 г. Березники»), что подтверждается договором № ** аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 21 марта 2006 г., договором № ** аренды земельных участков от 29 июля 2016 г., дополнительными соглашениями к ним, актами приема-передачи земельного участка от 21 марта 2006 г. и от 29 июля 2016 г., постановлением главы города Березники Пермской области № 366 от 20 марта 2006 г. (л.д. 10-20 том 2).

Согласно ответу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от 18 июня 2020 г. на запрос суда вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: **205, **510, **513, расположенных по адресу: **** в период с 25 ноября 2017 г. по 28 ноября 2019 г. не изменялся (л.д. 1-2 том 2).

Из возражений административного ответчика следует, что Объекты № № 464 и 497 признаны соответствующими критериям, определенным в статье 378.2 НК РФ, поскольку виды разрешенного использования земельных участков («многофункциональные и деловые обслуживающие здания», «занимаемый зданиями и сооружениями»), на которых они находятся, предусматривают размещение на них административно-деловых, торговых объектов, что является достаточным основанием для включения их в Перечни.

В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно соответствует одному из условий:

- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);

- фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).

По смыслу вышеприведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.

В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).

Следовательно, вид разрешенного использования земельного участка является самостоятельным основанием для включения помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Данным классификатором виды разрешенных использований земельных участков, предусматривающих размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ, указаны в пунктах 3.3, 4.2 и 4.6 Классификатора.

Между тем, в рассматриваемом случае ни один из видов разрешенного использования земельных участков: «многофункциональные и деловые обслуживающие здания» и «занимаемый зданиями и сооружениями» не позволяет прийти к однозначному выводу о том, что данные земельные участки предполагают размещение на них объектов в целях, указанных в ст. 378.2 НК РФ.

Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), вышеназванные нежилые здания не могли быть включены в Перечни на 2018-2020 г. г. по виду разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены, следовательно, следует признать несостоятельным утверждение административного ответчика о законности их включения в оспариваемые Перечни по виду разрешенного использования земельных участков.

Вышеуказанные Объекты № № № 464 и 497 могли быть включены в Перечни на 2018-2020 г. при условии, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади каждого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), объекты торговли, общественного питания, бытовых услуг или фактически используются в названных целях (подпункты 2 пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ).

Однако Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края перед включением в Перечни на 2018-2020 г.г. обследование спорных зданий для определения фактического вида их использования не проводилось.

Как следует из материалов административного дела, МУП «Водоканал» г.Березники является гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения на территории для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории отдельных сельских населенных пунктов муниципального образования «Город Березники», что подтверждается постановлением администрации г. Березники № 2705 от 1 октября 2019 г. (л.д. 93).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП «Водоканал» г. Березники является регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении, дополнительными видами деятельности - производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций; производство, передача, распределение, торговля электроэнергией; производство, передача, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); забор очистка и распределение воды, техническое обслуживание и ремонт автотранспортными средствами, мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг (л.д. 66-84).

Территория «МУП «Водоканал» г. Березники ограждена, действует пропускной и внутриобъектовый режим, доступ третьих лиц на территорию унитарного предприятия ограничен, возможен только через контрольно-пропускной пункт, что подтверждается Положением о пропускном и внутриобъектовом режиме МУП «Водоканал г. Березники», утвержденным генеральным директором МУП «Водоканал г. Березники», техническим паспортом ограждения по адресу: ****, (л.д.207-222).

Как следует из технического паспорта нежилого здания (строения), составленного ОГУП «Бюро технической инвентаризации» по состоянию на 6 апреля 2004 г., Объект № 497 представляет собой одноэтажное здание склада площадью 1479,1 кв.м, которое включает в себя следующие помещения: тамбуры, склады, подсобное помещение (л.д. 102-104).

Из пояснений представителя административного истца следует, что в данное здание используется предприятием под производственно-складские помещения.

Учитывая, что в спорном здании отсутствуют помещения, предназначенные для торговой деятельности, размещения офисов, объектов питания, бытового обслуживания, оснований для включения его в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018-2020 г.г. не имелось.

Согласно техническому паспорту на строение, составленного ИП «Бюро технической инвентаризации» Чердынского района по состоянию на 25 сентября 2006 г. (л.д. 109-113 том 1), Объект № 464 представляет собой трехэтажное строение конторы площадью 2 692,8 кв.м.

Из экспликации к плану строения следует, что на первом этаже вышеуказанного здания располагаются следующие помещения: тамбуры, коридоры, вестибюль, кабинеты (общая площадь всех кабинетов 330,1 кв.м.), диспетчерская, касса, кладовки, лестничные клетки, туалеты, комнаты (54,9 кв.м, 9 кв.м), склад, душевая (общая площадь помещений первого этажа 880,7 кв.м.)

На втором этаже здания располагаются душевые, уборная, кладовка, туалеты, лестничные клетки, коридоры, бытовка, кладовки, умывальные, кабинеты (общая площадь кабинетов 205,6 кв.м), столовая (110,1 кв.м), мойки (общая площадь помещений по второму этажу 937 кв.м).

Третий этаж здания включает в себя следующие помещения: шкафы, кабинеты (общая площадь всех кабинетов 545,4 кв.м), лестничные клетки, туалеты, умывальники, тамбур, коридоры, кладовки, технический класс (общая площадь помещений по третьему этажу 875,1 кв.м).

В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что данном здании расположены кабинеты административно-управленческого персонала МУП «Водоканал г. Березники». Помещения здания в аренду не сдаются, используются в производственных целях предприятия.

Доказательств обратного Правительством Пермского края не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие принадлежащих административному истцу Объектов № № 497, 464 условиям, установленным ст. 378.2 НК РФ, и необходимым для включения данных зданий в Перечень на 2018-2020 г.г.

МУП «Водоканал» г. Березники на праве хозяйственного ведения принадлежит двухэтажное нежилое здание - кирпичное строение автомойки с кадастровым номером: **461, площадью 421,1 кв.м, расположенное по адресу: ****, которое располагается на земельном участке с кадастровым номером: с кадастровым номером: **205 по адресу: ****, имеющим вид разрешенного использования «занимаемый зданиями и сооружениями», что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости (л.д. 46 том 1).

Согласно техническому паспорту на строение, составленному МП «Бюро технической инвентаризации» Чердынского района, Объект № 461 представляет собой двухэтажное здание автомойки общей площадью 384,5 кв.м. (л.д. 105-108).

Первый этаж (лит. Е) здания включает в себя помещения мойки (159,6 кв.м и 161,2 кв.м и дежурное помещение (общая площадь помещений по первому этажу составляет 326,1 кв.м).

На втором этаже здания располагаются производственные помещения, раздевалка, умывальник, душевую, туалет, умывальник, коридор, вентиляционную (общая площадь помещений по второму этажу 165 кв.м).

Из возражений представителя Правительства Пермского края следует, что здание автомойки включено в Перечень на 2020 г. по причине того, что оно предназначено для бытового обслуживания.

Между тем, административным ответчиком не учтено, что исходя из положений ст. 346.27 НК РФ, Правил бытового обслуживания населения в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025), писем ФНС России от 28.11.2016 № СД-4-3/22547@, от 30.11.2016 № СД-4-3/22788@, объектом бытового обслуживания является объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей граждан.

В то время как МУП «Водоканал г. Березники» здание автомойки эксплуатируется в целях осуществления своей производственной деятельности – оказание услуг перевозки и для соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем осуществляется мойка и техническое обслуживание принадлежащих обществу транспортных средств.

Для неограниченного круга лиц МУП «Водоканал г. Березники» услуги по мойке и ремонту транспортных средств не оказывает, свободного доступа в здание автомойки посторонним транспортным средствам не имеется.

Таким образом, основания для включения принадлежащего МУП «Водоканал г. Березники» здания автомойки в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г. отсутствовали.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать соответствующие пункты Перечней недействующими с даты принятия оспариваемых постановлений.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

Факт уплаты государственной пошлины в размере 13 500 руб. подтверждается платежным поручением № 683 от 7 мая 2020 г.

В связи с тем, что заявленные административным истцом требования судом удовлетворены, расходы, понесенные МУП «Водоканал г. Березники» по уплате государственной пошлины в размере 13 500 рублей, подлежат взысканию в пользу общества с административного ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Водоканал г. Березники» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты №№ 1037, 1038 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать недействующими со дня принятия пункты №№ 948, 2304 таблицы 1 Приложение «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 г., утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать недействующими со дня принятия пункты №№ 2386, 2997, 3132 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2019 № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Взыскать в пользу муниципального унитарного предприятия «Водоканал г. Березники» с Правительства Пермского края расходы на уплату государственной пошлины в размере 13 500 (тринадцать тысяч пятьсот) рублей 00 копеек.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2020 г.

Судья: подпись.