НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пермского краевого суда (Пермский край) от 16.08.2023 № 71-350/2023

Судья Дьяченко М.Ю.

Дело № 71-350/2023

59RS0008-01-2023-000513-26

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 16 августа 2023 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Добрянского районного суда Пермского края от 26.05.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,

у с т а н о в и л а:

Постановлением судьи Добрянского районного суда Пермского края от 26.05.2023 индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

В жалобе, поданной в краевой суд, ФИО1 просит об отмене данного постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая на то, что изначально трудовой договор с гражданином Республики Таджикистан Н.М. был заключен 23.07.2021, с 22.07.2022 ФИО2 в связи с окончанием срока действия патента был отстранен от работы, но трудовые отношения сохранялись, трудовой договор не расторгался, с 04.08.2022, ФИО2 после получения патента вновь приступил к работе. Уведомления о расторжении трудового договора и заключении трудового договора поданы по требованию должностного лица.

Изучив жалобу, заслушав ФИО1, прекратившего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, его защитника на основании устного ходатайства 1Л., поддержавших жалобу, исследовав материалы дело об административном правонарушении, дополнительно представленные документы, допросив в качестве свидетелей Н., О., судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

В силу примечания к статье 18.1 названного Кодекса за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Приказом ФМС России от 30.07.2020 № 536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» утверждена форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства (Приложение № 7).

Согласно протоколу об административном правонарушении 10.03.2023 в 17 часов 30 минут в адрес ОВМ ОМВД России по Добрянскому городскому округу, расположенному по адресу: **** от ИП ФИО1 поступило уведомление о заключении 20.08.2022 трудового договора с гражданином Республики Таджикистан Н., дата рождения; в срок с 20.08.2022 до 24.08.2022 уведомление о заключении трудового (гражданско-правового) договора на выполнение работ с иностранным гражданином не направлялось, чем нарушены требования пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ и Порядка подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (Приложение к вышеназванному Приказу №9).

Привлекая ИП ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений, судья районного суда с учетом представленных в дело доказательств пришел к выводу о доказанности совершения ИП ФИО1, не направившим в срок до 24.08.2022 в установленном порядке уведомление о заключении 20.08.2022 трудового договора с иностранным гражданином, вмененного ему противоправного деяния.

Вместе с тем, с постановлением согласиться нельзя, оно подлежит отмене.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Действительно, протокол об административном правонарушении подписан ИП ФИО1, согласившимся с вмененным ему деянием; 10.03.2023, как следует из представленных документов, включая журнал учета уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства), соответствующие уведомления, от ИП ФИО1 в ОВМ ОМВД России по Добрянскому городскому округу Пермского края поступили уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора с Н. 20.07.2022, уведомление о заключении трудового договора с Н. 20.08.2022, уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора с указанным лицом 10.03.2023. В своих объяснениях от 22.03.2023 ФИО1 подтвердил, что Н. привлекался к трудовой деятельности в период с 22.07.2021 по 20.07.2022 и с 20.08.2022 по 10.03.2023.

Как следует из материалов дела, гражданин Республики Таджикистан Н. занимал у ИП ФИО1 должность продавца-консультанта с 23.07.2021 по трудовому договору №ТД/02-21 от указанной даты, трудовая деятельность осуществлялась им на основании патента сроком действия с 21.07.2022 по 20.07.2022. В дальнейшем Н. получил патент *** с датой выдачи 21.07.2021.

В силу статьи 327.5 Трудового кодекса Российской Федерации по общему правилу окончание срока действия разрешения на работу или патента влечет наряду со случаями, указанными в статье 76 настоящего Кодекса, обязанность работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Наряду с основаниями, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, окончание срока действия разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, - в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства является основанием прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства. При этом трудовой договор подлежит прекращению по данному основанию по истечении одного месяца со дня наступления соответствующих обстоятельств (статья 327.6 Трудового кодекса Российской Федерации).

При том, что новый патент Н. получен в течение месяца после окончания срока действия предыдущего патента, у ИП ФИО1 как работодателя имелись законные основания лишь для отстранения указанного работника – иностранного гражданина от работы.

ФИО1 представлены приказ №1-к от 22.07.2022 об отстранении продавца непродовольственных товаров Н. от работы в связи с окончанием срока патента на работу с 22.07.2022 до 19.08.2022, приказ №2-к от 04.08.2022 о допуске указанного лица в связи с получением патента работу иностранного гражданина с 04.08.2022.

Согласно табелю учета рабочего времени (унифицированная форма Т-13) за август 2022 года отметки о явке Н. на работу поставлены, начиная с 04.08.2022. До данной даты, в данном табеле, а также в табеле учета рабочего времени за июль 2022 года, начиная с 22.07.2022, поставлен буквенный код «ДО»(отпуск без сохранения заработной платы, предоставляемый работнику по разрешению работодателя). Допрошенный в качестве свидетеля Н. отрицал факт повторного заключения трудового договора с ИП ФИО1 в 2022 году, пояснял, что работал у него по договору от 23.07.2021, затем на период получения нового патента трудовую деятельность не осуществлял, заработная плата ему в указанный период не выплачивалась.

Указанное подтверждается официальными сведениями о страховом стаже застрахованных лиц, поданными ИП ФИО1 в ПФР 10.02.2023 в отношении Н. по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 №507а, за отчетный 2022 год. Согласно представленным сведениям период работы Н. с 22.07.2022 по 03.08.2022 не оплачивался, начисления начали поступать вновь с 04.08.2022. Таким образом, дата заключения трудового договора 20.08.2022 опровергается представленными сведениями.

Действия работодателя на предмет соответствия требованиям Трудового кодекса Российской Федерации в части выплаты заработной платы на период отстранения от работы, неправильного заполнения табеля учета рабочего времени (при отстранении от работы должен проставляться буквенный код «НО» - Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»), в силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не оцениваются.

Согласно представленным ОСФР по Пермскому краю сведениям Н. осуществлял трудовую деятельность у ИП ФИО1 в качестве продавца непродовольственных товаров с 23.07.2021, дата увольнения – 10.03.2023.

В судебное заседание для обозрения представлена трудовая книжка Н., ведение которой начато 30.04.2015 ООО «***»; все записи в данной трудовой книжке последовательны: имеются запись о принятии 23.07.2021 Н. ИП ФИО1 на должность продавца непродовольственных товаров под номером 5, запись о расторжении трудового договора по инициативе работника на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации под номером 6, запись о приеме Н. на указанную выше должность 14.03.2023 индивидуальным предпринимателем З. Указанное, а также имеющиеся в открытом доступе сведения в ЕГРИП о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, соответствуют объяснениям ФИО1 о причинах расторжения трудового договора с Н.

Из представленных ФИО1 расчетов налоговой базы и налога на доходы физического лица, Н. выплачивалась заработная плата как в июле, так и в августе 2022 года. Данные сведения соответствуют сведениям в представленной Межрайонной ИФНС России №19 по Пермскому краю справке о доходах и суммах налога физического лица за 2022 год №2 от 20.01.2023. При этом размер заработной платы, полученной Н. в августе 2022 года, выше размера заработной платы за июль 2022 года, что, учитывая указанные выше периоды, в течение которого Н. свои трудовые обязанности не исполнял, исключает дату заключения трудового договора, указанную в поданном уведомлении, 20.08.2022.

Исходя из совокупности содержания документов, оснований не доверять представленным ФИО1 документам не имеется, а Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрет на представление доказательств по делу на любой стадии рассмотрения дела.

Несмотря на поданное 10.03.2023 ИП ФИО1 уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином ФИО1 20.08.2022, его позицию при составлении протокола об административном правонарушении, представленные в краевой суд документы не свидетельствуют о необходимости заключения с ФИО1 20.08.2022 иного трудового договора или гражданско-правового договора, чем трудовой договор от 23.07.2021, влекущего обязанность работодателя в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ уведомить уполномоченный орган о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства).

При таких обстоятельствах с выводами судьи районного суда о допущенном ИП ФИО1 бездействии, образующем объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласиться нельзя. Постановление не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП ФИО1 следует прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7, пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Постановление судьи Добрянского районного суда Пермского края от отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП ФИО1 - прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись