Судья Фоменко И.А. КОПИЯ
Дело № 7-992/2020 (21-535/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 16 июля 2020 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никулиной Е.В., с участием защитника Винаковой М.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя муниципального унитарного предприятия «Водоканал г. Березники» ФИО1 на решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 26 мая 2020 г., постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 08 апреля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал г. Березники»,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 08 апреля 2020 г. № 59/7-495-20-ОБ/12-4768-И/52-61/326 муниципальное унитарное предприятие «Водоканал г. Березники» (далее МУП «Водоканал г. Березники») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 26 мая 2020 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника МУП «Водоканал г. Березники» Винаковой М.А., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, законный представитель МУП «Водоканал г. Березники» ФИО1 просит изменить назначенное наказание, полагая его чрезмерно суровым, заменив его устным замечанием, ссылаясь на наличие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, или минимальный размер штрафа. Указывает, что предприятием приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства путем внесения изменений в Положение по оплате труда и премировании работников МУП «Водоканал г. Березники». Кроме того, не согласен с выводом суда о не предоставлении предприятием документа, подтверждающего утвержденную форму расчетного листка, поскольку данный документ в материалах дела имеется.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель МУП «Водоканал г. Березники» ФИО1, потерпевшие Ш., Х., М., Г., извещенные надлежаще, участие не принимали.
Защитник Винакова М.А., в судебном заседании в краевом суде, жалобу поддержала.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника Винаковой М.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; о размерах и об основаниях произведенных удержаний; об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Форма расчетного листка, утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов.
Как следует из материалов дела, по обращению работников от 04 февраля 2020 г. № 59/7-495-20-ОБ Государственной инспекцией труда в Пермском крае на основании распоряжения врио заместителя руководителя Государственной инспекцией труда в Пермском крае от 12 февраля 2020 г. № 59/7-495-20-ОБ /12-1978-И/52-61 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства МУП «Водоканал г. Березники».
По результатам проведенной проверки установлено нарушение МУП «Водоканал г. Березники» трудового законодательства, выразившееся в том, что в расчетных листках работников указана «Компенсация затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей», при этом из письменных пояснениям «МУП «Водоканал г. Березники» в состав указанной компенсации входят следующие начисления: отстой; доплата за ночное время; доплата за вечернее время; за праздничные, выходные дни; за резерв; за интенсивный тяжелый труд; за вредность (осн.); премия ФЗП; районный коэффициент.
Согласно пункту 11.5 Положения об оплате труда и премированию работников МУП «Водоканал г. Березники» оплата труда и премирование водителей троллейбусов на городских регулярных перевозках состоит из тарифной ставки 5-6 разряда, компенсационных выплат в соответствии с коллективным договором, стимулирующих выплат и доплат за особые условия труда.
«Компенсация затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей», а также, что предусматривает данная компенсация, локальными нормативными актами МУП «Водоканал г. Березники» не установлена в Положении об оплате труда и премированию работников, коллективном договоре, в трудовом договоре работников отсутствует.
Таким образом, работники при выплате заработной платы не извещены обо всех составных частях заработной платы, что является нарушением части 1 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт от 12 марта 2020 г., в котором отражены выявленные нарушения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении МУП «Водоканал г. Березники» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, и привлечения предприятия к административной ответственности.
Принимая решение по делу, и отказывая в удовлетворении жалобы, судья городского суда обоснованно исходил из того, что установленные обстоятельства дела, свидетельствуют о совершении МУП «Водоканал г. Березники» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Оценка судьей городского суда имеющихся доказательств произведена по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Выводы судьи о доказанности состава административного правонарушения являются мотивированными.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения юридическим лицом требований трудового законодательства, равно как и доказательства принятия предприятием, исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующего трудового законодательства, судья городского суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления о привлечении МУП «Водоканал г. Березники» к административной ответственности.
Вопрос о наличии вины МУП «Водоканал г. Березники» в совершении вменяемого административного правонарушения исследовался административным органом и судьей городского суда с учетом положений статьи 2.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в постановлении о привлечении к административной ответственности и решении судьи городского суда.
Действия МУП «Водоканал г. Березники» по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ квалифицированы верно.
Доводы о том, что все составные части заработной платы расписаны в Положении об оплате труда и премировании работников МУП «Водоканал г. Березники» являются не состоятельными и опровергаются материалами дела.
Согласно пункту 1.6 Положения об оплате труда и премировании работников МУП «Водоканал г. Березники» (утвержденного приказом генерального директора МУП «Водоканал г. Березники» от 26 декабря 2018 г. № 216) при выплате заработной платы Работодатель обязан в письменной форме (расчетный листок) извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Раздел 5 Положения об оплате труда и премировании работников МУП «Водоканал г. Березники» содержит виды гарантийных и компенсационных выплат работникам, в разделе 6 Положения содержатся особые условия оплаты труда отдельных категорий работников. Однако данные разделы Положения не содержат понятия «Компенсация затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей».
В коллективном договоре МУП «Водоканал г. Березники», принятом 31 мая 2018 г., также отсутствует информация о «Компенсации затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей».
Из письменных пояснений, представленных МУП «Водоканал г. Березники» следует, что в состав суммы «Компенсация затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей» входят следующие начисления: отстой; доплата за ночное время; доплата за вечернее время; за праздничные, выходные дни; за резерв; за интенсивный тяжелый труд; за вредность (осн.); премия ФЗП; районный коэффициент.
Доказательств, подтверждающих ознакомление работников МУП «Водоканал г. Березники» с данной информацией, не представлено, что свидетельствует о том, что работники при выплате заработной платы не извещены обо всех составных частях заработной платы.
Представленная в городской суд форма расчетного листка, утвержденная приказом генерального директора МУП «Водоканал г. Березники» от 26 декабря 2018 г. № 217/2, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, поскольку как следует из материалов дела об административном правонарушении указанные документы при проведении проверки представлены не были, при этом отсутствие документов подтверждающих утверждение формы расчетного листка предприятию не вменялось.
Довод жалобы о том, что совершенное правонарушение является малозначительным, поскольку какие-либо последствия, представляющие существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений отсутствуют, несостоятелен и не влечет отмену состоявшихся по делу актов.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления каких-либо вредных последствий. Исходя из оценки фактических обстоятельств совершения вмененного предприятию правонарушения, выразившегося в нарушении трудового законодательства, направленного на соблюдение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, в данном случае не позволяет сделать вывод о малозначительности данного деяния, поскольку характер допущенных нарушений существенно нарушает охраняемые общественные отношения, в сфере обеспечения конституционных гарантий трудовых прав граждан.
Обстоятельства отсутствия наступления неблагоприятных последствий, причинения вреда либо нарушения прав и интересов граждан и государства, не могут рассматриваться в качестве оснований для вывода о малозначительности совершенного правонарушения, с учетом формального характера состава вмененного административного правонарушения, по которому не требуется наступление последствий.
В изложенной связи равным образом не имеется оснований для снижения назначенного МУП «Водоканал г. Березники» административного штрафа.
С учетом частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, предоставлена возможность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Указанные положения предоставляют возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Назначенное МУП «Водоканал г. Березники» наказание соответствует требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа определен должностным лицом с учетом установленных обстоятельств (нарушение трудового законодательства, направленного на соблюдение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав), в пределах санкции части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.
Доводы о том, что предприятие является убыточным, внесение изменений в Положение об оплате труда и премировании работников МУП «Водоканал г. Березники», не являются основанием для изменения постановления должностного лица и решения судьи городского суда.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Водоканал г. Березники» допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены, изменения постановления должностного лица, решения судьи городского суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 26 мая 2020 г., постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 08 апреля 2020 г. № 59/7-495-20-ОБ/12-4768-И/52-61/326 оставить без изменения, жалобу законного представителя МУП «Водоканал г. Березники» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья - (подпись)