7-588-2014-12-226-2014
РЕШЕНИЕ
Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев 12 мая 2014 года в судебном заседании в г. Перми при секретаре Варанкиной Д.А. жалобу Гаврилова В.Ю. в интересах общества с ограниченной ответственностью «***» на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 04 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
24 декабря 2013 года начальником отдела по контролю и надзору Агентства по занятости населения Пермского края в отношении ООО «***» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Согласно протоколу, 06 декабря 2013 года Агентством по занятости населения Пермского края получено письмо государственного казенного учреждения Центра занятости населения г. Перми от 05.12.2013 г. № СЭД-01-05-37 с информацией о том, что ООО «***» несвоевременно направлены уведомления о расторжении трудовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. При изучении уведомлений установлены нарушения части 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и пункта 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержденного приказом ФМС России от 28.10.2010 №147:
- трудовой договор с С. расторгнут 09.12.2012 г. (уведомление о расторжении в ГКУ ЦЗН поступило 05.11.2013 г.),
- трудовой договор с М. расторгнут 05.04.2013 г. (уведомление о расторжении в ГКУ ЦЗН поступило 05.11.2013 г.),
- трудовой договор с С1. расторгнут 20.10.2012 г. (уведомление о расторжении в ГКУ ЦЗН поступило 05.11.2013 г.),
- трудовой договор с А. расторгнут 22.09.2012 г. (уведомление о расторжении в ГКУ ЦЗН поступило 05.11.2013 г.).
Дело направлено для рассмотрения мировому судье судебного участка № 18 Ленинского района г. Перми, определением которого от 09 января 2014 года дело в соответствии с правилами подведомственности направлено на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Перми.
В судебном заседании в районном суде защитник ООО «***» Гаврилов В.Ю. просил производство по делу прекратить, поскольку в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 04 апреля 2014 года из вмененного ООО «***» объема правонарушения в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности исключено нарушение, связанное с неуведомлением о расторжении трудовых договоров с С., С1. и А. ООО «***» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере четырехсот тысяч рублей.
В жалобе, поданной в краевой суд, защитник ООО «***» Гаврилов В.Ю., действующий на основании доверенности, просит об отмене постановления, прекращении производства по делу, указав следующее. Агентство по занятости населения Пермского края не имело права передавать протокол об административном правонарушении на рассмотрение в суд, а должно было передать его на рассмотрение в УФМС России по Пермскому краю. Административная ответственность была установлена за выявленные нарушения после внесения изменений в часть 3 ст. 18.15 КоАП РФ, на день совершения правонарушения ответственность отсутствовала. Судьей неверно установлено отсутствие оснований для применения малозначительности.
В судебном заседании в краевом суде защитник ООО «***» Гаврилов В.Ю. на доводах жалобы настаивал.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья краевого суда находит постановление судьи районного суда подлежащими отмене с прекращением в отношении ООО «***» производства по делу ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного часть 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации.
Согласно части 3 ст. 18.15 КоАП Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 207-ФЗ) неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо неуведомление соответствующего органа о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии с частью 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержденного приказом ФМС России от 28.10.2010 № 147 (далее -Порядок), работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, трудовой договор с работником М. был расторгнут ООО «***» 05 апреля 2013 года, следовательно, работодатель должен был в срок не позднее 10 апреля 2013 года уведомить о расторжении договора орган занятости населения. Невыполнение предусмотренной пунктом 2 Порядка обязанности уведомить орган занятости населения о расторжении трудового договора с М. к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся, следовательно, совершено 11 апреля 2013 года.
Вместе с тем, на день совершения административного правонарушения КоАП Российской Федерации не предусматривал ответственность граждан, должностных и юридических лиц за неуведомление территориальных органов Федеральной миграционной службы и органов исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения, о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками. Кодексом была установлена ответственность только за неуведомление указанных органов о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Административная ответственность за неуведомление соответствующего органа о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником была введена Федеральным законом от 23.07.2013 № 207-ФЗ, внесшим в часть 3 ст. 18.15 КоАП Российской Федерации соответствующие изменения, вступившие в силу с 23 июля 2013 года.
Таким образом, на день нарушения ООО «***» обязанности уведомить орган занятости населения Пермского края о расторжении с М. трудового договора административная ответственность за неуведомление не была предусмотрена, что исключает в действиях юридического лица наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 18.15 КоАП Российской Федерации.
Вывод судьи районного суда о том, что, поскольку на день совершения административного правонарушения Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Порядком, утвержденным приказом ФМС России от 28.10.2010 № 147, была предусмотрена обязанность работодателей по уведомлению органа занятости о расторжении трудового договора с иностранными гражданами в течение трех рабочих дней с даты расторжения, нарушение ООО «***» указанной обязанности образует состав вмененного юридическому лицу административного правонарушения, является ошибочным. Неисполнение обязанности, установленной указанными нормативными правовыми актами, не влекло на день неуведомления ООО «***» органа занятости населения о расторжении трудового договора с иностранным гражданином административной ответственности на основании действующего на тот момент законодательства об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежат отмене с прекращением в отношении ООО «***» производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 04 апреля 2014 года отменить.
Прекратить в отношении общества с ограниченной ответственностью «***» производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации, ввиду отсутствия состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации).
Судья – Спиридонов Е.В.