Дело № 7-28-2017 (12-11/2017)
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е. при ведении протокола судебного заседания секретарем Покровской Д.А., с участием защитника Седусовой И.А., представителя Контрольно-счетной палаты Пермского края Ахметьянова А.М., рассмотрев 12 января 2017 года в судебном заседании в г. Перми жалобу защитника Ляха П.А. – Седусовой И.А. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 1 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ляха П.А.,
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Ленинского районного суда г.Перми от 1 декабря 2016 года Лях П.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Ляху П.А. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд защитником Ляха П.А. – Седусовой Е.А., поставлен вопрос об отмене постановления о привлечении Ляха П.А. к административной ответственности, как незаконного и необоснованного. В обоснование заявитель жалобы ссылается на то, что, устанавливая вину Ляха П.А., судья указал, что факт нарушения порядка предоставлений субсидий нашёл отражение в выписке из акта по результатам проверки законности, целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на предоставление субсидий спортивным федерациям по видам спорта на частичное возмещение затрат, связанных с организацией и проведением официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края в соответствии с календарным планом официальных мероприятий Пермского края в соответствии с календарным планом официальных физкультурных мероприятий Пермского края за 2014-2016 годы в рамках проведения аудита эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Пермского края «Развитие физической культуры и спорта», утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1324-П, однако акт по результатам проверки в Министерство физической культуры, спорта и туризма Пермского края не поступал, возражения по приобщению выписки из акта к материалам дела, доводы о том, что выписка из акта не может являться доказательством по делу, судом во внимание не приняты. Судом не исследован вопрос правового характера, не принято во внимание то, что субсидии некоммерческим организациям предоставляются в порядке, установленном статьёй 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 2 которой, обязательными условиями предоставления субсидий являются согласие их получателей, поэтому главный распорядитель бюджетных средств и его должностные лица не могут быть субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ. Также заявитель указал, что порядок предоставления субсидий, утверждённый Постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2009 № 739-п не предусматривает такого условия предоставления субсидии, как отсутствие кредиторской задолженности получателя субсидии. Кроме того, сама природа субсидии на возмещение затрат предполагает наличие на дату предоставления субсидии уже произведенных расходов на организацию и проведение мероприятия. Также указал, что судья районного суда неправомерно не применил ст.2.9 КоАП РФ при назначении наказания.
В судебном заседании в краевом суде Лях П.А., будучи извещённым о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимал, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Защитник Седусова И.А. поддержала изложенные в жалобе доводы, дополнительно указала, что преамбула порядка предоставления субсидий, утверждённого Постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2009 № 739-п, в части указания на ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации противоречит данному кодексу.
Представитель Контрольно-счетной палаты Пермского края Ахметьянов А.М. полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, доводы жалобы, возражения на жалобу, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, судья краевого суда не находит оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
Согласно п.1 ст.78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ).
Постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2009 № 739-п в соответствии со статьей 78 БК РФ утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края (далее – Порядок).
В соответствии с п.1.5 Порядка главным распорядителем субсидий является Министерство физической культуры и спорта Пермского края (далее - Министерство).
Порядок предоставления субсидии осуществляется на основании договора между Министерством и краевой спортивной федерацией. В договоре определяются размер, сроки, цели и условия предоставления субсидии, а также меры ответственности и способы контроля за целевым использованием субсидии (п.2.4 Порядка).
В целях реализации Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края приказом Министерства физической культуры и спорта Пермского края от 23.01.2012 № ** утвержден Алгоритм предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края.
В соответствии с п.1.4 Приложения 1 к Алгоритму предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края условиями предоставления субсидий Федерации являются:
целевое использование средств бюджета Пермского края;
государственная аккредитация краевой спортивной Федерации в Министерстве в соответствии с Приказом Министерства спорта России от 1 августа 2014 г. N 663 "Об утверждении Порядка проведения государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций и формы документа о государственной аккредитации, подтверждающего наличие статуса региональной спортивной федерации";
отсутствие кредиторской задолженности Федерации перед Министерством по состоянию на 1 января текущего финансового года;
участие в физкультурных Мероприятиях, проводимых Министерством;
отсутствие решения суда о признании банкротом и открытии конкурсного производства;
отсутствие факта нецелевого использования средств бюджета Пермского края, если они не были восстановлены в доход бюджета Пермского края.
Признавая Ляха П.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о нарушении Ляхом П.А., являющимся главным распорядителем бюджетных средств, условий порядка предоставления субсидий, установленного в договорах о предоставлении субсидии, выразившееся в подписании заявок на оплату расходов на перечисление Общественной организации «Федерация бокса Пермского края» субсидий на возмещение затрат на проведение физкультурных и спортивных мероприятий при наличии кредиторской задолженности.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения Контрольно-счетной палаты Пермского края от 20.05.2016 № 26 в отношении Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края была проведена проверка: «Аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Пермского края «Развитие физической культуры и спорта». В ходе проведения проверки установлено нарушение условий предоставления субсидий.
Так, 31.08.2015 и 17.12.2015 между Министерством физической культуры, спорта и туризма Пермского края и Общественной организацией «Федерация бокса Пермского края» заключены договоры на предоставление субсидии - № ** и № **, предметом которых являлось предоставление Министерством Федерации субсидий за счет средств бюджета Пермского края на возмещение затрат Федерации, предусмотренных Порядком финансирования за счет средств бюджета Пермского края физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, утверждённых постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2011 № 1106-п.
Пунктом 1.4 договоров на предоставления субсидии № ** и № ** предусмотрены условия предоставления субсидий Федерации, одним из которых является отсутствие кредиторской задолженности Федерации перед Министерством.
По договору № ** от 31.08.2015 Общественной организации «Федерация бокса Пермского края» на основании заявки на оплату расходов №** от 31.08.2015, подписанной должностным лицом Ляхом П.А. – министром физической культуры, спорта и туризма Пермского края были перечислены денежные средства в сумме 753069,80 рублей.
По договору № ** от 17.12.2015 Общественной организации «Федерация бокса Пермского края» на основании заявки на оплату расходов №** от 17.12.2015, подписанной должностным лицом подписанной должностным лицом Ляхом П.А. – министром физической культуры, спорта и туризма Пермского края были перечислены денежные средства в сумме 418 810 рублей.
При этом согласно карточкам учета средств и расчётов (ф. **) Общественной организации «Федерация бокса Пермского края» по счёту ** за 2015 год на дату подписания министром физической культуры, спорта и туризма Пермского края Ляхом П.А. заявки на оплату расходов от 31.08.2015 № ** по договору № ** на сумму 753069,80 рублей у Министерства физической культуры, спорта Пермского края числилась дебиторская задолженность Общественной организации «Федерация бокса Пермского края» в общей сумме 1748871,26 рублей, на дату подписания министром физической культуры, спорта и туризма Пермского края Ляхом П.А. заявки на оплату расходов от 17.12.2015 № ** по договору № ** на сумму 418 810 рублей у Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края числилась дебиторская задолженность Общественной организации «Федерация бокса Пермского края» в общей сумме 1552297,26 рублей.
Факт совершения Ляхом П.А. вменяемого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым судьей районного суда дана всесторонняя, полная и объективная оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ. При рассмотрении дела фактические обстоятельства достоверно установлены, подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами. Все выводы судьи районного суда являются мотивированными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права, которыми руководствовался судья, в постановлении приведены. Совершенное Ляхом П.А. административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Доводы, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судьей районного суда, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств не может служить основанием для отмены вынесенного по делу постановления судьи районного суда.
Ссылка заявителя жалобы на то, устанавливая вину Ляха П.А., судья указал, что факт нарушения порядка предоставлений субсидий нашёл отражение в выписке из акта по результатам проверки законности, целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на предоставление субсидий, однако акт по результатам проверки в Министерство физической культуры, спорта и туризма Пермского края не поступал, возражения по приобщению выписки из акта к материалам дела, доводы о том, что выписка из акта не может являться доказательством по делу, судом во внимание не приняты, не влияют на правильные выводы судьи районного суда о доказанности в действиях Ляха П.А. состава вменяемого административного правонарушения. Из решения председателя Контрольно-счетной палаты Пермского края от 20.05.2010 № 26 видно, что проверяемый период – это 2014 – 2017 годы, дата начала проверки – 23 мая 2016 года. Учитывая проверяемый период, на момент рассмотрения дела судьёй районного суда акт проверки в полном объеме составлен не был, в связи с чем не мог быть направлен в Министерство физической культуры, спорта и туризма Пермского края. Документ, именуемый выпиской из акта, по существу является справкой, содержащей информацию об определённых сведениях, полученных в определённом периоде проверки, в связи с чем оснований для признания его недопустимым доказательством не имеется. Указанному документу судьёй районного суда дана оценка в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в деле.
Доводы жалобы о том, что в данном случае субсидии предоставлялись в порядке, установленном статьёй 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нельзя признать состоятельными. Как усматривается из материалов дела, субсидии предоставлены в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, утверждённым постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2009 № 739-п. Данный Порядок предусматривает предоставление субсидий юридическим лицам в соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Утверждение заявителя жалобы о том, что указанный Порядок не предусматривает такого условия предоставления субсидии, как отсутствие кредиторской задолженности получателя субсидии, не свидетельствует об отсутствии в действиях Ляха П.А. состава вменяемого административного правонарушения. Как следует из п.2.4 Порядка, предоставление субсидии осуществляется на основании договора между Министерством физической культуры, спорта и туризма Пермского края и Общественной организации «Федерация бокса Пермского края», в договоре определяются, в том числе условия предоставления субсидии. Согласно пункту 1.4 договоров на предоставления субсидии № ** и № ** одним из условий предоставления субсидии является отсутствие кредиторской задолженности Федерации перед Министерством. Такое же условие предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включённых в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, предусмотрено в пункте 1.4 Приложения 1 к Алгоритму предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, утверждённому приказом Министерства физической культуры и спорта Пермского края от 23.01.2012 № **.
В связи с изложенным, довод защитника о том, что в данном случае оформление расходов осуществлялось по коду 630 «субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений», не свидетельствует о том, субсидии предоставлялись в соответствии со ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Не свидетельствует об отсутствии состава вменяемого Ляху П.А. административного правонарушения довод защитника о том, что преамбула порядка предоставления субсидий, утверждённого Постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2009 № 739-п, в части указания на ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации противоречит данному кодексу.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, субсидии по указанным выше договорам предоставлены Общественной организации «Федерация бокса Пермского края» на частичное возмещение затрат по видам спорта, связанным с организацией и проведением официальных культурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края в соответствии с Календарным планом официальных физкультурных мероприятий Пермского края.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг предоставляются в соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При указанных обстоятельствах оснований полагать, что постановление Правительства Пермского края от 19.10.2009 № 739-п, которым утверждён Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, в части указания в преамбуле на статью 78 Бюджетного кодекса противоречит указанному кодексу, не имеется.
Утверждение защитника о том, что Лях П.А. не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, не может быть признан состоятельным.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ характеризуется нарушением виновным лицом условий предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В соответствии с Положением о Министерстве физической культуры, спорта Пермского края, утверждённым Постановлением Правительства Пермского края от 11.02.2011 № 65-п (далее – Положение) министерство выполняет функции главного распорядителя средств бюджета Пермского края (администратора расходов бюджета Пермского края) по направлениям деятельности Министерства, а также осуществляет функции главного администратора доходов бюджета Пермского края с присвоением соответствующих кодов.
Согласно пункту 5.1 Положения министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Пермского края по представлению председателя Правительства Пермского края.
Пунктом 5.2.1 Положения установлено, что министр осуществляет руководство деятельностью Министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач.
На основании изложенного, к административной ответственности по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ могут быть привлечены только должностные лица главных распорядителей бюджетных средств, предоставляющих субсидии.
Как следует из материалов дела, в данном случае должностным лицом - главным распорядителем бюджетных средств являлся Лях П.А., который на основании служебного контракта от 25.07.2012 №155, с учетом дополнительного соглашения к нему от 05.08.2015 №2 исполняет должностные обязанности министра физической культуры, спорта и туризма Пермского края.
Ссылка в жалобе на малозначительность совершенного административного правонарушения несостоятельна по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Административное правонарушение, вменяемое Ляху П.А. не отвечает признакам ст.2.9 КоАП РФ, поскольку представляет угрозу охраняемым общественным отношениям по обеспечению порядка проведения мероприятий бюджетного контроля независимо от наступления каких-либо негативных последствий. Наступление негативных последствий в качестве признака объективной стороны указанного правонарушения не предусмотрено.
Основания для признания совершённого административного правонарушения малозначительным отсутствуют.
Постановление о привлечении Ляха П.А. к административной ответственности вынесено в соответствии с нормами КоАП РФ, с соблюдением сроков привлечения к административной ответственности. Наказание Ляху П.А. назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, в минимальном размере.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Ляха П.А., допущено не было.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л а:
постановление судьи Ленинского районного суда г.Перми от 1 декабря 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника Седусовой И.А. - без удовлетворения.
Судья –подпись-