НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пермского краевого суда (Пермский край) от 10.10.2019 № 7-2100/2019/21-1220/19

Судья - Петрова Е.А.

Дело № 7-2100/2019 / 21-1220/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 10 октября 2019 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никулиной Е.В., с участием защитника Васаниной Я.Р., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» Ш1. на постановление исполняющего обязанности начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае от 11 июля 2019 г. № 59/12-8201-19-И (274), решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 20 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА»

у с т а н о в и л:

постановлением исполняющего обязанности начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае от 11 июля 2019 г. № 59/12-8201-19-И (274) публичное акционерное общество «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» (далее - ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА», общество) было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35000 рублей.

Решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 20 августа 2019 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» Ш1., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Ш1. просит постановление должностного лица, решение судьи городского суда отменить, полагая о малозначительности правонарушения, поскольку отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, ссылаясь на то, что обществом принимались все зависящие меры по соблюдению требований трудового законодательства, поскольку были приняты и утверждены локальные акты (положение, должностная инструкция начальника бюро организации труда и заработной платы), на отсутствие оценки характера совершенного правонарушения, поскольку не принято во внимание, что негативных последствий для Ш2. не наступило.

В судебном заседании в краевом суде законный представитель ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА», защитник Ш1., потерпевший Ш2., извещенные надлежаще, участие не принимали.

Защитник Васанина Я.Р., в судебном заседании в краевом суде, жалобу поддержала.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В силу части 3 статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации о времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.

Как следует из материалов дела, при проведении внеплановой документарной проверки Государственной инспекцией труда в Пермском крае на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Пермском крае от 31 мая 2019 г. в связи с обращением Ш2. о нарушении ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» трудового законодательства поступившим 27 мая 2019 г. № 59/7-2193-19-ОБ выявлено нарушение ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» обязательных требований трудового законодательства, а именно, Ш2. не был извещен о времени начала ежегодного оплачиваемого отпуска с 01 июня 2019 г. не менее чем за две недели до его начала. Приказ № 1175 от 27 мая 2019 г. о предоставлении указанному работнику ежегодного основного оплачиваемого отпуска в количестве 28 календарных дней за период работы с 22 октября 2018 г. по 22 октября 2019 г., а также дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда в количестве 9 календарных дней за период работы с 22 октября 2017 г. по 22 октября 2018 г. и 8 календарных дней за период работы с 22 октября 2017 г. по 22 октября 2018 г. предоставлен Ш2. для ознакомления под роспись только 27 мая 2019 г.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» 04 июля 2019 г. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, и привлечения общества к административной ответственности.

Принимая решение по делу, и отказывая в удовлетворении жалобы, судья городского суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Оценка судьей городского суда имеющихся доказательств произведена по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Выводы судьи о доказанности состава административного правонарушения являются мотивированными.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения юридическим лицом требований трудового законодательства, равно как и доказательства принятия обществом, исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующего трудового законодательства, судья городского суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления о привлечении ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» к административной ответственности.

Вопрос о наличии вины ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» в совершении вменяемого административного правонарушения исследовался административным органом и судьей городского суда с учетом положений статьи 2.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в постановлении о привлечении к административной ответственности и решении судьи городского суда.

Действия ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ квалифицированы верно.

Административное наказание назначено в виде штрафа в соответствии с санкцией части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, отвечает в данном случае требованиям разумности и справедливости, соразмерно содеянному с учетом характера допущенного нарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере реализации трудовых прав граждан и единого порядка регулирования отношений между работником и работодателем. Статья 123 Трудового кодекса Российской Федерации призвана обеспечить права работника гарантированные статьей 37 Конституции Российской Федерации, то есть нарушение данных положений свидетельствует о существенной угрозе рассматриваемым общественным отношениям.

Отсутствие со стороны Ш2. каких-либо претензий к работодателю на вид административного наказания либо на возможность признания правонарушения малозначительным не влияет, поскольку в данном случае имело место нарушение трудового законодательства, выявленное в ходе проверки по заявлению работника.

Оснований для признания назначенного ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» административного наказания несправедливым вследствие чрезмерной суровости и снижения наказания, не имеется. Административное наказание определено в пределах санкции части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, и не является максимальной мерой данного вида наказания.

Принятие и утверждение обществом локальных актов (положения, должностной инструкции начальника бюро организации труда и заработной платы), не свидетельствует о том, что ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» были приняты все зависящие меры по соблюдению требований трудового законодательства, поскольку выявленные нарушения указывают на то, что контроль по исполнению локальных актов общества в целях соблюдения трудовых прав работников, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации, осуществлялся ненадлежащим образом. В данном случае отсутствие контроля юридического лица за исполнением локальных актов, принятых в целях соблюдения трудового законодательства, его должностными лицами, свидетельствует о пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей работодателя и соответственно принятии не всех зависящих от него мер в целях исключения допущенных нарушений.

Относительно доводов о возможности применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, то они подлежат отклонению в силу следующего.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительным правонарушением является действие или бездействие, действие хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, и может иметь место только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления каких-либо вредных последствий. Исходя из оценки фактических обстоятельств совершения вмененного обществу правонарушения, выразившегося в нарушении трудового законодательства, направленного на соблюдение гарантированных статьей 37 Конституции Российской Федерации прав, в данном случае не позволяет сделать вывод о малозначительности данного деяния, поскольку характер допущенных нарушений существенно нарушает охраняемые общественные отношения, в сфере обеспечения конституционных гарантий трудовых прав граждан.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» допущено не было.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление исполняющего обязанности начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае от 11 июля 2019 г. № 59/12-8201-19-И (274), решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 20 августа 2019 г. оставить без изменения, жалобу защитника Ш1. - без удовлетворения.

Судья - подпись