НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пермского краевого суда (Пермский край) от 09.06.2022 № 72-550/2022

УИД 59RS0004-01-2022-000465-23

Судья Рожкова И.П.

Дело № 72-550/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 9 июня 2022 г. в г. Перми жалобу Ведерникова Евгения Александровича на постановление и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 15 декабря 2021 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Ведерникова Евгения Александровича,

у с т а н о в и л:

постановлением и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № 05-01/40-21 от 15 декабря 2021 г. начальник отдела лесного хозяйства акционерного общества "***" (далее по тексту – АО "***") Ведерников Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13 апреля 2022 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Ведерникова Е.А., постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Ведерников Е.А., просит об отмене актов, состоявшихся по делу об административном правонарушении, и прекращении производства по делу, указывая на нарушения норм материального и процессуального права. Выражает несогласие с выводами судьи районного суда о том, что положения Федерального закона № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г.) не распространяются на юридических лиц. Не согласен с тем, что заявление (письмо) АО "***" от 3 июня 2020 г., требующим ответа в порядка установленным Административным регламентом, утвержденным Приказом Минприроды России № 641 от 8 декабря 2016 г., не является. Считает, что письмо АО "***" от 3 июня 2020 г. соответствует критериям обращения, указанным в Федеральном законе № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. и Административном регламенте в связи с чем, ответ на него должен быть предоставлен в установленный законом срок. Ссылается на то, что судьей районного суда не отражён в решении довод об истечении срока давности привлечения к административной ответственности. Судьей районного суда не принято во внимание, что решением судьи Ленинского районного суда г. Перми постановление отменено, прекращено производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ в отношении АО "***".

В судебном заседании Ведерников Е.А., извещенный о времени и месте судебного заседания, надлежаще, участие не принимал.

Защитник Павлова И.В. в судебном заседании настаивала на доводах жалобы, дополнительно пояснив, что решением судьи Пермского краевого суда от 26 мая 2022 г. решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 16 марта 2022 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ в отношении АО "***" оставлено без изменения.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья краевого суда оснований к отмене или изменению оспариваемого решения не находит.

В силу части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).

В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно части 3 статьи 16 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Приказом Минприроды России № 993 от 1 декабря 2020 г. утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Правила заготовки древесины).

В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины Заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ).

Приказом Минприроды России № 367 от 27 июня 2016 г. утверждены Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения (Приложение 1), Форма технологической карты лесосечных работ (Приложение 2), Форма акта осмотра лесосеки (Приложение 3), Порядок осмотра лесосеки (Приложение 4).

На основании пунктом 2 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности ихпроведения, при заготовке древесины и осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, лесосечные работы выполняются на основании лесной декларации в соответствии с проектом освоения лесов.

В соответствии части 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

В соответствии с пунктом 3 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 17 от 16 января 2015 г. (действующего до 31 декабря 2020 г.) (далее по тексту - Порядка заполнения и подачи лесной декларации) в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

Согласно части 1 статьи 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, на основании договора аренды лесного участка ** от 14 ноября 2016 г. ОАО "***" переданы для заготовки древесины лесные участки на территории Косинского лесничества площадью 9075 га.

В связи с передачей прав и обязанностей по договору от ОАО "***" к АО "***", арендатором по договору аренды лесного участка ** от 14 ноября 2016 г. являлось АО "***".

Согласно лесной декларации № 0488/2 от 16 января 2020 г., в период с 17 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. АО "***" заявлено использование лесного участка для заготовки древесины способом сплошных рубок на делянке ** в выделе ** квартала ** Чазёвского участкового лесничества Косинского лесничества (площадь лесосеки – 10,9 га), а также для строительства лесного проезда в выделе ** квартала ** Чазёвского участкового лесничества Косинского лесничества (площадь – 0,04 га).

4 июня 2020 г. в Министерство от АО "***" поступило письмо № 30-01-25.4 с просьбой об исключении из лесной декларации от 16 января 2020 г. № 0488/2 задекларированных участков в выделах ** и ** квартала ** Чазёвского участкового лесничества Косинского лесничества, в связи с неблагоприятными погодными условиями.

Лесосека, лесной проезд расположенные в выделах ** и ** квартала ** Чазёвского участкового лесничества Косинского лесничества были исключены из лесной декларации № 0488/2 от 16 января 2020 г., соответствующие изменения были внесены в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

11 января 2021 г. в ходе проверки отчета об использовании лесов, поданного АО "***" обнаружено, что юридическим лицом подана информация о рубке лесных насаждений в выделах ** и ** квартала ** Чазёвского участкового лесничества Косинского лесничества, ранее исключенных из лесной декларации № 0488/2 от 16 января 2020 г.

11 января 2021 г. на основании докладной записки инженера по лесопользованию З. о недостоверности отчета 1-ИЛ, представленного арендатором АО "***" по договору аренды лесного участка ** от 14 ноября 2016 г., участковым лесничим Н. и мастером леса С. Чазёвского участкового лесничества Косинского лесничества проведен осмотр указанных лесных участков, в ходе которого установлено, что на лесных участках произведена рубка лесных насаждений.

25 мая 2021 г. на основании письма Косинского лесничества ГКУ "Управление лесничествами Пермского края" № 151 от 21 апреля 2021 г. проведен осмотр лесосек в выделах ** и ** квартала ** Чазевского участкового лесничества Косинского лесничества, по результатам которого составлены Акты осмотра лесосек от 25 мая 2021 г., ведомости перечета пней вырубленной древесины, фототаблицы, расчёты объема вырубленной древесины, треки GPS-навигатора.

Из акта осмотра лесосеки № 4-3 от 25 мая 2021 г. следует, что в выделе ** квартала ** Чазевского участкового лесничества Косинского лесничества ГКУ "Управление лесничествами Пермского края" АО "***" проведена сплошная рубка лесных насаждений на площади 10,9 га. без лесной декларации, в результате рубки лесных насаждений вырублены деревья общим объемом 1905 куб.м., а именно деревья породы "ель" в объеме 1392 куб.м., "пихта" - 320 куб.м., "береза" - 68 куб.м., "осина" - 108 куб.м.и "сосна" -7 куб.м.

Из акта осмотра лесосеки № 5-3 от 25 мая 2021 г. в выделе ** квартала ** Чазевского участкового лесничества Косинского лесничества ГКУ "Управление лесничествами Пермского края" АО "***" проведена разрубка лесного проезда сплошной рубкой лесных насаждений на площади 0,04 га. без лесной декларации, в результате рубки лесных насаждений вырублены деревья общим объемом 3,79 куб.м., а именно деревья породы "ель" в объеме 0,12 куб.м., "пихта" - 0,06 куб.м., "береза" - 0,54 куб.м., "осина" - 3,07 куб.м.

Ведерников Е.А. с 6 марта 2010 г. является начальником отдела лесного хозяйства АО "***", что подтверждается приказом № 090-к от 17 сентября 2009 г.

Согласно должностной инструкции Ведерникова Е.Н., начальник отдела лесного хозяйства АО "***", координирует и организует работу дочерних лесозаготовительных обществ по вопросам управления лесосырьевыми ресурсами, оформленными в аренду АО "***" и дочерними обществами; разрабатывает краткосрочные и долгосрочные планы освоения арендованных АО "***" лесных участков и схемы транспортного освоения арендуемых лесных участков; обеспечивает использование арендованных лесных участков в соответствии с условиями договоров аренды лесных участков, проектами освоения лесов; за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией несет ответственность в пределах, определённых действующим законодательством Российской Федерации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Ведерникова Е.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ и привлечении к административной ответственности по указанной норме.

Несмотря на доводы жалобы, факт совершения административного правонарушения и вина Ведерникова Е.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, подтверждается, совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 1 декабря 2021 г., актами осмотра лесосеки №№ 4-3, 5-3 от 25 мая 2021 г. с приложениями, расчетом объёма вырубленной древесины, фототаблицами и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении жалобы, судья районного суда исходил из доказанности совершения привлекаемым административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, оснований не согласиться судья краевого суда не находит.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в указанном Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях, а также иных организаций.

В настоящем случае, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у должностного лица имелась возможность для установленных требований правил заготовки древесины, за нарушение которых частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия Ведерниковым Е.А. всех зависящих мер для соблюдения установленных правил, не представлено, в связи с чем должностное лицо обосновано привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить правила заготовки древесины, автором жалобы не представлено.

Судья краевого суда не находит оснований полагать об отсутствии вины привлекаемого.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностными лицами административного органа и судьей районного суда соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьи 26.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что положения Федерального закона № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. распространяются на юридических лиц, письмо АО "***" от 3 июня 2020 г. соответствует критериям обращения, указанным в федеральном законе и Административном регламенте, ответ на письменное обращение АО "***" должен был быть рассмотрен в установленный законом срок и предоставлен ответ на его обращение аналогичны доводам, ранее приведенным заявителем при рассмотрении дела судьей районного суда и содержащимся в жалобе на постановление должностного лица административного органа, они являлись предметом проверки судьи районного суда и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемом решении.

Судья краевого суда не находит оснований для иной оценки выводов судьи районного суда.

В соответствии с пунктом 7 Порядка заполнения и подачи лесной декларации (здесь и далее на дату, действовавшую на период спорных правоотношений), внесение изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода осуществляется в случаях: изменения условий договора аренды или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; внесения в установленном порядке изменений в проект освоения лесов; продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно правилам заготовки древесины; исключения отдельных лесосек, объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры и (или) их замены на другие до начала рубки лесных насаждений; внесения изменений в материалы отвода и таксации лесосек при обнаружении ошибок до начала рубки лесных насаждений.

На основании пункта 8 Порядка заполнения и подачи лесной декларации в случае внесения изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода лицо, подавшее лесную декларацию, направляет в уполномоченный орган письменное заявление в произвольной форме с указанием информации о вносимых изменениях, с обоснованием необходимости внесения таких изменений.

К письменному заявлению прилагаются документы, обосновывающие необходимость вносимых изменений.

Изменения в лесную декларацию являются неотъемлемой частью лесной декларации, в которую вносятся изменения.

Согласно пункта 9 Порядка заполнения и подачи лесной декларации в случае выявления несоответствия внесенных изменений в поданную ранее лесную декларацию форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения изменений в лесную декларацию направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в приеме изменений в лесную декларацию, содержащее обоснование отказа.

Исходя из буквального толкования пункта 9 Порядка заполнения и подачи лесной декларации письменное извещение об отказе в приеме изменений в лесную декларацию направляется лицу, подавшему лесную декларацию, только в случае выявления несоответствия внесенных изменений в поданную ранее лесную декларацию форме и установленным требованиям к ее содержанию. Таким образом направление юридическому лицу ответа на его письмо об изменении лесной декларации не требовалось.

Перед началом проведения рубки лесных насаждений, АО "***" должно было убедиться в том, что указанные лесные участки не исключены из декларации в соответствии с письмом направленным в уполномоченный орган.

Доводы жалобы о том, что в отношении юридического лица дело об административном правонарушении было прекращено, не могут служить основанием для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу. Кроме того, следует отметить, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении АО "***" прекращено в связи с процессуальными нарушениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылка заявителя жалобы на положения статьи 1.5 КоАП РФ, закрепляющие принцип административной ответственности - презумпция невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, предусматривающие, что лицо в отношении которого осуществляется производство по делу, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, не состоятельна, поскольку при рассмотрении дела должностным лицом и судьей районного суда вина должностного лица в совершении вмененного административного правонарушения установлена. Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела в представленных материалах не имеется, принцип презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, судьей районного суда не нарушены.

Вопреки доводам жалобы, постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, вынесено административной комиссией в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Срок давности привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае исчисляется со дня обнаружения соответствующего деяния (11 января 2021 г.) и на дату вынесения должностным лицом административного органа (15 декабря 2021 г.) постановления по делу об административном правонарушении, несмотря на доводы жалобы, не истек.

Ссылка на вступление в законную силу постановления по делу об административном правонарушении 13 апреля 2022 г. (после вынесения решения судьей Ленинского районного суда г. Перми) и в связи с чем постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности является необоснованной, поскольку основана на ошибочном толковании положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы в целом по существу основаны на ошибочном толковании закона, сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьи районного суда, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося постановления по делу об административном правонарушении.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.

Доводов, влекущих отмену обжалуемых актов жалоба привлекаемого лица не содержит и данных оснований не установлено судьей краевого суда.

Административное наказание назначено Ведерникову Е.А. в соответствии с положениями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.25 КоАП РФ, соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судьей краевого суда не установлено.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Ведерникова Е.А. допущено не было.

При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,

р е ш и л:

постановление и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 15 декабря 2021 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13 апреля 2022 г. оставить без изменения, жалобу Ведерникова Евгения Александровича - без удовлетворения.

Судья: подпись.