НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пермского краевого суда (Пермский край) от 08.02.2021 № 3А-2330/20

Дело № 3а-413/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 8 февраля 2021 года

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Хабеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Анисимовой Натальи Петровны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости,

у с т а н о в и л:

Анисимова Н.П. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (с учетом уточненного административного искового заявления), заявив требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- сооружения транспорта – железнодорожный тупик с кадастровым номером **19, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3677 400 рублей по состоянию на 1 января 2018 года;

- сооружения транспорта – подъездная дорога с кадастровым номером **17, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 5400 900 рублей по состоянию на 1 января 2018 года;

- сооружения производственного (промышленного) назначения – ограждение территории с кадастровым номером **7382, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 547 300 рублей по состоянию на 1 января 2018 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ей на праве общей долевой собственности (1/2 доли) принадлежат вышеуказанные объекты недвижимости. Несоответствие кадастровой и рыночной стоимости нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате налога на имущество, исчисляемой на основании кадастровой стоимости объектов.

Административный истец Анисимова Н.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялась судом надлежащим образом.

Представитель административного истца Анисимовой Н.П. – Я. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, настаивала на уточненных требованиях.

Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, заинтересованного лица государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки пермского края» К1. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, возражала против удовлетворения исковых требований. Ходатайство о назначении экспертизы не заявила.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Пермскому краю К2. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю, ООО «Промышленная Компания «Центр» о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, представителя в судебное заседание не направили.

Исследовав материалы дела, изучив письменные отзывы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 01 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01 января 2018 года.

Как следует из представленных в материалы дела документов, Анисимовой Н.П. на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/2 (сособственник ООО «Промышленная Компания «Центр») принадлежат объекты недвижимости:

- сооружение транспорта – подъездная дорога с кадастровым номером **17, протяженностью 3000 м, расположенное по адресу: ****;

- сооружение производственного (промышленного) назначения – ограждение территории с кадастровым номером **7382, протяженностью 1615 м, расположенное по адресу: ****;

- сооружение транспорта – железнодорожный тупик с кадастровым номером **19, протяженностью 2000 м, расположенное по адресу: ****, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости (л.д. 17-27).

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Пермского края № 756-п от 29 ноября 2018 года «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и постановлением Правительства Пермского края № 874-п от 28 ноября 2019 года «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

При указанных обстоятельствах, административный истец вправе поставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, учитываемой в качестве налоговой базы при расчете налога на имущество физических лиц.

Согласно части 7 статьи 22 Закона о кадастровой оценке и положений пункта 8 ФСО № 4 кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости определена по состоянию на 01 января 2018 года приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25 октября 2018 года № СЭД-31-02-2-2-1323 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края» и составляет в отношении:

- сооружение транспорта – подъездная дорога – 8823180 рублей 65 копеек;

- сооружение производственного (промышленного) назначения – ограждение территории – 843 648 рублей 03 копейки;

- сооружение транспорта – железнодорожный тупик – 64857 459 рублей 74 копейки, сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 01 января 2019 года (л.д. 12-14).

Приведенный результат определения кадастровой стоимости объектов недвижимости просит пересмотреть административный истец, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность правового акта об их утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.

Оспаривая кадастровую стоимость объектов недвижимости в подтверждение заявленного искового требования административным истцом представлен уточненный отчет об оценке № 1/3022/1-20 от 8 февраля 2021 года, составленный Р. (ООО «Западно-Уральский институт экспертизы, оценки и аудита»), в соответствии с которым рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составила:

- сооружение транспорта – подъездная дорога с кадастровым номером **17 – 5400900 рублей;

- сооружение производственного (промышленного) назначения – ограждение территории с кадастровым номером **7382 – 547 300 рублей;

- сооружение транспорта – железнодорожный тупик с кадастровым номером **19 – 3677 400 рублей.

Согласно статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Требования к отчету об оценке установлены Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299. В силу пункта 3 указанного федерального стандарта оценки отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

Оценив отчет об оценке № 1/3022/1-20 от 8 февраля 2021 года, составленный оценщиком Р., в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу, что отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, утвержденными Минэкономразвития Российской Федерации.

Оценщик Р. является членом Ассоциации саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», включен в реестр 21 февраля 2008 года за № **. Ответственность оценщика застрахована в АО «АльфаСтрахование» полис № **.

Объекты оценки отнесены оценщиком к сегменту «Инженерные сооружения и коммуникации».

При определении стоимости объектов оценки оценщиком использован затратный подход, в отчете оценщиком приведены обоснования невозможности использования в рассматриваемом случае доходного и сравнительного подходов.

При установлении рыночной стоимости объектов оценки затратным подходом, оценщиком затраты на замещение объектов оценки рассчитаны по методу сравнительной единицы, который предполагает расчет стоимости строительства сравнительной единицы точной копии оцениваемого здания (сооружения). При расчете учитывались прямые затраты, накладные расходы и иные затраты, представляющие полную смету на строительство оцениваемых объектов.

Содержание отчета об оценке не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования полученных результатов. Отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату кадастровой оценки.

Суд считает, что при подготовке отчета об оценке была использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности, оценщик Р. при оценке спорных объектов недвижимости не допустил нарушение требований действующего законодательства в области оценочной деятельности, которые могли бы существенно повлиять на результаты оценки.

Данные об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, исходя из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицами, участвующими в деле, суду не представлены.

С учетом изложенного, заявленные Анисимовой Н.П. требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.

Материалами дела подтверждаются обстоятельства обращения административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в суд 26 декабря 2020 года, в связи с чем, датой подачи Анисимовой Н.П. заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата обращения в суд (26 декабря 2020 года) с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Анисимовой Натальи Петровны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость сооружения транспорта – железнодорожный тупик с кадастровым номером **19, протяженностью 2000 м, расположенное по адресу: **** равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 3677 400 рублей.

Установить кадастровую стоимость сооружения транспорта – подъездная дорога с кадастровым номером **17, протяженностью 3000 м, расположенное по адресу: **** равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 5400900 рублей.

Установить кадастровую стоимость сооружения производственного (промышленного) назначения – ограждение территории с кадастровым номером **7382, протяженностью 1615 м, расположенное по адресу: **** равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 547 300 рублей.

Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости считать 26 декабря 2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 февраля 2021 года.

Судья: подпись