НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пермского краевого суда (Пермский край) от 07.11.2018 № 3А-373/18

Дело № 3а-373/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 ноября 2018 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.

при секретаре Никулиной Е.В.

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М.,

представителя административного истца ЗАО «Пермтурист» Диденко Е.В., действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Мишкиной О.О., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества «Пермтурист» о признании недействующим в части нормативного правового акта Правительства Пермского края,

УСТАНОВИЛ:

Правительством Пермского края 25.11.2017 принято постановление № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее постановление Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-П). Нормативный правовой акт опубликован 04.12.2017 в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, а также размещен 30.11.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названного постановления Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год согласно приложению к настоящему Постановлению.

Под пунктом 4891 таблицы № 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» включено здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: г. Пермь ул. Ленина, д. 58.

Под пунктом 4892 таблицы № 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» включено здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: г. Пермь ул. Ленина, д. 58.

Закрытое акционерное общество «Пермтурист» (далее – ЗАО «Пермтурист», Общество), являясь собственником зданий с кадастровыми номерами ** и **, расположенных по адресу: г. Пермь ул. Ленина, 58, обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п, в части включения в него под пунктом № 4891 объекта капитального строительства – 8-этажного нежилого здания, гостиница, площадью 7318, 4 кв.м (лит. В), кадастровый номер **, расположенного по адресу: г. Пермь ул. Ленина, 58, а также в части включения в него под пунктом № 4892 объекта капитального строительства – 8-этажного нежилого здания, площадью 6408, 8 кв.м (лит. Б), кадастровый номер **, расположенного по адресу: г. Пермь ул. Ленина, 58.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что принадлежащие ему объекты недвижимости не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение в перечень объектов противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы ЗАО «Пермтурист» в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.

Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, в своих пояснениях изложил позицию, указанную в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление Росреестра по Пермскому краю, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, участия своего представителя в судебном заседании не обеспечил.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, считающего заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16.10.2015 № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Министерством данный перечень был сформирован, который утвержден Правительством Пермского края постановлением от 25.11.2017 № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость». Данным постановлением определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год. В пункт 4891 указанного Перечня (таблица 1) включено здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: г. Пермь ул. Ленина, д. 58. Под пунктом 4892 Перечня (таблица 1) включено здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: г. Пермь ул. Ленина, д. 58.

Постановление Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п издано в установленном порядке уполномоченным органом и опубликовано на официальном сайте, что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 05.10.2007 № 223-П, указа губернатора Пермского края от 10.04.2009 № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На территории Пермского края налог на имущество организаций установлен Законом Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее – Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК).

Законом Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.

Как следует из материалов дела, спорные нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером ** с видом разрешенного использования: Гостиницы, гостевые дома. Названный вид разрешенного использования не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, следовательно, объект недвижимости не подлежал включению в Перечень по названному признаку.

Также здание с кадастровым номером ** не подлежало включению в Перечень на основании документов технического учета и правоустанавливающих документов, указывающих на наименование объекта «Гостиница», которое не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Здание с кадастровым номером ** (площадью 6408,8 кв.м) также не подлежало включению в Перечень на основании документов технического учета, правоустанавливающих документов, согласно которым объект недвижимости не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Согласно представленным в деле документам, указанное здание было построено в 1984 году и принято актом государственной приемочной комиссии 30.12.1989 как гостиница (литер В, после 1999 года литер Б). В последующем в здании выделены 2 помещения: с кадастровым номером ** (площадью 5980, 6 кв.м) и с кадастровым номером **. При этом из документов технического учета следует, что объект не предназначен для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

То обстоятельство, что здания с кадастровыми номерами ** и ** не предназначены для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, свидетельствуют и акты обследования фактического использования зданий от 05.06.2018, представленные в материалы дела Правительством Пермского края. Из указанных актов следует, что из общей площади здания (7318, 4 кв.м) с кадастровым номером ** используется в целях административного и коммерческого назначения 8,6% (627 кв.м). В здании с кадастровым номером ** из общей площади 6408,8 кв.м в целях административного и коммерческого назначения используется 8% от общей площади здания, или 488, 6 кв.м.

В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Пермского края от 16.10.2015 № 848-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с указанным Порядком в сентябре 2017 года на основании Приказа Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 22.09.2017 № СЭД-31-02-2-2-1081 «О проведении обследования объектов недвижимого имущества в целях установления вида их фактического использования» проведено обследование зданий с кадастровыми номерами ** и **, о чем в материалы дела представлены акты обследования по состоянию на октябрь 2017 года. Из данных актов следует, что оба здания используются под гостиницу «Урал», при этом на 1-х этажах зданий помещения используются под офисы банков и сдаются в аренду под административное или коммерческое назначение, без указания общей площади, используемой в целях размещения офисных помещений, торговых объектов, объектов общественного питания.

Как указал в судебном заседании представитель административного ответчика и заинтересованного лица спорные здания включены в Перечень по мотиву наличия в них помещений общей площадью более 20 процентов общей площади здания, которые предназначены и фактически используются для размещения «гостиницы», так как помещения, используемые для размещения офисов и торговых объектов, объектов общественного питания, как при проверке в 2017 году, так и при проверке в 2018 году составляли менее 20%.

Вместе с тем, на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) услуги гостиниц (55.1) не отнесены к объектам, в отношении которых статьей 378.2 НК РФ установлены особенности исчисления налоговой базы.

Сведения о том, что помещения в гостинице фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и отвечают условиям, установленным пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Кодекса, в материалы дела не представлены.

Таким образом, вид фактического использования нежилых помещений в зданиях с кадастровыми номерами ** и ** не давал оснований для включения их в перечень.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем Правительством Пермского края доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежащих административному истцу зданий с кадастровыми номерами ** и ** условиям, установленным статьей 378.2 НК РФ и необходимым для включения спорных здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что пункты 4891 и 4892 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статье 378.2 НК РФ, статье 2 Закона Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК, а также нарушают права и законные интересы административного истца в той мере, в которой на их основании налог на имущество подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости с кадастровыми номерами ** и **.

Учитывая изложенное, заявленные ЗАО «Пермтурист» требования подлежат удовлетворению, а пункты 4891 и 4892 Перечня - признанию не действующими.

Исходя из положений статьи 383, 382 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу на имущество организаций подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

ЗАО «Пермтурист» в соответствии с положениями статьи 6 Закона Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК внесены авансовые платежи за отчетные периоды 1 и 2 кварталов. На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции наступил срок уплаты налога за 3 квартал.

В данном случае включение спорных объектов недвижимости в Перечень произведено в целях налогообложения на 2018 год.

Согласно статье 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), признание недействующими отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Закрытого акционерного общества «Пермтурист» удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия пункты 4891 и 4892 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п.

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 9 ноября 2018 года.

Судья (подпись)