НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пермского краевого суда (Пермский край) от 07.10.2021 № 21-1021/2021УИ

судья Ошвинцева О.И.

дело № 7-2293/2021 / 21-1021/2021 УИД 59RS0004-01-2021-004473-11

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 07 октября 2021 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу Белаловой Рамили Филькусовны на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13.08.2021, постановление заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Перми от 07.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,

у с т а н о в и л а:

Постановлением заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Перми от 07.04.2021 № 59022109000157500003 должностное лицо – директора ООО «***» Белалова Р.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13.08.2021, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Белаловой Р.Ф., данное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Белалова Р.Ф. просит об отмене судебного решения, указывая на то, что в силу ст.6 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений за исключением отдельных валютных операций, предусмотренных названным Законом, к которым рассматриваемая валютная операция не относится. При этом порядок ее осуществления, требования об использовании специального валютного счета при ее совершении не установлены. По смыслу абз. 2 ч.2 ст.5 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, если порядок осуществления валютных операций не установлен органами валютного регулирования в соответствии с Законом, валютные операции проводятся без ограничений. Валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российско Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме, открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидента. Трудовым законодательством, трудовыми договорами не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковский счет работника в уполномоченном банке, как и обязанность физического лица – нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица – резидента. Полагает, что все выявленные проступки по сути являются длящимися при том, что проверка соблюдения ООО «***» валютного законодательства началась в 2020 году, юридическое лицо привлечено к ответственности за период 2018 года и последующие годы. Юридическое лицо относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем подлежит применению ст.4.1.1 КоАП РФ. Полагает, что административное взыскание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей не соответствует принципам справедливости, соразмерности, носит карательный характер. Предупреждение или снижение штрафа будет отвечать требованиям действующего законодательства.

В рассмотрении жалобы Белалова Р.Ф., извещенная должным образом, участие не принимала.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст.15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей по состоянию на 10.09.2019) осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, в пп. «а» п.7 ч.1 ст.1 которого нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с п.п. «а» и «б» п.6 данной статьи.

Подпункт «б» п.6 ч.1 ст.1 названного Федерального закона резидентами признает постоянно проживающих в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Валютной операцией признается, в том числе приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (пп. «б» п.9 ч.1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ).

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (ч.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Как следует из материалов дела, при осуществлении контроля валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, выявлено, что ООО «***» согласно платежной ведомости от 17.09.2019 были выплачены через кассу юридического лица наличные денежные средства, минуя банковские счета в уполномоченных банках, гражданину Республики Узбекистан А. по трудовому договору от 25.12.2018 **.

31.03.2021 заместителем начальника отдела ИФНС России по Ленинскому району г. Перми в отношении должностного лица ООО «***» - директора Белаловой Р.Ф. составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, в котором зафиксировано, что ООО «***» во исполнение обязательства по указанному выше трудовому договору осуществило выплату заработной платы сотруднику – нерезиденту путем выдачи наличных денежных средств, минуя банковские счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, 17.09.2019 в размере 15191 рублей 60 копеек.

Согласно предоставленной отделением по вопросам миграции ОП № 6 УМВД России по г. Перми информации от 03.02.2021, гражданин Республики Узбекистан А. вид на жительство на территории Российской Федерации не получал.

Нарушение ч.2 ст.14 названного выше Федерального закона послужило основанием для привлечения директора ООО «***» Белаловой Р.Ф. с учетом положений ст.2.4 КоАП РФ и примечания к ней к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что выплата заработной платы работнику-нерезиденту путем выдачи наличных денежных средств, минуя банковские счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации является нарушением ч.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с выводами, изложенными в оспариваемом судебном акте, не имеется.

Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица ООО «***» Белаловой Р.Ф. подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, платежной ведомостью от 17.09.2019 на сумму 15191 рубля 60 копеек, трудовым договором, вышеуказанным ответом органа полиции, другими доказательствами.

Факт выплаты заработной платы наличными денежными средствами через кассу предприятия 17.09.2019 указанному иностранному гражданину заявителем жалобы не оспаривается.

Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной. Выплата заработной платы работнику – иностранному гражданину, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (пп. «а» п.7, п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, абз. 14 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке (ч.2 ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств. При этом ч.2 названной статьи в редакции, действовавшей в юридически значимый период, предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках. В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

При таком положении заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.

В соответствии с абз.5 ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Поскольку, рассматриваемом случае работник являлся гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона 10.12.2003 №173-ФЗ, то есть при выдаче обществом иностранному работнику заработной платы применению подлежала специальная норма названного Федерального закона.

При таких обстоятельствах доводы жалобы, направленные на отсутствие нарушения валютного законодательства, не принимаются.

Доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения в ООО «***» запретов и ограничений, предусмотренных нормами валютного законодательства, принятия Белаловой Р.Ф. как руководителем юридического лица всех необходимых и своевременных мер, направленных на соблюдение требований валютного законодательства при осуществлении расчетов с работниками – иностранными гражданами, а также на недопущение совершения правонарушения, не представлено.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Руководство текущей деятельностью ООО «***» осуществляла директор Белалова Р.Ф., подписавшая платежную ведомость.

Следует отметить, что указанный выше трудовой договор от имени работодателя подписан директором Белаловой Р.Ф., его условиями предусмотрена выплата заработной платы и иных выплат по желанию работника наличными денежными средствами через кассу либо путем перевода на счет, открытый для работника в уполномоченном банке, находящемся на территории Российской Федерации. Такие условия также свидетельствуют о том, что работодателем, руководителем которого являлась Белалова Р.Ф., не принимались меры к тому, чтобы порядок выплат соответствовал требованиям валютного законодательства.

Допустив осуществление выплаты заработной платы работнику – иностранному гражданину - нерезиденту через кассу организации, минуя банковские счета, директор ООО «***» Белалова Р.Ф. нарушила требования валютного законодательства, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Относительно доводов о длящемся характере правонарушения, то допущенное нарушение не является длящимся, каждая произведенная выплата является оконченным деянием.

Административное наказание назначено Белаловой Р.Ф. в пределах установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области валютного регулирования, в минимальном размере, установленном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ для должностных лиц, является справедливым и соразмерным содеянному.

Относительно возможности замены назначенного административного наказания на предупреждение, то согласно ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим образованиями, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. То есть названная норма предусматривает замену административного штрафа на предупреждение только являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение.

Совокупность условий применения ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ в данном случае отсутствует с учетом характера совершенного правонарушения, правоотношений, в области которых допущено правонарушение, равно как и не имеется исключительных обстоятельств для признания совершенного Белаловой Р.Ф. правонарушения малозначительным и освобождения ее от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Аналогичные доводы о суровости наказания были предметом оценки судьи районного суда и были обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебном решении.

Относительно доводов о снижении размера административного штрафа, то ссылка согласно ч.2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Учитывая, что минимальный размер санкции ч.1 ст.15.25 КоАП РФ для должностных лиц составляет менее пятидесяти тысяч рублей, административный штраф Белаловой Р.Ф. назначен в размере 20 000 рублей, данный размер, как указано выше, является минимальным, оснований для его снижения не имеется.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Белаловой Р.Ф. допущено не было.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13.08.2021, постановление заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Перми от 07.04.2021 оставить без изменения, жалобу Белаловой Рамили Филькусовны - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись