НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пермского краевого суда (Пермский край) от 07.09.2018 № 7-1565/18

Судья - Неволин В.В.

Дело № 7-1565/2018 (12-665/2018)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 7 сентября 2018 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никулиной Е.В., с участием Курбонова Ф.А., переводчика Х., должностного лица составившего протокол об административном правонарушении Б., рассмотрев жалобу Курбонова Фарида Азимджоновича на постановление судьи Пермского районного суда Пермского края от 24 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя,

у с т а н о в и л:

24 августа 2018 г. старшим инспектором ОВМ ОМВД России по Пермско у краю в отношении гражданина Республики *** Курбонова Ф.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).

Из протокола об административном правонарушении следует, что 24 августа 2018 г. в 09 часов 00 минут по адресу: **** выявлено, что гражданин Республики *** Курбонов Ф.А. нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившийся в утрате документа – миграционной карты, подтверждающего право пребывания (проживание) в Российской Федерации. В нарушение части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не имея оснований для продления срока пребывания на территории Российской Федерации, своевременно не продлил сроки пребывания на территории Российской Федерации и находился в период с 26 июля 2018 г. по 24 августа 2018 г. без регистрации по месту жительства, не имея документов, подтверждающих законность пребывания в Российской Федерации.

Постановлением судьи Пермского районного суда Пермского края от 24 августа 2018 г. Курбонов Ф.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Курбонов Ф.А. просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование требований жалобы указал, что 27 марта 2018 г. ему ГУ МВД России по Пермскому краю был выдан патент на осуществление трудовой деятельности и на момент составления протокола об административном правонарушении у него имелся действующий патент, подтверждающий его право на временное пребывание на территории Российской Федерации.

В судебном заседании в краевом суде Курбонов Ф.А., жалобу поддержал, настаивал на ее удовлетворении, дополнительно пояснил, что после утраты миграционной карты 25 июля 2018 г., он 26 июля 2018 г. обратился с заявлением об ее утрате.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Б., в судебном заседании в краевом суде, полагала жалобу не подлежащей удовлетворению, в объяснениях указала, что протокол в отношении Курбонова Ф.А. был составлен за утрату миграционной карты и не подачу заявления о выдаче ее дубликата.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации судьей краевого суда дело проверено в полном объеме.

Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения участвовавших в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Привлекая Курбонова Ф.А. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации, судья районного суда исходил из доказанности факта нарушения Курбоновым Ф.А. положений статей 24, 25 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ) выразившегося в не обращении с соответствующим заявлением в территориальный орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере миграции, а именно в период с 26 июля 2018 г. по 24 августа 2018 г. находился на территории Российской Федерации без регистрации, не имея документов подтверждающих законность пребывания на территории Российской Федерации. Ссылаясь на то, что об утере миграционной карты Курбонову Ф.А. стало известно 29 марта 2018 г., с заявлением об ее утере в отдел полиции он обратился 26 июля 2018 г., то есть по истечении трех суток.

Вместе с тем судьей районного суда не учтено следующее.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, гражданин Республики *** Курбонова Ф.А. прибыл на территорию Российской Федерации 24 февраля 2018 г. ему была выдана миграционная карта, с 26 февраля 2018 г. по 29 марта 2018 г. Курбонов Ф.А. был поставлен на миграционный учет по адресу: ****. 27 марта 2018 г. Курбонову Ф.А. ГУ МВД России по Пермскому краю выдан патент на осуществление трудовой деятельности в связи с чем срок временного пребывания ему был продлен до 26 июля 2018 г.

При этом следует отметить, что материалами дела факт утраты миграционной карты Курбоновым Ф.А. 29 марта 2018 г., как на то указано судьей районного суда, достоверно не установлен. Из объяснений Курбонова Ф.А. данных в судебном заседании в краевом суде следует, что точную дату утраты миграционной карты он не знает, но точно после 29 марта 2018 г., о чем и указал в письменных объяснениях от 24 августа 2018 г. При этом Курбонов Ф.А. пояснил, что дата 29 марта 2018 г. была указана, поскольку в эту дату ему продляли срок временного пребывания и ставили штамп на миграционной карте, которая была в наличии. Отсутствие миграционной карты обнаружил 25 июля 2018 г. когда оплачивал авансовый платеж.

Таким образом, судьей районного суда дата утраты миграционной карты установлена без учета совокупности всех представленных в материалы дела доказательств.

Судья районного суда к выводу о незаконности нахождения Курбонова Ф.А. с 26 июля 2018 г. по 24 августа 2018 г. на территории Российской Федерации пришел на основании того, что последний не обратился с соответствующим заявлением в территориальный орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере миграции и находился на территории Российской Федерации без регистрации.

При этом судьей районного суда не было исследовано и не получило надлежащей оценки заявление Курбонова Ф.А. в ОП № 1 (дислокация Дзержинского района) Управления МВД России по г. Перми, зарегистрированное 26 июля 2018 г. за № 23113, об утрате им миграционной карты.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 Правил использования миграционной карты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 16 августа 2004 г. № 413, в случае утери или порчи миграционной карты иностранный гражданин обязан в течение 3-х дней заявить об этом в ближайший по месту нахождения территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросом миграции.

При этом Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», вступившим в законную силу со дня его официального опубликования, Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия Федеральной миграционной службы.

Исходя из описания события административного правонарушения в протоколе, приложенных к нему документов, следует, что Курбонов Ф.А. обратился в орган, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, с заявлением об утрате миграционной карты подтверждающей право на пребывание на территории Российской Федерации, на следующий день после утраты этого документа (26 июля 2018 г.), то есть соблюдением установленного срока. Иного в материалы дела не предоставлено.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, судья краевого суда приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Вместе с тем следует отметить, что доводы жалобы о том, что наличие патента подтверждало право Курбонова Ф.А. на временное пребывание на территории Российской Федерации без миграционного учета, то есть в отсутствие миграционной карты основано на ошибочном толковании законодательства регулирующего данные правоотношения.

Так, отношения в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.

Как следует из положений названного Федерального закона и неоднократно указано Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе в Определениях от 16 декабря 2010 г. № 1680-О-О, от 29 сентября 2011 г. № 1297-О-О, необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.

Одним из таких элементов является обязанность иностранного гражданина встать на миграционный учет.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ миграционный учет включает в себя, в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.

Обязанность иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, встать на миграционный учет по месту пребывания (проживания), установлена пунктом 2 части 2 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ при осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование сведений об иностранном гражданине, перечисленных в данной норме.

В соответствии с пунктом 9 части 1 этой статьи в числе иных к таким сведениям относятся заявленные сроки пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации.

В случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, соответствующие данные должны сообщаться в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 42 данных Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2011 г. № 654), При изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1 - 9 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона, принимающая сторона или иностранный гражданин в случаях, предусмотренных частями 3, 3(1) и 4 статьи 22 Федерального закона, обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов. Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия заявления, фиксирует изменение сведений об иностранном гражданине в своих учетных документах и вносит необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.

Таким образом, изложенные выше положения, указывают на то, что наличие патента не освобождает иностранных граждан от обязанности встать на миграционный учет, либо уведомить компетентный орган об изменении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации и произвести действия по постановке на миграционный учет на новый срок.

Принимая во внимание выше изложенное постановление судьи Пермского районного суда Пермского края от 24 августа 2018 г., вынесенное в отношении Курбонова Ф.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

жалобу Курбонова Ф.А. удовлетворить.

Постановление судьи Пермского районного суда Пермского края от 24 августа 2018 г. в отношении Курбонова Ф.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья