НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Переволоцкого районного суда (Оренбургская область) от 08.10.2021 № 2А-553/2021

№ 2а-553/2021

УИД 56RS0028-01-2021-000209-63

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 октября 2021 года п. Переволоцкий

Оренбургская область

Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Бикбаеве И.Г., с участием:

- представителя административного истца ст. помощника прокурора Переволоцкого района Василевича И.А.,

- представителей административного ответчика администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области Бактеньязовой А.К., Тереховой Е.Н.

- представителя административного ответчика администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области Объедкова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному иску прокурора Переволоцкого района, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области о признании бездействия в необеспечении земельный участков специального фонда для бесплатного представления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инженерной инфраструктуры, незаконным и понуждении обеспечить земельные участки объектами инженерной инфраструктуры,

установил:

административный истец прокурор Переволоцкого района обратился в суд с данным административным иском к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, указав, что прокуратурой района в отношении администрации Переволоцкого района проведена проверка исполнения законодательства о землепользовании в части предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющих трех и более детей, в ходе которой установлено, что администрацией Переволоцкого района в рамках исполнения Закона Оренбургской области от 22.09.2011 № 413/90-V-O3 «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» в ...<адрес> создан специальный фонд для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Согласно представленной администрацией Переволоцкого района информации в ...<адрес> сформировано ... земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей. ДД.ММ.ГГГГ при визуальном осмотре земельных участков, расположенных в ...<адрес> установлено, что на указанных земельных участках отсутствует коммунальная инфраструктура электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и водоотведение.

В очереди на бесплатное предоставление земельных участков состоит 133 семьи. Отсутствие коммунальной инфраструктуры на земельных участках, расположенных в ...<адрес>, препятствует улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, поскольку одним из условий предоставления земельных участков является их инженерно-техническое обеспечение.

Просил признать незаконным бездействие администрации Переволоцкого района Оренбургской области, выразившиеся в необеспечении земельных участков специального фонда для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, расположенных в ...<адрес>, коммунальной инфраструктурой электро-, газо-, водоснабжение и водоотведение. Обязать администрацию Переволоцкого района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить земельные участки специального фонда для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, расположенных в ...<адрес>, коммунальной инфраструктурой электро-, газо-, водоснабжение и водоотведение.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области.

Решением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление прокурора Переволоцкого района Оренбургской области удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области, выразившееся в необеспечении земельных участков специального фонда для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, расположенных в юго-восточном микрорайоне <адрес>, коммунальной инфраструктурой электро-, газо-, водоснабжение и водоотведение. Суд обязал администрацию муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, администрацию муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить земельные участки специального фонда для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, расположенные в ...<адрес>, коммунальной инфраструктурой электро-, газо-, водоснабжение и водоотведение.

Апелляционным определением Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Переволоцкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определениями Переволоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Правительство Оренбургской области и Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта <адрес>.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц <адрес>, Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствии указанных лиц.

Представитель административного истца старший помощник прокурора <адрес>Василевич И.А. в судебном заседании иск поддержал, обосновал доводами, изложенными в иске, поддержал ранее уточненные исковые требования, просил предоставить срок для исполнения заявленных требований до ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении требований в части обеспечения указанных земельных участков водоотведением отказался.

Представители административного ответчика администрации <адрес>Бактеньязова А.К., Терехова Е.Н., в судебном заседании возражали по заявленным требованиям, просили в удовлетворении административного иска в отношении администрации района отказать. Бактеньязова А.К. показала, что в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-V-03 «О бесплатном предоставлении на территории <адрес> земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» сформирован специальный фонд на территории <адрес>.

В соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» в ходе реализации законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих случаи и порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендуется обеспечивать необходимым финансированием за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, включая финансирование расходов на подготовку документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территорий, проведение кадастровых работ, обеспечение земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, необходимой инженерной инфраструктурой.

Ввиду отсутствия свободных участков на территории муниципального образования Переволоцкий поссовет администрацией Переволоцкого поссовета был разработан проект планировки территории нового микрорайона .... С ДД.ММ.ГГГГ администрация Переволоцкого района начала работу по организации обеспечения Юго-Восточного жилого массива <адрес> объектами инженерной инфраструктуры и неоднократно обращалась в министерство строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <адрес> за оказанием содействия в разработке проектной документации на строительство инженерных сетей: водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения ...<адрес>.

В ДД.ММ.ГГГГ за счет субсидии областного бюджета, предоставленной администрации Переволоцкого поссовета, разработаны проекты водоснабжения и водоотведения ...<адрес>.

В дальнейшем администрация Переволоцкого района обращалась в министерство строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <адрес> о включении в программу строительство газопровода в Юго-Восточном жилом массиве <адрес> за счет инвестиционной составляющей ..., о финансировании мероприятий по разработке проектно-сметной документации на строительство объектов энергоснабжения в ...<адрес>.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 14.02.2020 года № 58-пп «Об утверждении областной адресной инвестиционной программы на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ» строительство объектов электросетевого хозяйства ....<адрес> были включены в адресную инвестиционную программу на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с финансированием строительства из областного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ - .. млн.рублей и на ДД.ММ.ГГГГ - .. млн.руб.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.01.2021 года № 8-пп объекты электросетевого хозяйства в <адрес> на территории ...<адрес> из программы исключены. Причины исключения объекта из программы неизвестны.

Строительство газопровода в ...<адрес> включено в региональную программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации ... срок реализации указанных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ.

Полагает, что вопреки доводам административного истца администрацией Переволоцкого района не было допущено незаконного бездействия. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения населения относится к вопросам местного значения поселения, в компетенцию муниципального района эти полномочия не входят. В то же время пояснила, что эти вопросы администрация района будет решать совместно с администрацией поссовета.

Представитель административного ответчика глава администрации Переволоцкого поссовета Объедков А.А., действующий на основании удостоверения, требования прокурора признал частично, указав на обоснованность требований, но невозможность их исполнения в столь короткий срок, полагал реальным срок исполнения не ранее, чем до ДД.ММ.ГГГГ.

От представителя заинтересованного лица Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> в суд поступил отзыв на исковое заявление. Нормами подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Вместе с тем <адрес> оказывается содействие муниципальным образованиям на данные цели в виде предоставления субсидий на со финансирование капитальных вложений в объекты инженерной инфраструктуры в рамках подпрограммы «Инфраструктурное обеспечение земельных участков в целях жилищного строительства» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства <адрес>» в установленном порядке по результатам отбора в пределах утвержденных бюджетных ассигнований в

соответствии с Законом об областном бюджете на очередной год и плановый период. На ДД.ММ.ГГГГ средства из областного бюджета на данные цели не предусмотрены.

Заявка от муниципалитета в минстрой <адрес> на участие в конкурсном отборе субсидии на софинансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры, в том числе к земельным участкам, предоставляемым многодетным семьям, расположенным в ....<адрес>, не поступала.

В соответствии с отчетами муниципального образования <адрес> о реализации Закона Оренбургской области от 22.09.2011 № 413/90-V-03 «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» и Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2012 № 600, предоставленными на ДД.ММ.ГГГГ в минстрой <адрес>, земельные участки для многодетных семей, расположенные в ...<адрес>, не обеспечены сетями электро-, водо- и газоснабжения, требуется их строительство.

В целях реализации постановления Правительства Оренбургской области от 04.07.2019 № 491-пп в рамках мероприятий «дорожной карты» по обеспечению участков инженерной инфраструктурой в ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования <адрес> представлен план обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков для многодетных семей.

С целью обеспечения инженерной инфраструктурой вышеуказанных земельных участков, в том числе выделяемых многодетным семьям, администрации Переволоцкий район необходимо проработать вопросы:

строительства сетей за счет дотации, предоставляемой для выравнивания финансовых возможностей при решении вопросов местного значения бюджетам городских округов из областного бюджета;

включения мероприятий в инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций.

Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд пришел к следующему.

Согласно пп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пп. «а» п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года полагалось разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона Оренбургской области от 22.09.2011 № 413/90-V- 03 «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность имеют граждане, являющиеся членами многодетной семьи.

В соответствии пп. 1 п. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 22.09.2011 № 413/90-V-O3 «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются бесплатно гражданам без торгов для осуществления индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства из специального фонда - в соответствии со статьями 3, 4 настоящего Закона.

Информация о сформированных и включенных в фонд земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте органов местного самоуправления <адрес> в сети Интернет. Информация о земельных участках должна содержать сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно- технического обеспечения и плате за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (и. 2 ст. 4 Закона Оренбургской области от 22.09.2011 № 413/90-V-O3 «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей»).

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации,

В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации вопросов обеспечения многодетных семей инженерной инфраструктурой при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ прокурора Переволоцкого района прокуратурой района в отношении администрации Переволоцкого района проведена проверка исполнения законодательства о землепользовании в части предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющих трех и более детей, в ходе которой установлено, что администрацией Переволоцкого района в рамках исполнения Закона Оренбургской области от 22.09.2011 № 413/90-V-O3 «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» в ...<адрес> создан специальный фонд для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Согласно представленной администрацией Переволоцкого района информации в ...<адрес> сформировано ... земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей. ДД.ММ.ГГГГ при визуальном осмотре земельных участков, расположенных в юго-восточном микрорайоне <адрес> установлено, что на указанных земельных участках отсутствует коммунальная инфраструктура электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и водоотведение.

В очереди на бесплатное предоставление земельных участков состоит ... семьи. Отсутствие коммунальной инфраструктуры на земельных участках, расположенных в ...<адрес>, препятствует улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, поскольку одним из условий предоставления земельных участков является их инженерно-техническое обеспечение.

Согласно выпискам от ДД.ММ.ГГГГ. из ЕГРН на земельные участки (предназначенные для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей) категории земельных участков - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

Суд приходит к выводу о бездействии ответчиков, выразившемся в непринятии мер по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями земельных участков, предназначенных льготным категориям граждан, что свидетельствует о нарушении административными ответчиками законных прав и интересов лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд с административным иском.

Доводы ответчиков о необоснованности возложения на органы местного самоуправления обязанности по обустройству спорных земельных участков инфраструктурой в виду отсутствии бюджетных денежных средств, судом отклоняются, учитывая, что использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения населения относится к вопросам местного значения поселения, в компетенцию муниципального района эти полномочия не входят, поэтому требования прокурора о возложении обязанности обеспечить земельные участки специального фонда для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, расположенные в ...<адрес>, коммунальной инфраструктурой электро-, газо-, водоснабжение подлежат удовлетворению в части требований у ответчику Администарции МО Переволоцкий поссовет..

Суд принимает во внимание довод представителя ответчика администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района о несогласии с установленным административным истцом сроком для исполнения решения суда, полагая реальный срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, что будут отвечать требованиям разумности, объективности и действительности. Таким образом, требования административного истца о понуждении обеспечить земельные участки объектами инженерной инфраструктуры подлежат удовлетворению в части.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Переволоцкого района Оренбургской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, администрации муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области, выразившееся в необеспечении земельных участков специального фонда для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, расположенных в ...<адрес>, коммунальной инфраструктурой электро-, газо-, водоснабжение.

Обязать администрацию муниципального образования Переволоцкий поссовет Переволоцкого района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить земельные участки специального фонда для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, расположенные в ...<адрес>, коммунальной инфраструктурой электро-, газо-, водоснабжение.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Оренбургского областного суд через Переволоцкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


Судья Т.Н. Чарикова

Мотивированное решение изготовлено 15.10.2021.

Судья Т.Н. Чарикова