Дело №2а-1031/2022
76RS0008-01-2022-001400-73
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2022г. г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Ивановой Ю.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Комаровой Ольги Николаевны к Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, Комиссии по присвоению званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ярославской области", об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Комарова О.Н. обратилась в Переславский районный суд Ярославской области с административным иском к Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области, просит признать незаконным решение ответчика от 02.06.2022г. № ИХ.32-4160/22 об отказе в присвоении Комаровой О.Н. звания «Ветеран труда».
В обоснование требования указано, что <дата скрыта>. Комарова О.Н. работала в органах налоговой службы г. Переславля-Залесского и Переславского района. <дата скрыта>. она была награждена Почетной грамотой Федеральной налоговой службы России за безупречную и эффективную гражданскую службу в налоговых органах. В мае 2022г. Комарова О.Н. обратилась в Управление социальной защиты населения и труда администрации г. Переславля-Залесского с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», в чем ей было отказано на том основании, что указанная Почетная грамота, как ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда» учитывается лишь с 19.12.2008г.
Данный отказ Комарова О.Н. полагает незаконным, поскольку имеет трудовой стаж 35 лет и награждена ведомственным знаком отличия. При этом, не имеет правового значения, с какого времени Почетная грамота Федеральной налоговой службы России приобрела статус ведомственного знака отличия, дающего право на присвоение звания, так как в приказе Федеральной налоговой службы от 31.10.2008г. №ММ-3-4/536@ отсутствует указание на то, что правом на присвоение звания «Ветеран труда» обладают лишь лица, награжденные Почетной грамотой после 19.12.2008г.
В судебном заседании административный истец Комарова О.Н. не участвовала, извещена надлежащим образом, по телефону ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие. В судебных заседаниях, состоявшихся ранее, требование поддерживала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области по доверенности – Большакова В.В., возражала против удовлетворения административного иска. Пояснила, что факт награждения Комаровой О.Н. в 2006 году Почетной грамотой Федеральной налоговой службы России не оспаривается. Однако, налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ и предполагается, что правом на присвоение звания «Ветеран труда» обладаю лица, награжденные этим Министерством. В полномочия руководителя ФНС не входит учреждение и вручение ведомственных наград. Оспариваемое решение принято в установленном порядке, без каких-либо нарушений процедуры.
К материалам дела приобщен письменный отзыв руководителя Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области, в котором указано, что решение о присвоении звания «Ветеран труда», «Ветеран труда Ярославской области» либо об отказе в его присвоении принимается Комиссией по присвоению звания «Ветеран труда», «Ветеран труда Ярославской области». Комиссией были рассмотрены представленные Комаровой О.Н. документы, в том числе Почетная грамота Федеральной налоговой службы России «За безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах», врученная на основании приказа руководителя от 30.11.2006г., и принято решение об отказе Комаровой О.Н. в присвоении звания «Ветеран труда». При приятии решения Комиссия руководствовалась Федеральным законом от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», Законом Ярославской области от 19.12.2008г. №715-п, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», в соответствии с которым в полномочия руководителя ФНС не входит учреждение ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» или награждение ведомственными наградами, дающих указанное право. Учитывая данное обстоятельство и принимая во внимание, что от имени Министерства финансов Российской Федерации награждение ведомственной наградой у Комаровой О.Н. отсутствовало, Комиссией было отказано в присвоении Комаровой О.Н. звания «Ветеран труда» (л.д. 20-21, 50).
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Комиссия по присвоению звания «Ветеран труда», «Ветеран труда Ярославской области» (л.д. 26), в качестве заинтересованного лица привлечены Управление ФНС России по Ярославской области (л.д. 46), Федеральная налоговая служба (л.д. 57).
В письменных пояснениях руководитель УФНС России по Ярославской области указал, что Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506, в редакции до 2009 года, не содержало полномочий ФНС России учреждать ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград. Почетная грамота Федеральной налоговой службы утверждена Приказом ФНС России от 24.11.2004 №САЭ-3-15/128@ и потому ведомственной наградой не является, к ведомственному знаку отличия в труде не относится, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» не является. Право Федеральной налоговой службы в установленном законом порядке учреждать ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград установлено пунктом 6.9 Положения о Федеральной налоговой службе, введенным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 №561.
Иные лица, привлеченные к участию в деле, в судебном заседании не участвовали, извещены надлежаще.
Заслушав лиц, участвующих в судебных заседаниях, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Комарова О.Н., полагая, что при наличии общего трудового стажа 34 года имеет право на присвоение звания "Ветеран труда" на основании награждения ее Почетной грамотой Федеральной налоговой службы Российской Федерации за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах от 30.11.2006г. обратилась в Управление социальной защиты населения и труда администрации города Переславля-Залесского с заявлением от 14.04.2022г. о выдаче удостоверения ветерана труда (л.д. 22).
Письмом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 02.06.2022г. № ИХ.32-4160/22 за подписью его руководителя Комарова О.Н. уведомлена об отказе в присвоении звания «Ветеран труда». В обоснование указано, что Почетная грамота Федеральной налоговой службы России как ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда» учитывалась, начиная с 19.12.2008г. в соответствии с приказом от 31.10.2008 № ММ-3-4/536@ (л.д. 6).
Комарова О.Н. с данным отказом не согласна, полагает, что приказом от 31.10.2008 № ММ-3-4/536@ не ограничено право лиц на присвоение звания «Ветеран труда», награжденных Почетной грамотой ранее его издания.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
За гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от 29.12.2015 N 388-ФЗ).
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Ярославской области порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" регламентируются законом Ярославской области от 19.12.2008 N 65-з «Социальный кодекс Ярославской области" (далее - Закон № 65-з).
Согласно п. 2 ст. 2 Закона №65-з, звание "Ветеран труда" присваивается в порядке, установленном Правительством Ярославской области.
Постановлением Правительства ЯО от 29.12.2008 N 715-п утвержден порядок и условия присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ярославской области" (далее – Положение), в соответствии с которым звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ярославской области" присваиваются гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории Ярославской области, за трудовые заслуги и за многолетний добросовестный труд (пункт 2). Звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (далее - ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе)) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подпункт 3.1 пункта 3).
В силу подпункта 6.1 пункта 6 Положения, с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" представляются, кроме прочего, документы, подтверждающие награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами или благодарностями Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе).
Согласно пункту 7 Положения, к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе) относятся учрежденные в установленном порядке федеральными государственными органами и государственными корпорациями ведомственные знаки отличия в труде (службе), дающие право на присвоение звания "Ветеран труда".
Деятельность Федеральной налоговой службы России (на дату награждения Комаровой О.Н. почетной грамотой) регламентировалась Положением о Федеральной налоговой службе утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (в редакции от 10.08.2006).
Указанное Положение предусматривало, что Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации. Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы (пункт 8).
Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 616 введен пункт 9.2.7 Положения, согласно которому Руководитель Федеральной налоговой службы представляет Министру финансов Российской Федерации предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства финансов Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере.
На момент награждения Комаровой О.Н. Почетной грамотой Федеральной налоговой службы в ноябре 2006 года её правовой статус не был определен как ведомственная награда. Таковой она стала в силу издания Приказа Федеральной налоговой службы от 31 октября 2008г. № ММ-3-4/53@. На указанную дату (ноябрь 2006г.) действовал Приказ Федеральной налоговой службы от 7 июня 2005 г. N САЭ-3-15/243@ "О ведомственных знаках отличия Федеральной налоговой службы", согласно которому, в целях поощрения и стимулирования образцового выполнения служебных обязанностей, достижения высоких результатов в труде работников Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, и в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, были утверждены ведомственные знаки отличия Федеральной налоговой службы "Почетный работник ФНС России" и "Отличник ФНС России".
Данными ведомственными знаками отличия Комарова О.Н. не награждалась.
Судом проверен порядок принятия оспариваемого решения.
Работа Комиссии по присвоению званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ярославской области» регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 29.12.2008г. №715-п. Каких-либо нарушений данного Положения судом не установлено. В качестве свидетелей судом допрошены Доева А.Н. и Поваренков С.А., являющиеся членами Комиссии и голосовавшие заочно по вопросу Комаровой О.Н.
При допросе свидетели пояснили, что заочный порядок их голосования был обусловлен занятостью по основному месту работы. Заблаговременно им были представлены документы претендентов, в том числе и Комаровой О.Н.
Заочный порядок голосования членов комиссии не запрещен Положением, не противоречит ему.
Таким образом, судом с достоверностью установлено, что на дату принятия оспариваемого решения административный истец не была награждена ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе), дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Правовых оснований для удовлетворения административного иска у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Комаровой Ольги Николаевны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Судья: Иванова Ю.И.
Мотивированное решение изготовлено 18.10.2022г.