НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пензенского районного суда (Пензенская область) от 09.10.2013 № 2-796

 Дело № 2–796 (2013 г.)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г.Пенза     «09» октября 2013 г.

 Пензенский районный суд Пензенской области в составе:

 председательствующего судьи Пименовой Т.А.,

 при секретаре Ф.И.О.3,

 рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в <...> к Кузнецову Геннадию Васильевичу о взыскании обязательных платежей в бюджет ПФР,

 УСТАНОВИЛ:

 Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в <...> обратилось в суд с вышеуказанным иском, указав, что с 01.01.2010г. вступил в законную силу Федеральный закон от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

 Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

 В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

 С 1.01.2010г. в соответствии с Законом № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. Минимальный размер оплаты труда на 01.01.2010 г. составляет 4 330 руб. в месяц.

 Для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты физическим лицам, применяются тарифы страховых взносов, установленные ч.1 ст.57 Закона № 212-ФЗ: в Пенсионный фонд РФ – 26,0%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3,1%, территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2,0%.

 Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от (Дата) № должник с (Дата) по (Дата) являлся индивидуальным предпринимателем.

 За период с (Дата). по (Дата) должником не уплачены обязательные платежи в бюджет ПФР.

 В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора для уплаты задолженности по страховым взносам и пени, было направлено требование об уплате платежа в добровольном порядке от (Дата). № № В соответствии с указанным требованием, задолженность по страховым взносам и пени должны быть уплачены в срок до (Дата) В добровольном порядке задолженность страхователем в установленный требованием срок не погашена.

 Просит суд взыскать с ответчика сумму в размере 17437,81 руб., из которых:

 - страховые взносы на страховую часть пенсии – 12228,37 рублей,

 - пени на страховую часть пенсии -2828,04 рублей,

 - пени на страховую часть пенсии -103,35 рублей,

 - страховые взносы в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 2398,64 рублей,

 - пени в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 252,27 рублей,

 - пени в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 178,04 рублей (л.д.4-6).

 Заявлением от (Дата) истец исковые требования уточнил, указав в дополнение к исковому заявлению, что в соответствии с п.2 ст.14 Закона №212-ФЗ главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение фиксированного размера страхового взноса и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

 Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от (Дата) № должник с (Дата) по (Дата) являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

 Независимо от того, в какой форме глава КФХ осуществляет деятельность, главы и члены КФХ уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в установленном порядке. Статья 11 НК РФ приравнивает глав КФХ и ИП, следовательно, в системе Пенсионного фонда главы КФХ регистрируются и уплачивают страховые взносы как ИП (л.д.39-41).

 В судебном заседании представитель Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в <...> Ф.И.О.4, действующая на основании доверенности (л.д.22), подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и в заявлении об уточнении иска, просила требования удовлетворить.

 Представитель истца Ф.И.О.4 пояснила также, что в тексте искового заявления была допущена описка, фактически расчет иска произведен за период с (Дата) и по (Дата) включительно, поскольку главой КФХ ответчик являлся именно по (Дата) года, и к исковому заявлению изначально была приобщена в копии выписка из Единого государственного реестра юридических лиц

 от (Дата) №, из которой видно, что должник с (Дата) по (Дата) являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

 Ответчик Кузнецов Г.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что исковые требования предъявлены к нему, как к индивидуальному предпринимателю, не производящему выплаты физическим лицам, представлена выписка от (Дата) № из ЕГРЮЛ на КХ <...> которое было создано и приобрело статус юридического лица на основании закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990 года. Глава хозяйства осуществлял свои полномочия по управлению имуществом хозяйства и вступал в договорные отношения с другими юридическими лицами. До внесения в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица прекратившего свою деятельность. КХ считалось юридическим лицом и до исключения из ЕРГЮЛ своего правового статуса не изменяло. По ч.2 ст.11 НК РФ главы КФХ приравниваются к ИП только потому, что они регистрировались по закону №74-ФЗ от 11.06.2003 года в ЕГРИП. Срок для перерегистрации КФХ как юридических лиц в ИП был перенесен до 01.01.2010 года, потом до 01.01.2013 года и с 1 марта 2013 года до 2021 года, так как вступил в силу ФЗ РФ от 30.12.2012 года №302-ФЗ «О несении изменений в главы 1,2,3,4 части 1 ГК РФ». КФХ, которые созданы как ЮЛ в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 года №348-1, вправе сохранить статус ЮЛ на период до 1.01.2021 года. КХ <...> фактически не вело деятельность с (Дата) года, в связи с чем и исключено из ЕГРЮЛ, то есть не соответствовало ст.38 НК РФ, не имело объекта налогообложения.

     Он на учете в налоговом органе в качестве предпринимателя не состоит.

     УПФР в <...> присвоило КФХ и ему несколько регистрационных номеров по уплате фиксированных платежей.

     Требование об уплате недоимки по страховым взносам от (Дата) выписано на физическое лицо Кузнецова Г.В., указан регистрационный номер в органе контроля за уплатой страховых взносов №,скорее всего этот номер ему присвоен по несоответствующим документам. Долг, предъявленный ему как физическому лицу по тарифам для ИП считает незаконным.

 Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст.39 Конституции РФ государством закреплено гарантируемое государством право каждого на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

 Как следует из материалов дела, КФХ "Полянка" было зарегистрировано в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 0348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" приобрело статус юридического лица. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с указанным Законом, вправе сохранить этот статус на период до 01.01.2021 (пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в ред. Федеральных законов от 30.10.2009 N 239-ФЗ, от 25.12.2012 N 263-ФЗ). На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также нормы иных

 нормативных актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

 В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Одной из составляющих средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются взносы на обязательное пенсионное страхование.

 В силу части 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 В данном случае требование о взыскании страховых взносов в виде фиксированного платежа предъявлено к Кузнецову Г.В., который, являясь главой КФХ <...> до (Дата) года, то есть одним из его членов, как страхователь должен был уплачивать этот платеж.

      Статья 3 Закона N 167-ФЗ определяет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

 В соответствии со ст.28 Закона N 167-ФЗ

 1. Страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

 2. Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

 Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ).

 В этой связи доводы ответ о том, ответчика о том, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является плательщиком страховых взносов на

 обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, не могут быть приняты во внимание.

 Суд при рассмотрении настоящего иска приходит к выводу, что Кузнецов Г.В. для приобретения пенсионных прав должен уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

 С 1.01.2010г. в соответствии с Законом № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. Минимальный размер оплаты труда на (Дата) составляет 4 330 руб. в месяц.

 Для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты физическим лицам, применяются тарифы страховых взносов, установленные ч.1 ст.57 Закона № 212-ФЗ: в Пенсионный фонд РФ – 26,0%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3,1%, территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2,0%.

 Согласно ст. 21 Федерального закона от (Дата) № 212-ФЗ (ред. от (Дата) г.) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с иском о взыскании страховых взносов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

 Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

 Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.

 Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

 Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

 Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

 В судебном заседании установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от (Дата) № ответчик с (Дата) по (Дата) являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 14-15).

 В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора для уплаты задолженности по страховым взносам и пени ответчику было направлено требование об уплате платежа в добровольном порядке от 28.02.2013г. №06802940032938. В соответствии с указанным требованием, задолженность по страховым взносам и пени должны быть уплачены в срок до (Дата) (л.д.9).

 Ответчик Ф.И.О.1 в ходе судебного разбирательства не оспаривал, что вышеуказанное требование получал.

 В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании заявления ответчика он был поставлен на учет в качестве страхователя как глава КФХ и как член КФХ (л.д.49), в органе контроля за уплатой страховых взносов страхователю Кузнецову Г.В., как главе КФХ, был присвоен регистрационный номер №,что подтверждается приобщенными к материалам дела в копиях реестром поступления платежей от страхователя (л.д.42), выпиской из лицевого счета застрахованного лица (л.д. 58-63).

 Требование об уплате недоимки по страховым взносам от (Дата) было выписано на страхователя Кузнецова Г.В. по регистрационному номеру №.

 Иные требования по уплате страховых взносов, в том числе как ИП, настоящим исковым заявлением к ответчику не предъявляются.

 За период с (Дата). по (Дата) 8г. ответчиком не уплачены: страховые взносы на страховую часть пенсии – 12228,37 рублей, страховые взносы в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 2398,64 рублей; от неуплаченной суммы страховых взносов начислены пени на страховую часть пенсии -2828,04 рублей и 103,35 рублей, пени в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 252,27 рублей и 178,04 рублей, что подтверждается справкой о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов (л.д.10), расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам (л.д.7-8), расчетом пени (л.д.11-13).

 Доводы ответчика о том, что он не должен был уплачивать обязательные платежи в бюджет ПФР в связи с тем, что фактически КФХ <...> не вела свою деятельность с (Дата) года и не имела прибыли, являются несостоятельными.

 При таких обстоятельствах, исковые требования Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в <...> являются обоснованными, поскольку до момента обращения в суд и в момент рассмотрения дела в суде ответчик в добровольном порядке в установленный законом срок не произвел оплату обязательных платежей в пользу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в <...>, что является его обязанностью, в соответствии с законом исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, которую страхователь обязан выплатить в случае уплаты страховых взносов в более поздние сроки, установленные законом, в связи с чем требования о взыскании с ответчика пени так же являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

 В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию возврат госпошлины в сумме 697,51 руб.

 Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковое заявление Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в <...> к Кузнецову Геннадию Васильевичу о взыскании обязательных платежей в бюджет ПФР удовлетворить.

 Взыскать Кузнецова Геннадия Васильевича в пользу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в <...> сумму в размере 17437,81 руб., из которых:

 - страховые взносы на страховую часть пенсии – 12228,37 рублей,

 - пени на страховую часть пенсии -2828,04 рублей,

 - пени на страховую часть пенсии -103,35 рублей,

 - страховые взносы в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 2398,64 рублей,

 - пени в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 252,27 рублей,

 - пени в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 178,04 рублей.

 Взыскать с Кузнецова Г.В. в пользу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в <...> возврат госпошлины в сумме 697,51 руб.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий: