НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пензенского областного суда (Пензенская область) от 31.10.2019 № 7-359/19

Судья Журавлева Л.В. Дело № 7-359/2019

Р Е Ш Е Н И Е

31 октября 2019 года город Пенза

Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда дело по жалобе начальника МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы» Умнова И.Н. на постановление начальника отдела организационно-правового обеспечения и контроля в сфере закупок Министерства экономики Пензенской области <данные изъяты> от 4 июля 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 12 августа 2019 года № 12-292/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении начальника МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы» Умнова И.Н. (далее - должностное лицо Умнов И.Н.)

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела организационно-правового обеспечения и контроля в сфере закупок Министерства экономики Пензенской области <данные изъяты> от 4 июля 2019 года начальник МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы» Умнов И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Умнов И.Н., не согласившись с указанным постановлением, обратился в Ленинский районный суд г. Пензы с жалобой, в которой содержится просьба о его отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 12 августа 2019 года постановление начальника отдела организационно-правового обеспечения и контроля в сфере закупок Министерства экономики Пензенской области <данные изъяты> от 4 июля 2019 года оставлено без изменения, жалоба должностного лица Умнова И.Н. - без удовлетворения.

Не согласившись с вышеуказанными процессуальными актами, должностное лицо Умнов И.Н. обратился с жалобой в Пензенский областной суд, в которой он просит отменить их, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ.

В жалобе должностное лицо Умнов И.Н. указывает, что финансирование МКУ УКС г. Пензы осуществляется в соответствии с графиками финансирования, которые разрабатываются и направляются главному распорядителю бюджетных средств ежемесячно до 20 числа месяца, предшествующего месяцу финансирования. В соответствии с графиком была подана заявка на финансирование от 18 сентября 2018 года на имя главного распорядителя бюджетных средств - УГиА администрации г. Пензы. Однако она не была своевременно профинансирована из бюджета города Пензы. Из-за предельного дефицита бюджета города Пензы денежные средства из бюджета направлялись в первую очередь на неотложные первоочередные социальные расходы, что подтверждается письмами Финансового управления г. Пензы от 23 ноября 2018 года № 6077 и от 21 марта 2019 года № 1179. Вторая заявка им была направлена начальнику Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Пензы <данные изъяты> 11 октября 2018 года. Фактически оплата за выполненные работы по муниципальному контракту от 2 июля 2018 года <данные изъяты> была произведена 11 октября 2018 года по платежному поручению <данные изъяты> после поступления денежных средств из бюджета города Пензы. МКУ УКС г. Пензы имеет статус муниципального казенного учреждения, не имеет собственных денежных средств для оплаты муниципальных закупок.

Заявитель считает, что он предпринял все возможные меры к исполнению условий контракта, однако по не зависящим от его действий причинам произошло нарушение сроков оплаты по контракту от 2 июля 2018 года.

Полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ.

В судебное заседание должностное лицо Умнов И.Н. не явился. О дне, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. В заявлении, поступившем в Пензенский областной суд 31 октября 2019 года, просит рассмотреть жалобу в его отсутствии с участием защитника Аношина Р.И.

Защитник должностного лица Умнова И.Н. Аношин Р.И. доводы жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить в полном объеме, постановление начальника отдела организационно-правового обеспечения и контроля в сфере закупок Министерства экономики Пензенской области <данные изъяты> от 4 июля 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 12 августа 2019 года № 12-292/2019 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

На основании пунктов 2,4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Исследовав материалы дела, изучив подлинное дело об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника должностного лица Умнова И.Н. Аношина Р.И. нахожу постановление начальника отдела организационно-правового обеспечения и контроля в сфере закупок Министерства экономики Пензенской области <данные изъяты> от 4 июля 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 12 августа 2019 года № 12-292/2019 подлежащими отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению ввиду следующего.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.13 ст.34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контракт включаются обязательные условия - о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

На основании ч.13.1 ст.34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Согласно ст.12 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч.1 ст.711 Гражданского кодекса РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

Материалами дела установлено, что на основании информации, поступившей из прокуратуры Ленинского района г. Пены Министерством экономики Пензенской области была проведена внеплановая проверка соблюдения Муниципальным казённым учреждением «Управление капитального строительства города Пензы» требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в результате которой проверяющим органом было выявлено нарушение требований ч.1 ст. 711 ГК РФ, части 13.1 ст. 34 ФЗ от 05.04.20913 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившееся в нарушении срока оплаты работ по муниципальному контракту <данные изъяты> от 02.07.2018.

В соответствии с приказом Учреждения № 122 от 29 декабря 29\017 года «О наделении правом ЭЦП для работы на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Умнов И.Н. является уполномоченным специалистом, должностным лицом с правом подписи контракта.

Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ, Умнов И.Н. является должностным лицом, ответственным за соблюдением сроков и порядка оплаты работ при исполнении контрактов(договоров) и осуществлении закупок для нужд Муниципального казённого учреждения «Управления капитального строительства города Пензы».

По результатам рассмотрения акта по результатам внеплановой проверки от 21 ноября 2018 года и материалов внеплановой проварки, проведенной на основании информации, поступившей из прокуратуры Ленинского района г. Пензы, были выявлены нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В связи с чем, 4 декабря 2018 года (с изменениями в него внесенными от 4 июля 2019 года) в отношении должностного лица Умнова И.Н. начальником отдела организационно-правового обеспечения и контроля в сфере закупок Министерства экономики Пензенской области <данные изъяты>. составлен протокол об административном правонарушении № 63-12/2018 по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Должностным лицом административного органа установлено, что в нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе должностным лицом Умновым И.Н. нарушен срок оплаты выполненных работ по контракту <данные изъяты> от 02.07.2018, а именно: муниципальным заказчиком - Муниципальным казённым учреждением «Управление капитального строительства города Пензы» 2 июля 2018 года с ООО «Альфа-Модуль» был заключен муниципальный контракт <данные изъяты> на выполнение работ по текущему ремонту нежилого помещения по адресу: г. Пенза, ул. Герцена, 14 на общую сумму 1 978 860,59 рублей.

В соответствии с подпунктом 4.1 контракта заказчик обязуется принять и произвести оплату результата выполненных работ в соответствии с условиями контракта и действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 8.2 указанного муниципального контракта, оплата выполненных работ производится заказчиком в срок, не превышающий 30 дней с даты подписания актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справок о стоимости выполненных работ т затрат (форма КС-3).

Документами, подтверждающими выполнение работ по контракту, являются акты приемки выполненных работ от 28 августа 2018 года и справка о стоимости выполненных работ и затрат от 28 августа 2018 года № 1. Оплата выполненных работ. Контракт подлежал оплате не позднее 28 сентября 2018 года. В срок до 28 сентября 2018 года обязательства по оплате работ по муниципальному контракту <данные изъяты> от 2 июля 2018 года Муниципальным казённым учреждением «Управление капитального строительства города Пензы» не исполнены. Задолженность по исполненному контракту составила 1 978 860,59 рублей.

Постановлением должностного лица Министерства экономики Пензенской области № 63-12/2018 от 4 июля 2019 года начальник МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы» Умнов И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Судья районного суда, оставляя постановление о привлечении начальника МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы» Умнова И.Н

к административной ответственности, исходил из того, что действия (бездействие) должностного лица Умнова И.Н. в части нарушения сроков оплаты по муниципальному контракту содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

При этом решение суда не содержит суждений относительно доводов привлеченного к ответственности лица о том, что его вины в нарушении сроков оплаты не имеется, что причиной задержки оплаты по муниципальному контракту от 2 июля 2018 года <данные изъяты> на выполнение работ по текущему ремонту нежилого помещения по адресу: г. Пенза, ул. Герцена, 14 на общую сумму 1 978 860,59 рублей было неисполнение Финансовым управлением города Пензы (дефицит бюджета) своих полномочий и что он неоднократно обращался к главному распорядителю бюджетных средств (заявки № 42В от 18 сентября 2018 года и 24 В от 11 октября 2018 года ) с просьбой профинансировать МКУ УКС г. Пензы на сумму 1 978 860 рублей 59 копеек. Срок оплаты истекал 28 сентября 2018 года.

Кроме того, судьей районного суда не была дана оценка ответам Финансового управления города Пензы от 23 ноября 2018 года № 6077 и от 21 марта 2019 года № 1179 должностному лицу Умнову И.Н., в которых управление указывает на то, что причиной непрофинансирования заявки МКУ «УКС города Пензы» от 18 сентября 2018 года, является дефицит бюджета г. Пензы, который на 01 сентября 2018 года приближался к максимально допустимому значению (10%) и составлял 9,9 %. Уровень муниципального долга на 1 сентября 2018 года был высокий - 84,5 % (при максимально допустимом 100% от налоговых и неналоговых доходов). На указанную дату кредиторская задолженность по муниципальным контрактам в целом по муниципальному образованию «город Пенза» составляла <данные изъяты> млн. рублей, в том числе и по муниципальному контракту от 2 июля 2018 года <данные изъяты> в сумме 1978860,59 руб. В сентябре 2018 года в бюджет города Пензы поступило <данные изъяты> млн. рублей (при плане <данные изъяты> млн. руб.), из них <данные изъяты> млн. рублей были направлены на первоочередные расходы, <данные изъяты> млн. рублей на транспортное обеспечение населения, <данные изъяты> млн руб. на содержание и благоустройство города в рамках реализации государственных программ Российской Федерации и в соответствии с графиками финансирования, подписанными в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Только в октябре 2018 года у муниципального образования за счет увеличения поступления налоговых доходов появилась возможность выделить объем финансирования для погашения части кредиторской задолженности по ряду муниципальных контрактов, в том числе, и по вышеуказанному контракту. С учетом этого, заявка на финансирование, поданная МКУ «УКС города Пензы» 18 сентября 2018 года, была профинансирована 11 октября 2018 года (л.д. 6-7).

Между тем, указанные обстоятельства заслуживают внимания.

Согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

В силу ч. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В соответствии со ст. 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения: планов закупок; планов- графиков.

Согласно ч. 7 ст. 17 Закона о контрактной системе план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Как установлено ч. 10 ст. 21 Закона о контрактной системе план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика.

Из материалов дела видно, что все предусмотренные законодательством действия по реализации мероприятия по заключению муниципального контракта 2 июля 2018 года № <данные изъяты> между МКУ «УКС города Пензы» и ООО «АЛЬФА-МОДУЛЬ» на выполнение работ по текущему ремонту нежилого помещения по адресу: г. Пенза, ул. Герцена,14 для «Организация «одного окна» предоставления государственных, муниципальных, дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам малого и среднего предпринимательства на территории города Пензы» на сумму 1 978 860, 59 рублей должностным лицом Умновым И.Н. были выполнены.

Работы на объекте были завершены 28 августа 2018 года, что подтверждается справкой выполнения работ и затрат № 1 от 28 августа 2018 года. Согласно п. 8.2 Контракта срок оплаты выполненных работ составляет 30 дней с даты подписания актов о приемке выполнения работ (КС-2) и стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), то есть до 28 сентября 2018 года.

Финансирование МКУ «УКС города Пензы» осуществляется в соответствии с графиками финансирования, которые разрабатываются и направляются главному распорядителю бюджетных средств ежемесячно до 20 числа месяца, предшествующего месяцу финансирования.

В соответствии с графиком была подана заявка на финансирование от 18 сентября 2018 года, однако она не была профинансирована из-за дефицита бюджета города Пензы.

Приказом Финансового управления города Пензы от 7 марта 20087 № 15 о/д утвержден порядок составления и ведения кассового плана бюджета г. Пензы.

МКУ «УКС города Пензы» имеет статус муниципального казенного учреждения и собственными денежными средствами не распоряжается.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что должностное лицо Умнов И.Н. предпринимал все необходимые меры к исполнению условий контракта и его вины в нарушении сроков оплаты по этому контракту не имеется.

В данном случае подлежат применению положения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ о том, что в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Таким образом, поскольку должностным лицом Умновым И.Н. заблаговременно направлялись предложения о выделении бюджетных средств на финансирование выполненных работ по вышеуказанному Контракту, однако, из-за дефицита бюджета города Пензы, платежным поручением <данные изъяты> от 11 октября 2018 года оплата в размере 1 978860 рублей 59 копеек была произведена ООО «АЛЬФА-МОДУЛЬ» только 15 октября 2018 года, имеются основания для прекращения производства по делу в соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, постановление начальника отдела организационно-правового обеспечения и контроля в сфере закупок Министерства экономики Пензенской области <данные изъяты> №63-12/2018 от 4 июля 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 12 августа 2019 года № 12-292/2019 подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению, жалоба должностного лица Умнова И.Н.- удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8, ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пензенского областного суда

Р Е Ш И Л:

жалобу начальника МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы» Умнова И.Н. удовлетворить.

постановление начальника отдела организационно-правового обеспечения и контроля в сфере закупок Министерства экономики Пензенской области <данные изъяты> от 4 июля 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 12 августа 2019 года № 12-292/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении начальника МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы» Умнова И.Н. отменить.

Производство по делу прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья - Крючкова Н.П.