НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пензенского областного суда (Пензенская область) от 29.07.2020 № 3А-205/20

УИД 58OS0000-01-2020-000173-62 Дело № 3а-205/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2020 года г. Пенза

Пензенский областной суд в составе

председательствующего судьи Овчаренко А.Н.

при ведении протокола помощником судьи Сюсюкиной Л.В.

с участием прокурора Ивлиевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области об оспаривании в части приказа от 30 декабря 2019 года № 236 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Пензенской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года»,

У С Т А Н О В И Л:

приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее – Управление, орган регулирования, административный ответчик) от 30 декабря 2019 года № 236 (том 2 л.д. 236-246) установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Пензенской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций согласно приложению № 1 (пункт 1 приказа), индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год согласно приложению № 2 (пункт 2 приказа), а также необходимая валовая выручка сетевых организаций на услуги по передаче электрической энергии (мощности) (без учета оплаты потерь) согласно приложению № 3 (пункт 3 приказа). Данный приказ вступил в силу с 01 января 2020 года (пункт 5 приказа).

Указанным приказом осуществлено тарифное регулирование в отношении Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД», а именно:

- пунктом 3 приложения № 1 «Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год в размере <данные изъяты> руб.;

- приложением № 2 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Пензенской области с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с филиалом ПАО «МРСК Волги» - «Пензаэнерго» с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года;

- пунктом 3 приложения № 3 «НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)», установлены размеры необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) на долгосрочный период регулирования: на 2020 год - <данные изъяты> руб., 2021 год – <данные изъяты> руб., 2022 год – <данные изъяты> тыс. руб., 2023 год – <данные изъяты> руб.; 2024 год – <данные изъяты> руб.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» (далее – Куйбышевская дирекция по энергообеспечению, сетевая организация, административный истец) обратилось в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, в соответствии с которым (с учетом ходатайства об уточнении требований от 17 июля 2020 года (том 3 л.д. 196-198)) просило суд признать вышеприведенные положения приказа от 30 декабря 2019 года № 236 недействующими со дня вступления решения суда в законную силу и обязать административного ответчика принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказ от 30 декабря 2019 года № 236 в оспариваемой части, исходя из увеличения базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки сетевой организации с учетом затрат по статьям «расходы на оплату труда» в размере <данные изъяты>. руб. и «ремонт основных средств» в размере <данные изъяты> руб. В обоснование требований административным истцом указано, что при принятии оспариваемых нормативных положений органом регулирования неправомерно снижены размеры затрат сетевой организации, указанных в тарифном предложении, по статьям «расходы на оплату труда» и «ремонт основных средств», что повлекло уменьшение базового уровня подконтрольных расходов, необходимой валовой выручки организации и установление тарифов на передачу электрической энергии ниже экономически обоснованного размера. По мнению административного истца, оспариваемые нормы приказа от 30 декабря 2019 года № 236 нарушают права сетевой организации на получение финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, не обеспечивают соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии и противоречат статьям 20, 23 Федерального закона от 23 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктам 25, 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и пунктам 23, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э.

При подготовке дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго», для взаиморасчетов с которым установлены оспариваемые тарифы (том 3 л.д. 65 оборот).

В судебном заседании представитель административного истца Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – Ефимов А.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменных дополнениях к нему (том 1 л.д. 3-16, том 3 л.д. 51-58, 95-104, том 4 л.д. 6-11).

Представители административного ответчика Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области – Клак Н.В., Суворов А.В. просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление и дополнениях к ним (том 2 л.д. 172-184, том 3 л.д. 199-209, том 4 л.д. 45-51). Считали, что оспариваемые положения приказа от 30 декабря 2019 года № 236 не противоречат законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, уменьшение Управлением размера затрат по статьям «расходы на оплату труда» и «ремонт основных средств» при определении базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки Куйбышевской дирекции по энергообеспечению обусловлено экономической необоснованностью тарифного предложения сетевой организации.

Представитель заинтересованного лица – ПАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном отзыве (том 2 л.д. 72-74) считал размер необходимой валовой выручки, установленный органом регулирования в отношении Куйбышевской дирекции по энергообеспечению, достаточным и экономически обоснованным, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие (том 4 л.д. 1-2).

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы тарифного и административного дел, заслушав заключение прокурора Ивлиевой Е.В., находившей административный иск Куйбышевской дирекции по энергообеспечению подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования № 1178), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования № 1178), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.

Согласно подпункту 3 пункта 3 Основ ценообразования № 1178 в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (тариф взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями).

В силу пункта 3 статьи 24 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов наделены полномочиями по установлению цен (тарифов), указанных в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Как следует из пунктов 8, 22, 25, 26 Правил регулирования № 1178, установление цен (тарифов) производится регулирующим органом путем рассмотрения соответствующего тарифного дела, проведения экспертизы предложений регулируемой организации (заявления об установлении тарифов и обосновывающих материалов) и принятия решения на заседании правления (коллегиального органа) регулирующего органа, которое считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов.

Согласно Положению об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, утвержденному постановлением Правительства Пензенской области от 4 августа 2010 года № 440-пП (далее – Положение), Управление является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством (том 2 л.д. 185-210).

Пунктом 3.2 Положения к полномочиям Управления отнесено установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям.

Для принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней в Управлении образуется коллегиальный орган – Правление (пункт 5.3 Положения), состав которого утвержден приказом начальника Управления от 25 сентября 2013 года № 108-од (том 2 л.д. 215-217).

В судебном заседании установлено, что Куйбышевская дирекция по энергообеспечению, являющаяся территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Пензенской области, 22 апреля 2019 года обратилась в Управление с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям для взаиморасчетов между сетевыми организациями на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы (том 1 л.д. 119-121), представив комплект обосновывающих документов согласно реестру (том 1 л.д. 121а-125).

Приказом начальника Управления от 13 мая 2019 года открыто дело об установлении долгосрочных параметров регулирования и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Куйбышевской дирекции по энергообеспечению для взаиморасчетов между сетевыми организациями на долгосрочный период регулирования 2020 – 2024 годы; назначено должностное лицо, ответственное за подготовку материалов к заседанию правления; сформирована экспертная группа из сотрудников Управления для проведения экспертизы предложения Куйбышевской дирекции по энергообеспечению (том 2 л.д. 134-135).

По результатам оценки указанного предложения органом регулирования составлено экспертное заключение относительно экономической обоснованности тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Куйбышевской дирекции по энергообеспечению на 2020 год долгосрочного периода регулирования 2020 – 2024 годы (том 2 л.д. 226-235).

30 декабря 2019 года при наличии необходимого кворума состоялось заседание правления органа регулирования, на котором большинством голосов его членов принято решение об установлении в отношении Куйбышевской дирекции по энергообеспечению долгосрочных параметров регулирования на долгосрочный период 2020 - 2024 годы (включая базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год), размеров необходимой валовой выручки на долгосрочный период 2020 – 2024 годы и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год, которые отражены в оспариваемом приказе, что подтверждается протоколом заседания правления от 30 декабря 2019 года (том 2 л.д. 219-225).

Приказ от 30 декабря 2019 года № 236 устанавливает индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями и регулирует вопросы, отнесенные федеральным законодателем к компетенции тарифных органов субъектов Российской Федерации, принят по итогам правомочного заседания правления в надлежащей форме, предусмотренной пунктами 1.4, 5.5 Положения, подписан начальником Управления Клак Н.В., назначенной на должность распоряжением Губернатора Пензенской области от 22 сентября 2015 года № 230-р/к (том 2 л.д. 218).

Оспариваемый приказ в соответствии с пунктами 2, 4 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 года № 1013-пП (том 4 л.д. 100-101), опубликован 30 декабря 2019 года на официальном сайте Управления в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», 04 января 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации (том 1 л.д. 167, том 2 л.д. 247, 248) и вступил в силу с 1 января 2020 года (даты, установленной пунктом 5 приказа).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Управления, подписан уполномоченным должностным лицом, принят с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу, и по указанным основаниям не оспаривается административным истцом.

При проверке оспариваемой части приказа Управления от 30 декабря 2019 года № 236 на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Положениями пункта 2 статьи 20 Федерального закона № 35-ФЗ к основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике отнесено достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

В силу пункта 2 статьи 23 названного Федерального закона при государственном регулировании цен (тарифов) должны быть соблюдены основные принципы, в том числе: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

В соответствии с пунктами 2, 7, 16 Основ ценообразования № 1178 под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (пункт 12 Основ ценообразования № 1178).

Согласно пункту 38 указанных Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами.

В соответствии с пунктами 5, 8 Методических указаний № 98-э тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний (далее - долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Исходя из пункта 11 Методических указаний № 98-э, уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) применяется для определения необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей и устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В силу положений пункта 12 Методических указаний № 98-э, пунктов 17, 18, 25, 26 Основ ценообразования № 1178, в составе базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки подлежат учету планируемые на расчетный период регулирования расходы, связанные с передачей электрической энергии по регулируемому виду деятельности, в том числе расходы на оплату труда и расходы на ремонт основных средств.

Необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, определенная в соответствии с методическими указаниями, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при определении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальных тарифов для взаиморасчета между парой регулируемых организаций (пункт 14 Методических указаний № 98-э).

Как следует из материалов дела, в том числе экспертного заключения и протокола заседания правления (том 2 л.д. 219-225, 226-235), при установлении в отношении Куйбышевской дирекции по энергообеспечению оспариваемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии Управлением в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Для указанной сетевой организации период с 2020 года по 2024 год является третьим долгосрочным периодом регулирования, 2020 год - базовым годом долгосрочного периода регулирования.

Согласно предложению об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год Куйбышевской дирекцией по энергообеспечению заявлены подконтрольные расходы в размере <данные изъяты>. руб., из них по статьям затрат: «расходы на оплату труда» - <данные изъяты> руб., «ремонт основных средств» - <данные изъяты>. руб.

Базовый уровень подконтрольных расходов административного истца на 2020 год определен Управлением с применением метода экономической обоснованности расходов в размере <данные изъяты> руб., при этом органом регулирования уменьшены заявленные сетевой организацией расходы по статьям затрат «расходы оплату труда» до <данные изъяты> руб., «ремонт основных средств» до <данные изъяты> руб.

Анализируя доводы сторон административного спора и представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований Куйбышевской дирекции по энергообеспечению о признании недействующими оспариваемых положений приказа от 30 декабря 2019 года №236.

Так, в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В силу подпункта 2 пункта 12 Методических указаний № 98-э данный пункт Основ ценообразования применяется при расчете базового уровня подконтрольных расходов по статье затрат «расходы на оплату труда» на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования.

Как следует из содержания тарифного предложения административного истца, в частности, расчета расходов на оплату труда (в границах Пензенской области) в форме таблицы П1.16 Методических указаний № 20-э/2 (том 1 л.д. 141), пояснительной записки по затратам, возникшим в 2018 году по виду деятельности «услуги по передаче электрической энергии» в границах Пензенской области (том 1 л.д. 134-135), а также письменных дополнений к административному исковому заявлению (том 3 л.д. 51-54, 95-101), расходы на оплату труда в размере <данные изъяты> руб., заявленные для включения в базовый уровень подконтрольных расходов и необходимую валовую выручку на 2020 год, определены Куйбышевской дирекцией по энергообеспечению, исходя из общей численности работников – 185 человек, действующей тарифной ставки рабочего первого разряда – <данные изъяты> руб., с учетом выплат, предусмотренных Положениями о премировании работников органа управления и структурных подразделений за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, Коллективным договором ОАО «РЖД» на 2017-2019 годы, с применением индекса потребительских цен - 1,037 процентов.

В качестве исходных данных для указанной численности работников приняты сведения статистической отчетности за 2018 год (последний расчетный период регулирования) по форме № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденной приказом Росстата от 6 августа 2018 года № 485 (том 2 л.д. 84-86, 87-89, 90-92), согласно которым численность работников сетевой организации по виду экономической деятельности «передача электрической энергии» (код по ОКВЭД 35.12.1) на территории Пензенской области составляет 185 человек, в том числе в Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – 11, в Пензенской дистанции электроснабжения – 165 (при общей численности – 255 человек, из них – 90 по виду экономической деятельности «деятельность железнодорожной инфраструктуры – перевозки» (код по ОКВЭД 52.21.13)), в Инзенской дистанции электроснабжения – 9 (при общей численности – 29 человек, из них – 20 по виду экономической деятельности «деятельность железнодорожной инфраструктуры – перевозки» (код по ОКВЭД 52.21.13)).

Как следует из экспертного заключения (том 2 л.д. 231), заявленный Куйбышевской дирекцией по энергообеспечению размер расходов на оплату труда - <данные изъяты> руб. признан экономически необоснованным и определен Управлением в размере <данные изъяты> руб. с учетом анализа фактических расходов предприятия по данной статье затрат за предыдущий период регулирования, а также динамики количества активов.

Из объяснений представителей административного ответчика и письменных возражений на административное исковое заявление (том 2 л.д. 174-177), можно установить, что принятый для установления тарифов размер расходов на оплату труда – <данные изъяты> руб. определен Управлением исходя не из фактических, а из плановых показателей по данной статье затрат – <данные изъяты> руб. (том 2 л.д. 250), утвержденных с применением метода долгосрочной индексации в предыдущем долгосрочном периоде регулирования на 2018 год, величина которых с учетом изменения планируемых параметров расчета тарифов и корректировки на фактический индекс потребительских цен в 2018 году (102,9 процентов) составляет <данные изъяты> руб., с последующим умножением данного значения на коэффициент изменения операционных расходов на 2019 год – 1,03653 и индекс потребительских цен на 2020 год – 1,03 (из расчета: <данные изъяты> руб. х 1,03653 х 1,03 = <данные изъяты> руб.).

Между тем, вопреки положениям пункта 26 Основ ценообразования № 1178 органом регулирования при определении расходов на оплату труда не учтены фактический объем фонда оплаты труда и фактическая численность работников сетевой организации в последнем расчетном периоде регулирования (в 2018 году), необходимый анализ тарифного предложения Куйбышевской дирекции по энергообеспечению и оценка экономической обоснованности заявленных расходов по указанной статье затрат не производились. Доказательств иного административным ответчиком не представлено.

Так, в нарушение требований пунктов 23, 28 Правил регулирования № 1178 в экспертном заключении и протоколе заседания правления Управления (том 2 л.д. 219-225, 226-235) не приведены конкретные результаты проверки экономической обоснованности затрат по статье «расходы на оплату труда», в том числе актуальные параметры фонда оплаты труда (размеры тарифной ставки, заработной платы на 1 работника, выплат стимулирующего характера и др.) и численности работников предприятия в последнем расчетном периоде регулирования, принятые для расчета тарифов, а также не указаны конкретные основания, по которым органом регулирования признаны необоснованными и отклонены заявленные административным истцом расходы на оплату труда и численность работников.

Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2017–2019 годы (утверждено Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 20 июля 2016 года), на основании которого разработан Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2017-2019 годы, использованный при формировании тарифной заявки Куйбышевской дирекции по энергообеспечению, либо Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы (утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России», Общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз» 21 декабря 2018 года), которое устанавливает относимый для данной отрасли тарифного регулирования уровень оплаты труда и социальных гарантий работников, административным ответчиком не анализировались и не применялись.

Определение затрат на оплату труда исходя из плановых расходов, утвержденных на предыдущий период регулирования, с учетом их индексации (без расчета их экономически обоснованного размера с учетом анализа и проверки фактических показателей работы предприятия), по сути, свидетельствует о применении органом регулирования метода индексации, а не метода экономически обоснованных расходов при определении уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки на первый (базовый) год нового долгосрочного периода регулирования, что не согласуется с положениями пункта 26 Основ ценообразования № 1178 и пунктов 11, 12 Методических указаний № 98-э.

Данный подход не может быть признан верным, противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку не учитывает существующей численности работников, сложившейся системы и размера оплаты труда, уровня социальных гарантий работников, принимаемых для расчета расходов на оплату труда на первый (базовый) год нового долгосрочного периода, от актуальности которых в последующем зависит величина данных расходов в течение всего долгосрочного периода, так как эти затраты являются операционными, не пересчитываются, а только ежегодно индексируются.

Доводы представителей Управления о недопустимости превышения фактических расходов организации на оплату труда над плановыми значениями, утвержденными в предыдущем расчетном периоде регулирования, со ссылкой на правовую позицию, изложенную в письме ФАС России от 19 июня 2017 года № ИА/41019/17 «О формировании расходов на второй и последующий долгосрочные периоды регулирования», сами по себе не могут служить формальным мотивом для уменьшения расходов, указанных в тарифной заявке, поскольку действующим законодательством, в частности, положениями абзаца 10 пункта 7, абзаца 20 пункта 38 Основ ценообразования № 1178, пункта 9 Методических указаний № 98-э предусмотрена возможность учета органом регулирования отклонений фактических расходов сетевой организации от ранее запланированных при расчете тарифов на следующие периоды регулирования по результатам проверки их экономической обоснованности.

Тарифная заявка Куйбышевской дирекции по энергообеспечению, наряду с вышеуказанными документами, содержала также Учетную политику организации, утвержденную приказом ОАО «РЖД» от 26 декабря 2016 года № 106, Методику формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «РЖД», утвержденную распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2004 года № 4418р (в редакции распоряжения от 7 августа 2012 года № 1599р с последующими изменениями), штатное расписание линейных отделов и дистанций электроснабжения за 2018 год, Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2017 - 2019 годы, распоряжения об индексации заработной платы работников, Положения о премировании работников органа управления и структурных подразделений за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, тарифные сетки и тарифные ставки по оплате труда, сведения о заработной плате работников в 2018 году из аналитической программы «Подсистема сводной аналитической отчетности по фонду оплаты труда» (АС АФОТ), введенной в эксплуатацию распоряжением ОАО «РЖД» от 16 июля 2014 года №1649-р.

Представленные административным истцом документы с учетом имеющихся у органа регулирования полномочий по запросу дополнительных сведений и материалов, корректировке необходимой валовой выручки и использованию в расчетах экспертных оценок отчетных данных организации (пункты 7, 31 Основ ценообразования № 1178, пункты 19, 22 Правил регулирования № 1178) позволяли Управлению уточнить тарифное предложение Куйбышевской дирекции по энергообеспечению и по результатам его анализа произвести расчет экономически обоснованного размера расходов на оплату труда с учетом фактических (а не плановых) показателей, перечисленных в пункте 26 Основ ценообразования № 1178.

Доводы представителей административного ответчика об отсутствии документов, подтверждающих правильность ведения административным истцом раздельного учета расходов на оплату труда по регулируемому виду деятельности и обоснованность увеличения фактической численности работников сетевой организации, участвующих в передаче электрической энергии, в 2018 году до 185 человек, а также о необходимости исключения из данной статьи затрат расходов на оплату труда электромонтеров контактной сети, не свидетельствуют об обратном и не могут быть приняты судом, поскольку указанные обстоятельства в ходе производства по тарифному делу должным образом не проверялись и не выяснялись, доказательств, опровергающих названные данные Управлением не приведено.

При рассмотрении судом настоящего дела установлено, что осуществление административным истцом раздельного учета расходов предусмотрено пунктами 7, 8 раздела 2.10 Учетной политики ОАО «РЖД», согласно которым ОАО «РЖД» ведет учет расходов в соответствии с классификатором расходов номенклатуры доходов и расходов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (приложение № 1 к порядку ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденному приказом Минтранса России от 12 августа 2014 года № 225). Кроме того, ОАО «РЖД» осуществляет раздельный учет расходов по обычным видам деятельности, по регулируемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации в сферах электроэнергетики, тепло-, водоснабжения и водоотведения. Затраты, связанные с передачей электрической энергии по сетям ОАО «РЖД», подлежащие учету у соответствующего подразделения ОАО «РЖД», определяются в соответствии с Методикой формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2004 года № 4418р, с учетом требований номенклатуры доходов и расходов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта.

Данные раздельного учета расходов Куйбышевской дирекции по энергообеспечению на оплату труда работников на территории Пензенской области отражены в представленных в Управление сведениях статистической отчетности за 2018 год по форме № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденной приказом Росстата от 6 августа 2018 года № 485 (том 2 л.д. 84-86, 87-89, 90-92), а также в опубликованной на официальном сайте ОАО «РЖД» расшифровке расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащем на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям за 2018 год в форме таблицы 1.6 приложения № 1 к Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденному приказом Минэнерго России от 13 декабря 2011 года № 585 (том 3 л.д. 227), согласно которым объем затрат на оплату труда и общая численность работников организации в последнем расчетном периоде регулирования на территории Пензенской области составили соответственно: <данные изъяты> руб. и 295 человек, в том числе по виду экономической деятельности «передача электрической энергии» (код по ОКВЭД 35.12.1): <данные изъяты> руб. и 185 человек.

Как следует из объяснений представителя административного истца и письменных дополнений к административному исковому заявлению (том 3 л.д. 100 оборот), увеличение в 2018 году численности работников организации, участвующих в регулируемой деятельности, до 185 человек по отношению к показателям 2016 года – 158 человек и 2017 года – 147 человек (том 3 л.д. 225, 226) и ее отличие от тарифных предложений на предыдущие долгосрочные периоды регулирования: на 2012 год – 299 человек, на 2015 год – 316 человек (том 4 л.д. 69, 92), обусловлено имевшим место в 2016 – 2018 годах усовершенствованием системы раздельного учета расходов в ОАО «РЖД» на передачу электрической энергии, в частности, принятием Методики расчета технических единиц оборудования, участвующего в процессе передачи электрической энергии, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 22 марта 2016 года № 491р, с изменениями, внесенными распоряжением ОАО «РЖД» от 24 августа 2017 года № 1718р (том 3 л.д. 114-143), Порядка заполнения формы П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденного распоряжением Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД» от 21 июня 2018 года № ТЭ-124/р (том 3 л.д. 112-113), распоряжения ОАО «РЖД» от 29 декабря 2017 года № 2835р о внесении изменений в Методику формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «РЖД», утвержденную распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2004 года № 4418р (том 3 л.д. 147-152). Указанными актами закреплен и детализирован порядок распределения численности работников и расходов по видам деятельности пропорционально доле технических единиц, относимой на услуги по передаче электрической энергии, с учетом разграничения технических единиц на объекты электрической сети, схожей по своему производственному назначению с электрической сетью общего назначения, которые обеспечивают процесс передачи электрической энергии собственным потребителям (электроснабжение электроподвижного состава и нетяговых железнодорожных потребителей) и сторонним потребителям, а также на объекты электрической сети, не схожей по своему производственному назначению с электрической сетью общего назначения (специфическое оборудование электрифицированного железнодорожного транспорта), которые обеспечивают бесперебойное движение тягового подвижного состава.

Правильность и достоверность заявленной сетевой организацией численности работников, участвующих в передаче электрической энергии, – 185 человек, подтвержденной вышеприведенными сведениями статистической отчетности за последний расчетный период регулирования, не опровергнуты административным ответчиком, в том числе со ссылкой на результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности или данные, принятые для утверждения тарифов на предыдущие периоды регулирования. Альтернативный расчет численности работников по регулируемому виду деятельности с учетом вышеуказанных технологических особенностей передачи электрической энергии по сетям ОАО «РЖД», а также обоснование численности работников - 69,83 человек, ранее принятой для установления тарифов на 2015 год (том 4 л.д. 35), Управлением не представлены.

Доводы органа регулирования о недопустимости включения в спорную статью затрат расходов на оплату труда электромонтеров контактной сети не основаны на результатах анализа функциональных обязанностей данных работников, в содержание которых, согласно объяснениям представителя административного истца, входит выполнение работ по техническому обслуживанию (ремонту) объектов, эксплуатируемых для передачи электроэнергии, как собственным, так и сторонним потребителям, в частности, опор линий продольного электроснабжения (том 4 л.д. 107 оборот). Должностные инструкции и иные документы, подтверждающие объем и характер работы, выполняемой электромонтерами контактной сети, в рамках тарифного дела Управлением не запрашивались и не исследовались.

Вывод об отсутствии в составе тарифной заявки достаточных документов, подтверждающих разделение расходов на передачу электрической энергии между собственными и сторонними потребителями, не препятствовал Управлению определить состав затрат на оплату труда по регулируемому виду деятельности при утверждении тарифов пропорционально фактическому отпуску (передаче) электрической энергии в соответствии с положениями пункта 20 Основ ценообразования № 1178, пункта 14 Методических указаний № 20-э/2.

Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств принятая органом регулирования для определения базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки сетевой организации величина затрат по статье «расходы на оплату труда» в размере <данные изъяты> руб. не может быть признана экономически обоснованной, не обеспечивает баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также справедливость утвержденных тарифов, и подлежит пересмотру.

По аналогичным основаниям подлежит пересмотру и величина расходов по статье «отчисления на социальные нужды», которая является производной от вышеуказанной статьи затрат.

Вместе с тем суд считает возможным согласиться с приведенными административным ответчиком основаниями для снижения заявленных Куйбышевской дирекцией по энергообеспечению расходов по статье «ремонт основных средств».

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования № 1178 (с учетом разъяснений, содержащихся в письме Федеральной службы по тарифам от 11 февраля 2015 года № ЕП-1339/12) при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:

1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;

2) цены, указанные в пункте 29 настоящего документа, согласно которому при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Как следует из тарифного предложения Куйбышевской дирекции по энергообеспечению (том 1 л.д. 139, 93-98, 102-102 оборот, том 3 л.д. 181), заявленная на 2020 год сумма расходов на ремонт основных средств в размере <данные изъяты> руб. определена пропорционально объему отпуска (передачи) электрической энергии сторонним потребителям – 43,98 процентов, исходя из сметной стоимости затрат - <данные изъяты> руб., запланированных в 2020 году на капитальный ремонт следующих объектов электроснабжения: 1) «ЛЭП-10кВ Курмаевка-Селикса» (участок Леонидовка–Асеевская) стоимостью <данные изъяты> руб.; 2) «ЛЭП кабель силовой подземный (ТП-205 до ТП-209 6 кВ)» станция Пенза II стоимостью <данные изъяты> руб.; 3) «Низковольтная линия энергоснабжения скважины Сура» станция Сура стоимостью <данные изъяты> руб.; 4) «Линия электропередачи переезд 688 км» станция Сура стоимостью <данные изъяты> руб. (из расчета: <данные изъяты> руб. х 43,98% = <данные изъяты> руб.).

В составе тарифной заявки сетевой организацией представлены перечни объектов электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии сторонним потребителям по подсобно-вспомогательной деятельности, на 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 годы (том 2 л.д. 93 - 106), инвентарные карточки учета основных средств, дефектные акты, акты обследования, акты о продлении назначенного срока службы в отношении вышеуказанных объектов электроснабжения (том 2 л.д. 107 - 133), локальные сметные расчеты (том 2 л.д. 136 - 160).

Как следует из экспертного заключения (том 2 л.д. 231) и письменных возражений на административное исковое заявление (том 2 л.д. 182 - 183), заявленный Куйбышевской дирекцией по энергообеспечению размер расходов на ремонт основных средств - <данные изъяты> руб. признан Управлением экономически необоснованным и определен в меньшем значении – <данные изъяты> руб., исходя из фактических расходов в последнем расчетном периоде регулирования (в 2018 году) в соответствии с отчетными данными организации – <данные изъяты> руб. (том 1 л.д. 139) с учетом индексов изменения операционных расходов на 2019 год – 1,03653 и на 2020 год – 1,0197, рассчитанных на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Согласно пунктам 1.6.3, 1.6.4 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229, объем технического обслуживания и планового ремонта должен определяться необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, зданий и сооружений с учетом их фактического технического состояния. Рекомендуемый перечень и объем работ по техническому обслуживанию и капитальному ремонту оборудования приведены в правилах организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей и в технико-экономических нормативах планово-предупредительного ремонта энергоблоков.

Периодичность и продолжительность всех видов ремонта установлены правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей и нормативно-техническими документами на ремонт данного вида оборудования.

В соответствии с пунктом 8 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденных приказом Минэнерго России от 25 октября 2017 года № 1013 (далее - Правила организации ТОиР № 1013), плановые ремонты (планово-предупредительные и ремонты по техническому состоянию) следует выполнять с периодичностью, установленной в ремонтной документации, указанной в пункте 17 настоящих Правил.

Пунктом 17 Правил организации ТОиР № 1013 предусмотрено, что в состав ремонтной документации включена организационно-распорядительная документация, к которой относятся документы по планированию, подготовке и выполнению ТОиР, а также учета и отчетности (планы, графики, программы ремонта, ведомости, протоколы, акты, годовые графики ремонта, разрабатываемые собственником и иным законным владельцем объектов электроэнергетики, утверждаемые субъектом электроэнергетики и (или) организацией - исполнителем ремонта и пересматриваемые с учетом опыта эксплуатации (далее - годовые планы-графики).

Согласно пунктам 387, 388 Правил организации ТОиР № 1013, периодичность работ по ремонту ЛЭП и оборудования ПС должна устанавливаться субъектами электроэнергетики на основании требований нормативной и технической документации, инструкций изготовителей оборудования с учетом технического состояния, определяемого по результатам обходов, осмотров и испытаний, проводимых в соответствии с ЛНА субъекта электроэнергетики, а также климатических и метеорологических условий эксплуатации ЛЭП и оборудования ПС.

Планирование ремонта ЛЭП и оборудования ПС должно включать в себя разработку: а) перспективных планов ремонта, разрабатываемых на 5 лет; б) годовых и месячных графиков ремонта и технического обслуживания.

Положениями пункта 408 Правил организации ТОиР № 1013, устанавливающими особенности организации технического обслуживания и ремонта ВЛ, ТП, секционирующих пунктов (далее - СП) и распределительных пунктов (далее - РП) электрических сетей напряжением 0,38 - 20 кВ (далее - ВЛ и оборудование ПС 0,38 - 20 кВ), регламентировано составление перспективных планов и годовых графиков капитального (среднего) ремонта в отношении указанного оборудования, содержащих сведения о годе последнего капитального (среднего) ремонта, а также журнала дефектов, отражающего неисправности оборудования.

Однако в отношении заявленного оборудования ремонтная документация, отвечающая требованиям вышеуказанных пунктов Правил организации ТОиР № 1013, в том числе перспективные планы, годовые графики ремонта, журналы дефектов, Куйбышевской дирекцией по энергообеспечению в рамках тарифного предложения и в ходе рассмотрения данного административного дела в суде не представлена.

Документы, представленные сетевой организацией, не содержат необходимых сведений о годе последнего капитального (среднего) ремонта оборудования, указанного в тарифной заявке, не позволяют установить периодичность и продолжительность его ремонтов, проверить соблюдение нормативных сроков проведения ремонтных работ.

В дефектном акте от 10 декабря 2018 года в отношении объекта «ЛЭП-10кВ Курмаевка-Селикса» (участок Леонидовка–Асеевская) отсутствует подпись указанного в акте должностного лица (первого заместителя начальника Куйбышевской дирекции по энергообеспечению П.В.Н.) о его утверждении (том 2 л.д. 129).

Согласно актам от 13 июня 2018 года назначенный срок службы объектов «ЛЭП-10кВ Курмаевка-Селикса» (участок Леонидовка–Асеевская), «ЛЭП кабель силовой подземный (ТП-205 до ТП-209 6 кВ)» станция Пенза II с учетом их нормального технического состояния и допустимого остаточного ресурса продлен сетевой организацией до 2026 года (том 2 л.д. 126, 133).

Вместе с тем административным истцом не приведено экономического обоснования потребности в осуществлении капитального ремонта указанного оборудования именно в 2020 году, являющемся первым годом долгосрочного периода регулирования, определяющим базовый уровень подконтрольных расходов, исходя из которого в последующие годы будет производиться корректировка базового уровня подконтрольных расходов на соответствующие коэффициенты. При этом суд учитывает, что объект «ЛЭП-10кВ Курмаевка-Селикса» (участок Леонидовка–Асеевская) по заявленной стоимости капитального ремонта - <данные изъяты>. руб. является самым дорогостоящим из всех объектов, указанных в тарифном предложении сетевой организации на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов (том 2 л.д. 93-106), в связи с чем, его включение без должной необходимости в программу ремонта основных средств на 2020 год повлечет неправомерное завышение базового уровня подконтрольных расходов на первый и последующие годы долгосрочного периода регулирования, что противоречит принципу экономической обоснованности.

Кроме того, как следует из дополнения к административному исковому заявлению (том 3 л.д. 101 оборот – 102), письма ООО «УниверсалЭнергоСтройРемонт» от 4 апреля 2019 года (том 3 л.д. 154), объяснений представителя административного истца (том 4 л.д. 113), представленные сетевой организацией локальные сметные расчеты (том 2 л.д. 136 – 160) подготовлены с использованием сметно-нормативной базы (ОСНБЖ-2001), применяемой в соответствии с Порядком определения стоимости (ОПДС-2821.2011), утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2011 года № 2821р, исходя из отраслевых сметных расценок ОАО «РЖД», которые не относятся к одному из источников информации, перечисленных в пунктах 25, 29 Основ ценообразования № 1178 для определения спорной статьи затрат.

При указанных обстоятельствах, в связи с отсутствием документов, подтверждающих экономическую обоснованность тарифной заявки Куйбышевской дирекции по энергообеспечению в части затрат на ремонт основных средств, расходы по данной статье правомерно определены Управлением в размере <данные изъяты> руб. путем экспертной оценки отчетных данных сетевой организации, исходя из фактических значений расходов на ремонт основных средств в 2018 году с применением повышающих коэффициентов (индексов), что не противоречит положениям пункта 31 Основ ценообразования № 1178, пункта 24 Правил регулирования № 1178. При этом суд учитывает, что указанный подход в отсутствие иных сведений и материалов является экономически обоснованным, поскольку принятые Управлением для расчета фактические расходы на ремонт основных средств в размере <данные изъяты>. руб. документально подтверждены, понесены сетевой организацией в последнем расчетном периоде регулирования, превышают ранее утвержденные плановые значения данной статьи затрат: в 2017 году – <данные изъяты> руб., в 2018 году – <данные изъяты>. руб. (том 1 л.д. 139, том 2 л.д. 249, 250), с учетом осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту объектов электроэнергетикина постоянной (регулярной) основе носят периодический (не разовый) характер, в связи с чем могут быть признаны сопоставимыми по отношению к первому году нового долгосрочного периода регулирования.

Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства, учитывая допущенные административным ответчиком нарушения при определении расходов сетевой организации по статье «расходы на оплату труда» и производной от нее статье «отчисления на социальные нужды», суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения регионального нормативного правового акта, устанавливающие для Куйбышевской дирекции по энергообеспечению экономически необоснованные размеры базового уровня подконтрольных расходов, необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии, противоречат нормам пункта 2 статьи 20, пункта 2 статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ, пунктов 7, 26 Основ ценообразования № 1178, пунктов 11, 12 Методических указаний № 98-э, пунктов 23, 28 Правил регулирования №1178, нарушают право административного истца на возмещение необходимых затрат при осуществлении регулируемой деятельности, не обеспечивают соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, не согласуются с целями тарифного регулирования.

Исходя из этого, суд в соответствии с пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ и разъяснением, приведенным в абзаце 2 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», считает необходимым удовлетворить административные исковые требования Куйбышевской дирекции по энергообеспечению и признать приказ Управления от 30 декабря 2019 года № 236 в оспариваемой части недействующим со дня вступления его в силу – с 01 января 2020 года, то есть с момента, когда оспариваемые положения были введены в действие и стали противоречить ранее принятым нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом суд учитывает, что оспариваемые нормативные положения имеют ограниченный срок действия, в связи с чем, признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда (как заявлено сетевой организацией) не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ).

Обязанность по принятию органом регулирования нового тарифного решения, заменяющего тарифное решение, признанное судом недействующим в текущем периоде, также предусмотрена пунктом 33(1) Правил регулирования № 1178.

Ввиду того, что при рассмотрении тарифной заявки Куйбышевской дирекции по энергообеспечению Управлением не был определен экономически обоснованный уровень подконтрольных расходов, необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии, имеет место недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений, которая затрагивает права и свободы административного истца и неопределенного круга лиц.

Исходя из вышеизложенного, в целях устранения правовой неопределенности в регулируемых правоотношениях суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими положения приказа от 30 декабря 2019 года № 236, с учетом обстоятельств, приведенных в мотивировочной части настоящего судебного акта.

Вопреки доводам административного истца оснований для указания в решении суда новых величин базового уровня подконтрольных расходов, необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов не имеется, поскольку экспертиза тарифного предложения сетевой организации и определение конкретных экономически обоснованных параметров регулирования отнесены к компетенции Управления, по данной категории дел суд не осуществляет нормативную регламентацию спорных правоотношений и ограничен проверкой законности оспариваемого приказа.

В связи с удовлетворением административного иска с Управления в пользу Куйбышевской дирекции по энергообеспечению в соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, понесенные административным истцом при обращении в суд, подтвержденные платежным поручением от 25 марта 2020 года (том 1 л.д. 17).

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда по настоящему делу или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в источнике официального опубликования нормативных правовых актов Управления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» удовлетворить.

Признать недействующим приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 30 декабря 2019 года № 236 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Пензенской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года» со дня вступления его в силу – с 1 января 2020 года, в следующей части:

- пункт 3 приложения № 1 «Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» в части установления в отношении Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год в размере <данные изъяты>. руб.;

- приложение № 2 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Пензенской области с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года» в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ПАО «МРСК Волги» - «Пензаэнерго» и Куйбышевской дирекцией по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года;

- пункт 3 приложения № 3 «НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)», устанавливающий в отношении Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» размеры необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) на долгосрочный период регулирования с 2020 года по 2024 год.

Обязать Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими положения приказа от 30 декабря 2019 года № 236.

Взыскать с Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в источнике официального опубликования нормативных правовых актов Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г. Нижний Новгород) через Пензенский областной суд по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2020 года.

Судья: А.Н. Овчаренко