НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пензенского областного суда (Пензенская область) от 21.04.2016 № 3А-30/2016

Дело № 3а-30/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пенза 21 апреля 2016 г.

Пензенский областной суд в составе

судьи Гордеевой Н.В.,

при секретаре Юнусовой Ю.А.,

с участием прокурора Мищенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Московцева А.А. о признании частично недействующим подпункта 2.3 пункта 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 19 мая 2006 г. № 355-пП (в редакции постановления от 28 марта 2016 г. № 167-пП),

у с т а н о в и л:

постановлением Правительства Пензенской области от 19 мая 2006 г. № 355-пП утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области (далее – Положение). Нормативный правовой акт опубликован в официальном печатном издании «Пензенские губернские ведомости» 01 июня 2006г.

Согласно подпункту 2.3 пункта 2 Положения в редакции постановления от 28 марта 2016 г. № 167-пП «О внесении изменений в Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области, утвержденное постановлением Правительства Пензенской области от 19.05.2006 № 355-пП (с последующими изменениями)» (далее - постановление Правительства Пензенской области от 28 марта 2016 г. № 167-пП), опубликованного 28 марта 2016 г. на официальном сайте Правительства Пензенской области http://www.penza.ru и 06 апреля 2016 г. в газете «Пензенские губернские ведомости», не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде: награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, за исключением почетной грамоты и знака отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности», учрежденных Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», войсковыми частями, структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, ВДНХ, (ВСХВ), коммерческими структурами, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ или о регистрации баз данных, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за победу или участие в спортивных и иных соревнованиях.

Московцев А.А., уточнив требования, обратился в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующей данной нормы Положения в части слов «не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде: награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности» с момента принятия оспариваемой редакции, то есть с 28 марта 2016 г., ссылаясь на то, что она противоречит пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. «О ветеранах» и нарушает его права на присвоение звания «Ветеран труда».

В обоснование своего требования административный истец указал, что был награжден ведомственным знаком «Почетный дорожник» и ему было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на оспариваемую норму Положения.

Считает, что федеральный законодатель допускает ведомственные награды независимо от организационно – правовой формы предприятия, учреждения и т.п. Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков только с целью расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда». Ограничение перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», без соответствующих ограничений в федеральном законодательстве, недопустимо.

Административный истец Московцев А.А., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доверив представление своих интересов Першину В.Ю. (доверенность от 28 декабря 2015г.), который в судебном заседании заявленные требования, с учетом уточнения, поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Правительства Пензенской области Щербакова С.В. (доверенность от 25 сентября 2015г.) возражала против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что Положение утверждено полномочным органом государственной власти субъекта, оспариваемое положение не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Мищенко Н.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).

На основании подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов о социальной поддержке ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, Правительство Пензенской области приняло постановление от 19 мая 2006 г. № 355-пП, которым утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области.

Административный истец оспаривает в части положения подпункта 2.3 пункта 2 Положения в редакции постановления Правительства Пензенской области от 28 марта 2016 г. № 167-пП в связи с тем, что ему, будучи награждённому в 2003 г. знаком «Почетный дорожник» РОАО Концерн «Росавтодор», было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по тем основаниям, что указанный знак не относится к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда» в Пензенской области (л.д.16,17,24,25-29).

Проверяя порядок принятия нормативного акта, суд нарушений не установил.

В силу части 4 статьи 7, части 1 статьи 41 Устава Пензенской области, части 1 статьи 1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 г. № 906-ЗПО «О Правительстве Пензенской области» высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Пензенской области является Правительство.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 43 Устава Пензенской области, части 1 статьи 11 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 г. № 906-ЗПО Правительство Пензенской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Пензенской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

По вопросам деятельности Правительства Пензенской области издаются постановления и распоряжения, порядок принятия, опубликования и вступления в силу которых определяется Правительством Пензенской области. Постановления и распоряжения Правительства Пензенской области подписываются Губернатором Пензенской области или лицом, исполняющим его обязанности. Акты Правительства Пензенской области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению на всей территории Пензенской области. Указанные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящему Уставу и законам Пензенской области (часть 2 статьи 43 Устава Пензенской области).

Порядок принятия данных актов определен Регламентом Правительства Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 31 декабря 2010 г. № 912-пП.

В соответствии с Порядком опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 г. № 1013-пП (с последующими изменениями и дополнениями) акты Правительства подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их подписания. Официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете «Пензенские губернские ведомости» либо газете «Издательский дом «Пензенская правда», либо первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации», на официальном сайте Правительства Пензенской области и официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Акты Правительства, в том числе по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Пензенской области по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования.

Судом установлено, что 19 мая 2006 г. постановлением Правительства Пензенской области № 355-пП утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области, которое подписано исполняющим обязанности Губернатора Пензенской области Егоровым С.Н., опубликовано в печатном издании «Пензенские губернские ведомости» от 01 июня 2006 г. № 15 (115) и вступило в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования.

В указанное Положение неоднократно вносились изменения, последний раз 28 марта 2016 г. постановлением Правительства Пензенской области № 167-пП, подписанным исполняющим обязанности Губернатора Пензенской области Савиным В.А., опубликованным в тот же день на официальном сайте Правительства области и 06 апреля 2016 г. в печатном издании «Пензенские губернские ведомости» № 25 (1040), вступившим в силу в оспариваемой заявителем части со дня официального опубликования.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Пензенской области, подписан надлежащим должностным лицом с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.

Данное обстоятельство участниками процесса не оспаривалось.

Проверяя существо оспариваемых административным истцом положений подпункта 2.3 пункта 2 Положения в редакции постановления Правительства Пензенской области от 28 марта 2015 г. № 167-пП, суд не нашел противоречия их нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Специальным законом, определяющим гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон «О ветеранах»).

Отношения, связанные с присвоением звания «Ветеран труда», урегулированы статьей 7 названного Федерального закона, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 которой, ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. При этом закреплено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7).

Указанная норма согласуется с вышеприведенными положениями подпункта 24 пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.

Правительство Пензенской области, утверждая в соответствии с Законом «О ветеранах» Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области, в его подпункте 1.2 пункта 1 предусмотрело, что звание «Ветеран труда» в Пензенской области присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Пензенской области, награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии за выслугу лет или досрочной пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу подпункта 2.3 пункта 2 указанного Положения в оспариваемой заявителем части в целях применения настоящего Положения не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Статья 7 Закона «О ветеранах», на противоречие которой оспариваемого в части нормативного правового акта ссылается административный истец, не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», делегируя полномочия по определению форм подтверждения оснований приобретения статуса ветерана труда субъектам Российской Федерации.

Проанализировав положения регионального акта с нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что Правительство Пензенской области, как высший постоянно действующий исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда по предметам совместного ведения, осуществляемым самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, был вправе самостоятельно определить перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в Пензенской области, поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.

При таких обстоятельствах следует констатировать, что оспариваемая административным истцом часть нормативного правового акта не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Что касается ссылок Московцева А.А. на противоречие оспариваемых норм положениям Конституции Российской Федерации, то во внимание они не могут быть приняты, поскольку дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, разрешает Конституционный Суд Российской Федерации (подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Доводы Московцева А.А. о том, что Закон «О ветеранах», по его мнению, допускает ведомственные награды независимо от организационно-правовой формы предприятия, учреждения и т.д., что субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков только с целью расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», следует признать несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Ссылки административного истца на приказ Минтранса Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 181 (в редакции от 14 апреля 2003 г.) «О совершенствовании порядка награждения ведомственными нагрудными знаками (значками) отличия, почетными грамотами и объявления благодарности Министра транспорта Российской Федерации», изданного в целях совершенствования порядка награждения ведомственными нагрудными знаками (значками) отличия, почетными грамотами, а также объявления благодарности Министра транспорта Российской Федерации, судом во внимание не принимаются как не имеющие юридического значения для рассмотрения настоящего дела.

Иные доводы Московцева А.А., по сути, сводятся к несогласию с решением Ленинского районного суда г. Пензы от 11 октября 2013 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 10 декабря 2013 г., об отказе ему в иске к Министерству социальной защиты и демографии Пензенской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», и не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.

Поскольку подпункт 2.3 пункта 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 19 мая 2006 г. № 355-пП (в редакции от 28 марта 2016 г. № 167-пП) в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Московцева А.А. о признании недействующим подпункта 2.3 пункта 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 19 мая 2006 г. № 355-пП (в редакции постановления от 28 марта 2016 г. № 167-пП) в части слов «не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде: награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности», отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 апреля 2016 г.

Судья Н.В. Гордеева