НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пензенского областного суда (Пензенская область) от 13.06.2019 № 3А-107/19

Дело № 3а - 107/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пенза 13 июня 2019 г.

Пензенский областной суд в составе

судьи Репиной Е.В.,

при секретаре Старинском А.Ю.,

с участием прокурора Мищенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Гидромаш-Групп» о признании недействующим пункта 1 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20 декабря 2018 г. № 149 «О внесении изменений в отдельные приказы Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области» в части утверждения тарифов на тепловую энергию на первое и второе полугодие 2019 г.,

у с т а н о в и л:

Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее - Управление, орган регулирования, тарифный орган) 20 декабря 2018 г. принят приказ № 149 «О внесении изменений в отдельные приказы Управления по регулированию тарифов и энергосбережению в Пензенской области».

Согласно пункту 1 внесены изменения в приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 14 декабря 2017 г. № 138 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на долгосрочный период регулирования 2018-2020 г.г.», пункт 5 приложения № 2 к приказу изложен в следующей редакции: на 2019 г. тариф на тепловую энергию (мощность) установлен: для тарифной группы потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схемам подключения, на I полугодие 2019 г. - в размере 1422,23 руб./Гкал, на II полугодие 2019 г. - 1479,11 руб./Гкал; для тарифной группы «население» на I полугодие 2019 г. - в размере 1706,68 руб./Гкал, на II полугодие 2019 г. - 1774,93 руб./Гкал.

Акционерное общество «Гидромаш-Групп» обратилось с административным иском о признании недействующим с 01 января 2019 г. приказа № 149 в части установления тарифа на тепловую энергию (мощность) для потребителей общества на 2019 г., ссылаясь на то, что в нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э, орган регулирования оспариваемым приказом установил на 2019 г. тарифы на услуги по передаче тепловой энергии ниже экономически обоснованных, не принял при определении величины необходимой валовой выручки в полном объеме экономически обоснованные расходы общества по статьям затрат: «аренда автотранспорта», «отчисления на социальные нужды», «амортизация основных фондов», «холодная питьевая вода», «водоотведение», «услуги по страхованию ОПО», «налог на имущество», «экология». Поскольку операционные расходы установлены на 2019 г. путем индексации базового уровня, установить какие из статей затрат приняты Управлением, либо исключены, не представилось возможным. Тарифный орган не учел в необходимой валовой выручке выпадающие доходы за период с 2015 г. по 2017 г.

Неправомерные действия административного ответчика привели к существенному занижению тарифа, влекущему снижение доходов и увеличение убытков общества.

В судебном заседании представитель административного истца - АО «Гидромаш-Групп» по доверенности Кабанова М.А., заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представители административного ответчика - Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области - начальник Клак Н.В., по доверенности Суворов А.В. против удовлетворения административного иска возражали, ссылаясь на то, что приказ от 20 декабря 2018 г. № 149 принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия, опубликования и введения в действие и не противоречит законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Выслушав доводы представителя АО «Гидромаш-Групп», представителей Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, допросив в качестве свидетеля главного экономиста АО «Гидромаш-Групп» П.О.Ю., подтвердившую произведенные расчеты, представленные обществом в материалы тарифного дела, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Мищенко Н.В., полагавшую в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к следующему.

Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении); Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания).

Согласно подпункту «а» пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным федеральным законом государственному регулированию.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

На территории Пензенской области уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением об управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, утвержденным постановлением правительства Пензенской области от 04 августа 2010 г. № 440-пП, является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.

Согласно пункту 3.27 Положения к полномочиям Управления отнесено установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Как следует из материалов административного дела, АО «Гидромаш-Групп», осуществляющее регулируемую деятельность по производству, поставке потребителям тепловой энергии, 28 апреля 2018 г. представило в тарифный орган расчетные материалы по корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям АО «Гидромаш - Групп» на территории <адрес>, на 2019 г. долгосрочного периода регулирования 2018-2020 г.г.

Орган регулирования согласно приказу от 15 мая 2018 г. открыл дело о корректировке тарифов в сфере теплоснабжения, назначил уполномоченного по делу и сформировал экспертную группу в составе трех экспертов.

По результатам проведенной экспертизы экономической обоснованности предложения АО «Гидромаш-Групп» о корректировке тарифов на тепловую энергию на 2019 г. долгосрочного периода регулирования 2018-2020 гг. экспертной группой составлено экспертное заключение, утвержденное начальником управления.

Экспертное заключение рассмотрено на заседании правления Управления по регулированию тарифов и энергосбережения Пензенской области 20 декабря 2018 г. с участием представителей АО «Гидромаш-Групп», и принято единогласное решение о корректировке одноставочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям АО «Гидромаш - Групп» на территории <адрес>, на 2019 г.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят Управлением по тарифам в установленной форме (пункт 1.4 Положения об управлении), на заседании правления при наличии необходимого кворума (пункты 5.3, 5.4 Положения), подписан Клак Н.В., которая на момент его принятия в соответствии с распоряжением Губернатора Пензенской области от 22 сентября 2015 г. № 230-р/к являлась начальником Управления (пункт 5.7 Положения).

Текст оспариваемого нормативного правового акта в соответствии с пунктами 2, 4 Порядка опубликования и вступления в силу актов правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденного постановлением правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 г. № 1013-пП, 20 декабря 2018 г. опубликован на официальном сайте управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tarif.pnzreg.ru) и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.12.2018 и в соответствии с п. 5 Приказа № 149 вступил в силу с 01 января 2019 г.

Учитывая изложенное, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Управления, подписан уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.

Данное обстоятельство административным истцом не оспаривалось.

При проверке доводов административного истца о несоответствии оспариваемого приказа от 20 декабря 2018 г. № 149 федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в сфере теплоснабжения, суд исходит из следующего.

К общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относятся, помимо соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (часть 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении), и принципы обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей (часть 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Из материалов дела следует, что размер операционных расходов АО «Гидромаш-Групп» на 2019 г. определен исходя из долгосрочных параметров регулирования, установленных на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), в размере 114 943, 36 тыс.руб.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов.

При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов в НВВ в числе текущих расходов учитываются операционные расходы, величина которых определяется в соответствии с пунктами 58 - 60 Основ ценообразования и включает также другие расходы, осуществляемые за счет прибыли регулируемой организации (пункты 71, 73 Основ ценообразования).

Как следует из пункта 71 Основ ценообразования и пункта 35 Методических указаний № 760-э при установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования до начала такого периода исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли.

Согласно пункту 33 Методических указаний базовый уровень операционных расходов - один из долгосрочных параметров регулирования, который определяется перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяется, и устанавливается органом регулирования в соответствии с пунктом 37 указанных Методических указаний.

Индексация операционных расходов регулируемых организаций осуществляется в соответствии с пунктом 36 Методических указаний.

Таким образом, базовый уровень операционных расходов организации устанавливается на долгосрочный период регулирования и в течение такого периода пересмотру или изменению при корректировке необходимой валовой выручки не подлежит. При корректировке долгосрочных параметров регулирования расходы на сырье и материалы, расходы на оплату труда организации устанавливаются только путем индексации базового уровня операционных расходов.

При корректировке долгосрочного тарифа на 2018 - 2020 г.г. операционные расходы АО «Гидромаш-Групп» рассчитывались органом регулирования по формуле (10) пункта 36 Методических указаний исходя из базового уровня операционных расходов, установленного на 2018 год, с применением соответствующих индексов, что не оспаривалось сторонами по административному делу.

Оценка законности базового уровня операционных расходов, установленного Приказом Управления № 138, приведена в решении Пензенского областного суда от 03 апреля 2018 г. (дело №3а-55\2018), которым в удовлетворении административного искового заявления АО «Гидромаш-Групп» о признании недействующим приказа управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 14 декабря 2017 г. № 138 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на долгосрочный период регулирования 2018-2020 г.г.» в части установления тарифа на тепловую энергию (мощность) для потребителей АО «Гидромаш-Групп» на 2018 г. отказано.

Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 11 октября 2018 г. решение Пензенского областного суда оставлено без изменения, жалоба АО «Гидромаш-Групп» без удовлетворения.

Исходя из изложенного, регулирующим органом в состав операционных расходов обоснованно не были включены заявленные организацией дополнительные расходы, поскольку базовый уровень таких расходов определялся при установлении долгосрочных тарифов на 2018 - 2020 годы и в соответствии с пунктом 33 Методических указаний изменению не подлежал.

Доводы административного иска о том, что невозможно установить какие из статей затрат операционных расходов были приняты, либо исключены Управлением при корректировке тарифов на 2019 г., основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку, как было указано выше, базовый уровень операционных расходов индексируется на последующие годы по формуле (10) Методических указаний № 760-э.

Рассматривая обоснованность отклонения тарифным органом неподконтрольных расходов по статье затрат «аренда автотранспорта», суд приходит к следующему.

Согласно предложению АО «Гидромаш-Групп» об установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 год расходы по указанной статье заявлены в сумме 4668,7 тыс. руб., в том числе:

- договор с МУП <данные изъяты> от 28.03.2017 (аренда автотранспорта) - 543,53 тыс. руб.;договор с ИП <данные изъяты> от 01.01.2017 (транспортные услуги) - 2 810,99 тыс. руб.;договор с ООО <данные изъяты> от 01.03.2018 (транспортные услуги) - 1314,18 тыс. руб.

Согласно пункту 73 Основ ценообразования величина неподконтрольных расходов (в составе текущих расходов) определяется в соответствии с пунктом 62 Основ и включает величину амортизации основных средств, расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, расходы на обязательное страхование; арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего документа; отчисления на социальные нужды.

В силу пункта 65 Основ ценообразования в рассматриваемом случае в аренде находятся непроизводственные объекты, таким образом, расходы на арендную плату в состав неподконтрольных расходов включаться не могут.

Заявленные Обществом расходы на «аренду автотранспорта» (т.2 л.д.4-49) относятся к операционным расходам, в связи с чем обоснованно не были учтены Управлением в составе неподконтрольных расходов АО «Гидромаш-Групп». Указанные расходы относятся к базовому уровню операционных расходов, определяемому на первый год долгосрочного периода регулирования. Эти расходы не подлежат изменению в течение всего долгосрочного периода.

Доводы представителя административного истца о необходимости корректировки статьи затрат «аренда автотранспорта» с учетом экономически обоснованных расходов, поскольку автотранспорт является производственным объектом, не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании закона.

При корректировке тарифа по предложению АО «Гидромаш-Групп» по статье «расходы коммунального хозяйства» заявлены расходы на холодную воду и водоотведение.

Пунктом 39 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, установлен закрытый перечень расходов, включаемых в неподконтрольные расходы регулируемой организации, который не предусматривает статьи затрат «Расходы коммунального хозяйства».

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение цен (тарифов), установленных для таких организаций органами регулирования, и расчетных объемов приобретаемых услуг при осуществлении регулируемых видов деятельности.

Согласно экспертному заключению в статью расходов «Услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности» включены в составе неподконтрольных расходов - расходы на холодную воду и водоотведение.

В ходе тарифного регулирования общество заявило расходы на холодную воду в размере 60,38 тыс. руб., на водоотведение - 800,76 тыс.руб.

Расходы на холодную воду учтены Управлением в необходимой валовой выручке АО «Гидромаш-Групп» на 2019 год исходя из фактически сложившихся в 2017 году расходов организации на холодную воду (11,44 тыс. руб.) с учетом индексации регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора на 2018, 2019 годы в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (2,4%, 4,0% соответственно) и доли расходов, относимых на вид деятельности «производство тепловой энергии» (0,96997) в сумме 11,82 тыс. руб. (11,82 = 11,44*1,024*1,04*0,96997).

Расходы на водоотведение учтены исходя из фактически сложившихся в 2017 году расходов организации на указанные цели (783,04 тыс. руб.) с учетом индексации регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора на 2018, 2019 годы в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (2,4%, 4,0% соответственно) и доли расходов, относимых на вид деятельности «производство тепловой энергии» (0,96997) в сумме 808,86 тыс. руб. (808,86= 783,04*1,024*1,04*0,96997).

Таким образом, расходы на холодную воду и водоотведение учтены Управлением в НВВ АО «Гидромаш-Групп» на 2019 год в экономически обоснованном размере, затраты по указанным статьям определены органом регулирования тарифов в соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования.

Доказательств экономической необоснованности принятых органом регулирования тарифов расходов на «холодную воду» и «водоотведение» истцом суду не представлено.

При корректировке тарифов на 2019 г. орган регулирования по отдельным статьям затрат «амортизация основных средств», «отчисления на социальные нужды», «услуги по страхованию ОПО», «налог на имущество», «экология» - уменьшил заявленные величины, провел экспертизу представленных расчетных материалов и предложений и снизил заявленный размер необходимой валовой выручки, посчитав отдельные расходы регулируемой организации экономически необоснованными.

Заявляя требования о необоснованном занижении необходимой валовой выручки по статье «амортизация основных средств», общество указало, что из 3006,12 тыс.руб, Управлением было принято 2962,13 тыс.руб., при этом не учтены все экономически обоснованные расходы.

Расчет размера амортизационных отчислений, произведен Управлением исходя из представленных в материалы тарифного дела инвентарных карточек учета основных средств.

Как следует из пункта 43 Основ ценообразования, сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В силу пункта 29 Методических указаний № 760-э амортизация основных средств и материальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере бухгалтерского учета.

Согласно пунктам 12, 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н (далее - Методические указания № 91н), учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.

В соответствии с п. 11 Методических указаний № 91н для организации бухгалтерского учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту основных средств должен присваиваться при принятии их к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер.

Из представленных материалов дела следует (т.6 л.д.88, 89), что на основное средство под инвентарным номером представлены 2 инвентарные карты, содержащие противоречивые сведения. Учитывая указанные обстоятельства, Управлением указанные инвентарные карты не приняты в качестве обоснования размера амортизации, в связи с чем отклонено предложение АО «Гидромаш-Групп» о включении в НВВ на 2019 год амортизации по указанному объекту в сумме 54,5 тыс. руб.

Одним из способов начисления амортизации является линейный способ, согласно которому годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта (пункты 53 и 54).

Согласно разделу III Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н, стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, которое производится, в том числе линейным способом, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, начисленной исходя из срока полезного использования этого объекта (п. п. 18, 19 ПБУ 6/01).

АО «Гидромаш-Групп» амортизация по основному средству «склад реагентов» (т.6 л.д.37) заявлена в сумме 2,3 тыс. руб. Согласно инвентарной карточке первоначальная стоимость основного средства - 11,9 тыс. руб., срок полезного использования - 67 месяцев. Расчет амортизации произведен в сторону уменьшения на 0,2 тыс. руб., и составил 2,1 тыс. руб. (2,1=11,9 / 67 х 12).

При этом тарифным органом применен линейный способ расчета амортизации на основании имеющихся документов. Данный расчет не противоречит положениям пункта 43 Основ ценообразования.

Таким образом, Управлением обоснованно исключены из расчета расходы на амортизацию имущества на общую сумму 54,7 тыс. руб. Расчеты регулирующего органа затрат на амортизацию не опровергнуты.

Расходы, заявленные обществом по статье «отчисления на социальные нужды», не основаны на нормах действующего законодательства. Расходы по данной статье определяются расчетным путем от планируемого фонда оплаты труда и установленного процента отчислений на социальные нужды. Затраты на внесение названных взносов являются производными от расходов на оплату труда, размер которых административным истцом не оспорен.

Процент отчислений на социальные нужды принят Управлением в соответствии с тарифами страховых взносов, установленными ст. 425 Налогового кодекса Российской Федерации, (на обязательное пенсионное страхование - 22%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности - 2,9%; на обязательное медицинское страхование - 5,1%) и представленным регулируемой организацией в материалы тарифного дела уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2%.

ФОТ относится к операционным расходам регулируемой организации, которые определены для АО «Гидромаш-Групп» на 2019 год с ростом относительно аналогичного показателя 2018 год в размере 103,554% (114 943,36 тыс. руб. (операционные расходы 2019 г.)/ 110 998,47 тыс. руб. (операционные расходы 2018 г.) х 100% = 103,554%).

Так, регулирующим органом расчет отчислений на социальные нужды произведен с учетом расходов на оплату труда на 2019 год в сумме 89 171,44 тыс. руб. (в составе операционных расходов), тарифа страхового взноса в размере 30%, страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев в размере 0,2%.

Учитывая изложенное, расходы по статье «отчисления на социальные нужды» на 2019 год обоснованно учтены Управлением в размере 26 929,78 тыс. руб. (26 929,78 = 89 171,44 *0,302).

Также следует согласиться с действиями административного ответчика по уменьшению расходов на обязательное страхование опасных производственных объектов, размер которых составил 179,72 тыс. руб.

В соответствии с п. 5 ст. 253 НК РФ расходы на обязательное и добровольное страхование относятся к расходам, связанным с производством и реализацией.

В соответствии с подпунктом «ж» статьи 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

Расчет страховой премии осуществляется исходя из страховой суммы и страхового тарифа, что предусмотрено ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

АО «Гидромаш-Групп» при корректировке тарифов представлены страховые полисы обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и (т.8 л.д.37), выданные страховым акционерным обществом <данные изъяты>. Согласно страховым полисам опасными объектами, подлежащими страхованию, являются площадка главного корпуса ТЭЦ и топливное хозяйство ТЭЦ. Страховая сумма составляет по каждому объекту 10 млн. руб.

На момент издания оспариваемого приказа действовали Указания Банка России от 19.12.2016 № 4234-У «О страховых тарифах, структуре страховых тарифов, включая предельный размер отчислений для финансирования компенсационных выплат, порядке применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее - Указание № 4234-У).

В соответствии с Указанием № 4234-У страховой тариф рассчитывается как произведение базовых ставок страхового тарифа и коэффициентов, учитывающих отсутствие или наличие страховых случаев и уровень безопасности опасного объекта (базовые ставки страхового тарифа для объектов площадка главного корпуса ТЭЦ и топливное хозяйство ТЭЦ составляют 1,544% от страховой суммы, коэффициент, отражающий отсутствие или наличие страховых случаев, равен 1, коэффициент, устанавливаемый исходя из уровня безопасности опасного объекта равен -0,6).

Таким образом, страховая премия по каждому объекту составила 92,64 тыс. руб. (92,64 = 10 000 X 1,544% х 0,6), страховая премия за два объекта - 185,28 тыс. руб.

Размер расходов на обязательное страхование, подлежащих учету в НВВ АО «Гидромаш-Групп» на 2019 г., был определен Управлением с учетом доли расходов, относимых на вид деятельности «производство тепловой энергии» (0,96997), в сумме 179,72 тыс. руб. (179,72 = 185,28 х 0,96997). Оснований не согласиться с данным расчетом регулятора не имеется.

В ходе тарифного регулирования административным ответчиком в составе необходимой валовой выручки уменьшены заявленные обществом расходы по статье «налог на имущество» в размере 88,21 тыс. руб., в связи с отсутствием экономической обоснованности включения указанных расходов.

Расходы на уплату налогов включаются в НВВ регулируемой организации в составе неподконтрольных расходов (подпункт «б» пункта 62, пункт 73 Основ ценообразования).

В целях корректировки указанных неподконтрольных расходов по статье «налог на имущество» органом регулирования утверждена сумма 56,73 тыс., приходящаяся на недвижимое имущество организации. Налог на имущество рассчитан, исходя из среднегодовой стоимости основных средств, и ставки налога на имущество 2,2%. Доказательств, подтверждающих необоснованность произведенного органом регулирования расчета, административным истцом не представлено.

Довод административного истца о необоснованном занижении регулирующим органом суммы затрат по статье «экология», заявленных на сумму 12, 08 тыс. руб., судом проверялся и своего подтверждения не нашел.

Пунктом 24 Методических указаний № 760-э определены расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, которые включают виды расходов, в том числе плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов (п.10).

АО «Гидромаш-Групп» тарифному органу представлены Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду». Согласно указанным декларациям плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год составила сумму 10,53 тыс. руб. Данные расходы приняты Управлением, за исключением платы за сверхлимитные выбросы.

Обоснования увеличения указной платы относительно уровня 2017 г. АО «Гидромаш-Групп» представлено не было.

АО «Гидромаш-Групп» также ссылается на неправомерное исключение из расчета необходимой валовой выручки на 2019 г. выпадающих доходов за период 2015-2017 г.г.

Между тем суд не находит оснований согласиться с данной позицией истца в силу следующего.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Согласно пункту 12 Методических указаний, если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

По смыслу указанной нормы, регулируемая организация может представить в тарифный орган документальное подтверждение выпадающих доходов, выявленных по итогам расчетного периода регулирования. В свою очередь, пункт 12 Методических указаний предписывает тарифному органу учесть выпадающие доходы организации начиная со следующего года после документального подтверждения организацией указанных доходов. При этом в полном объеме выпадающие доходы должны быть учтены тарифным органом не позднее 3 года регулирования.

Рассмотрение пункта 12 Методических указаний в системном единстве с пунктами 13, 15, 51 Основ ценообразования и конкретизирующими их положениями Правил регулирования цен также подтверждает обоснованность учета выпадающих доходов только за предыдущий период регулирования.

Из анализа вышеприведенных положений пунктов 13-16, 20, 28 Правил регулирования цен следует, что установление тарифов производится органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений.

В частности, регулируемой организацией представляются копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату, а также расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Названные положения прямо ограничивают глубину проверки предложений регулируемой организации в части учета выпадающих доходов предшествующим расчетным периодом регулирования, под которым для целей регулирования отношений по определению тарифов на тепловую энергию (мощность) в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования понимается период (финансовый год), на который устанавливаются цены (тарифы).

Учитывая изложенное, при установлении регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «Гидромаш-Групп» потребителям, на 2019 год учет выпадающих доходов ограничен 2017 годом.

Вместе с тем согласно предложению АО «Гидромаш-Групп» об установлении тарифов на тепловую энергию заявлены выпадающие доходы за 2015, 2016, 2017 годы.

Оценка экономической обоснованности заявленных АО «Гидромаш- Групп» выпадающих доходов за 2015, 2016 год дана Управлением при регулировании тарифов на 2017, 2018 годы.

При принятии тарифного решения на 2018 год Управлением дана оценка выпадающим доходам АО «Гидромаш-Групп» за 2016 год, в результате которой их размер определен в сумме 28 901,51 тыс. руб. В НВВ АО «Гидромаш-Групп» 2018 года учтены выпадающие доходы за 2016 год в размере 9 704,35 тыс. руб.

В НВВ АО «Гидромаш-Групп» на 2019 год включены выпадающие доходы организации за 2016 год в сумме 10 372,79 тыс. руб.

Оставшаяся сумма выпадающих доходов АО «Гидромаш-Групп» за 2016 год, подлежащая включению в НВВ организации на 2020 год, составляет 8 824,37 тыс. руб.

Выпадающие доходы за 2017 год заявлены АО «Гидромаш-Групп» в сумме 44 417,99 тыс. руб.

Вместе с тем, проанализировав представленные документы, Управление не установило наличие выпадающих доходов за 2017 год. При этом выявлены необоснованно полученные доходы АО «Гидромаш- Групп» за указанный период, подлежащие в соответствии с требованиями п. 9 Основ ценообразования, п. 42 Методических указаний исключению из необходимой валовой выручки. Размер необоснованно полученных доходов определен в сумме 11 992,66 тыс. руб. как разница между объемом полученной в 2017 году выручки от реализации тепловой энергии и документально подтвержденными фактически произведенными экономическими обоснованными затратами за указанный период.

Ссылки истца на необходимость включения в предложенный объем затрат выпадающих доходов за 2015, 2016 г.г. являются несостоятельными как неоснованные на законе.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что расчет тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей АО «Гидромаш-Групп» на 2019 г. был осуществлен региональным регулятором в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования, Методическими указаниями.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом установлено, что приказ от 20 декабря 2018 г. № 149 «О внесении изменений в отдельные приказы Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области» в части установления тарифа на тепловую энергию (мощность) для потребителей АО «Гидромаш-Групп» на 2019 г. принят управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в пределах своих полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, учитывая отсутствие доказательств нарушения прав регулируемой организации, оснований для удовлетворения административного иска АО «Гидромаш- Групп» не имеется.

Руководствуясь статьями 175-177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного иска акционерного общества «Гидромаш-Групп» о признании недействующим пункта 1 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20 декабря 2018 г. № 149 «О внесении изменений в отдельные приказы Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области» в части утверждения тарифов на тепловую энергию на первое и второе полугодие 2019 г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 июня 2019 г.

Судья - подпись Е.В. Репина

Копия верна

Судья

Секретарь