НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пензенского областного суда (Пензенская область) от 08.09.2020 № 3А-223/20

УИД 58OS0000-01-2020-000187-20 Дело № 3а-223/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пенза 8 сентября 2020 года

Пензенский областной суд в составе

судьи Шелахаевой Е.М.

при ведении протокола помощником судьи Мещеряковой И.А.

с участием прокурора Калмыковой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «ЦентрМетроКом-Энерго» о признании недействующим приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 17 декабря 2015 года № 145 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2016-2018 гг.» в части пунктов 1, 2 Приложения № 2 в редакции приказа от 14 декабря 2017 года № 139 «О внесении изменений в отдельные приказы Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области» в части пункта 2.1, 2.2, возложении обязанности по принятию заменяющего нормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

17 декабря 2015 года Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее также – Управление, орган регулирования, тарифный орган) принят приказ № 145 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2016 - 2018 гг.» (далее – приказ от 17 декабря 2015 года № 145).

Согласно пункту 2 указанного выше приказа установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2016 - 2018 годы, в том числе акционерного общества «ЦентрМетроКом-Энерго» (далее – АО «ЦМК-Энерго», общество, регулируемая организация), с календарной разбивкой по полугодиям и территории оказания услуг согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

14 декабря 2017 года Управлением принят приказ № 139 «О внесении изменений в отдельные приказы Управления по регулированию тарифов и энергосбережению в Пензенской области» (далее – приказ от 14 декабря 2017 года № 139).

Согласно пункту 2.1 указанного выше приказа внесены изменения в приказ от 17 декабря 2015 года № 145, пункт 1 приложения № 2 к приказу изложен в новой редакции: на 2018 год тариф на тепловую энергию (мощность) для г. Сердобска ул. Ленина, 85А, ул. Гоголя, 9А, ул. Пушкина, 9, ул. Энергетиков,1А, ул. Слепцова, 29, установлен: для тарифной группы потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схемам подключения, на I полугодие 2018 года - в размере 1 640,75 руб./Гкал, на II полугодие 2018 года – 1 729,41 руб./Гкал; для тарифной группы «население» на I полугодие 2018 года - в размере 1 936,08 руб./Гкал, на II полугодие 2018 года – 2 040,0 руб./Гкал.

Пунктом 2.2 приказа от 14 декабря 2017 года № 139 пункт 2 приложения № 2 к приказу изложен в новой редакции на 2018 год тариф на тепловую энергию (мощность) для г. Сердобска: пр. Строительный, 3, ул. Ленина, 255А, ул. Тюрина, 7А, ул. Ленина, 291Д, ул. Максима Горького, 251Ф, ул. Комсомольская, 93А, установлен: для тарифной группы потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схемам подключения, на I полугодие 2018 года - в размере 1 547,62 руб./Гкал, на II полугодие 2018 года – 1 635,58 руб./Гкал; для тарифной группы «население» на I полугодие 2018 года - в размере 1 826,20 руб./Гкал, на II полугодие 2018 года – 1 929,98 руб./Гкал.

АО «ЦМК-Энерго» обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 17 декабря 2015 года № 145 в части пунктов 1 и 2 Приложения № 2 в редакции приказа Управления от 14 декабря 2017 года № 139 (далее – оспариваемый приказ) в части пункта 2.1, 2.2, с даты внесения изменений, возложении обязанности по принятию заменяющего нормативного правового акта, с учётом уточнений требований, ссылаясь на то, что в нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э, орган регулирования оспариваемым приказом установил на 2018 год тарифы на тепловую энергию (мощность) ниже экономически обоснованных, при определении величины необходимой валовой выручки не принял в полном объеме экономически обоснованные затраты общества по операционным расходам, неправильно определил неподконтрольные расходы общества по статьям затрат: «водоотведение», «амортизация основных средств и нематериальных активов», «отчисления на социальные нужды», на энергетические ресурсы по статьям «расходы на топливо», «расходы на электрическую энергию», необоснованно занизил расчетную предпринимательскую прибыль.

Поскольку операционные расходы установлены на 2018 год путём индексации базового уровня, с использованием в числе прочего индекса изменения активов, который Управлением необоснованно был рассчитан равным нулю, их размер определён в необоснованно заниженном размере. Тарифный орган не учёл в необходимой валовой выручке выпадающие доходы за 2015 и 2016 годы.

Также общество полагает, что Управлением допущено существенное нарушение процедуры принятия приказа от 14 декабря 2017 года № 139, поскольку в экспертном заключении, предшествующем его принятию, не приведено оснований, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величин, произведённого расчёта. В экспертном заключении Управления при корректировке расходов по статьям неподконтрольных расходов указаны расходы общества без учёта уточнённой заявки, поданной 19 июля 2017 года.

Неправомерные действия административного ответчика привели к существенному занижению тарифа, влекущему снижение доходов и увеличение убытков общества.

В судебном заседании представитель административного истца - АО «ЦМК-Энерго» по доверенности Савостьянова И.А. заявленные требования поддержала, просила административный иск удовлетворить в полном объёме с учётом всех уточнений.

Представители административного ответчика - Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области – начальник Клак Н.В., по доверенности Суворов А.В. возражали против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что приказ от 17 декабря 2015 года № 145 с учётом внесённого в него изменения приказом от 14 декабря 2017 года № 139 принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия, опубликования и введения в действие и не противоречит законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Выслушав доводы представителей АО «ЦМК-Энерго», Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, исследовав материалы административного дела, тарифного дела, заслушав заключение прокурора Калмыковой А.А., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к следующему.

Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении); Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075; Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания).

Согласно подпункту «а» пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которой расчёты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным федеральным законом государственному регулированию.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункты 4, 5 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

На территории Пензенской области уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, утверждённым постановлением Правительства Пензенской области от 4 августа 2010 года № 440-пП (далее – Положение об Управлении), является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (т. 4 л.д. 226-249).

К полномочиям Управления согласно пункту 3.27 указанного выше положения, помимо прочего, отнесено установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Как следует из материалов административного дела, ЗАО «ЦМК-Энерго» (с 24 декабря 2018 года - АО «ЦМК-Энерго»), осуществляющее регулируемую деятельность по производству, поставке потребителям тепловой энергии, 28 апреля 2017 года представило в тарифный орган расчётные материалы по корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям на 2018 год (т. 1 л.д. 61-63).

Орган регулирования согласно приказу от 17 мая 2017 года открыл дело о корректировке тарифов на тепловую энергию для потребителей на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2016-2018 годы, назначил уполномоченного по делу и сформировал экспертную группу в составе трёх экспертов.

19 июля 2017 года регулируемая организация направила в Управление письмо с приложением дополнительных материалов (т. 5 л.д. 194-211).

Приказом Управления от 12 октября 2017 года в указанный выше приказ Управления от 17 мая 2017 года внесены изменения в части состава экспертной группы.

По результатам проведённой экспертизы экономической обоснованности предложения АО «ЦМК-Энерго» о корректировке тарифов на тепловую энергию на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2016-2018 годы экспертной группой составлено экспертное заключение, утверждённое начальником Управления (т. 5 л.д. 145-150).

Экспертное заключение рассмотрено на заседании правления Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области 14 декабря 2017 года и принято единогласное решение о корректировке одноставочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям АО «ЦМК-Энерго» на 2018 год (т. 5 л.д. 141-144).

Согласно листу голосования к протоколу от 14 декабря 2017 года в голосовании принимали участие члены правления, которые в силу пункта 5.3 Положения об Управлении имеют на это право (т. 5 л.д. 151).

Оспариваемый нормативный правовой акт в изменённой редакции принят Управлением по тарифам в установленной форме приказа (пункт 1.4 Положения об Управлении) (т. 5 л.д. 20-57), на заседании правления при наличии необходимого кворума (пункты 5.3, 5.4 Положения), подписан Клак Н.В., которая на момент его принятия в соответствии с распоряжением Губернатора Пензенской области от 22 сентября 2015 года № 230-р/к являлась начальником Управления (пункт 5.7 Положения) (т. 5 л.д. 100).

Текст оспариваемого нормативного правового акта в соответствии с пунктами 2, 4 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утверждённого постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 года № 1013-пП (т. 5 л.д. 101-103), 14 декабря 2017 года опубликован на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tarif.pnzreg.ru) (т. 5 л.д. 105) и в соответствии с пунктом 16 Приказа от 14 декабря 2017 года № 139 вступил в силу с 1 января 2018 года.

Учитывая изложенное, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Управления, подписан уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.

Доводы административного истца относительно непокрытия утверждаемыми тарифами фактических расходов общества, об отсутствии в экспертном заключении Управления расчёта исключаемых или уменьшаемых расходов не свидетельствуют о каком-либо процедурном нарушении принятия приказа от 14 декабря 2017 года.

В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Судом установлено, что экспертное заключение Управления соответствует требованиям указанных выше правил. Отсутствие в нём обоснования исключения из расчёта необходимой валовой выручки отдельных статей расходов основанием для признания оспариваемого приказа недействующим не является.

Суд также принимает во внимание, что законодательство, регламентирующее порядок тарифного регулирования, не предусматривает возможности изменения поданного в установленные сроки (до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования) предложения регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и заявления о выборе метода регулирования тарифов, в связи с чем доводы административного истца о необоснованности установленного тарифа ввиду неучёта поданной им 19 июля 2017 года в адрес Управления заявки с уточнением ряда плановых показателей судом признаны несостоятельными.

Оспариваемый нормативный правовой акт в первоначальной редакции также принят Управлением по тарифам в установленной форме приказа (пункт 1.4 Положения об Управлении) (т. 5 л.д. 5-19), на заседании правления при наличии необходимого кворума (пункты 5.3, 5.4 Положения), подписан Клак Н.В., которая на момент его принятия в соответствии с распоряжением Губернатора Пензенской области от 22 сентября 2015 года № 230-р/к являлась начальником Управления (пункт 5.7 Положения); предшествующее этому экспертное заключение по результатам проведённой экспертизы экономической обоснованности предложения составлено в рамках дела об установлении тарифов, открытого приказом от 27 ноября 2015 года, утверждено начальником Управления, рассмотрено на заседании правления Управления по регулированию тарифов и энергосбережения Пензенской области 17 декабря 2015 года, оформленного протоколом № 124, где было принято единогласное решение о установлении и введении в действие одноставочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ЗАО «ЦМК-Энерго» на 2016-2018 годы.

Текст оспариваемого нормативного правового акта в первоначальной редакции в соответствии с пунктами 2, 4 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утверждённого постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 года № 1013-пП, 21 декабря 2015 года опубликован на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tarif.pnzreg.ru) (т. 5 л.д. 104) и вступил в силу с 1 января 2016 года.

Соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта в первоначальной редакции административным истцом не оспаривалось.

В соответствии с договором аренды имущества от 9 августа 2018 года № 30/18 АО «ЦМК-Энерго» передало во временное владение и пользование ЗАО «ТЭКПО» котельные, тепловые сети и земельные участки в г. Сердобск Пензенской области, а в соответствии с муниципальным контрактом указанные объекты теплоснабжения приобретены администрацией г. Сердобска в муниципальную собственность. В связи с чем административный истец ограничивает свой интерес в оспаривании установленного тарифа на тепловую энергию периодом с 1 января 2018 года по 9 августа 2018 года.

Несмотря на признание оспариваемого приказа утратившим силу приказом Управления от 14 декабря 2018 года № 109, позиция административного ответчика о возможности прекращения производства по делу не соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 31 марта 2015 года № 6-П, возбуждение производства по делу об оспаривании нормативного правового акта ставится в зависимость от того, может ли оспариваемый акт рассматриваться как нарушающий права и свободы заявителя. Если заявителем оспаривается нормативный правовой акт, не затрагивающий его права, свободы или законные интересы, то суд отказывает в принятии заявления к рассмотрению. В то же время - в отличие от оспаривания решений индивидуально-распорядительного характера - сам по себе факт нахождения лица в правоотношениях, регулируемых нормативным правовым актом, уже свидетельствует о возможности рассмотрения соответствующего дела и тем самым о возможности защиты нарушенных прав в рамках оспаривания правового акта, содержащего правила поведения, обязательные для неопределённого круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, не дожидаясь принятия на его основе негативных для данного лица правоприменительных решений.

В настоящем случае приказом от 14 декабря 2017 года № 139 произведена корректировка тарифов на тепловую энергию, применяемых обществом для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования. Кроме того, тарифы являются обязательными для взаиморасчётов между сторонами договора об оказании услуг по передаче тепло энергии.

Административным истцом представлены документы, подтверждающие наличие судебных споров по делам о взыскании задолженности за оказанные обществом услуги, плата за которые рассчитана с применением оспариваемого тарифа.

Следовательно, утрата силы оспариваемого нормативного правового акта не может служить препятствием для проверки его положений.

При проверке доводов административного истца о несоответствии оспариваемого приказа федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в сфере теплоснабжения, суд исходит из следующего.

К общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относятся, помимо соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (часть 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении), и принципы обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей (часть 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объёма полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчётный период регулирования.

В силу пункта 51 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определённых органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования её деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «и» - «л» пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов).

Частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении в числе методов регулирования тарифов предусмотрен метод индексации установленных тарифов.

При расчёте тарифов с применением метода индексации установленных тарифов в необходимой валовой выручке в числе текущих расходов учитываются операционные расходы, величина которых определяется в соответствии с пунктами 58 - 60 Основ ценообразования и включает также другие расходы, осуществляемые за счет прибыли регулируемой организации (пункты 71, 73 Основ ценообразования).

Как следует из пункта 71 Основ ценообразования и пункта 35 Методических указаний № 760-э при установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования до начала такого периода исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчётной предпринимательской прибыли.

При корректировке долгосрочного тарифа орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточнённых значений прогнозных параметров регулирования по формуле, одним из слагаемых которой являются скорректированные операционные (подконтрольные) расходы (пункт 72 Методических указаний).

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов.

Согласно пункту 33 Методических указаний базовый уровень операционных расходов - один из долгосрочных параметров регулирования, который определяется перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяется, и устанавливается органом регулирования в соответствии с пунктом 37 указанных Методических указаний.

Индексация операционных расходов регулируемых организаций осуществляется в соответствии с пунктом 36 Методических указаний.

Таким образом, базовый уровень операционных расходов организации устанавливается на долгосрочный период регулирования и в течение такого периода пересмотру или изменению при корректировке необходимой валовой выручки не подлежит. При корректировке долгосрочных параметров регулирования расходы организации устанавливаются только путём индексации базового уровня операционных расходов.

Из материалов дела следует, что при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения в отношении АО «ЦМК-Энерго» применён метод индексации установленных тарифов. Период с 2016 года по 2018 год является для регулируемой организации первым долгосрочным периодом регулирования, 2016 год - базовый год долгосрочного периода, 2018 год – третий расчётный период долгосрочного периода регулирования.

Базовый уровень операционных расходов, установленный на 2016 год, составил 28 130,35 тыс. руб., на 2017 год - 29 157,95 тыс. руб. с применением соответствующих индексов.

Оценка законности базового уровня операционных расходов, установленного приказом Управления от 17 декабря 2015 года № 145, стороной административного истца не оспаривалась.

В соответствии с пунктом 33, подпунктом 2 пункта 34 Методических указаний при расчёте долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются прогнозные параметры регулирования на каждый расчётный период регулирования долгосрочного периода регулирования, в том числе размер активов, который в отношении деятельности по передаче тепловой энергии, теплоносителя равен количеству условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления этой деятельности, в соответствии с приложением 2 к названным методическим указаниям.

При корректировке долгосрочного тарифа на 2018 год размер операционных расходов АО «ЦМК-Энерго» на 2018 год определён тарифным органом исходя из долгосрочных параметров регулирования в размере 29,15795 тыс. руб. – на I полугодие, 29 93443 тыс. руб. – на II полугодие и рассчитывался по формуле 10 пункта 36 Методических указаний как произведение операционных расходов предыдущего года регулирования и различных индексов и коэффициентов, в частности, индекса изменения количества активов, применяемого с целью учёта зависимости операционных расходов от размера активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, определяемый на i-й год в соответствии с пунктом 38 Методических указаний.

В свою очередь, величина названного индекса в отношении деятельности по передаче тепловой энергии, теплоносителя определяется в соответствии с формулой (11) пункта 38 Методических указаний на основании данных о количестве условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления деятельности по передаче тепловой энергии, теплоносителя, в очередном году долгосрочного периода регулирования и предшествующему ему году. Данное количество определяется органом регулирования в соответствии с таблицей приложения 2 к Методическим указаниям с учётом активов, фактически введённых в эксплуатацию, и активов, использование которых планируется начать в очередном и предшествующем ему годах в соответствии с утверждённой инвестиционной программой.

Названная таблица предполагает учёт условных единиц, находящихся на балансе регулируемой организации, осуществляющей деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Количество условных единиц производится исходя из состава и технических характеристик объектов теплоснабжения: протяжённости тепломагистралей, их среднего диаметра, количества тепловых узлов, подкачивающих насосных станций, расчётной присоединительной тепловой мощности по трубопроводам.

Из материалов дела следует, что АО «ЦМК-Энерго» на 2016, 2017 годы заявлялись активы в следующих размерах: установленная тепловая мощность 84,5 Гкал/ч, количество условных единиц 303,43, однако ввиду не подтверждения данных величин обосновывающими документами, Управлением данные параметры установлены в иных размерах, индекс изменения активов определялся равным нулю.

В предложении АО «ЦМК-Энерго» от 28 апреля 2017 года об установлении тарифов на тепловую энергию на 2018 год индекс изменения количества активов указан в размере 0,4 с учётом величин, заявляемых в предыдущих периодах регулирования и принятых органом регулирования: установленная тепловая мощность - 84,5 Гкал/ч, количество условных единиц - 303,43. В представленном уточнённом расчёте от 19 июля 2017 года данный индекс установлен равным 0, сам расчёт индекса не представлен. В материалы дела административный истец представил объяснения, в которых, признавая необходимость учёта количества условных единиц равного 303,42, полагал необходимым определить индекс изменения активов равным 0,27 (т. 6 л.д. 22-29).

Управление определило нулевой индекс изменения количества активов АО «ЦМК-Энерго», поскольку доказательства, подтверждающие изменение в течение долгосрочного периода регулирования количества активов АО «ЦМК-Энерго», в материалы тарифного дела вновь не были представлены, состав документов, подтверждающий наличие активов, остался неизменным.

При этом Управление исходило из показателя активов равного 284,94 условных единиц (от заявленного 303,4 условных единиц), установленной тепловой мощности источника тепловой энергии 63,63 Гкал/ч (от заявленного 84,50 Гкал/ч).

Тарифным органом, с учётом протяжённости теплотрасс – 22,4648 км, указанной в свидетельствах о государственной регистрации права собственности (т. 6 л.д. 32-42), среднего диаметра тепломагистрали – 116,6244 мм, предусмотренного в технических паспортах на указанные объекты отсутствия на балансе административного истца тепловых узлов, подкачивающих насосных станций (т. 6 л.д. 101-133), в соответствии с таблицей приложения 2 к Методическим указаниям и предусмотренными в ней коэффициентами – количества условных единиц на единицу измерения) (11, 0,06), определена одна из составляющих количества условных единиц, относимых к активам организации:

269,52 = (22, 4647 км * 11) + (16,6244 км * 0,06* 22,4247 км) (т.5 л.д. 217).

Расчётная присоединительная тепловая мощность по трубопроводам определена Управлением в размере 30,84 Гкал/ч как сумма максимальной расчётной часовой тепловой нагрузки отопления и среднего часового расхода (нагрузки) тепловой энергии за сутки, используемой для приготовления горячей воды.

Плановый объём полезного отпуска тепловой энергии потребителям принят на 2018 год в размере 73 888 Гкал, в том числе на отопление – 71 716 Гкал, на горячее водоснабжение – 2 172 Гкал.

В обоснование заявленной расчётной присоединительной мощности равной 38,702 Гкал/ч регулируемой организацией представлена таблица, содержащая реестр потребителей, отапливаемых объёмов зданий.

Однако поскольку документы, подтверждающие числовые значения, приведённые в таблице (технические паспорта зданий с указанием отапливаемых площадей и объёмов), расчёт нормативов расхода тепла в год, расчётной тепловой нагрузки) в материалы тарифного дела не представлены, максимальная расчётная часовая нагрузка рассчитана Управлением исходя из планируемого объема полезного отпуска тепловой энергии на 2018 год с учётом климатических параметров региона и продолжительности функционирования систем отопления в планируемый период.

Данная величина обоснованно определена Управлением по формуле 19 Приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, расчёта количества тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, в размере 30,42 Гкал/ч.

Суммарная нагрузка системы горячего водоснабжения за отопительный период заявлена обществом в размере 0,434 Гкал/ч или 0,0021 Гкал/ч в сутки; в обоснование указанных величин представлен соответствующий расчёт, произведённый исходя из продолжительности отопительного периода 207 суток.

Поскольку установленная в соответствии со СНиП 23-01-00* продолжительность отопительного периода составляет 200 суток, следует согласиться с представленным Управлением расчётом среднего часового расхода (нагрузки) тепловой энергии, в сутки:

0,42 Гкал/ч = 0,0021 Гкал/час в сутки * 200 дней.

Следовательно, расчётная присоединительная тепловая мощность по трубопроводам определена Управлением обоснованно и с учётом округления составила:

30,84 Гкал/ч = 30,42 Гкал/ч + 0,42 Гкал/ч.

Согласно приложению 2 к Методическим указаниям для перевода в условные единицы данная величина принимается с учётом коэффициента 0,5, то есть в настоящем случае составляет 15,421 условные единицы (с учётом округления).

Доводы административного истца об ином исчислении данной величины судом признаны несостоятельными, как не учитывающие положения приведённого выше законодательства.

Полученное в результате суммирования указанных выше условных единиц значение – 284,94 Управлением принято в качестве величины условных единиц, относимых к активам организации, с чем суд соглашается.

После анализа состава, технических характеристик установленного оборудования и необходимого для осуществления регулируемой деятельности уровня мощности с учётом резерва Управлением определена установленная тепловая мощность источника тепловой энергии в размере 63,63 Гкал/ч. При этом уменьшен размер установленной мощности от заявленной обществом в размере 84,5 Гкал/ч по котельным № 1, 3, 4, 9, 11, 12, что связано с избыточностью состава оборудования, задействованного в осуществлении регулируемой деятельности (т. 5 л.д. 216).

Кроме того, Управлением скорректирован расчёт установленной мощности по котельной № 14 ввиду неверного его определения для установленного котла ДКВР 6,5/13 равной 6,5 Гкал/ч. В техническом отчёте по режимно-наладочным испытаниям котлов в котельной Сердобская КЭЧ от 2005 года содержатся технические характеристики, в том числе для котла ДКВр-6,5/13 (т. 5 л.д. 214-215), согласно которым его номинальная паропроизводительность составляет 6,5 тонн пара в час при давлении 13 атмосфер, что соответствует 4,0625 Гкал/ч.

Вопреки доводам стороны административного истца Управлением учтены расходы тепловой энергии на собственные нужды котельной, потери в котельной и сетях систем теплоснабжения. Размер данных величин определён Управлением в соответствии с положениями пунктов 51-52 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утверждённого приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 года № 323.

Указание административного истца о необоснованном неучёте тарифным органом Инвестиционной программы по реконструкции и модернизации системы теплоснабжения города Сердобска, Сердобского района Пензенской области ЗАО «ЦентрМетроКом-Энерго» на 2018 год, судом признано несостоятельным, так как в результате её реализации должно было произойти сокращение числа условных единиц, поскольку предусматривалось уменьшение числа котельных, но без приведения расчёта выводимого оборудования.

Доводы административного истца о неправильности определения индекса изменения активов ввиду неучёта Управлением при установлении тарифа фактической протяжённости сетей горячего водоснабжения и расчётной присоединительной тепловой мощности по ним, относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены.

Так, при подаче заявления о корректировке тарифа от 28 апреля 2017 года в подтверждение права собственности на объекты АО «ЦМК-Энерго» представлены свидетельства о государственной регистрации права на котельные, тепловые сети (т. 5 л.д. 32-42), земельные участки. Данные документы приняты Управлением, в связи с чем количество условных единиц определено исходя из сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах.

Технические паспорта на сооружения передающих устройств – теплотрассы от котельных (т. 6 л.д. 101-133) вопреки утверждениям административного истца не подтверждают факта использования сетей для целей горячего водоснабжения, поскольку выданы на трубопровод отопления. Содержащиеся в них технические характеристики о протяжённости тепловых сетей совпадают со сведениями свидетельств о государственной регистрации права собственности.

Представленный в материалы административного дела расчёт административного истца количества условных единиц, относимых к активам организации (т. 6 л.д. 43-46), в качестве исходных данных использует сведения о протяжённости тепловых сетей от котельных № 1, № 7, № 9, № 11 отличные от сведений, содержащихся как в свидетельствах о государственной регистрации права собственности, так и технических паспортах, что в отсутствие иных доказательств наличия их на балансе у общества делает данный расчёт недостоверным.

Схема теплоснабжения г. Сердобск Пензенской области в материалы тарифного дела представлена не была, в связи с чем не могла быть предметом оценки тарифного органа при установлении тарифа.

Суд принимает во внимание, что состав правоустанавливающих документов на имущественный комплекс, представляемый АО «ЦМК-Энерго» в тарифное дело с 2016 года не менялся; обстоятельство его неизменности при расчёте индекса изменения количества активов с использованием данных об отличной от предыдущего года протяжённости тепловых сетей, свидетельствует о недостоверности представленного обществом расчёта индекса изменения количества активов равного 0,4.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности определения регулирующим органом операционных расходов на 2018 год с использованием индекса изменения активов равного нулю.

Доводы административного истца о необходимости применения индексов с начала календарного года судом отвергаются исходя из следующего.

В соответствии с положениями пункта 15 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из не превышения величины указанных тарифов без учёта налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчётного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учёта налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Во втором полугодии 2017 года - предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря 2017 года для АО «ЦМК-Энерго» действовали тарифы, установленные приказом Управления от 17 декабря 2015 года № 145, в следующих размерах:

- тариф на тепловую энергию (мощность) для г. Сердобска: ул. Ленина, 85А, ул. Гоголя, 9А, ул. Пушкина, 9, ул. Энергетиков,1А, ул. Слепцова, 29, для тарифной группы потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схемам подключения - в размере 1 640,75 руб./Гкал, для тарифной группы «население» - в размере 1 936,08 руб./Гкал,

- тариф на тепловую энергию (мощность) для г. Сердобска: пр. Строительный, 3, ул. Ленина, 255А, ул. Тюрина, 7А, ул. Ленина, 291Д, ул. Максима Горького, 251Ф, ул. Комсомольская, 93А, для тарифной группы потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схемам подключения - в размере 1 547,62 руб./Гкал, для тарифной группы «население» - в размере 1 826,20 руб./Гкал.

При регулировании тарифов на первое полугодие 2018 года Управление исходило из требования пункта 15 Основ ценообразования.

С учётом вышеприведённых обстоятельств установленные приказом Управления на первое полугодие 2018 года тарифы определены в соответствии с положениями пункта 15 Основ ценообразования в размере, не превышающем соответствующие тарифы, установленные на второе полугодие 2017 года.

Кроме того, из содержания постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» и принимаемых в его исполнение распоряжений того же органа следует, что индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги отличный от нуля устанавливается только на второе полугодие текущего года.

При оценке доводов административного истца о необходимости включения в состав неподконтрольных расходов на 2018 год затрат на оказание коммунальных услуг - водоотведение, связанное с наличием в котельных раковин и душевых, суд исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования «неподконтрольные расходы» - расходы регулируемой организации, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, на величину которых влияют факторы, не зависящие от деятельности регулируемой организации и в отношении которых не устанавливаются требования по снижению расходов.

По смыслу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «в» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, отведение сточных вод (водоотведение) относится к коммунальным услугам.

Пунктом 62 Основ ценообразования и пунктом 39 Методических указаний установлен закрытый перечень расходов, включаемых в неподконтрольные расходы регулируемой организации, который не предусматривает статьи затрат «расходы на коммунальные услуги».

Указанные расходы в силу подпункта 5 пункта 37 Методических указаний учитываются в составе операционных расходов.

Таким образом, расходы на коммунальные услуги, в том числе водоотведение, на объём потребления которых может влиять само общество, не являются неподконтрольными и не могут быть учтены по статье «расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности». При этом вопреки доводам административного истца необходимость соблюдения требований СНиП II-3576 в части обеспечения котельных раковинами и душевыми не влияет на возможность отнесения расходов к другой статье.

Кроме того, включение данных расходов в состав операционных на 2018 год (при отсутствии заявления на их включение на 2016 год) противоречит требованиям пункта 33 Методических указаний, согласно которому базовый уровень операционных расходов определяется перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяется.

При корректировке тарифов на 2018 год орган регулирования по отдельным статьям затрат «амортизация основных средств», «отчисления на социальные нужды» уменьшил заявленные величины, провел экспертизу представленных расчётных материалов и предложений и снизил заявленный размер необходимой валовой выручки, посчитав отдельные расходы регулируемой организации экономически необоснованными.

Заявляя о необоснованном занижении необходимой валовой выручки по статье «амортизация основных средств», общество указало, что из 682,16 тыс. руб. по первоначальному заявлению и 5 925,59 тыс. руб. – по заявлению от 19 июля 2017 года, Управлением было принято 680,31 тыс. руб., при этом не учтены все экономически обоснованные расходы, подтверждённые инвентарными карточками учёта объектов основных средств, ведомостью амортизации основных средств за 2016 год, приложением 4.10 к Методическим указаниям, расчётом амортизации за 2018 год, проектом Инвестиционной программы по реконструкции и модернизации системы теплоснабжения г. Сердобск Сердобского района Пензенской области на 2018 год.

В соответствии с положениями пункта 73 Основ ценообразования величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается в составе неподконтрольных расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учётом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учёта регулируемой организации.

В силу пункта 29 Методических указаний амортизация основных средств и материальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере бухгалтерского учёта.

Порядок организации бухгалтерского учёта основных средств определён Положением по бухгалтерскому учету «Учёт основных средств» ПБУ 6/01, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждёнными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н (далее - Методические указания № 91н).

Согласно пункту 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости.

На основании пункта 12 Методических указаний № 91н учёт основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учёта основных средств.

При разрешении спора судом установлено, что расчёт амортизационных отчислений произведён органом регулирования на основании инвентарных карточек учёта объектов основных средств, представленных в материалы тарифного дела.

Согласно пунктам 26, 27 ПБУ 6/01 восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учёте отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

Управление уменьшило заявленные обществом расходы на амортизацию, поскольку из представленных инвентарных карточек следует, что в отношении 11 объектов (т. 2 л.д. 185-207) была осуществлена модернизация (реконструкция), стоимость проведения которой превысила начальную стоимость этого оборудования. При этом первоначальная стоимость этих объектов по данным бухгалтерского учёта была увеличена обществом путём включения затрат на модернизацию, однако увеличение срока полезного использования основных средств вопреки указанным выше требованиям законодательства обществом не предусмотрено.

Суд приходит к выводу о том, что тарифный орган при определении расходов на амортизационные отчисления обоснованно не принял во внимание Инвестиционную программу по реконструкции и модернизации системы теплоснабжения города Сердобска Сердобского района Пензенской области ЗАО «ЦентрМетроКом-Энерго» на 2018 год, поскольку в результате её реализации предусмотрено уменьшение оборудования (уменьшение числа котельных, но без приведения расчёта выводимого оборудования).

Поскольку законодательство, регламентирующее порядок тарифного регулирования, не предусматривает возможности изменения поданного в установленные сроки предложения регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и заявления о выборе метода регулирования тарифов, доводы административного истца, касающиеся не рассмотрения Управлением поданной им 19 июля 2017 года заявки с уточнением амортизационных отчислений являются несостоятельными.

При анализе доводов административного истца о необоснованности снижения Управлением расходов по статье «отчисления на социальные нужды» судом установлено следующее.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 62 Основ ценообразования отчисления на социальные нужды входят в состав неподконтрольных расходов.

Данная статья является расчётной и определена в соответствии с требованиями статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации (30%) и уведомлением Фонда социального страхования Российской Федерации о размере страховых взносов на обязательное исходя из принятого фонда оплаты труда (0,2%).

Фонд оплаты труда отнесён к операционным расходам, которые определяются на очередной расчётный период путём индексации базового уровня операционных расходов (пункты 58, 59 Основ ценообразования); для АО «ЦМК-Энерго» установлен на 2016 год в размере 16 338,37 тыс. руб.

С учётом индекса корректировки операционных расходов на 2017 год (1,03653) фонд оплаты труда на 2017 год составил

16 935,21 тыс. руб. = 16 338,37 тыс. руб.* 1,03653.

Размер затрат по данной статье на 2018 год определён Управлением путём применения индекса изменения операционных расходов на 2018 год (29 934,43 тыс. руб. – 2018 год, 29 157,95 тыс. руб. – 2017 год):

1,02663 = 29 934,43 тыс. руб. : 29 157,95 тыс. руб.

к фонду оплаты труда на 2017 год с учётом размера необходимых отчислений (30% и 0,2%):

5 250,63 тыс. руб. =16 935,21 тыс. руб. * 1,02663 * 30% * 0,2%, что соответствует требованиям законодательства в области тарифного регулирования.

Подход к определению расходов по данной статье расходов обществом не оспаривается. Разница в размере отчислений на социальные нужды между заявленными обществом и определёнными Управлением образовалась в связи с имеющимися разногласиями по применению индекса изменения активов в составе операционных расходов.

Поскольку суд пришёл к выводу о правильности применённого Управлением индекса изменения активов при расчёте операционных расходов, и неправильности представленного обществом, то имеются основания для признания обоснованным расчёта отчислений на социальные нужды, осуществлённого регулирующим органом и определением расходов на социальные нужды в размере 5 250,63 тыс. руб.

При оценке доводов АО «ЦМК-Энерго» о необоснованности исключения Управлением выпадающего дохода за 2015, 2016 годы, суд исходил из следующего.

В соответствии с абзацем 3 пункта 12 Методических указаний если по итогам расчётного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчётности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтённого при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчётности, но не позднее чем на 3-й расчётный период регулирования, в полном объеме.

По смыслу указанной нормы, регулируемая организация может представить в тарифный орган документальное подтверждение выпадающих доходов, выявленных по итогам расчётного периода регулирования. В свою очередь, пункт 12 Методических указаний предписывает тарифному органу учесть выпадающие доходы организации начиная со следующего года после документального подтверждения организацией указанных доходов. При этом в полном объеме выпадающие доходы должны быть учтены тарифным органом не позднее 3 года регулирования.

Рассмотрение пункта 12 Методических указаний в системном единстве с пунктами 13, 15, 51 Основ ценообразования и конкретизирующими их положениями Правил также подтверждает обоснованность вывода о возможности учёта выпадающих доходов только за предыдущий период регулирования.

Так, из анализа положений пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений. В частности, регулируемой организацией представляются копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчётный период регулирования и на последнюю отчётную дату, а также расчёт выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, расчёта расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчёта цен (тарифов).

Названные положения прямо ограничивают глубину проверки предложений регулируемой организации в части учёта выпадающих доходов предшествующим расчётным периодом регулирования, под которым для целей регулирования отношений по определению тарифов на тепловую энергию (мощность) в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования понимается период (финансовый год), на который устанавливаются цены (тарифы).

С учётом положений приведённых выше норм заявленные обществом выпадающие доходы за 2015 год при установлении регулируемых тарифов на тепловую энергию на 2018 год не подлежат оценке, а у Управления отсутствовали правовые основания для учёта их в необходимой валовой выручке на 2018 год.

При анализе оснований для исключения выпадающих доходов общества за 2016 год в необходимой валовой выручке на 2018 год суд исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний уточнённая на очередной расчётный период необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется по формуле 20 путём суммирования операционных расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, расчётной предпринимательской прибыли, величины корректировки необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчётных периодов регулирования, которая определяется по формуле 22 Методических указаний и величины, определяемой на i-й год первого долгосрочного периода регулирования, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования.

Фактические результаты деятельности регулируемой организации при долгосрочном регулировании учитываются путём включения в расчёт корректировки необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчётных периодов регулирования, в порядке, предусмотренном пунктами 52-56 Методических указаний.

Таким образом, включение в необходимую валовую выручку в рамках долгосрочного периода регулирования расходов по статье «неучтённые экономически обоснованные расходы» не предусмотрено.

С учётом изложенного, фактические результаты деятельности АО «ЦМК-Энерго» за 2016 год учтены Управлением в соответствии с положениями пункта 52 Методических указаний, а именно: размер необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2018 год определён с учётом произведённой корректировки на 2016 год в сумме 3 620,47 тыс. руб.

Таким обозом, фактические результаты деятельности общества за 2016 год учтены Управлением в соответствии с указанными выше положениями законодательства, в связи с чем повторному учёту не подлежат.

Выражая несогласие с установленным тарифом, общество указывает на безосновательное уменьшение Управлением заявленных им расходов на топливо в размере 70 72168 тыс. руб., определённых исходя из планируемого объёма газа на выработку тепловой энергии – 13 439,8 тыс. руб., а также фактически сложившейся стоимости газа за 1 квартал 2017 год с учётом индекса роста цен на природный газ с июля 2018 года – 103,4%.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчётных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчётные) цены.

Пунктом 33 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на топливо относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии: 1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии; 2) плановая (расчётная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение; 3) расчётный объём отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Расчёт расходов на топливо осуществляется в соответствии с формулой, приведённой в пункте 26 Методических указаний, одной из составляющих которой является плановый (расчётный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Методических указаний, тыс. Гкал.

Объём полезного отпуска тепловой энергии определён Управлением с учётом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчётный год на основании формы статистической отчётности 46-ТЭ за 2016 год (73 888 Гкал) (т. 5 л.д. 213), что соответствует пункту 22 Методических указаний, с учётом индексов роста цен на газ в 2017 и 2018 годах Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии. Тарифный орган принял во внимание, что общество осуществляет деятельность с октября 2015 года, фактически данные о работе за предшествующие периоды отсутствуют.

Объём отпуска тепловой энергии с источника обоснованно определён Управлением как сумма объёмов полезного отпуска тепловой энергии (73 888 Гкал) и нормативных потерь тепловой энергии (10 561 Гкал), размер которых утверждён приказом Управления от 13 декабря 2017 года № 125 с учётом изменений, внесённых приказом Управления от 29 декабря 2017 года № 199 (т. 5 л.д. 218-236, 243).

После чего в соответствии с положениями приказа Минэнерго России от 30 декабря 2008 года № 323 был определён коэффициент перевода натурального топлива в условное 1,12857142857 и произведён перерасчёт.

Расчёт расходов на топливо, представленный обществом, не может быть принят во внимание, как учитывающий сведения о расходах на фактическое количество газа, которое организация тратит на выработку тепловой энергии, что противоречит требованиям статьи 9 Федерального закона «О теплоснабжении», по смыслу которой расчёт следует производить исходя из нормативного расхода газа на выработку тепловой энергии, а не фактического.

Расходы по статье «расходы на электрическую энергию» приняты Управлением в размере 10 937,85 тыс. руб. исходя из планируемого объёма электрической энергии, необходимой для производства и передачи тепловой энергии 2 133 988 кВт•ч и плановой расчётной цены 5,12554 руб./кВт•ч.

Планируемые объёмы электрической энергии на 2018 год рассчитаны тарифным органом исходя из удельных норм расхода электроэнергии в зависимости от средневзвешенной мощности котла и вида сжигаемого топлива, предусмотренных в пункте 2.2 Методических указаний по расчёту тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую предприятиями жилищно - коммунального хозяйства области, утверждённых приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области от 3 марта 2000 года № 1-20 и приложения к нему, на основании информации о технических характеристиках котлов (марка, производительность), представленных регулируемой организацией.

Плановая расчётная цена определена Управлением исходя из фактически сложившихся цен на электрическую энергию, потребляемую АО «ЦМК-Энерго» в 2016 году, с учётом индексов роста цен в 2017, 2018 годах согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы, разработанный Минэкономразвития России.

Вместе с тем, расчёт расхода электрической энергии, необходимый для производства и передачи тепловой энергии, представленный АО «ЦМК-Энерго», не может быть принят во внимание, поскольку выполнен в соответствии с Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утверждённой Госстроем Российской Федерации от 12 августа 2003 года, которая утратила силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 15 июня 2016 года № 414/пр. При этом документы, обосновывающие расчёт расхода (перечень установленного в котельной оборудования, паспорта, содержащие технические характеристики, в том числе: тип оборудования, производительность, мощность, КПД), регулируемой организацией в материалы тарифного дела не представлены.

В отсутствие указанных документов суд соглашается с тем, что расчёт расходов на электрическую энергию, произведённый Управлением, соответствует требованиям действующего законодательства.

При оценке доводов административного искового заявления о неверном определении тарифным органом расчётной предпринимательской прибыли, суд исходил из следующего.

Согласно определению, изложенному в пункте 2 Основ ценообразования, расчётная предпринимательская прибыль регулируемой организации представляет собой величину, учитываемую при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчёте тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) или метода индексации установленных тарифов на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая по её усмотрению.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования при расчёте тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расчётная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учётом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ.

Расчётная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определённых в соответствии с пунктом 73 Основ (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним, и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Из материалов дела следует, что из заявленной обществом в заявлении об установлении тарифов на 2018 год расчётной предпринимательской прибыли Управление для расчёта данной статьи определило необходимую валовую выручку в размере 48 082,16 тыс. руб., в которую включило операционные расходы (29 934, 43 тыс. руб.), неподконтрольные расходы (6 892,77 тыс. руб.), налог на прибыль (480,82 тыс. руб.), расходы на энергоресурсы (78 483,28 тыс. руб.), расходы на топливо (66 747,50 тыс. руб.).

Поскольку суд пришёл к выводу о правильности определения Управлением оспариваемых обществом расходов, следует согласиться с определением расчётной предпринимательской прибыли в следующем размере:

2 404,11 тыс. руб. = 48 082,16 * 5%

Доводы АО «ЦМК-Энерго» о недопустимости представленных стороной административного ответчика в материалы дела доказательств - пояснений и возражений Управления от 30 июля, 4, 26 и 27 августа 2020 года противоречат положениям пункта 6 части 1 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которого представление суду объяснений в письменной форме является правом лица, участвующего в деле.

Управление не может быть лишено указанного выше процессуального права в связи с позицией административного истца о возможности приведения расчётов исключительно в экспертном заключении регулирующего органа.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что расчёт тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей АО «ЦМК-Энерго» на 2018 год был осуществлён органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования, Методическими указаниями.

В этой связи отсутствуют основания для возложения на административного ответчика обязанности по принятию заменяющего нормативного правового акта.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом установлено, что приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 17 декабря 2015 года № 145 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2016-2018 гг.» в части пунктов 1, 2 Приложения № 2 в редакции приказа от 14 декабря 2017 года № 139 «О внесении изменений в отдельные приказы Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области» принят Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в пределах своих полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, учитывая отсутствие доказательств нарушения прав регулируемой организации, оснований для удовлетворения административного иска АО «ЦМК-Энерго» не имеется.

Руководствуясь статьями 175-177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «ЦентрМетроКом-Энерго» о признании недействующим приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 17 декабря 2015 года № 145 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2016-2018 гг.» в части пунктов 1, 2 Приложения № 2 в редакции приказа от 14 декабря 2017 года № 139 «О внесении изменений в отдельные приказы Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области» в части пунктов 2.1, 2.2, возложении обязанности по принятию заменяющего нормативного правового акта - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 сентября 2020 года.

Судья Е.М. Шелахаева