НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пензенского областного суда (Пензенская область) от 03.09.2020 № 3А-228/20

УИД 58OS0000-01-2020-000203-69 Дело № 3а-228/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 сентября 2020 года г. Пенза

Пензенский областной суд в составе

судьи Шелахаевой Е.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мещеряковой И.А.,

с участием прокурора Рофеля И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Гидромаш-Групп» о признании недействующими пунктов 2 и 3 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 12 декабря 2019 года № 138 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО «Гидромаш-Групп» на территории г. Кузнецка Пензенской области на долгосрочный период регулирования 2020-2022 гг.» в части утверждения тарифов на первое полугодие 2020 года,

у с т а н о в и л:

Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее также – Управление, орган регулирования, тарифный орган) 12 декабря 2019 года принят приказ № 138 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО «Гидромаш-Групп» на территории г. Кузнецка Пензенской области на долгосрочный период регулирования 2020-2022 гг.» (далее – Приказ от 12 декабря 2019 года № 138).

Пунктами 2 и 3 названного приказа установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии акционерного общества «Гидромаш-Групп» (далее – АО «Гидромаш-Групп», административный истец, общество, регулируемая организация) на территории г. Кузнецка Пензенской области на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годы с календарной разбивкой по полугодиям согласно приложению № 2 к настоящему приказу; установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО «Гидромаш-Групп» на территории г. Кузнецка Пензенской области на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годы с календарной разбивкой по полугодиям согласно приложению № 3 к настоящему приказу.

В приложении № 2 к Приказу от 12 декабря 2019 года № 138 для тарифной группы потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схемам подключения, на первое полугодие 2020 года установлен одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии в размере 1 034,47 руб./Гкал, для тарифной группы «население» - в размере 1241,36 руб./Гкал; в приложении № 3 для тарифной группы потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схемам подключения, на первое полугодие 2020 года установлен одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, в размере 1 478,96 руб./Гкал, для тарифной группы «население» - в размере 1774,75 руб./Гкал.

АО «Гидромаш-Групп» обратилось с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований (т. 13 л.д. 63-65) просило о признании недействующим с 1 января 2020 года приказа от 12 декабря 2019 года № 138 в части установления тарифа на тепловую энергию для потребителей общества на первое полугодие 2020 года, ссылаясь на то, что в нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э, орган регулирования оспариваемым приказом установил на первое полугодие 2020 года тарифы ниже экономически обоснованных, не принял во внимание при определении величины необходимой валовой выручки в полном объеме экономически обоснованные расходы общества по следующим статьям затрат: «химические реагенты», «ремонт оборудования станции», «транспортные услуги», «капитальный и текущий ремонт подрядным способом», «услуги по испытанию и поверке приборов», «проведение высоковольтных испытаний МУП «Горэлектросеть», «вывоз и утилизация отходов», «затраты на оплату труда», «отчисления на социальные нужды», «амортизация основных фондов», «экологические мероприятия», «информационно-консультационные услуги», «расходы по охране труда и технике безопасности», «медицинский осмотр», «содержание оргтехники», «вознаграждение и расходы конкурсного управляющего», «государственная пошлина» «компенсация за задержку заработной платы». Поскольку операционные расходы установлены на 2020 год путем индексации базового уровня, установить, какие из статей затрат приняты Управлением, либо исключены, не представилось возможным. Тарифный орган не учел в необходимой валовой выручке выпадающие доходы за период с 2015 год по 2017 год.

Неправомерные действия административного ответчика привели к существенному занижению тарифа, влекущему снижение доходов и увеличение убытков общества.

В судебном заседании действующая на основании доверенности представитель административного истца АО «Гидромаш-Групп» Кабанова М.А. заявленные требования поддержала, просила административный иск удовлетворить в полном объёме с учётом его уточнения, на продолжение судебного заседания после перерыва не явилась, в заявлении просила о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Представители административного ответчика Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области – начальник Клак Н.В., по доверенности Суворов А.В. возражали против удовлетворения требований административного искового заявления, ссылаясь на то, что Приказ от 12 декабря 2019 года № 138 принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия, опубликования и введения в действие, соответствует федеральному законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Выслушав доводы представителя АО «Гидромаш-Групп», представителей Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Рофеля И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к следующему.

Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении); Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания).

Согласно подпункту «а» пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которой расчёты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным федеральным законом государственному регулированию.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункты 4, 5 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

На территории Пензенской области уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, утверждённым постановлением правительства Пензенской области от 4 августа 2010 года № 440-пП (далее – Положение об Управлении), является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.

К полномочиям Управления согласно пункту 3.27 указанного выше положения помимо прочего отнесено установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Как следует из материалов административного дела, АО «Гидромаш-Групп», осуществляющее регулируемую деятельность по производству, поставке потребителям тепловой энергии, 7 октября 2019 года представило в тарифный орган расчётные материалы по установлению тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям АО «Гидромаш - Групп» на территории г. Кузнецка Пензенской области, на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годы.

Приказом органа регулирования от 8 октября 2019 года открыто дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения, назначен уполномоченный по делу и сформирована экспертная группа в составе трех экспертов.

По результатам проведённой экспертизы экономической обоснованности предложения АО «Гидромаш-Групп» об установлении тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годы экспертной группой составлено экспертное заключение, утверждённое начальником Управления (т.13 л.д.21-29).

Согласно протоколу от 12 декабря 2019 года № 77 экспертное заключение рассмотрено на заседании правления Управления по регулированию тарифов и энергосбережения Пензенской области 12 декабря 2019 года с участием представителей АО «Гидромаш-Групп», и принято единогласное решение об установлении одноставочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям АО «Гидромаш - Групп» на территории г. Кузнецка Пензенской области, на 2020-2022 годы (т. 13 л.д. 30-36).

Оспариваемый нормативный правовой акт принят Управлением в установленной форме (пункт 1.4 Положения об Управлении), на заседании правления при наличии необходимого кворума (пункты 5.3, 5.4 Положения об Управлении), подписан Клак Н.В., которая на момент его принятия в соответствии с распоряжением Губернатора Пензенской области от 22 сентября 2015 года № 230-р/к (т. 12 л.д. 213) являлась начальником Управления (пункт 5.7 Положения об Управлении).

Текст оспариваемого нормативного правового акта в соответствии с пунктами 2, 4 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утверждённого постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 года № 1013-пП (т. 13 л.д. 7-10), 13 декабря 2019 года опубликован на официальном сайте Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tarif.pnzreg.ru) (т. 13 л.д. 11) и 16 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru (т. 13 л.д. 12) и в соответствии с пунктом 6 Приказа от 12 декабря 2019 года № 138 вступил в силу с 1 января 2020 года.

Учитывая изложенное, суд считает установленным, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Управления, подписан уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.

Данное обстоятельство административным истцом не оспаривалось.

При проверке доводов административного истца о несоответствии оспариваемого Приказа от 12 декабря 2019 года № 138 федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в сфере теплоснабжения, суд исходит из следующего.

К общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относятся, помимо соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (часть 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении), относятся принципы обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей (часть 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчётный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов. Особенности расчёта тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71-75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.

Из анализа положений пунктов 13-16, 20, 28, 33 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчётности за предшествующий расчётный период регулирования и на последнюю отчётную дату, расчёта расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчёта цен (тарифов). Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниям.

Как следует из материалов административного дела, тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей АО «Гидромаш- Групп» установлены с учётом предложения общества с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения сроком на 3 года (на 2020 – 2022 годы), с разбивкой по полугодиям, в виде одноставочных, дифференцированы по категориям (группам) потребителей, что соответствует положениям части 4 статьи 10, части 1 статьи 11 Закона о теплоснабжении, пункта 15, подпункта «ж» пункта 23, пунктов 26, 72 Основ ценообразования.

Период 2020-2022 годы для административного истца является первым долгосрочным периодом регулирования, в котором базовым годом является 2020 год.

При рассмотрении дела об установлении тарифов орган регулирования исключил расходы по конкретным статьям затрат, а по отдельным статьям затрат - уменьшил заявленные величины, провел экспертизу представленных расчётных материалов и предложений и снизил заявленный размер необходимой валовой выручки, посчитав отдельные расходы регулируемой организации экономически необоснованными.

В соответствии с положениями пункта 15 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из не превышения величины указанных тарифов без учёта налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчётного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учёта налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Во втором полугодии 2019 года - предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря 2019 года для АО «Гидромаш-Групп» действовали тарифы, установленные приказом Управления от 16 августа 2019 года № 79, в следующих размерах:

- тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии АО «Гидромаш-Групп» - 1 034,47 руб./Гкал (без НДС);

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО «Гидромаш-Групп» на территории г. Кузнецка Пензенской области – 1 478,96 руб./Гкал (без НДС).

При регулировании тарифов на первое полугодие 2020 года Управлением учтено, что необходимая валовая выручка на 2020 год, определённая в соответствии с требованиями Основ ценообразования, составила 355 543,39 тыс. рублей, объём полезного отпуска тепловой энергии, на основании которого рассчитаны тарифы, определён на основании раздела III Методических указаний в размере 336 438,54 Гкал на календарный год.

Среднегодовая величина тарифа на коллекторах источника тепловой энергии составила 1 056,78 руб./Гкал (без НДС), исходя из следующего расчёта: 1 056,78 руб./Гкал = 355 543,39 тыс. руб. / 336 438,54 Гкал.

С учётом вышеприведённых обстоятельств установленные приказом Управления на первое полугодие 2020 года тарифы определены в соответствии с положениями пункта 15 Основ ценообразования в размере, не превышающем соответствующие тарифы, установленные на второе полугодие 2019 года. В то же время основания для снижения тарифов в первом полугодии отсутствуют.

Тарифы на второе полугодие 2020 года административным истцом не оспариваются, поскольку согласно акту приёма-передачи имущества в муниципальную собственность от 19 июня 2020 года, составленному АО «Гидромаш-Групп» и МКП «Теплосеть», и согласованному председателем КУИ г. Кузнецка Пензенской области, имущественный комплекс, использовавшийся АО «Гидромаш-Групп» для осуществления регулируемой деятельности, передан в муниципальную собственность г. Кузнецка Пензенской области. Для нового хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставку теплоэнергии в г. Кузнецке Пензенской области, оспариваемый в настоящем административном деле тариф не применяется.

В процессе формирования оспариваемых тарифов Управлением применён метод индексации установленных тарифов.

Особенности расчёта тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.

В силу пункта 71 Основ ценообразования при расчёте тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчётную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ с учётом особенностей, установленных настоящим пунктом. Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).

Величина операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58 - 60 настоящего документа и включает в себя, в том числе: расходы на приобретение сырья и материалов; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, консультационных услуг и других работ и услуг; арендную плату с учётом особенностей, предусмотренных настоящим документом (пункт 58 Основ ценообразования).

Согласно пункту 59 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 (далее – Правила установления долгосрочных параметров регулирования).

На основании пункта 40 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объёмов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями.

Последовательный порядок применения информации о ценах определён пунктом 28 - 31 Основ ценообразования.

В силу положений пунктов 15 и 16 Правил регулирования тарифов регулируемая организация представляет в тарифный орган необходимые документы и материалы, обосновывающие предложенный размер тарифа.

При этом в соответствии с пунктом 33 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Судом установлено, что АО «Гидромаш-Групп» в целях регулирования тарифов в составе статьи затрат «сырьё и материалы» в размере 10 253,91 тыс. руб. были заявлены расходы на химические реагенты - 2 279,67 тыс. руб., материалы на ремонт - 7 974,24 руб., из которых органом регулирования при формировании необходимой валовой выручки на 2020 год приняты расходы в следующих значениях: на приобретение химических реагентов - 1 217,13 тыс. руб., на ремонт основного оборудования - 3 828,65 тыс. руб.

Затраты общества орган регулирования сократил исходя из заявленных регулируемой организацией объёмов материалов, экономическая обоснованность которых подтверждена материалами дела, и анализа сложившихся рыночных цен на соответствующие материалы ввиду неаргументированности необходимости их учёта в заявленном обществом большем размере, а также из выявленного нарушения законодательства о защите конкуренции при осуществлении закупок, что следует из письма прокурора Пензенской области от 11 июня 2019 года (т. 13 л.д. 106).

Учитывая указанные обстоятельства, орган регулирования принял во внимание отсутствие надлежащих документов, подтверждающих цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов (что не позволило определить их в соответствии с подпунктом «б» пункта 28 Основ ценообразования), в связи с чем установил их в соответствии с подпунктом «в» пункта 28 Основ ценообразования – на основании прогнозных показателей и основных параметров, заложенных в Прогнозе социально-экономического развития Российской на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, а также в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (104,7 % на 2019 год и 103,7 % на 2018 год).

После проведения анализа рынка цен на химические реагенты, определения средней рыночной цены, затраты по данной статье обоснованно определены Управлением в следующем размере:

- тринатрийфосфат: 163,2 тыс. руб. = 48 тыс. руб. * 3,40 т;

- натрий хлористый технический: 138,983 тыс. руб. = 3, 38983 тыс. руб. * 41 т;

- катионит Ку 2-8: 777.1 тыс. руб. = 95 тыс. руб. * 8,18 т;

- ОДМ-2Ф: 178,5 тыс. руб. = 51 тыс. руб. * 3,5 м3

Таким образом, расходы на химические реагенты определены Управлением обоснованно и составили:

1 257,783 тыс. руб. = 163,2 тыс. руб. + 138,983 тыс. руб. + 777,1 тыс. руб. + 178,5 тыс. руб.

Поскольку производство тепловой энергии осуществляется обществом в режиме комбинированной выработки, в соответствии с пунктами 102-104 Методических указаний при определении расходов, относимых на производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, произведено распределение косвенных расходов между производством тепловой и электрической энергии пропорционально расходам условного топлива.

Доля расходов, относимых на вид деятельности «производство тепловой энергии» - 0,967675813 определена Управлением в соответствии с вышеприведёнными положениями, как соотношение планируемых объёмов условного топлива на производство тепловой энергии - 56 826,945614 и объёмов условного топлива на производство тепловой и электрической энергии – 58 725,189614.

А расходы на химические реагенты правомерно учтены в необходимой валовой выручке в размере:

1 217,127 тыс. руб. = 1 257,78 тыс. руб. * 0,967675813.

Расходы на материалы на ремонт основных средств (указано обществом как «ремонт оборудования станции») органом регулирования приняты в размере 3 828,65 тыс. руб. исходя из заявленных обществом расходов на ремонт 7 974,24 тыс. руб. Поскольку представленный перечень материалов для текущего ремонта оборудования станции на 2020 год не содержит предусмотренного пунктом 16 Правил регулирования цен экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчёта), Управлением в соответствии с подпунктом «в» пункта 28 Основ ценообразования указанные расходы определены из фактически произведенных расходов АО «Гидромаш-Групп» в предыдущем периоде регулирования – 2018 году (3 668,862 тыс. руб.) с учетом инфляции и доли расходов, относимых на вид деятельности «производство тепловой энергии» (0,967675813):

3 828,65 тыс. руб. = 3 668,862 тыс. руб. * 104,7% * 103,0% * 0,967675813.

Доводы представителя административного истца о необходимости общества иметь в наличии материально-технические ресурсы, расходные материалы и инструменты для надлежащей работы тепловых сетей, а также на нормативные правовые акты, регламентирующие срок эксплуатации объектов теплоснабжающих предприятий, не могут быть приняты во внимание, поскольку не освобождают заявителя от обязанности по представлению доказательств экономической обоснованности предлагаемых расчётов (пункт 22 Правил регулирования цен).

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, АО «Гидромаш-Групп» указало на необоснованное занижение необходимой валовой выручки по статье «работы и услуги производственного характера», в рамках которой не согласилось с определением расходов на транспортные услуги, капитальный и текущий ремонт подрядным способом, услуги по испытанию и поверке приборов, проведение высоковольтных испытаний МУП «Горэлектросеть», вывоз и утилизацию отходов.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяются исходя из плановых (расчётных) значений цен и экономически обоснованных объёмов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями.

Судом установлено, что заявляя расходы на транспортные услуги в размере 3 839,86 тыс. руб., АО «Гидромаш-Групп» в обоснование количества необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности машин и механизмов представило расчёт расходов на 2020 год (т. 3 л.д. 95), карточки счетов 25 и 26 (т. 3 л.д. 96-108), путевые листы (т. 12 л.д. 2-53, 55-69, 71-79, 81-89, 91-101, 103-112, 114-124, 126-136, 138-149, 151-162, 164-174, 176-185, 187-199), договоры на оказание транспортных услуг с ИП Молочников А.В. от 30 апреля 2019 года № 3/2019 и от 31 мая 2019 года № 3/2019 (т. 3 л.д. 109-114).

Указанный выше расчёт произведен обществом вопреки положениям пункта 16 Правил регулирования, так как не содержит экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчёта), в том числе: не указаны предполагаемые маршруты движения и их обоснование, виды предполагаемых к использованию транспортных средств и время его использования. Расчёт нормативного количества машин и механизмов АО «Гидромаш-Групп» не представлен; имеющиеся в материалах тарифного дела путевые листы не предусматривают конкретного маршрута движения транспортных средств, что не позволяет установить цели их использования, производственную необходимость в этом.

Договоры на оказание транспортных услуг с ИП Молочников А.В. от 30 апреля 2019 года № 3/2019 и от 31 мая 2019 года № 3/2019 не распространяют своё действие на период регулирования, поскольку срок их окончания – 31 мая 2019 года и 30 июня 2019 года – соответственно; договоры не содержат перечня автотранспорта, объёма и места оказания услуг.

В силу пункта 30 Методических указаний расходы на выполнение работ и услуг производственного характера и иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями или индивидуальными предпринимателями, в случае если они могут быть выполнены хозяйственным способом, определяются с учётом предоставленной регулируемой организацией сметы с приложением расшифровки каждой статьи такой сметы, составленной в соответствии с требованиями, установленными настоящими Методическими указаниями для соответствующей составляющей расходов.

Поскольку смета на оказание транспортных услуг хозяйственным способом не представлена, Управлением обоснованно сделан вывод о том, что экономическая обоснованность не подтверждена, в связи с чем следует признать, что действия Управления по исключению из необходимой валовой выручки общества расходов на транспортные услуги в размере 3 839,86 тыс. руб., являются правильными.

Как следует из экспертного заключения, расходы по статье «ремонт основных средств» заявлены АО «Гидромаш-Групп» в размере 13 092,86 тыс. руб. Управлением приняты расходы по данной статье в соответствии с подпунктом «в» пункта 28 Основ ценообразования исходя из фактических экономически обоснованных затрат на указанные цели в предыдущем периоде регулирования – 2018 году (7 321,22 тыс. руб.) с учётом инфляции и доли расходов, относимых на вид деятельности «производство тепловой энергии» (0,967675813):

7 640,07 тыс. руб. = 7 321,22 тыс. руб. * 104,7% * 103,0% * 0,967675813.

Суд соглашается с обоснованностью данного подсчёта, поскольку заявляя указанные выше расходы, АО «Гидромаш-Групп», вопреки положениям пункта 3.16 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утверждённой постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 года № 15/1, согласно которым локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общепосадочным работам на основе объёмов, определившихся при разработке рабочей документации, не была представлена рабочая документация на проведение ремонтных работ, что не позволяет оценить экономическую обоснованность планируемых объёмов работ; представленные локальные сметы не содержат указания на вид применяемых сметных нормативов (т. 3 л.д. 218-220, 221-225), что не позволило оценить правильность определения стоимости планируемых работ; в акте общего технического осмотра зданий и сооружений главного корпуса отсутствует указание на конкретные дефекты, подлежащие устранению, а также подпись проверившего его лица (т. 3 л.д. 228-234).

При уменьшении заявленных АО «Гидромаш-Групп» расходов по статье «услуги по испытанию и поверке приборов» в сумме 737,56 тыс. руб., Управление исходило из того, что представленные обществом графики поверки средств измерения, на основании которых сформированы указанные выше расходы, не соответствуют рекомендуемым предельным значениям интервалов между поверками средств измерений, утверждённым приказом Росстандарта от 2 июля 2019 года № 1502.

Так, представленными графиками поверки средств измерения предусмотрена периодичность поверки трансформаторов тока ТЛП-10 - 1 раз в 4 года, амперметров и пирометров инфракрасных – 1 раз в год (т. 3 л.д. 57-58), в то время как согласно указанному выше приказу Росстандарта установлена периодичность поверки трансформаторов тока ТЛП-10 - 1 раз в 8 лет, амперметров и пирометров инфракрасных – 1 раз в 2 года. Кроме того, обществом не представлены документы, подтверждающие наличие заявленного количества средств измерения, а также его использование для осуществления регулируемой деятельности.

Поскольку экономическая обоснованность суммы расходов по статье «услуги по испытанию и поверке приборов» не была подтверждена, расходы определены Управлением в соответствии с подпунктом «в» пункта 28 Основ ценообразования исходя из экономически обоснованных затрат организации в предыдущем периоде регулирования – 2018 году (431,06 тыс. руб.) с учётом инфляции, а также доли расходов, относимых на вид деятельности «производство тепловой энергии» (0,967675813):

431,05 тыс. руб. * 104,7% * 103,0% * 0,967675813.

Также следует согласиться с действиями административного ответчика по уменьшению расходов на проведение высоковольтных испытаний, которые заявлены обществом в размере 85,977 тыс. руб. и приняты тарифным органом в размере 83,2 тыс. руб. При этом регулирующий орган обоснованно исходил из представленных АО «Гидромаш-Групп» расчётов и доли расходов, относимых на вид деятельности «производство тепловой энергии» (0,967675813):

83,2 тыс. руб. = 85,977 тыс. руб. * 0,967675813.

Заявленные обществом в составе расходов на работы и услуги производственного характера затраты по статье «вывоз и утилизация отходов» учтены Управлением по статье «расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями», поскольку в силу положений подпункта 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации непосредственно не связаны с производством тепловой энергии, потому не могут быть отнесены к работам и услугам производственного характера.

Поскольку обоснования увеличения в 2020 году затрат по данной статье до 47,564 тыс. руб. относительно фактических расходов за 2018 год - 10,5 тыс. руб., ожидаемых в 2019 году – 14,0 тыс. руб. обществом не представлено, Управление с использованием той же методики расчёта определило расходы исходя из фактических затрат в 2018 году с учётом инфляции и доли расходов, относимых на вид деятельности «производство тепловой энергии» (0,967675813):

10,96 тыс. руб. = 10,5 тыс. руб. * 104,7% * 103,0% * 0,967675813.

Согласно экспертному заключению заявленные АО «Гидромаш-Групп» расходы по статье «оплата труда» в размере 73 854,97 тыс. руб. определены Управлением в размере 53 760,46 тыс. руб. исходя из фактических затрат общества за 2018 год по виду деятельности «Комбинированное производство, менее 25 МВт» с учётом индекса потребительских цен в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

Определяя расходы по указанной статье в заявленном размере, общество исходило из минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда согласно Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утверждённому Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения от 8 декабря 2016 года, численности персонала 154 человек, среднего тарифного коэффициента 2,48 и плановых величин выплат, связанных с режимом работы, и текущего премирования.

В силу пункта 58 Основ ценообразования расходы на оплату труда относятся к операционным расходам.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с Методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчётный период регулирования, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.

Вместе с тем, АО «Гидромаш-Групп» не является участником указанного выше Отраслевого тарифного соглашения, не включено в реестр участников отраслевой системы социального партнёрства, размещённый на официальном сайте Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения. Следовательно, общество не формализовало своё участие в системе социального партнёрства в соответствии со статьёй 24 Трудового кодекса Российской Федерации и разделом 10 указанного выше Отраслевого тарифного соглашения.

Кроме того, обществом не представлено обоснование увеличения числа работников в 2020 году до 154 при достаточном числе персонала 136 единиц в 2018 году.

Таким образом, расчёт расходов, произведённый АО «Гидромаш-Групп», исходя из положений указанного выше Отраслевого тарифного соглашения, участником которого не является, без учёта фактических расходов в предыдущих периодах регулирования, не соответствует требованиям пункта 42 Основ ценообразования, следовательно, расходы в сумме 20 094,51 тыс. руб. правомерно исключены Управлением в связи с отсутствием экономической обоснованности их включения в необходимую валовую выручку общества.

Расчёт произведён исходя из фактического объёма фонда оплаты труда за последний расчётный период регулирования – 2018 год (51 516,83576 тыс. руб.) при численности 136 единиц, с учётом прогнозного индекса потребительских цен и доли расходов, относимых на вид деятельности «производство тепловой энергии» (0,967675813):

53 760,45957 тыс. руб. = 51 516,83576 тыс. руб. * 104,7%* 103,0% * 0,967675813.

При анализе доводов административного истца о необоснованности снижения Управлением расходов по статье «отчисления на социальные нужды» судом установлено следующее.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 62 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя отчисления на социальные нужды.

Данная статья является расчётной и определена в соответствии со статьёй 425 Налогового кодекса Российской Федерации и уведомлением Фонда социального страхования Российской Федерации о размере страховых взносов на обязательное исходя из принятого фонда оплаты труда.

Регулирующим органом расчёт отчислений на социальные нужды произведен с учётом расходов на оплату труда в размере 53 760,45957 тыс. руб. (в составе операционных расходов), тарифа страхового взноса в размере 30%, страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев в размере 0,2%.

В связи с имеющимися разногласиями по статье "расходы на оплату труда" расчёт отчислений на социальные нужды произведён обществом в размере 22 304,20 тыс. руб.

Поскольку суд пришёл к выводу о правильности расчёта фонда оплаты труда, произведённого Управлением (53 760,45957 тыс. руб.) и неправильности представленного обществом, то имеются основания для признания обоснованным расчёта отчислений на социальные нужды, осуществлённого регулирующим органом в размере

16 235,66 тыс. руб. = 53 760,45957 тыс. руб. * 30% * 0,2%.

В соответствии с положениями пункта 73 Основ ценообразования величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается в составе неподконтрольных расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учётом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учёта регулируемой организации.

В силу пункта 29 Методических указаний амортизация основных средств и материальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере бухгалтерского учёта.

Порядок организации бухгалтерского учёта основных средств определён Положением по бухгалтерскому учету "Учёт основных средств" ПБУ 6/01, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждёнными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н (далее - Методические указания № 91н).

Согласно пункту 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости.

На основании пункта 12 Методических указаний № 91н учёт основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учёта основных средств.

При разрешении спора судом установлено, что расчёт амортизационных отчислений произведён органом регулирования на основании инвентарных карточек учёта объектов основных средств, представленных в материалы тарифного дела (1 884,18 тыс. руб.) (т. 2 л.д. 37-145) и доли расходов, относимых на вид деятельности «производство тепловой энергии» (0,967675813):

1 823,28 тыс. руб. = 1 884,18 тыс. руб. * 0,967675813.

Корректировка заявленных обществом расходов в размере 3 306,06 тыс. руб. в сторону уменьшения обоснованно произведена органом регулирования в связи с тем, что в представленный расчёт включены расходы на амортизацию основных средств, введение которых было только запланировано в течение расчётного периода и данными бухгалтерского учёта в соответствии с указанными выше требованиями не подтверждено.

АО «Гидромаш-Групп» по статье «экологические мероприятия» заявлены расходы в сумме 350,53 тыс. руб., в состав которых включены затраты на вывоз и утилизацию отходов и на расчёт нормативов выбросов.

Управлением не приняты ко включению расходы на вывоз и утилизацию отходов, поскольку данные расходы заявлены обществом и учтены Управлением в составе затрат по статье «вывоз и утилизация отходов» на сумму 10,96 тыс. руб., с произведённым расчётом суд согласился. При этом отмечает, что повторное включение одних и тех же расходов в разные статьи затрат не допустимо.

При этом расчёт, подтверждающий иные расходы общества по данной статье, в тарифное дело не предоставлен.

Заявленные административным истцом расходы на расчёт нормативов выбросов исключены Управлением, поскольку вопреки положениям пункта 30 Методических указаний обществом не представлена смета на выполнение работ хозяйственным способом для расходов, предусмотренных подпунктами 8 и 9 пункта 24 данных Методических указаний (расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг) с приложением расшифровки каждой статьи такой сметы, составленной в соответствии с требованиями, установленными настоящими Методическими указаниями для соответствующей составляющей расходов. Следовательно, исключение данных расходов произведено Управлением правомерно.

В обоснование расходов по статье «информационно-консультационные услуги» в сумме 635,48 тыс. руб. и рассчитанных исходя из фактически произведённых затрат в 2018 году, АО «Гидоромаш-Групп» заявило услуги по предоставлению доступа к системе «Консультант-плюс» (170,07142 тыс. руб.), предоставление доступа к 1-С (218,4 тыс. руб.), абонентское обслуживание программных продуктов (240,0 тыс. руб.), предоставление доступа и обслуживание сертификата «КриптоПро CSP» (3,5 тыс. руб.), предоставление статистической информации (11,232 тыс. руб.), предоставление доступа к программе «СБИР ЭО-Базовый» (5,8 тыс. руб.), содержание web сайта 3,0 тыс. руб.), актуализация и изготовление копий НТД (3,5 тыс. руб.) (т. 3 л.д. 172-174).

Вместе с тем, заявленные расходы по договору с ООО «Агентство деловой информации» на предоставление доступа к системе «Консультант-плюс» в сумме 170,07142 тыс. руб. не подтверждены данными бухгалтерской отчетности, поскольку согласно актам оказания информационных услуг их стоимость составила 124,28836 тыс. руб. (т. 7 л.д. 62-76).

Кроме того, Управлением обоснованно исключены из данный статьи затрат заявленные обществом расходы на услуги по абонентскому обслуживанию программных продуктов по договорам с ИП Тарасов А.Е., ИП Цитцеров ИВ. (т. 7 л.д. 96-102), поскольку вопреки положениям пункта 30 Методических указаний не предоставлена смета на выполнение работ хозяйственным способом с приложением расшифровки каждой статьи такой сметы, составленной в соответствии с требованиями, установленными Методическими указаниями для соответствующей составляющей расходов. Также не представлено доказательства выполнения работ по указанным договорам с отличием от функций штатных сотрудников организации.

Таким образом, расходы общества по данной статье определены исходя из расходов на 2018 год - 369,72036 тыс. руб., с учётом прогнозного индекса потребительских цен и доли расходов, относимых на вид деятельности «производство тепловой энергии» (0,967675813):

385,82 тыс. руб. = 369,72036 тыс. руб. * 104,7%* 103,0% * 0,967675813, с чем суд соглашается.

Расходы по статье «охрана труда и техника безопасности» заявлены АО «Гидромаш-Групп» в размере 2 250,49 тыс. руб. и включают в себя расходы на специальную одежду – 1 755,87 тыс. руб., медицинский осмотр, – 196,15 тыс. руб., смывающие и обезоруживающие средства – 244,16 тыс. руб., молоко – 40,95 тыс. руб., зарядку огнетушителей – 13,35 тыс. руб.

При этом представленные обществом расчёты расходов составляют следующие значения: расходы на специальную одежду - 1 759,725 тыс. руб., медицинский осмотр – 195,392 тыс. руб., смывающие и обеззараживающие средства – 244,697 тыс. руб., молоко – 40,793 тыс. руб., зарядку огнетушителей – 12,915 тыс. руб.

Указанные расчёты общества были приняты Управлением, однако их размер уменьшен до 2 180,68 тыс. руб. исходя из доли расходов, относимых на вид деятельности «производство тепловой энергии» (0,967675813), а именно: на специальную одежду - 1 702 тыс. руб. = 1 759,725 тыс. руб. * 0,967675813; на медицинский осмотр - 189,08 тыс. руб. = 195,392 тыс. руб. *0,967675813, смывающие и обеззараживающие средства - 236,79 тыс. руб. = 244,697 тыс. руб.* 0,967675813, молоко - 39,47 тыс. руб. = 40,793 тыс. руб.* 0,967675813, зарядка огнетушителей - 12,50 тыс. руб. = 12,915 тыс. руб. *0,967675813.

Уменьшая заявленные обществом расходы по статье «аренда земли» в сумме 734,41 тыс. руб. до 510,68 тыс. руб., Управление обоснованно приняло во внимание положение пункта 45 Основ ценообразования, согласно которому арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В связи с чем расчёт расходов обоснованно осуществлён Управлением исходя из принципа возмещения арендодателю налога на землю с учётом кадастровой стоимости земельного участка – 35 182 599,79 руб., предусмотренной статьёй 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой ставки в размере 1,5%, а также доли расходов, относимых на вид деятельности «производство тепловой энергии» (0,967675813):

5210,68 тыс. руб. = 35 182,59979 тыс. руб. * 1,5% * 0,967675813.

Пи оценке доводов АО «Гидромаш-Групп» о необоснованности исключения Управлением заявленных расходов по статье «вознаграждение и расходы конкурсного управляющего», судом установлено следующее.

На момент рассмотрения материалов дела об установлении тарифов АО «Гидромаш-Групп» признано несостоятельным (банкротом), в отношении регулируемой организации открыто конкурсное производство, с 12 августа 2019 года конкурсным управляющим утверждён Гильманов Азат Миниасхатович (дело Арбитражного суда Пензенской области № А49-7654/2015).

При подаче заявления об установлении тарифов административным истцом заявлены расходы на вознаграждение конкурсного управляющего АО «Гидромаш-Групп» - руководителя организации в сумме 371,48 тыс. руб.

Согласно пункту 1 статьи 59 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества.

Суд принимает во внимание, что действия конкурсного управляющего направлены на соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника, в связи с чем расходы на вознаграждение деятельности конкурсного управляющего, обеспечение его деятельности, оплату труда не связаны с производственной деятельностью предприятия, подлежащей тарифному регулированию.

Вознаграждение конкурсного управляющего производится не за счёт фонда оплаты труда регулируемой организации, а в силу указанной выше нормы - за счет имущества должника, поэтому включение таких расходов в состав тарифов в целях возмещения потребителями понесённых организацией расходов нарушает принципы тарифного регулирования.

Суд соглашается с исключением регулирующим органом заявленных АО «Гидромаш-Групп» расходов на оплату государственной пошлины в сумме 2 113,22 тыс. руб., а также компенсации за задержку заработной платы в сумме 203,13 тыс. руб., поскольку расчёт и обоснование их не представлены, обоснованность задержек выплаты заработной платы не подтверждена, экономическое обоснование затрат в необходимой валовой выручке отсутствует.

При оценке доводов АО «Гидромаш-Групп» о необоснованности исключения Управлением выпадающего дохода за 2015-2017 годы, суд исходил из следующего.

В соответствии с абзацем 3 пункта 12 Методических указаний если по итогам расчётного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчётности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтённого при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчётности, но не позднее чем на 3-й расчётный период регулирования, в полном объеме.

По смыслу указанной нормы, регулируемая организация может представить в тарифный орган документальное подтверждение выпадающих доходов, выявленных по итогам расчётного периода регулирования. В свою очередь, пункт 12 Методических указаний предписывает тарифному органу учесть выпадающие доходы организации начиная со следующего года после документального подтверждения организацией указанных доходов. При этом в полном объеме выпадающие доходы должны быть учтены тарифным органом не позднее 3 года регулирования.

Рассмотрение пункта 12 Методических указаний в системном единстве с пунктами 13, 15, 51 Основ ценообразования и конкретизирующими их положениями Правил также подтверждает обоснованность вывода о возможности учёта выпадающих доходов только за предыдущий период регулирования.

Так, из анализа положений пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений. В частности, регулируемой организацией представляются копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчётный период регулирования и на последнюю отчётную дату, а также расчёт выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, расчёта расходов и НВВ от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчёта цен (тарифов).

Названные положения прямо ограничивают глубину проверки предложений регулируемой организации в части учёта выпадающих доходов предшествующим расчётным периодом регулирования, под которым для целей регулирования отношений по определению тарифов на тепловую энергию (мощность) в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования понимается период (финансовый год), на который устанавливаются цены (тарифы).

С учётом положений приведённых выше норм заявленные обществом выпадающие доходы за 2015, 2016, 2017 годы при установлении регулируемых тарифов на тепловую энергию на 2020 год не подлежат оценке, а у Управления отсутствовали правовые основания для учёта их в необходимой валовой выручке на 2020 год.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что расчёт тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей АО «Гидромаш-Групп» на 2020 год был осуществлён органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования, Методическими указаниями.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом установлено, что приказ от 12 декабря 2019 года № 138 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО «Гидромаш-Групп» на территории г. Кузнецка Пензенской области на долгосрочный период регулирования 2020-2022 гг.» принят Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в пределах своих полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, учитывая отсутствие доказательств нарушения прав регулируемой организации, оснований для удовлетворения административного иска АО «Гидромаш-Групп» не имеется.

Руководствуясь статьями 175-177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Гидромаш-Групп» о признании недействующими пунктов 2 и 3 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 12 декабря 2019 года № 138 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО «Гидромаш-Групп» на территории г. Кузнецка Пензенской области на долгосрочный период регулирования 2020-2022 гг.» в части утверждения тарифов на первое полугодие 2020 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции через Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 9 сентября 2020 года.

Судья Е.М. Шелахаева