Пензенский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Пензенский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
. Дело №7.1-38 - 2012
Р Е Ш Е Н И Е
2 марта 2012 года г.Пенза
Судья Пензенского областного суда Рыжов В.М. при секретаре судебного заседания Никулиной Н.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление и.о. начальника ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы от 14.12.2011 и решение судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 24.01.2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. ст.15.1 КоАП РФ, в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ведущего специалиста ООО «Э», проживающего по адресу:
установил:
Как указано в решении судьи, 07.12.2011 года должностным лицом Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы на основании поручения и.о. начальника Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы от 01.12.2011 года была проведена проверка порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций при осуществлении денежных расчетов в ООО «Э», расположенном по адресу: . В ходе проверки установлено, что в нарушение п.п. 3, 29 «Порядка ведения кассовых операций», утвержденных решением Совета директоров ЦБ РФ №40 от 22.09.1993 года, в помещении ООО «Э», расположенном по адресу: , отсутствует изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, в офисе организации. Выявленные нарушения были зафиксированы в акте проверки № от 07 декабря 2011 года. По результатам проверки и на основании вышеуказанного акта 07 декабря 2011 года должностным лицом Инспекции был составлен протокол об административном правонарушении в отношении директора ООО «Э» ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ. По рассмотрению протокола 14 декабря 2011 года и.о. начальником Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы было вынесено постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
ФИО1 не согласился с постановлением по делу об административном правонарушении от 14 декабря 2011 года и обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу. Указал, что в акте отсутствуют сведения о наличии у общества свободных денежных средств на момент проверки, а также в проверяемый период. Полагал, что для привлечения его к административной ответственности, как должностного лица, не достаточно только факта или события, квалифицируемого как административное правонарушение, но и должна быть его вина в этом нарушении, однако она не установлена. Не была учтена невозможность оборудования кассы, т.к. помещение арендовано, и согласие арендодателя в соответствии с п. 6.1.6 договора аренды не могло быть получено. Кроме того, в обжалуемом постановлении не приведено доводов, что отсутствие кассы нанесло ущерб интересам государства, общества или иным лицам.
В судебном заседании заявитель ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы ФИО2 возражала против удовлетворения жалобы.
Судья вынес решение, которым постановление и.о. начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы от 14.12.2011 года, согласно которому ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 руб. - оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе на указанное решение ФИО1 просил постановление административного органа и решение судьи отменить в полном объеме по тем основаниям, что протокол об обстоятельствах совершенного правонарушения, оспариваемое постановление не содержат сведений о наличии у общества в проверяемый период свободных денежных средств. Материал проверки не содержит фактических данных о месте, периоде хранения свободных денежных средств и их размере. Кроме того, указал, что Решением Совета директоров ЦБ РФ от 12.10.2011 утверждено Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ №373-П, которое не предусматривает обязанности организаций с 1 января 2012 года иметь специально оборудованные помещения кассы для хранения свободных денежных средств. Сослался на положения ч.ч.2 и 3 ст.1.7 КоАП РФ и ст.54 Конституции РФ, в соответствии с которыми если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (т.е. закону придается обратная сила).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ИФНС РФ по Ленинском у району г.Пензы ФИО2, просившей об отклонении жалобы, пояснившей, что ФИО1 был привлечен к административной ответственности за отсутствие в организации специально оборудованного помещения кассы для хранения свободных денежных средств, нахожу постановление административного органа и решение судьи подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.3 и 29 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением Совета директоров ЦБ РФ от 29.09.1993 за №40, действовавшего в момент проведения проверки и вынесения постановления административного органа, юридические лица обязаны для расчетов наличными деньгами иметь кассу (специально оборудованное помещение).
Из материалов дела видно, что в качестве объективной стороны правонарушения должностному лицу - директору ООО «Э» ФИО1 вменено отсутствие в организации изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств.
Однако, сам по себе факт отсутствия изолированного помещения не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.1 КоАП РФ. Необходимым условием для привлечения должностного лица к административной ответственности являются доказанные факты хранения свободных денежных средств и проведения операций со свободной денежной наличностью, надлежащим образом зафиксированные административным органом в порядке, предусмотренном ст.28.2 КоАП РФ.
Ни акт проверки, ни протокол осмотра помещения, ни протокол об обстоятельствах административного правонарушения, ни оспариваемое постановление не содержат сведений о наличии у Общества свободных денежных средств в поверяемый период, их размере и месте хранения. Инспекцией не доказано, что денежные средства, полученные с использованием ККТ, хранились вне аппарата ККТ.
Проверкой не установлен размер наличных денежных средств с октября по ноябрь 2011 года, т.е. до истечения срока давности привлечения лица к административной ответственности.
В этой связи, у административного органа отсутствовали основания для привлечения должностного лица к административной ответственности за отсутствие кассового помещения.
Кроме того, Указанием Банка России от 13.12.2011 №2750-У Порядок ведения кассовых операций и Положение №14-П от 05.01.98 признаны утратившими силу.
Действующее с 01.01.2012 Положение о порядке ведения кассовых операций от 12.10.2011 за №373-П не предусматривает обязанности организаций иметь изолированные специально оборудованные помещения касс. Место хранения максимально допустимой суммы наличных денежных средств определяется руководителем юридического лица.
В соответствии со ст.54 Конституции РФ и ч.ч.2 и 3 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, имеет обратную силу,, т.е. распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу, и в отношении которого постановление о назначении административного взыскания не исполнено.
Поскольку обязанность по оборудованию юридическими лицами кассового помещения при хранении свободных денежных средств отменена с 01.01.2012, а постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности не исполнено, то подлежит применению нормативный акт, устраняющий ответственность, постановление административного органа, и соответственно, решение судьи в соответствии с п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению.
Руководствуясь ст.ст.24.5, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья облсуда
решил:
постановление и.о. начальника ИФНС РФ по Ленинскому району г.Пензы от 14.12.2011 и решение судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 24.01.2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Судья областного суда В.М. Рыжов