Дело № 2-282/2022 (2-1794/2021)
11RS0004-01-2021-003441-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Продун Е.А.
при секретаре Петуховой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 19 января 2022 г. дело по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск и отпускные выплаты, компенсации при сокращении должности государственной гражданской службы в виде месячного денежного содержания за четыре месяца, процентов за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск и отпускные выплаты, компенсации при сокращении должности государственной гражданской службы в виде месячного денежного содержания за четыре месяца, процентов за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ, компенсации морального вреда, судебных расходов. В обоснование иска указано, что **.**.** истец поступила на государственную гражданскую службу в Межрайонную ИФНС России № 2 по Республике Коми на должность ****. **.**.** была переведена на должность ******.**.** – на должность ******.**.** - на должность ****, **.**.** – на должность ****, **.**.** - на должность **** Уволена **.**.** в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданское службе Российской Федерации». При увольнении ей была начислена компенсация за неиспользованный отпуск в сумме ****. (за 17 дней). В расчет компенсации за неиспользованный отпуск ответчик не включил средства материального стимулирования, выплаченные истцу в июле 2020 года в размере ****., в сентябре 2020 года в размере ****., в ноябре 2020 года в размере **** руб., в декабре 2020 года в размере ****., в апреле 2021 года в размере ****., всего **** Кроме того, выплаченные истцу средства материального стимулирования не были включены ответчиком в расчет среднего заработка при оплате ежегодного оплачиваемого отпуска в декабре 2020 года, январе, марте, июне-июле 2021 года, а также не были учтены при исчислении месячного денежного содержания, выплачиваемого при сокращении должности государственной гражданской службы. Неправомерной невыплатой заработной платы в полном размере истцу был причинен моральный вред в виде нравственных страданий.
Истец ФИО1 просила взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию за неиспользованный отпуск и отпускные выплаты в сумме 33 824 руб.75 коп., компенсацию при сокращении должности государственной гражданской службы в виде месячного денежного содержания за четыре месяца в сумме 46 642 руб., проценты за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ по состоянию на дату вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. Кроме того, истец просила взыскать с ответчика расходы по оплате юридических услуг в размере 3000 руб.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие истца.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности от **.**.**, иск не признала.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит частичному удовлетворению.
Из материалов дела следует, что **.**.**ФИО1 была принята и назначена на государственную гражданскую службу в Межрайонную ИФНС России №... по Республике Коми на должность ****; с **.**.** переведена на должность ****, с **.**.** переведена на должность ****№..., **.**.** - на должность ****№..., с **.**.** переведена на должность ****№..., с **.**.** переведена на должность ****№....
С **.**.** служебный контракт с ФИО1 прекращен (расторгнут) на основании приказа МРИ ФНС № 2 по Республике Коми от **.**.**№....
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В силу п.4 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно ч.1 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст.50 названного Федерального закона).
В соответствии с ч.5 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе» к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовым актами (ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона «О государственной гражданской службе» (в редакции, действовавшей по состоянию на **.**.**) фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ (в редакции, действовавшей на **.**.**)).
В соответствии с ч.3.1 ст.37 Федерального закона «О государственной гражданской службе» в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
Гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 настоящей статьи, помимо компенсации, указанной в части 3.1 настоящей статьи, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа (ч.3.2 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что при увольнении ФИО1 была выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере ****. и денежная компенсация в размере в сумме ****.. за неиспользованные оплачиваемые отпуска в количестве 17 дней.
Из письменного отзыва ответчика и представленных документов следует, что за период работы в Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми истцу предоставлялись отпуска согласно приказам: №... от **.**.** в количестве 15 дней (с **.**.** по **.**.**), №... от **.**.** в количестве 12 дней (с **.**.** по **.**.**), №... от **.**.** в количестве 12 дней (с **.**.** по **.**.**), №... от **.**.** в количестве 23 дней (с **.**.** по **.**.**).
Отпускные выплаты за период с **.**.** по **.**.** были рассчитаны в размере **** исходя из среднедневного заработка **** выплачены **.**.**.
Отпускные выплаты за период с **.**.** по **.**.** были рассчитаны в размере ****. исходя из среднедневного заработка ****., выплачены **.**.** и **.**.**.
Отпускные выплаты за период с **.**.** по **.**.** были рассчитаны в размере ****. исходя из среднедневного заработка **** выплачены **.**.** после удержания налога на доходы физических лиц в сумме ****
Отпускные выплаты за период с **.**.** по **.**.** были рассчитаны в размере ****. исходя из среднедневного заработка **** выплачены **.**.**.
Компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 17 дней была рассчитана в размере ****. исходя из среднедневного заработка ****., выплачена **.**.** после удержания налога на доходы физических лиц в сумме ****
Компенсация четырехмесячного денежного содержания была рассчитана в размере **** исходя из среднедневного заработка ****., выплачена **.**.**.
В судебном заседании установлено, что при расчете указанных денежных компенсаций ответчиком в средний заработок средства материального и дополнительного материального стимулирования, выплаченные в соответствии с приказами от **.**.**№..., от **.**.**№...дсп, от **.**.**№...дсп, от **.**.**№...дсп, от **.**.**№...дсп, от **.**.**№...дсп, от **.**.**№...дсп не включались.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).
Как следует из пункта 2 указанных Правил, согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно пункту 8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Таким образом, Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих установлен исчерпывающий перечень составляющих денежного содержания государственного гражданского служащего, учитываемых при расчете месячного денежного содержания в целях предоставления компенсаций на случай увольнения по сокращению должностей и на период трудоустройства, к которым относятся такие выплаты, как материальное стимулирование и единовременные поощрения.
Согласно п.8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориального органа (органа) федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763).
Из смысла указанных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 «О государственной гражданской службе», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст.51 указанного Федерального закона фонд оплаты труда государственных служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты компенсации четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованные оплачиваемые отпуска.
Согласно расчету истца, проверенному судом, размер невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск и отпускных выплат составляет 33 824 руб.75 коп., в том числе: за период с **.**.** по **.**.** – 7791 руб.15 коп., за период с **.**.** по **.**.** – 5057 руб.40 коп., за период с **.**.** по **.**.** – 5057 руб.40 коп., за период с **.**.** по **.**.** – 9153 руб.31 коп., компенсация за неиспользованный отпуск – 6765 руб.49 коп.; размер невыплаченной компенсации при сокращении должности государственной гражданской службы в виде месячного денежного содержания за четыре месяца – 46 642 руб.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
При этом, отпускные выплаты подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении облагается НДФЛ в полной сумме (п.1 ст.217 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п.4 ст.226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Таким образом, при расчете процентов в соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ с суммы компенсации за неиспользованный отпуск и отпускных выплат подлежит удержанию налог на доходы физических лиц (13%), что стороной истца учтено не было.
Кроме того, истцом допущена ошибка при определении даты начала периода просрочки (расчет процентов за задержку компенсационных выплат должен исчисляться с **.**.**, а не с **.**.**).
Согласно контррасчету ответчика размер подлежащих взысканию с ответчика процентов в соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ за задержку выплаты отпускных выплат подлежит исчислению за период с **.**.** по **.**.** с суммы 7791 руб.30 коп., за период с **.**.** по **.**.** – с суммы 5057 руб.40 коп., за период с **.**.** по **.**.** – с суммы 4399 руб.40 коп., за период с **.**.** по **.**.** – с суммы 9153 руб.31 коп.; за задержку выплаты компенсации четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск за период с **.**.** по **.**.** – с суммы 52 528 руб.49 коп. (5886,49+46 642) и составляет 8188 руб.86 коп. (л.д.155).
Указанный расчет судом проверен и принимается, поскольку произведен верно.
Таким образом, с ответчика в пользу истца полежат взысканию проценты в соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ в размере 8188 руб.86 коп.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда в размере 5000 руб.
Согласно статье 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.
На основании изложенного, учитывая фактические обстоятельства дела, принимая во внимание установленный факт нарушений ответчиком трудовых прав истца, продолжительность указанных нарушений, учитывая степень нравственных страданий истца, связанных с этим, а также требование разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу ФИО1 денежной компенсации морального вреда в размере 3000 руб.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе относятся расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из представленных суду документов следует, что в связи с обращением в суд с настоящим иском ФИО1 произвела расходы на оплату услуг представителя А в сумме 3000 руб. Данные расходы подтверждаются договором оказания юридических услуг б/н от **.**.** (л.д.199), чеком №... от **.**.** (л.д.34) и включают в себя подготовку искового заявления.
С учетом обстоятельств дела, степени сложности дела, разумности пределов возмещения расходов, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца 3000 руб. в возмещение расходов на оплату юридических услуг.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми в пользу ФИО1 компенсацию за неиспользованный отпуск и отпускные выплаты в сумме 33 824 рубля 75 копеек (Тридцать три тысячи восемьсот двадцать четыре рубля 75 копеек), компенсацию при сокращении должности государственной гражданской службы в виде месячного денежного содержания за четыре месяца в сумме 46 642 рубля (Сорок шесть тысяч шестьсот сорок два рубля), проценты за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ по состоянию на **.**.** в сумме 8188 рублей 86 копеек (Восемь тысяч сто восемьдесят восемь рублей 86 копеек), компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей (Три тысячи рублей) и расходы по оплате услуг представителя в размере 3000 рублей (Три тысячи рублей).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Продун
Мотивированное решение составлено 26 января 2022 г.