НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Печорского городского суда (Республика Коми) от 15.11.2010 № 2-2712

                                                                                    Печорский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Печорский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2712/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шахтаровой С.Н.

при секретаре Сапегиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 15 ноября 2010 года дело по заявлению Истца к Мандрыкиной С.И. о взыскании задолженности по налогам, пени, налоговых санкций в сумме ****,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности по налогам, пени, налоговых санкций в сумме ****, указывая, что **.**.** решением единственного учредителя №... Мандрыкиной С.И. было создано ООО «****». **.**.** единственным учредителем общества принято решение №... о ликвидации ООО «****». Ликвидатором назначена Мандрыкина С.И. Решением единственного учредителя от **.**.** утвержден промежуточный баланс ООО «****», согласно которому основные средства, иные активы, дебиторская или кредиторская задолженность отсутствуют.

В связи с ликвидацией организации Истцом проведена выездная налоговая проверка ООО «****», по результатам которой вынесено решение №... от **.**.** о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Проверкой установлена неуплата обществом налогов в общей сумме **** руб., начислены пени в сумме **** руб. и налоговые санкции в сумме **** руб. Указанное решение вступило в законную силу **.**.**. Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от **.**.** №..., вынесенное на основании ст. 69 НК РФ, налогоплательщиком не исполнено. По состоянию на **.**.** задолженность ООО «****» перед бюджетом составила ****. Имущество, достаточное для погашения задолженности по налогам, пени, санкциям, у ООО «****» отсутствует.

По состоянию на **.**.** (3 месяца с даты окончания срока для добровольной уплаты налогов по требованию) ООО «****» обладало всеми признаками неспособности удовлетворения требований Истца по обязательным платежам. Поэтому на основании п.3 ст. 9 Федерального закона от **.**.** № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) ликвидатор ООО «****» Мандрыкина С.И. обязана была обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом не позднее **.**.**. В соответствии с п.2 ст.10 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в Арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона. Поэтому ответчик должна быть привлечена к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО «****» и соответствующая сумма задолженности ООО «****» по налогам, пени, штрафам, должна быть взыскана с ответчика. Просит взыскать с ответчика задолженность по налогам, пени, налоговым санкциям в сумме ****. (ст.49 НК РФ, ст.56 ГК РФ, п.2 ст.10 и п.2 ст.226 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В судебном заседании представитель истца Молданова Л.В. на иске настаивала.

Ответчик иск не признала.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что **.**.** решением единственного учредителя №... Мандрыкиной С.И. было создано ООО «****» с возложением обязанности регистрации общества и получения документов лично на Мандрыкину С.И. (л.д.9).

**.**.** Истцом принято решение №... о государственной регистрации ООО «****» (л.д.11).

**.**.** единственным учредителем общества принято решение №... о ликвидации ООО «****» и о назначении ликвидатором Мандрыкиной С.И. (л.д.12).

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц №... от **.**.** следует, что ООО «****» является действующим юридическим лицом, находится в стадии ликвидации (л.д.47-49).

Решением единственного учредителя от **.**.** утвержден промежуточный баланс ООО «****», согласно которому основные средства, иные активы, дебиторская и кредиторская задолженность отсутствуют (л.д.13-14).

Вместе с тем, согласно справке №... о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на **.**.** у ООО «****» числится переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме **** руб.; задолженность по штрафу по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме ****.; переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в региональный бюджет, в сумме **** руб.; задолженность по штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет, в сумме ****; переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме * руб.; задолженность по штрафу по налогу на добавленную стоимость в сумме **** руб.; задолженность по пени по налогу на имущество организаций в сумме * руб.; задолженность по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме ****; задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме ** коп.; задолженность по пене по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме ****; переплата по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме ****; задолженность по пене по единому социальному страхованию, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме ****. (л.д.15-16).

В связи с ликвидацией организации Истцом проведена выездная налоговая проверка ООО «****» по вопросам правильности и своевременности уплаты налогов и сборов за период с **.**.** по **.**.**, по результатам которой вынесено решение №... от **.**.** о привлечении ООО «****» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Проверкой установлена неуплата обществом налогов в общей сумме **** руб., в том числе: налога на добавленную стоимость в сумме **** руб., налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме **** руб., налога на прибыль организаций, зачисляемого в региональный бюджет, в сумме **** руб. Начислены соответствующие пени в сумме **** руб. и налоговые санкции в сумме ****. (л.д.21-34).

Решение №... от **.**.** вступило в законную силу **.**.** (по истечении 10 рабочих дней).

**.**.** в адрес ООО «****» направлено требование об уплате налога, пени, штрафа №..., предложено погасить указанную задолженность в срок до **.**.** (л.д.35-37).

До настоящего времени указанное требование налогоплательщиком не исполнено.

По состоянию на **.**.** задолженность по налогам, пеням, штрафам составляет ****.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

В соответствии со ст. 65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

Таким образом, юридическое лицо может быть ликвидировано либо в общем порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, если его имущества достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, либо в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности (банкротстве), если его имущества недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) под недостаточностью имущества понимается превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника, а под неплатежеспособностью - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.

Согласно п. 2 ст.3 Закона юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Из промежуточного баланса ООО «****» от **.**.** следует, что денежные средства и (или) иное имущество у ООО «****» отсутствуют.

В то же время выездной налоговой проверкой была установлена неуплата налогов ООО «****» за период с **.**.** по **.**.** в общей сумме **** руб.

Кроме того, судом установлено, что приговором Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** Полев Е.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.199 ч.2 п. «б», 199 ч.2 п. «б», 199 ч. 2 п. «б», 199 ч.1 УК РФ, а именно за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации путем непредоставления налоговой декларации и иных документов, предоставление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, и путем включения в налоговую декларацию и такие документы заведомо ложных сведений, совершенные в особо крупном размере.

В приговоре суда указано, что Полев Е.В., являясь на основании приказа №... от **.**.** директором ООО «****», в нарушение ст. 57 Конституции РФ незаконно, из корыстных побуждений, умышленно, с целью уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, в период с **.**.** по **.**.** представлял Истцу налоговые декларации, содержащие заведомо ложные сведения по отдельным видам налогов, а также не представлял налоговые декларации по отдельным видам налогов, тем самым, в вышеуказанный период, умышленно уклонился от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организации на общую сумму **** рубля, то есть в особо крупном размере (л.д. 84-89 дела №..., Т.11).

Приговор вступил в законную силу **.**.**.

Таким образом, после принятия решения о ликвидации ООО «****» (**.**.**), у ликвидируемого общества стоимость имущества была недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

По состоянию на **.**.** (3 месяца с даты окончания срока для добровольной уплаты налогов по требованию) ООО «****» также обладало всеми признаками неспособности удовлетворения требований Истца по обязательным платежам.

В соответствии с п.3 ст.9 Закона в случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.

Согласно п.1 ст. 224 Закона в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п.2 ст.224 Закона).

Таким образом, применительно к ликвидируемому должнику, критерием необходимости обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника является недостаточность стоимости имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.

Указанные положения закона направлены на обеспечение интересов учредителей юридического лица – скорейшую ликвидацию должника в условиях неудовлетворения требований кредиторов. Нарушение требований об обращении в суд при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого должника для удовлетворения требований всех кредиторов недопустимо, поскольку может явиться основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Согласно ч. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Следовательно, с момента назначения ликвидатора на него возлагается обязанность по обращению в суд с заявлением о признании должника банкротом.

**.**.** в адрес председателя ликвидатора ООО «****» Мандрыкиной С.И. Истцом было направлено сообщение о том, что в случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в Арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо указанных признаков, и разъяснено, что в случае невыполнения указанной обязанности, на нее может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам ООО «****». Мандрыкиной С.И. предложено в срок до **.**.** письменно сообщить в адрес Истца о принятом решении (л.д.42).

Установлено, что в предусмотренные законом сроки ликвидатором ООО «****» Мандрыкиной С.И. заявление в Арбитражный суд о признании ООО «****» банкротом не направлялось.

В соответствии с п.2 ст.10 Закона нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 ст. 226 Закона предусмотрено, что собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие нарушение требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 224 настоящего Федерального закона, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника.

Поскольку ответчик, являясь ликвидатором ООО «****», при недостаточности стоимости имущества должника для удовлетворения требований кредиторов, в отношении которого принято решение о ликвидации, не выполнил свою обязанность по обращению в установленные законом сроки в Арбитражный суд с заявлением о признании ООО «****» банкротом, на него может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам основного должника.

Доводы ответчика о том, что она не может нести субсидиарную ответственность, поскольку предъявляемые требования возникли по обязательствам, возникшим до принятия решения о ликвидации, и выявлены в ходе в ходе процедуры ликвидации, поэтому ответственность должно нести общество и ее директор Полев Е.В., не могут быть приняты во внимание.

Ответчиком не оспаривается сумма подлежащих к уплате ООО «****» обязательных платежей и недостаточность имущества ООО «****» для удовлетворения требований Истца. Анализ п.3 ст. 9 и п.2 ст. 10 Закона не позволяет сделать вывод об освобождении ответчика от субсидиарной ответственности по обязательствам ООО «****» по уплате обязательных платежей за период с **.**.** по **.**.**, поскольку ответчик привлекается к субсидиарной ответственности на основании п.2 ст.226 Закона по неудовлетворенным требованиям кредитора по уплате обязательных платежей должника.

Положения статей 224-226 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» являются специальными нормами права, устанавливающими особенности банкротства ликвидируемого должника.

Доводы ответчика о том, что к субсидиарной ответственности должен быть привлечен Полев Е.В., судом также не принимаются, поскольку обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 224 Закона, обнаружены после назначения ликвидатора юридического лица (п.3 ст.224 Закона).

Неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд о признании банкротом свидетельствует о том, что ликвидация должника не проводится в соответствии с законом, налоговые требования не могут считаться погашенными, и на лиц, ответственных за неисполнение обязанности по направлению заявления в арбитражный суд, может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам ликвидируемого юридического лица.

Поэтому исковые требования Истца о взыскании с ответчика задолженности по налогам, пени, налоговых санкций в сумме **** подлежат удовлетворению.

Доводы истца о возможности возложения на ответчика субсидиарной ответственности по обязательствам ООО «****» на основании ч.3 ст. 56 ГПК РФ, ч. 2 ст. 49 НК РФ и п.4 ст.10 Закона о банкротстве судом не принимаются.

В соответствии с частью 2 пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса РФ если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Таким образом, на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом).

До настоящего времени ООО «****» несостоятельным (банкротом) не признано.

С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района «****» в сумме **** (**** рублей плюс ** процента суммы, превышающей **** рублей, но не более **** рублей).

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Мандрыкиной С.И. задолженность по налогам, пени, налоговые санкции в сумме ****.

Взыскать с Мандрыкиной С.И. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «****» в сумме ****.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: С.Н.Шахтарова

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2010 года.