НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Печорского городского суда (Республика Коми) от 13.04.2022 № 2-822/2022

№ 2-822/2022

11RS0004-01-2022-000786-66

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

в составе судьи Порохиной О.Г.

при секретаре судебного заседания Крошкиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 13 апреля 2022 года дело по иску Луценко Д.Л. к Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми о взыскании недоплаченной компенсации при сокращении должности государственной гражданской службы, компенсации морального вреда, процентов по ст. 236 ТК РФ, судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Луценко Д.Л. обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании выплат, недополученных при увольнении по сокращению численности штата, процентов по ст. 236 ТК РФ, денежной компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что работала в Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми. 05.07.2021 была уволена в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданское службе Российской Федерации». При увольнении истцу была выплачена компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца, что составило 170 330,24 руб. без учета средств выплаченного материального стимулирования при исчислении месячного денежного содержания, выплачиваемого при сокращении должности государственной гражданской службы. Следовательно, компенсация подлежала выплате в сумме 234 509,24 руб., из которых, истцу не выплачено 64 179,00 руб. Решением Печорского городского суда по делу №... в пользу истца была взыскана с Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми компенсация при сокращении должности за 4 месяца со дня увольнения исходя из месячного денежного содержания в размере 58627,31 руб. (42582,56 руб.+16044,75 руб.). В последующем ей была произведена выплата за 5-й и 6-й месяц со дня увольнения в размере 42 582, 56 руб. за каждый месяц, вновь без учета выплаченных сумм материального стимулирования, сумма недоплаты составила 32089, 5 руб.

Луценко Д.Л. просит суд взыскать с Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми компенсацию при сокращении должности государственной гражданской службы в виде месячного денежного содержания за 5-й и 6-й месяцы в сумме 32089, 5 руб., проценты за задержку выплаты компенсации при сокращении за 5-й и 6-й месяцы в соответствии со ст.236 ТК РФ по состоянию на дату вынесения решения, компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб., судебные расходы на оплату юридических услуг в сумме 3 000руб.

Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца, извещенной о времени и месте рассмотрения дела, просившей о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика исковые требования не признала.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Луценко Д.Л. **.**.** поступила на государственную гражданскую службу в Межрайонную ИФНС России № 2 по Республике Коми в должности ****.

24.11.2017 с истцом был заключен служебный контракт №..., согласно которого Луценко Д.Л. обязалась исполнять обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации по должности ****.

26.04.2019 на основании дополнительного соглашения №... к служебному контракту от **.**.**№... была переведена на должность ****.

На основании приказа Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми от 16.06.2021 №01-06/63 «О прекращении (расторжении) служебного контракта с работниками (увольнении, освобождении от должности) с Луценко Д.Л. был прекращен (расторгнут) служебный контракт с 05.07.2021 в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).

При увольнении Луценко Д.Л. была выплачена денежная компенсация в сумме 170330,24 руб., что составляет четырехмесячное денежное содержание в соответствии с п. 1.3. части 3 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Из представленных в материалы дела документов по расчету денежных средств, подлежащих выплате Луценко Д.Л. при увольнении, следует, что при расчете вышеприведенных денежных компенсаций Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми в средний заработок средства материального стимулирования, выплаченные в соответствии с приказами от **.**.**№..., **.**.**№..., **.**.**№..., **.**.**№..., **.**.**№..., №..., от **.**.**№... не включались.

Согласно ч.1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданское службе Российской Федерации» (далее - Закон) установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Закона).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст. 50 Закона).

В соответствии с ч.10 ст.50 Закона предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовым актами.

В силу ч. 1 ст. 51 Закона фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 настоящей статьи, помимо компенсации, указанной в части 3.1 настоящей статьи, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа (п.3.1, 3.2 ст.37 Закона).

Суд приходит к выводу, что выплаченные истцу в период трудовых отношений с ответчиком средства материального стимулирования относятся к дополнительным выплатам, которые включаются в состав денежного содержания гражданского служащего территориальных органов Федеральной налоговой службы, следовательно, подлежат учету при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года №562 (далее - Правила).

Пунктом 1 указанных Правил установлено, что они определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего (далее – гражданский служащий) при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (подпункт «д»).Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных Правил, согласно абз. 1 которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Согласно абзацу 1 пункта 8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

Таким образом, Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих установлен исчерпывающий перечень составляющих денежного содержания государственного гражданского служащего, учитываемых при расчете месячного денежного содержания в целях предоставления компенсаций на случай увольнения по сокращению должностей и на период трудоустройства, к которым относятся такие выплаты, как материальное стимулирование и единовременные поощрения.

В силу п.8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориального органа (органа) федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст.51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда государственных служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу в период с июля 2020 года по июнь 2021 года материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты компенсации при сокращении должности за 5-й и 6-й месяц.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014г. № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.6 и 8 Правил № 562 исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от06.09.2007г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7.

Луценко Д.Л. заявление о выплате компенсации за 5 месяц со дня увольнения с решением ГУ РК «Центр занятости населения города Печора» от **.**.**№... было представлено в инспекцию **.**.**, приказ о выплате принят **.**.**, перечисление было произведено **.**.** в размере 42682,56 руб.

Заявление о выплате компенсации за 6 месяц со дня увольнения с решением ГУ РК «Центр занятости населения города Печора» от **.**.**№... было представлено в инспекцию **.**.**, приказ о выплате принят **.**.**, перечисление было произведено **.**.** в размере 42682,56 руб.

Из представленного в материалы дела расчета ежемесячное денежное содержание истца без учета средств материального стимулирования составило 42582,56 руб. С учетом материального стимулирования размер месячного денежного содержания должен составлять 58627,31 (42582,56+16044,75). Подлежащая выплате компенсация за 5-й и 6-й месяц должна составить 32 089 руб. (16044,75 руб.*2).

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за 5-й и 6-й месяц в размере 32 089 рублей.

В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Суд соглашается с расчетом компенсации по ст.236 ТК РФ, представленной ответчиком относительно порядка исчисления периодов просрочки положенных истцу выплат, находит его арифметически верным. Таким образом, в пользу Луценко Д.Л. с ответчика также полежат взысканию проценты по ст. 236 ТК РФ за период с 18.12.2021 по 13.04.2022 в сумме 2971, 48 руб.

Истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.

Согласно статье 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Таким образом, с учетом обстоятельств дела, исходя из требований разумности и справедливости, учитывая, что ответчиком были нарушены трудовые права истца, суд приходит к выводу об обоснованности взыскания компенсации морального вреда в пользу истца в размере 3000 рублей.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из материалов дела усматривается, что Луценко Д.Л. по настоящему делу воспользовалась юридическими услугами ИП Хаёрова А.А., который на основании договора об оказании юридических услуг от 10.03.2022, оказывал истцу юридические услуги.

Хаёров А.А. составлял исковое заявление, производил расчеты сумм, подлежащих взысканию. Размер вознаграждения за данную услугу составил 3 000 рублей.

Согласно чеку №... от **.**.**, представленному в материалы дела, истец уплатила ИП Хаёрову А.А. за оказание юридических услуг сумму 3 000 руб.

Исходя из объема оказанных услуг и категории дела, его сложности, принципа разумности и справедливости, учитывая, что заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате юридических услуг Хаёрова А.А. в размере 3 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми в пользу Луценко Д.Л. недоплаченную компенсацию при сокращении должности государственной гражданской службы в виде месячного денежного содержания за 5-й и 6-й месяцы в размере 32 089, 5 руб., проценты за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ в размере 2971,48 руб., компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., судебные расходы в размере 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.Г. Порохина